ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А03-14742/2021 от 08.09.2022 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А03-14742/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 15 сентября 2022 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Киричёк Ю.Н.

судей Дружининой Ю.Ф.

Шабановой Г.А.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Бийска на решение от 23.03.2022 Арбитражного суда Алтайского края (судья Куличкова Л.Г.)
и постановление от 30.06.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Кривошеина С.В., Хайкина С.Н.) по делу № А03-14742/2021 по заявлениям Администрации города Бийска (659306, Алтайский край, город Бийск, улица Владимира Ленина, дом 250, ИНН 2204001327, ОГРН 1022200567212) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю (656006, Алтайский край, город Барнаул, улица Взлетная, дом 2И, ИНН 2225066170, ОГРН 1042202279866) о признании предписаний от 09.07.2021 № 185/1/80 и от 29.10.2021 № 274/1/139 недействительными в части.

Суд установил:

Администрация города Бийска (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд Алтайского края с заявлениями к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю (далее - управление, административный орган) о признании предписаний от 09.07.2021 № 185/1/80
и от 29.10.2021 № 274/1/139 недействительными в части.

Определением от 10.03.2022 Арбитражного суда Алтайского края дела, возбужденные на основании указанных заявлений, объединены в одно производство для их совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен № А03-14742/2021.

Решением от 23.03.2022 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 30.06.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда,
в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, администрация просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

По мнению подателя кассационной жалобы, при вынесении оспариваемых актов судами были неверно применены положения Правил противопожарного режима
в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 (далее – Правила № 1479); административный орган не доказал, что имеющийся в селе запас воды недостаточен для целей пожаротушения; на администрацию незаконно возложена обязанность по уборке земельных участков, имеющих владельцев; указанные в пунктах 5 предписаний нарушения отсутствуют, поскольку СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденные постановлением Государственного строительного комитета СССР от 16.05.1989 № 78 (далее - СНиП 2.07.01-89), на момент выдачи предписания утратили силу; судами не дана оценка доказательствам, подтверждающим возведение объектов защиты до введения в действие СНиП 2.07.01-89; в пункте 5 предписаний не указаны конкретные адреса домов, объекты защиты не индивидуализированы; объектами защиты являются жилые дома, находящиеся в частной собственности граждан; оспариваемые предписания является неисполнимыми.

В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

Проверив в порядке статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных
в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, во исполнение распоряжения от 24.06.2021 № 185, статьи 6 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ) административным органов в отношении администрации была проведена проверка, по результатам которой администрации было выдано предписание от 09.06.2021 № 185/1/80 об устранении выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности, в том числе:

- на территории сел Жаворонково, Одинцовка, Фоминское для целей пожаротушения не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года из естественных видоисточников (р. Обь, р.Чугунайка, р. Чемровка) (пункт 1);

- на территории города Бийска по адресам: улица Краснооктябрьская, 43, переулок Веселый, 46, овраг с северной стороны КГБУЗ «ЦГБ г. Бийск» по улице Садовая, 210, улица Мерлина, улица Трофимова, район трамвайного моста со стороны ГСК, устроены свалки горючих отходов (пункт 2);

- на территории города Бийска по адресам: улица Граничная, 1, 2, 3, улица Льнокомбинат, 33, 34, 35, 40, 43, 45, улица Максима Горького, 113, восточнее земельного участка с кадастровым номером 22:65:014101:253 не производится уборка мусора и покос травы (пункт 3);

- допущены противопожарные расстояния менее 50 метров до границ застройки по улицам Александра Пушкина, Михаила Лермонтова и менее 15 метров до границ
с одно -, двухэтажной индивидуальной застройкой по улицам Лесная поляна, Ягодная, Раздольная, Виссариона Белинского, Ивана Тургенева до лесных насаждений
в лесничествах (лесопарках) расположенных на территории города Бийска (пункт 5).

