ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А03-15013/2021 от 20.09.2022 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень                                                                                                 Дело № А03-15013/2021

Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме сентября 2022 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                                   Дружининой Ю.Ф.

судей                                                                  Киричёк Ю.Н.

                                                                             Шохиревой С.Т.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края на решение от 28.03.2022 Арбитражного суда Алтайского края (судья Ильичева Л.Ю.) и постановление от 31.05.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Зайцева О.О., Кривошеина С.В., Павлюк Т.В.) по делу № А03-15013/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью управляющая компания «Жемчужина» (656064, Алтайский край, город Барнаул, Павловский тракт, дом 76Б, ОГРН 1152223007970, ИНН 2222836343) к Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края (656043, Алтайский край, город Барнаул, проспект Ленина, дом 7, ОГРН 1122225019070, ИНН 2225135610) о признании недействительным предписания от 13.08.2021 № 13-04/ЛК/2408-1.

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью управляющая компания «Жемчужина» (далее - общество, ООО УК «Жемчужина») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции жилищного и строительного надзора Алтайского края (далее – инспекция, административный орган) о признании недействительным предписания от 13.08.2021
№ 13-04/ЛК/2408-1.

Решением от 28.03.2022 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 31.05.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт.

По мнению подателя кассационной жалобы, вывод судов о том, что собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение об оплате работ (услуг) по уборке подъезда, обслуживанию приборов учета, содержанию вентиляции и мусоропровода исходя из фактических затрат противоречит имеющимся в материалах дела доказательствам; указанные работы (услуги) входят в Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 (далее - Минимальный перечень № 290), и должны выполняться управляющей организацией; спорные работы (услуги) включены в Перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества, объемов финансирования, являющийся приложением к договору управления многоквартирным домом от 22.01.2018; размер платы за содержание жилого помещения в спорном многоквартирном доме значительно превышает установленный органом местного самоуправления; размер платы за уборку подъездов исчисляется исходя из фиксированной цены с квартиры.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат изменению.

Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО УК «Жемчужина» на основании лицензии от 24.06.2015 № 158 осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: город Барнаул, улица Павловский тракт, дом 60А (далее - многоквартирный дом).

С целью проверки фактов, изложенных в обращении собственника помещений в многоквартирном доме, инспекцией на основании приказа от 13.08.2021 № 12-04/ЛК/2408 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обществом лицензионных требований, в ходе которой выявлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а именно порядка определения размера платы за содержание общего имущества многоквартирного дома, выразившееся в начислении платы за уборку подъездов, обслуживание приборов учета и содержание вентиляции/мусоропровода сверх утвержденного собственниками тарифа.

По результатам проверки 13.08.2021 административным органом составлен акт проверки и выдано предписание № 13-04/ЛК/2408-1, согласно которому обществу необходимо в срок до 04.10.2021 выполнить перерасчет размера платы по статьям «уборка подъезда», «обслуживание приборов учета», «содержание вентиляции/мусоропровода» с февраля 2018 года по настоящее время.

Не согласившись с предписанием инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии у инспекции правовых оснований для вынесения оспариваемого предписания, поскольку решение собственников в судебном порядке не оспорено и недействительным не признано, услуги по уборке подъезда, обслуживанию приборов учета, содержанию вентиляции и мусоропровода оказаны, плата за их оказание выставлялась исходя из фактически оказанного объема и не превысила установленную органом местного самоуправления.

Изменяя обжалуемые судебные акты суд округа исходит из следующего.

Согласно подпунктам «а» и «б» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014
№ 1110, к лицензионным требованиям относятся соблюдение лицензиатом требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, и исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.

В соответствии с частью 2.3 статьи 161, частью 2 статьи 162 ЖК РФ, подпунктом «ж» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 15.05.2013 № 416 (далее – Правила № 416), надлежащее управление многоквартирным домом обеспечивается, в том числе начислением обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, оформлением платежных документов и направлением их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.

Частью 2 статьи 154 ЖК РФ предусмотрено, что в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плата за коммунальные услуги.

Согласно части 1 статьи 36 ЖК РФ, подпункту «а» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).

В соответствии с пунктами 14, 15, 18, 23 Минимального перечня № 290 техническое обслуживание систем вентиляции, мусоропровода, приборов учета, уборка мест общего пользования относятся к обязательным работам по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

При этом согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).

Исходя из положений части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 данной статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

В соответствии с пунктом 17 Правил № 491 собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень соответствующих услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

Согласно пунктами 7, 8 Правил № 416 перечень услуг и работ должен содержать объемы, стоимость, периодичность и (или) график (сроки) оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и может включать в себя услуги и работы, не включенные в Минимальный перечень № 290.

Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (часть 4 статьи 158 ЖК РФ).

