ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А03-14752/2021 от 20.09.2022 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А03-14752/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2022 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Сириной В.В.

судей Дерхо Д.С.

Щанкиной А.В.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобуМинистерства природных ресурсов и экологии Алтайского края на решение от 24.01.2022 Арбитражного суда Алтайского края (судья Захарова Я.В.) и постановление от 26.05.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Киреева О.Ю., Афанасьева Е.В.,
Фертиков М.А.) по делу № А03-14752/2021 по иску акционерного общества «Сетевая компания Алтайкрайэнерго» (656002, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Воровского,
д. 163, ОГРН 1102224005718, ИНН 2224143922) к Министерству природных ресурсов
и экологии Алтайского края (656049, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Чкалова,
д. 230, ОГРН 1132225020344, ИНН 2225145231) об обязании согласовать выделение участка для строительства линейного объекта в целях электроснабжения Специализированного оздоровительного лагеря для детей с инвалидностью «Цветоландия» на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для технологического присоединения энергопринимающих устройств АРОО СОЛ «Цветоландия» в рамках договора от 29.01.2021 № 49/2.

Суд установил:

акционерное общество «Сетевая компания Алтайкрайэнерго» (далее – АО «Сетевая компания «Алтайкрайэнерго», общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края (далее – Минприроды, министерство, ответчик) об обязании согласовать выделение участка для строительства линейного объекта в целях электроснабжения специализированного оздоровительного лагеря для детей с инвалидностью «Цветоландия», на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для технологического присоединения энергопринимающих устройств АРОО СОЛ «Цветоландия» в рамках договора от 29.01.2021 № 49/2.

Решением от 24.01.2022 Арбитражного суда Алтайского края на ответчика возложена обязанность согласовать выделение участка для строительства линейного объекта в целях электроснабжения Алтайской региональной общественной организации специализированного оздоровительного лагеря для детей с инвалидностью «Цветоландия» на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для технологического присоединения энергопринимающих устройств Алтайской региональной общественной организации специализированного оздоровительного лагеря для детей с инвалидностью «Цветоландия» в рамках договора
от 29.01.2021 № 49/2. С ответчика в пользу истца взыскано 6 000 руб. в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины.

Постановлением от 26.05.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции изменено. Абзац 1 резолютивной части изложен
в следующей редакции: «Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края согласовать акционерному обществу «Сетевая компания Алтайкрайэнерго» размещение объекта на землях или земельных участках, находящихся
в государственной или муниципальной собственности в целях строительства ВЛЗ-10 кВ, КТП 10/0,4кВ, ВЛИ-0,4 кВ для электроснабжения лагеря АРОО СОЛ «Цветоландия», расположенного по адресу: Первомайский район, Озерское лесничество, квартал 108, части выдела 33, 37, к. н. 22:33:033001:1464.

Минприроды, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось с кассационной жалобой, просит отменить решение суда первой инстанции
и постановление апелляционного суда, направить дело на новое рассмотрение.

В обоснование жалобы министерство указывает на то, что судами не дана оценка проектной документации на линейный объект, спорные объекты будут иметь прочную связь с землей, что недопустимо в силу пункта 5 части 2 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ); сделан ошибочный вывод о возможности использования истцом дорог, в том числе расположенных в лесопарковых зонах, для строительства линейного объекта; обязание Минприроды согласовать размещение объекта не соответствует постановлению администрации Алтайского края от 02.07.2015 № 266 «Об утверждении порядка размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута», Положению о Министерстве природных ресурсов и экологии Алтайского рая, утвержденному указом Губернатора Алтайского края от 05.12.2016 № 152 (далее – Положение № 152).

Поступивший в суд кассационной инстанции через систему «Мой арбитр» отзыв общества не принимается во внимание в связи с несоблюдением требований частей 1, 2 статьи 279 АПК РФ, так как отсутствуют доказательства его направления Минприроды.

Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции полагает, что постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения в связи со следующим.