В связи с истечением срока исполнения предписания от 09.06.2021 № 185/1/80 управлением в соответствии с распоряжением от 13.10.2021 № 274 в отношении администрации проведена выездная проверка, по результатам которой было выдано предписание от 29.10.2021 № 274/1/139 об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, в том числе:

- на территории сел Жаворонково, Одинцовка, Фоминское для целей пожаротушения не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года из естественных водоисточников. (р.Обь, р.Чугонайка, р.Чемровка) (пункт 1);

- на территории города Бийска по адресам: улица Краснооктябрьская, 43, переулок Веселый, 46, овраг с северной стороны КГБУЗ «ЦГБ г. Бийск» по улице Садовая, 210, улица Мерлина, улица Трофимова, район трамвайного моста со стороны ГСК, устроены свалки горючих отходов (пункт 2);

- на территории города Бийска по адресам: улица Граничная, 1, 2, 3, улица Льнокомбинат, 33, 34, 35, 40, 43, 45, улица Максима Горького, 113, восточнее земельного участка с кадастровым номером 22:65:014101:253, не производится уборка мусора и покос травы (пункт 3);

- допущены противопожарные расстояния менее 50 метров до границ застройки
по улицам Александра Пушкина, Михаила Лермонтова и менее 15 метров до границ
с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой по улицам Лесная поляна, Ягодная, Раздольная, Виссариона Белинского, Ивана Тургенева до лесных насаждений
в лесничествах (лесопарках) расположенных на территории города Бийска (пункт 5).

Не согласившись с предписаниями от 09.07.2021 № 185/1/80 (пункт 1 в части устройства подъездов с площадками с твердым покрытием размерами 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года из реки Чемровка; пункт 5 полностью) и от 29.10.2021 № 274/1/139 (пункт 1 в части устройства подъездов
с площадками с твердым покрытием размерами 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года из реки Чемровка; пункт 2 в части
улиц Мерлина, Трофимова, район трамвайного моста со стороны ГСК города Бийска; пункт 3 в части улицы Граничной, 1, 2, 3, улицы Максима Горького, 113; пункт 5 полностью), администрация обратилась в арбитражный суд с заявлениями.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что предписания в оспариваемых частях соответствуют требованиям законодательства и не нарушают права и законные интересы администрации.

Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.

В соответствии со статьей 6 Закона № 69-ФЗ должностные лица органов государственного пожарного надзора вправе выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты.

В силу положений пункта 9 части 1 статьи 14, пункта 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 4 статьи 6, статьи 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений; далее - Закон № 123-ФЗ), статей 3, 19 Закона № 69-ФЗ на органы местного самоуправления поселений и городских округов возложены обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов.

Согласно части 1 статьи 6 Закона № 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Законом № 123-ФЗ; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон
№ 184-ФЗ), и нормативными документами по пожарной безопасности.

В силу статьи 20 Закона № 69-ФЗ, частей 2 и 3 статьи 4 Закона № 123-ФЗ
к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).

Согласно пунктам 1 оспариваемых предписаний в нарушение пункта 75 Правил
№ 1479 на территории сел Жаворонково, Одинцовка, Фоминское для целей пожаротушения не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года из естественных водоисточников (реки Обь, Чугунайка, Чемровка).

Пунктом 75 Правил № 1479 установлено, что органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Закона № 69-ФЗ.

При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.

Таким образом, судами сделан верный вывод о том, что в целях применения положений пункта 75 Правил № 1479 расстояние необходимо измерять не от ближайшего здания, сооружения, расположенного на территории населенного пункта, а от границы населенного пункта. При этом наличие или отсутствие дороги к этому водоисточнику не является основанием для неисполнения требования норм, так как данный пункт правил предписывает устройство не только площадок, но и подъездов к ним.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что максимальный радиус обслуживания имеющихся на территории села Жаворонково водоисточников не позволяет обеспечить наружным противопожарным водоснабжением все объекты защиты, расположенные на территории указанного населенного пункта,
в связи с чем необходимо использовать естественные водоисточники; река Чемровка соответствует требованиям, указанным в пункте 75 Правил № 1479; расчеты администрации относительно обеспеченности села Жаворонково объемом воды, требуемым для пожаротушения, были предметом оценки в рамках дела № А03-9537/2020 Арбитражного суда Алтайского края, и отклонены как несоответствующие действительности.

Таким образом, судами сделан обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения требования общества в части признания недействительными пунктов 1 оспариваемых предписаний.