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленным протоколом от 22.01.2018 № 1, утвержден тариф на содержание помещения в многоквартирном доме в размере 8,04 руб. с м2 (вопрос № 8); в состав расходов на содержание и текущий ремонт включены содержание помещения, вывоз и утилизация ТБО, уборка помещения, содержание лифта, обслуживание приборов учета, прочие расходы, содержание совета многоквартирного дома с указанием данных расходов в счет-квитанции в отдельной строке (вопрос № 14); в приложении № 1 к договору
управления многоквартирным домом от 22.01.2018 стоимость работ (услуг) по уборке подъезда, обслуживанию приборов учета, содержанию вентиляции и мусоропровода предусмотрена в составе тарифа с финансированием по данным строкам в размере 0 руб.

Таким образом, вопреки выводам судов из протокола общего собрания от 22.01.2018 не усматривается, что собственниками помещений в многоквартирном доме принималось решение об освобождении управляющей организации от обязанности по выполнению работ (оказанию услуг), входящих в Минимальный перечень № 290. Напротив, в решении по вопросу № 14 повестки для прямо указано на включение спорных работ (услуг) в состав расходов на содержание и текущий ремонт; тариф на содержание помещения в многоквартирном доме утвержден решением по вопросу № 8 повестки дня.

В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.

Если управлением многоквартирного дома занимается управляющая организация, она несет ответственность перед собственниками помещений в доме за оказание всех услуг и выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества, качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и правил содержания общего имущества многоквартирного дома (части 2 и 3 статьи 161                 ЖК РФ).

Согласно пункту 42 Правил № 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором управления.

 Согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 № 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском.

Таким образом, вопреки позиции общества, указание в приложении № 1 к договору управления от 22.01.2018 отдельных работ (услуг), входящих в  Минимальный перечень № 290, со стоимостью равной нулю, не свидетельствует об отсутствии у общества обязанности по выполнению указанных работ (услуг), поскольку они включены в утвержденный собственниками помещений тариф на содержание.

Привлечение управляющей организаций для выполнения соответствующих работ (услуг) третьих лиц так же не освобождает ее от исполнения предусмотренных действующим законодательством и заключенным с собственниками помещений в многоквартирном доме договором обязанностей, равно как и от ответственности за их неисполнение.

Вопрос о недостаточности утвержденного собственниками тарифа для надлежащего обеспечения содержания общего имущества в многоквартирном доме подлежит решению обществом и собственниками помещений в многоквартирном доме в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Вместе с тем в рассматриваемом случае оспариваемым предписанием инспекция обязывает общество произвести перерасчет размера платы в том числе за период, выходящий за пределы срока исковой давности (с февраля 2018 по июль 2018 года).

Согласно пункту 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» (далее – Постановление № 22) плата за жилое помещение и  коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (часть 1 статьи 155 ЖК РФ). При этом следует иметь в виду, что если иной срок не установлен, последним днем срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги является десятое число месяца включительно (статьи 190 - 192 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 41 Постановления № 22 к спорам, связанным с оплатой гражданами жилого помещения и коммунальных услуг, применяется общий трехлетний срок исковой давности, исчисляемый со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (статьи 196, 200 ГК РФ).

В рассматриваемом случае предписание инспекции в части перерасчета платы затрагивает имущественные отношения, существующие между собственниками помещений в многоквартирном доме и обществом по вопросу содержания общего имущества в многоквартирном доме, содержит гражданско-правовое требование, в отношении которого следует применять общий срок исковой давности, установленный гражданским законодательством.

Таким образом, учитывая, что обязание общества произвести перерасчет платы за пределами срока исковой давности для ее взыскания нарушает стабильность гражданского оборота, требование административного органа о проведении перерасчета размера платы за период, выходящий за пределы срока исковой давности, не соответствует требованиям действующего законодательства.

При таких обстоятельствах суды необоснованно признали оспариваемое предписание недействительным полностью, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат изменению на основании части 1 статьи 288 АПК РФ.

Поскольку фактические обстоятельства установлены судами в полном объеме, но ими неправильно применены нормы права, суд кассационной инстанции считает возможным в силу пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ изменить обжалуемые судебные акты и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 28.03.2022 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 31.05.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А03-15013/2021 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:

«Признать недействительным предписание от 13.08.2021 № 13-04/ЛК/2408-1 Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края в части возложения на общество с ограниченной ответственностью управляющая компания «Жемчужина» обязанности по проведению перерасчета размера платы по статьям «уборка подъезда», «обслуживание приборов учета», «содержание вентиляции/мусоропровода» за период с февраля по июль 2018 года».

В удовлетворении остальной части заявленного требования отказать.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                       Ю.Ф. Дружинина

Судьи                                                                                    С.Т. Шохирева

                                                                                                Ю.Н. Киричёк