ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А03-1539/2023 от 01.02.2024 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А03-1539/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2024 года

Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2024 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Дружининой Ю.Ф.

судей Черноусовой О.Ю.

Шохиревой С.Т.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Центр экстренной медицины» на решение от 31.07.2023 Арбитражного суда Алтайского края (судья Куличкова Л.Г.) и постановление
от 10.10.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Бородулина И.И., Зайцева О.О.) по делу № А03-1539/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Центр экстренной медицины» (656006, Алтайский край, город Барнаул, улица Малахова, здание 179, офис 126, ИНН 2222898170,
ОГРН 1222200010779) к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Барнаулу (656038, Алтайский край, город Барнаул, улица Путиловская, дом 26, ОГРН 1022201536741, ИНН 2224028905), Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю (656015, Алтайский край, город Барнаул, проспект Ленина, дом 74, ОГРН 1022201536587,
ИНН 2224011531), Главному государственному инспектору безопасности дорожного движения по Алтайскому краю - начальнику Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю Перцеву Владиславу Александровичу о признании незаконными действий.

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «Центр экстренной медицины» (далее –общество, ООО «Центр экстренной медицины») обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Барнаулу (далее – управление), Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю, Главному государственному инспектору безопасности дорожного движения по Алтайскому краю - начальнику Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю Перцеву Владиславу Александровичу о признании незаконными действий, связанных со снятием с государственного учета транспортного средства марки (модели) 32214 Автомобиль скорой медицинской помощи, VIN X9N32214070001661, принадлежащего ООО «Центр экстренной медицины».

Решением суда от 31.07.2023 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 10.10.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт.

По мнению подателя кассационной жалобы, оснований для снятия автомобиля с регистрационного учета не имелось, поскольку регистрационные данные и конструкция транспортного средства соответствуют представленным в регистрирующий орган документам; для получения лицензии на оказание услуг скорой медицинской помощи обществу необходимо представить в лицензирующий орган регистрационные документы на транспортное средство; в решении не указаны конкретные документы и сведения, послужившие основанием для снятия автомобиля с государственного учета.

Лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке, предусмотренном статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), не представили.

Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела, на основании заявления от 20.09.2022 принадлежащее ООО «Центр экстренной медицины» транспортное средство - автомобиль скорой медицинской помощи, марки (модели) 32214, VIN X9N32214070001661, год выпуска 2007, на кузов которого нанесена цветографическая схема А.1, соответствующая требованиям ГОСТ Р50574-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования», утвержденного приказом Росстандарта от 07.02.2019 № 25-ст (далее – ГОСТ Р50574-2019), поставлено на государственный учет с присвоением государственного регистрационного номера В654М00122.

По результатам проведенной проверки по факту регистрации спорного транспортного средства за ООО «Центр экстренной медицины» должностными лицами управления установлено наличие оснований для прекращения государственного учета автомобиля скорой медицинской помощи на основании пункта 6 части 1 статьи 18 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 283-ФЗ).

Решением от 30.11.2022 государственный учет транспортного средства, принадлежащего обществу, прекращен; 06.12.2022 в адрес общества направлено соответствующее уведомление.

Не согласившись с действиями управления по снятию транспортного средства с государственного учета, ООО «Центр экстренной медицины» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о наличии у регистрирующего органа оснований для совершения оспариваемых действий.

Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения определены Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», согласно пункту 3 статьи 15 которого допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

В соответствии со статьей 5 Закона № 283-ФЗ государственный учет транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Российской Федерации, либо физическим лицам, зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания в Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, является обязательным.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 18 Закона № 283-ФЗ государственный учет транспортного средства прекращается, если постановка транспортного средства на государственный учет осуществлена на основании документов, признанных впоследствии поддельными (подложными) либо недействительными, а также при выявлении оснований, указанных в части 1 статьи 20 Закона № 283-ФЗ, - в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации.

В силу подпункта 4 части 1 статьи 20 Закона № 283-ФЗ к основаниям, запрещающим совершение регистрационных действий относятся, в том числе, несоответствие регистрационных данных или конструкции транспортного средства сведениям, указанным в документах, идентифицирующих транспортное средство, за исключением регистрационных и иных данных транспортного средства, подлежащих изменению (внесению в документ, идентифицирующий транспортное средство) на основании представленных документов.

Как следует из материалов дела, основанием для снятия с государственного учета спорного транспортного средства послужило выявление при проведении проверки факта принятия регистрирующим органом решения о постановке автомобиля скорой медицинской помощи, принадлежащего обществу, в отсутствие документов, подтверждающих, что ООО «Центр экстренной медицины» является медицинской организацией, имеющей право на оказание услуг скорой медицинской помощи, либо что приобретенный им автомобиль сдан в пользование специализированной медицинской организации.

Правила государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 № 1764 (далее – Правила № 1764).

Согласно пункту 2 Правил № 1764 государственная регистрация транспортного средства осуществляется регистрационными подразделениями за собственником транспортного средства или лицом, владеющим транспортным средством на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления либо на основании договора лизинга, или одним из родителей, усыновителей либо опекунов (попечителей) лица, не достигшего возраста 16 лет, являющегося собственником транспортного средства, или опекуном недееспособного гражданина, являющегося собственником транспортного средства.

В силу пункта 28 Правил № 1764 документами, являющимися основаниями для постановки транспортного средства на государственный учет за его владельцем, являются документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство, а также документы, удостоверяющие иные права владельца транспортного средства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Регистрация транспортных средств, имеющих цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи и (или) оборудованных специальными световыми и звуковыми сигналами, осуществляется с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации к таким транспортным средствам на основании документов, подтверждающих право юридического лица на их использование (пункт 13 Правил № 1764).

Требования к транспортным средствам оперативных служб, используемым для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2007 № 548.

Так, в силу указанных Требований транспортные средства скорой медицинской помощи, используемые для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан, должны иметь нанесенные на наружную поверхность специальные цветографические схемы, а также устройства для подачи специальных световых и звуковых сигналов, оборудование, необходимое для выполнения задач, возложенных на оперативные службы.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что при постановке спорного автомобиля на государственный учет обществом не были представлены документы, подтверждающие наличие у него статуса медицинской организации, имеющей лицензию на оказание скорой медицинской помощи, или документы, подтверждающие сдачу автомобиля в пользование специализированной медицинской организации; наличие соответствующего статуса в спорный период не было подтверждено и при рассмотрении настоящего дела.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что для транспортных средств, имеющих цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы, установлен специальный правовой режим движения на автомобильных дорогах общего пользования, позволяющий отступать от установленных правил и предоставляющий преимущество перед другими участниками дорожного движения, в связи с чем необоснованная регистрация такого транспортного средства создает угрозу нарушения прав и законных интересов других участников дорожного движения, суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемых действий регистрирующего органа незаконными.

При этом общество не лишено права повторно обратиться в регистрирующий орган для государственного учета транспортного средства, предоставив либо документы, подтверждающие право на использование специальных цветографических схем, либо удалив их.

Довод подателя жалобы о том, что получение лицензии на оказание услуг скорой медицинской помощи невозможно без предоставления в лицензирующий орган регистрационных документов на транспортное средство, был предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и мотивированно ими отклонен.

Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.

Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом кассационной инстанции не установлено.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 31.07.2023 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 10.10.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А03-1539/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Ю.Ф. Дружинина

Судьи О.Ю. Черноусова

С.Т. Шохирева