Как следует из материалов дела и установлено судом, между АО «Сетевая компания Алтайкрайэнерго» (сетевая организация) и АРОО СОЛ «Цветоландия» (Заявитель) заключен договор от 29.01.2021 № 49/2 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее – договор), по условиям которого сетевой организации необходимо выполнить ряд мероприятий по технологическому присоединению: установку КТП-10/0,4 кВ, строительство ЛЭП-10 кВ от опоры
№ 117 (1/3) ВЛ-10 кВ Л-46-5 до РУ-10 кВ проектируемой КТП-10/0,4 кВ, строительство ЛЭП-0,4 кВ от РУ-0,4 кВ проектируемой КТП-10/0,4 кВ, установить на границе балансовой принадлежности сторон сертифицированный щит учета с прибором учета
с вводным трехфазным трехполюсным автоматическим выключателем на Iн = 250 А
и отходящим трехфазным трехполюсным автоматическим выключателем на Iн = 200 А
с возможностью его дальнейшего опломбирования, исключающего доступ к токоведущим частям до прибора учета.

В соответствии с пунктом 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии
(утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861)
(далее – Правила № 861) и пунктом 1.5 договора императивно определен срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению объекта (далее – мероприятия) равный 6 (шести) месяцам.

Как указывает истец, в соответствии с актами выбора лесного участка от 21.04.2021 № 4 и от 21.04.2021 № 13, составленными на основании писем АО «Сетевая компания Алтайкрайэнерго» от 25.03.2021 № СК/691-исх и от 17.08.2021 № СК/2025-исх, ответчик отказал в согласовании выбора лесного участка в пределах земель лесного фонда Озерского лесничества, Повалихинского участкового лесничества, испрашиваемого для строительства объектов электросетевого хозяйства с целью технологического присоединения энергопринимающих устройств АРОО СОЛ «Цветоландия».

Причиной отказа АО «Сетевая компания Алтайкрайэнерго» в согласовании выбора земельного участка является ссылка на статью 114 ЛК РФ: запрет на территории леса
на строительство и эксплуатацию объектов капитального строительства за исключением гидротехнических сооружений.

Полагая, что вышеуказанный отказ ответчика является неправомерным и направлен на необоснованное затягивание процесса технологического присоединения энергопринимающих устройств АРОО СОЛ «Цветоландия», истец обратился
в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ни планируемая сетевой организацией к строительству ЛЭП, ни планируемая к установке КТП не являются объектами капитального строительства и могут быть возведены и эксплуатироваться
на спорной территории, и, следовательно, отказ в согласовании АО «Сетевая компания Алтайкрайэнерго» со ссылкой на статью 114 ЛК РФ является необоснованным, противоречит нормам права.

Суд апелляционной инстанции согласился с в выводом суда первой инстанции о том, что из материалов дела не следует, что планируемый к возведению истцом объект является объектом капитального строительства, перемещение которого невозможно, пришел к выводу, что линии ЛЭП, о размещении которых идет речь в настоящем споре, не относятся к объектам капитального строительства; доказательств об обратном
в материалы дела не представлено; из представленного в материалы дела проекта
на объект не следует выполнение каких-либо работ, которые делают объект неразрывным с землей без несоразмерного ущерба.

При этом, изменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд исходил из того, что законодательством предусмотрено согласование размещения объекта на основании решения о согласовании размещения объекта, соответственно, на ответчика должна быть возложена обязанность согласовать такое размещение.

Суд кассационной инстанции, считает выводы суда апелляционной инстанции законными и обоснованными.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 ЛК РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.

Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 5 статьи 45 ЛК РФ).

Приказом Минприроды России от 10.07.2020 № 434 утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечень случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута (далее – Правила № 434).

Пунктом 3.1 Правил № 434 предусмотрено, что в случае, предусмотренном подпунктом «д» пункта 3 Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута согласно приложению 2 к настоящему приказу, использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

Согласно указанному подпункту «д» использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации, в том числе при капитальных и текущих ремонтах линейных объектов, осуществляется без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута в том числе в случае размещение линейных объектов, предусмотренных пунктами 1, 5, 6, 11 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 (далее – Постановление № 1300).

В пункте 5 Постановления № 1300 указано на линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

Таким образом, использование лесов для размещения указанных в пункте 5 Постановления № 1300 объектов осуществляется в соответствии со статьей 39.36 ЗК РФ, без предоставления лесных участков.

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014
№ 1300 Правительством администрации Алтайского края от 02.07.2015 № 266 утвержден Порядок размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов и публичного сервитута (далее –
Порядок № 266).

На основании абзаца четвертого пункта 9 Порядка № 266 Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края приказом от 16.10.2017 № 488 утверждена форма акта размещения объекта на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута и порядка его согласования (далее – Приказ № 488).