Согласно пунктам 2, 3 предписаний в нарушение пунктов 69 Правил № 1479
на территории города Бийска по адресам: улица Краснооктябрьская, 43; переулок Веселый, 46; овраг с северной стороны КГБУЗ «ЦГБ г. Бийск» по улице Садовая, 210, улица Мерлина, улица Трофимова, район трамвайного моста со стороны ГСК, устроены свалки горючих отходов (пункт 2); в нарушение пункта 67 Правил № 1479 на территории горда Бийска по адресам: улица Граничная, 1, 2, 3, улица Льнокомбинат, 33, 34, 35, 40, 43, 45, ул. Максима Горького, 113, восточнее земельного участка с кадастровым номером 22:65:014101:253, не производится уборка мусора и покос травы.

Согласно пункту 67 Правил № 1479 правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы. Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.

На территориях общего пользования городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, на территориях садоводства или огородничества, в том числе вне границ указанных территорий, в охранных зонах линий электропередачи, электрических станций и подстанций, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки отходов (пункт 69 Правил № 1479).

Суды, установив, что выявленные в ходе проверки, проведенной на основании распоряжения от 13.10.2021 № 274, места свалок горючих материалов и участки нескошенной травы находятся на землях общего пользования города Бийска, признали законными пункты 2, 3 предписания от 29.10.2021 № 274/1/139 в оспариваемой части.

При этом доводы администрации о том, что указанные нарушение выявлены не на территории общего пользования, были предметом рассмотрения судов, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены.

Пунктами 5 оспариваемых предписаний на администрацию возложена обязанность устранить нарушения статьи 46 Закона № 184-ФЗ, пункта 5* приложения 1* СНиП 2.07.01-89.

Законом № 123-ФЗ установлено, что противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения (часть 1 статьи 69); противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара: 1) от лесных насаждений в лесничествах до зданий и сооружений, расположенных: а) вне территорий лесничеств; б) на территориях лесничеств; 2) от лесных насаждений вне лесничеств до зданий и сооружений (часть 2 статьи 69).

Частью 4 статьи 4 Закона № 123-ФЗ определено, что в случае, если положениями названного Закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления
в силу соответствующих положений названного Закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования.

Согласно выписке из генерального плана городского округа города Бийска (раздел 9.1 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности»), утвержденного решением Думы города Бийска от 23.12.2010 № 193, состав и функциональные характеристики систем обеспечения пожарной безопасности городского округа г. Бийск разработаны на основе Закона № 123-ФЗ и СНиП 2.07.01-89.

Таким образом, судами сделан обоснованный вывод о наличии у административного органа правовых оснований для применения положений СНиП 2.07.01-89 при проведении спорных проверок.

В соответствии с пунктом 5* приложения 1* СНиП 2.07.01-89 расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 м,
а от застройки сельских поселений и участков садоводческих товариществ не менее 15 м. В городских поселениях для районов одно-, двухэтажной индивидуальной застройки
с приусадебными участками расстояние от приусадебных участков до лесных массивов допускается уменьшать, но принимать не менее 15 м.

Судами установлено, что администрацией допущено размещение зданий и сооружений на территории города Бийска с нарушением вышеуказанных требований пожарной безопасности, а именно: противопожарное расстояние от границ застройки
по улицам Александра Пушкина, Михаила Лермонтова до лесных насаждений
в лесничествах (лесопарках), расположенных на территории города Бийска, составляет менее 50 метров; от границ с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой по улицам Лесная поляна, Ягодная, Раздольная, Виссариона Белинского, Ивана Тургеньева – менее 15 метров.

При этом, как верно отмечено судами, у администрации имеются все необходимые полномочия для принятия мер в отношении индивидуальных жилых домов, построенных с нарушением норм пожарной безопасности.

Принимая во внимание, что в результате проверок административным органом установлено необеспечение требований пожарной безопасности, суды пришли
к обоснованному выводу о наличии у управления законных оснований для вынесения оспариваемых предписаний в части пунктов 5 и правомерно отказали в удовлетворении требований в данной части.

В целом доводы администрации, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения и получили надлежащую оценку судов первой и апелляционной инстанций.

Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют
о неправильном применении нижестоящими судами норм права.

Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 23.03.2022 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 30.06.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А03-14742/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Ю.Н. Киричёк

Судьи Ю.Ф. Дружинина

Г.А. Шабанова