Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А03-15116/2021
августа 2022 года |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе судьи Шохиревой С.Т. рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Промгаз» на решение от 15.02.2022 Арбитражного суда Алтайского края (судья Куличкова Л.Г.)
и постановление от 29.04.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Зайцева О.О., Хайкина С.Н.) по делу № А03-15116/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Промгаз» (659342, Алтайский край, город Бийск, <...> здание 2А, ОГРН <***>,
ИНН <***>) к Управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (656038, <...>,
ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании постановления по делу
об административном правонарушении.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью «Промгаз» (далее – общество) обратилось
в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ),
о признании незаконным и отмене постановления Управления Алтайского края
по государственному регулированию цен и тарифов) (далее – управление) от 23.09.2021 № 109/2021 о привлечении общества к административной ответственности
по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением от 15.02.2022 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным
без изменения постановлением от 29.04.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, оспариваемое постановление управления изменено в части назначения наказания, обществу определена мера ответственности в виде административного штрафа в размере
50 000 рублей.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и прекратить производство по делу.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделан ошибочный вывод
о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, с достоверностью свидетельствующие об осуществлении обществом деятельности по реализации сжиженного газа в баллонах для коммунально-бытовых нужд населения.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В силу части 5.1 статьи 211 АПК РФ кассационная жалоба рассмотрена судом округа по правилам, предусмотренным главой 35 названного Кодекса, с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286, 288.2 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на кассационную жалобу, суд округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество является организацией, оказывающей услуги по торговле розничным моторным топливом
в специализированных магазинах (основной вид деятельности) и твердым, жидким
и газообразным топливом и подобными продуктами (дополнительный вид деятельности) (информация из Единого государственного реестра юридических лиц).
В связи с поступившим обращением ФИО1 (далее – ФИО1) от 23.98.2021 (вх. № 41/ОГ/3528) должностным лицом управления проведены контрольные мероприятия, в ходе которых установлен факт нарушения обществом установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобное), выразившееся в реализации населению для бытовых нужд сжиженного газа
в баллонах по розничной цене, которая не устанавливалась управлением по тарифам.
Выявленные нарушения обществом требований действующего законодательства послужили основанием для составления управлением 09.09.2021 протокола
об административном правонарушении и вынесения постановления от 23.09.2021
№ 109/2021 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с постановлением управления, общество обратилось
в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии в деянии общества состава вменяемого административного правонарушения и соблюдении процедуры привлечения его к административной ответственности. При этом суды
не усмотрели оснований для применения положений статей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ, вместе
с тем сочли возможным в порядке частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ снизить размер назначенного обществу административного штрафа до 50 000 руб., в связи с чем изменили оспариваемое постановление управления.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ установлена административная ответственность
за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации определены Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – Закон № 69-ФЗ).
Согласно статье 8 Закона № 69-ФЗ Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным конституционным законом от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в том числе устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов
на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям.
В целях реализации государственной политики в области газоснабжения
в Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации
от 29.12.2000 № 1021 были утверждены основные положения формирования
и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования
к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы
за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся
и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа
от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа
до магистрального газопровода (далее - Положения № 1021).
Согласно пункту 4 Положений № 1021 государственному регулированию
на территории Российской Федерации подлежит, в том числе розничная цена на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд (подпункт е (1)).
В соответствии с пунктом 2 Положений № 1021 розничной ценой на сжиженный газ признается цена на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, кроме газа для заправки автотранспортных средств, не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности.
Розничные цены на газ, розничные цены на сжиженный газ, плата
за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования
к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 8 Положений № 1021).
Таким образом, розничная продажа сжиженного газа, реализуемого населению для бытовых нужд, в силу прямого указания закона осуществляется по ценам, установленным тарифным органом.
Порядок формирования розничных цен и (или) их предельных уровней
на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств (далее – розничные цены), и основные принципы регулирования розничных цен определены в методических указаниях, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 07.08.2019 № 1072/19 (далее – Методические указания).
Пунктом 17 Методических указаний предусмотрено, что для утверждения розничных цен субъект регулирования представляет в регулирующий орган заявление об установлении розничных цен, а также предусмотренный данным пунктом пакет документов.
В соответствии с пунктом 20 Методических указаний регулирующий орган регистрирует заявление с прилагаемыми расчетными и обосновывающими материалами
в день получения. В течение 10 рабочих дней со дня предоставления всех документов, предусмотренных пунктом 17 Методических указаний, орган регулирования открывает дело об установлении розничных цен на сжиженный газ для бытовых нужд.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что 23.08.2021
в 14 часов 59 минут общество с места промежуточного хранения АГЗС 22123, расположенной по адресу: 659600, <...>, осуществило реализацию ФИО1 сжиженного газа в баллоне (27 л, масса 9 кг, 70 рублей/кг, 630 рублей за баллон) (фотокопия кассового чека от 23.08.2021), при этом с заявлением об установлении для утверждения на 2021 год розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, общество в управление не обращалось.
Принимая во внимание отсутствие в деле доказательств, подтверждающих принятие обществом всех зависящих от него мер по соблюдению требований установленного порядка ценообразования, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Доводы общества, оспаривающие выводы судов о доказанности факта реализации сжиженного газа с нарушением законодательства о тарифном регулировании направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, предусмотренных статьей 287 АПК РФ.
Нарушений порядка и сроков привлечения общества к административной ответственности, а также оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ
об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения и положений части 2 статьи 3.4 и статьи 4.1.1 КоАП РФ, позволяющих заменить наказание в виде административного штрафа на предупреждение, судами не установлено.
Вместе с тем, признав избранную в отношении общества меру ответственности
в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. чрезмерной, суд первой инстанции, руководствуясь положениями частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела и характера совершенного правонарушения снизил размер назначенного административным органом штрафа до 50 000 руб.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали незаконным и изменили оспариваемое постановление административного органа в части назначения наказания.
Несогласие общества с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм материального и (или) процессуального права, повлиявшие на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 15.02.2022 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 29.04.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А03-15116/2021 оставить
без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия
в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Судья С.Т. Шохирева