В соответствии с пунктом 3 Порядка № 266 размещение объектов осуществляется на основании решения о согласовании размещения объекта органом местного самоуправления: муниципального, городского округа в отношении земельных участков, расположенных соответственно на территории муниципального, городского округа; городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории городского поселения; муниципального района в отношении земельных участков, расположенных в границах сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, за исключением случая, предусмотренного в подпункте «г» пункта 3 Порядка № 266; сельского поселения в отношении земельных участков, находящихся в собственности сельских поселений.

Решение о согласовании размещения объекта выдается на основании заявления заинтересованного лица, поданного в уполномоченный орган. Оформление решения
о согласовании размещения объекта осуществляется без взимания платы.

Пунктами 6 и 7 Порядка № 266 установлен порядок заполнения заявления,
с которым необходимо обратиться заинтересованному лицу в адрес уполномоченного органа за согласованием размещения объекта, а также список документов, прилагаемых
к такому заявлению.

Пунктом 11 Порядка № 266 предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в согласовании размещения объекта (заявление и документы к нему поданы
с нарушением требований, установленных пунктами 6, 7 Порядка № 266; в заявлении указан вид объекта, не предусмотренный Перечнем № 1300; начаты работы
по предоставлению на торгах либо без проведения торгов земельного участка,
в отношении которого подано заявление о согласовании размещения объекта, в том числе поданы заявления о заключении соглашения об установлении сервитута, публичного сервитута о заключении соглашения о перераспределении земельных участков, о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся
в государственной или муниципальной собственности, имеются решения о проведении аукциона, об утверждении схемы расположения земельного участка, о предварительном согласовании предоставления земельного участка или предварительном согласовании места размещения объекта, заключено соглашение об установлении сервитута, публичного сервитута в отношении земельного участка, имеется согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков; земельный участок (часть земельного участка), находящийся в государственной или муниципальной собственности, в отношении которого подано заявление о согласовании размещения объекта, предоставлен физическому или юридическому лицу; наличие ранее принятого решения
о согласовании размещения объекта на землях или земельных участках, на которых планируется размещение объектов; размещение такого объекта не допускается
в соответствии с документами территориального планирования, документацией
по планировке территории, правилами землепользования и застройки, правилами благоустройства и иными нормативными правовыми актам).

Решение о согласовании размещения объекта выдается на основании заявления заинтересованного лица, поданного в уполномоченный орган (пункт 3 Порядка № 266). При этом данный пункт Порядка № 266 предусматривает выдачу разрешений о согласовании размещения объектов органами местного самоуправления.

Вместе с тем из акта выбора лесного участка от 21.04.2021 следует размещение объекта в лесопарковой зоне, в отношении которой полномочия органов местного самоуправления по выдаче разрешений Порядком № 266 не предусмотрены.

В силу пунктов 1 и 1.1 статьи 82 ЛК РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе: владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; определение функциональных зон в лесопарковых зонах, площади лесопарковых зон, зеленых зон, установление и изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон.

Пунктом 2.1.2 Положения № 152 к полномочиям Минприроды Алтайского края в области лесных отношений отнесены принятие решений об отнесении лесов к лесам, расположенным в лесопарковых зонах, лесам, расположенным в зеленых зонах, об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, в которых расположены леса, установлении и изменении площади и границ земель, на которых расположены леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 114 ЛК РФ.

На основании изложенного органом, уполномоченным на выдачу разрешения на размещение линейного объекта, является Минприроды Алтайского края.

Отказ Минприроды Алтайского края в согласовании разрешения спорного объекта со ссылкой на подпункт 5 пункта 2 статьи 114 ЛК РФ является необоснованным, поскольку указанной нормой в лесопарковых зонах запрещено строительство объектов капитального строительства, к которым предполагаемые к размещению объекты не относятся, что установлено судами первой и апелляционной инстанций и соответствует имеющейся в деле проектной документации.

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

Согласно пункту 10.1 статьи 1 ГрК РФ линейным объектом являются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

В соответствии с пунктом 40 ГОСТ 24291-90 комплектной трансформаторной подстанцией является подстанция, состоящая из шкафов или блоков со встроенным в них трансформатором и другим оборудованием распределительного устройства, поставляемая в собранном или подготовленном для сборки виде.

Исходя из того, что согласно пункту 1 технических условий, приложения к договору, мероприятиями, обязательными для АО «Сетевая компания Алтайкрайэнерго» являются: установка КТП – 10/0,4 кВ (тип и мощность определяется при проектировании); строительство ЛЭП-10 кВ от опоры № 117 (1/3) ВЛ-10 кВ Л-46-5 до РУ-10 кВ проектируемой КТП (марка, сечение и способ прокладки линии определяется при проектировании); строительство ЛЭП-0,4 кВ от РУ-0,4 кВ проектируемой КТП до границ земельного участка заявителя (марка, сечение и способ прокладки определяется при проектировании); установка на границе балансовой принадлежности сторон сертифицированного щита учета с прибором учета с вводным трехфазным трехполюсным автоматическим выключателем на Iн = 250 А и отходящим трехфазным трехполюсным автоматическим выключателем на Iн = 200 А с возможностью его дальнейшего опломбирования, исключающего доступ к токоведущим частям до прибора учета; корпус щита учета необходимо заземлить, суд правильно указал, что из материалов дела
не следует, что планируемый к возведению истцом объект является объектом капитального строительства, перемещение которого невозможно, в связи с чем пришел
к обоснованному выводу,что линии ЛЭП, о размещении которых идет речь в настоящем споре, не относятся к объектам капитального строительства.

При этом суд отметил, что в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих об обратном. Из представленного в материалы дела проекта на объект не следует выполнение каких-либо работ, которые делают объект неразрывным с землей без несоразмерного ущерба.

Судом также учтено, что в разделе 5 проекта указано, что проектируемый объект строительства не имеет сложной и неосвоенной технологии и по принятой в ВСН33-82 классификации относится к несложным объектам.

Кроме указанного, проект предусматривает, что ко всем участкам есть доступ для машин и механизмов по существующим дорогам, организация рельефа трассы и устройство дополнительных подъездных путей не требуется, в связи с чем судами сделан верный вывод о возможности использования существующих дорог, отсутствии препятствий к выдаче разрешения.

Таким образом, правильно установив обстоятельства по делу, апелляционный суд правомерно указал, что ограничения, установленные пунктом 5 части 2 статьи 114 ЛК РФ на объекты, не являющиеся объектами капитального строительства, не распространяются, в связи с чем правомерно и обоснованно посчитал противоречащим нормам действующего законодательства отказ ответчика согласовать обществу размещение объекта на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности в целях строительства ВЛЗ-10 кВ, КТП 10/0,4кВ,
ВЛИ-0,4 кВ для электроснабжения лагеря АРОО СОЛ «Цветоландия», расположенного
по адресу Первомайский район, Озерское лесничество, квартал 108, части выдела
33, 37, к. н. 22:33:033001:1464.

При этом, изменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд в соответствии с положениями указанных норм указал, что в данном случае необходимо согласование размещения объекта на основании решения о согласовании размещения объекта.

По смыслу части 2 статьи 65, части 1 статьи 168 АПК РФ и пункта 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», при наличии возможности материально-правового обоснования требований истца, исходя из очевидной направленности его правового интереса, ошибка в их правовой квалификации и нормативном обосновании либо отсутствие таковых не должны препятствовать судебной защите.

Учитывая, что общество перед обращением в суд за судебной защитой обращалось
с заявлениями о согласовании размещения объекта на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности в целях строительства ВЛЗ-10 кВ, КТП 10/0,4кВ, ВЛИ-0,4 кВ для электроснабжения лагеря АРОО СОЛ «Цветоландия», расположенного по адресу Первомайский район, Озерское лесничество, квартал 108, части выдела 33, 37, к. н. 22:33:033001:1464, без предоставления земельных участков или сервитутов сроком на пять лет; в акте выбора от 21.04.2021 указаны основания для отказа в выборе лесного участка, которые были оценены в рамках судебного спора; поскольку общество доказало наличие оснований для возложения на Минприроды Алтайского края обязанности согласовать акционерному обществу «Сетевая компания Алтайкрайэнерго» размещение объекта, суд апелляционной инстанции обоснованно удовлетворил требования общества, с учетом его правового интереса, изменив редакцию резолютивной части решения суда первой инстанции.

Приведенные заявителем жалобы доводы повторяют его позицию
по делу, не опровергают выводы апелляционного суда, основанные на фактических обстоятельствах, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств, что выходит за рамки рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные статьей 286 АПК РФ. Доводы не содержат обстоятельств, которые не были проверены и учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела,
не свидетельствуют о нарушении норм права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ могут быть основанием для отмены или изменения судебного акта. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

постановление от 26.05.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу
№ А03-14752/2021 Арбитражного суда Алтайского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия,
в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий В.В. Сирина

Судьи Д.С. Дерхо

А.В. Щанкина