656015, г.Барнаул, пр.Ленина, 76.
г. Барнаул Дело № АОЗ-15514/06-2
24 января 2007
Апелляционная инстанция арбитражного суда Алтайского края в составе председательствующего Мошкиной Е.Н.,
судей Борискина А.П. и Матвиенко В.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Чахловой А.Ю.
при участии представителей сторон:
от заявителя – Беляковой Н.В. (доверенность от 11.12.2006 г., паспорт)
от заинтересованного лица – специалиста-эксперта Штерцер В.Я. (доверенность от 15.01.2007 г., паспорт),
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Телищенко Любови Вячеславовны, с. Контошино Косихинского района Алтайского края на решение от 11.12.2006 года (судья Музюкин Д.В.) по делу № А03-15514/06-2 по заявлению индивидуального предпринимателя Телищенко Любови Вячеславовны к территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю по г. Новоалтайску, Косихинскому , Первомайскому, Тальменскому, Троицкому районам об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛА:
Индивидуальный предприниматель Телищенко Любовь Вячеславовна, с. Контошино Косихинского района Алтайского края (далее- предприниматель) обратилась в арбитражный суд к территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю по г. Новоалтайску, Косихинскому , Первомайскому, Тальменскому, Троицкому районам (далее- Управление), об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 23.11.2006 г. № 957 в размере 3000 руб. за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ).
Решением суда в удовлетворении заявления предпринимателю отказано. В обоснование судебного акта указано, что событие административного правонарушения установлено, вина предпринимателя доказана, процедура привлечения к административной ответственности соблюдена. Суд посчитал, что препарат «Экстрасепт-1» является спиртосодержащей продукцией, в связи с чем на него распространяются положения Федерального закона от 22.11.1995 г. № 171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей продукции» (далее- Федеральный закон №171-ФЗ), соответственно предприниматель обоснованно привлечен к административной ответственности за вменяемое ему правонарушение.
Не согласившись с решением суда, предприниматель обратилась в апелляционном порядке с жалобой. Просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении ее требований. По мнению заявителя, вывод суда об отнесении препарата «Эстрасепт-1» к спиртосодержащей продукции является ошибочным. Считает, что на данный препарат не распространяется действие ФЗ № 171, поскольку «Эстрасепт-1» относиться к группе медикаментов, химическо - фармацевтической продукции и продукции медицинского назначения, соответственно состав административного правонарушения, предусмотренный пунктом 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствует в действиях предпринимателя.
Отзыв на апелляционную жалобу Управление не представило.
В настоящем судебном заседании представитель заявителя поддержала доводы по апелляционной жалобе, представитель заинтересованного лица возражала против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, материалы дела, заслушав объяснения лиц, присутствующих в судебном заседании, проверив законность принятого судебногоакта, апелляционная инстанция пришла к выводу об отмене решения суда по основаниям пункта 3 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду неправильного применения норм материального права в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения о проведении мероприятий по контролю от 13 ноября 2006 г. № 1167 в торговой точке принадлежащей предпринимателю Телищенко Л.В., расположенной по адресу: Алтайский край, Косихинский район, с. Контошино, ул. Новая, 4, Управлением 16 ноября 2006 г. была проведена внеплановая проверка по вопросам соблюдения порядка реализации спиртосодержащей продукции.
В результате проверки обнаружено, что в торговой точке реализуется в розницу дезинфицирующее средство «Экстрасепт-1» с содержанием этилового спирта 95 %. На этикетках данного средства отсутствует информация о недопустимости использования спиртосодержащей непищевой продукции в пищевых целях (при этом в отношении денатурированной спиртосодержащей продукции вместо слов "этиловый спирт" должно использоваться слово "денатурат"). В соответствии с пунктом 4 статьи 10.1 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" данная информация должна быть расположена на лицевой стороне этикетки и занимать не менее 10 процентов ее площади (за исключением этикеток парфюмерно-косметической продукции) .
По результатам проверки составлен акт № 132 от 16.11.2006 г.
В тот же день, 16.11.06 г. ведущим специалистом Управления П.В. Польских составлен протокол об административном правонарушении № 409, согласно которому предприниматель совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Постановлением от 23 ноября 2006 г. № 957 предприниматель привлечен к административной ответственности по ч.3 ст.14.16. КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 МРОТ- 3.000 рублей.
Считая указанное постановление Управления незаконным, предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" под спиртосодержащей непищевой продукцией понимается непищевая продукция (в том числе денатурированная спиртосодержащая продукция, спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция, любые растворы, эмульсии, суспензии), произведенная с использованием этилового спирта, иной спиртосодержащей продукции или спиртосодержащих отходов производства этилового спирта, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции.
В соответствии с п.4 ст. 10.1 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" на этикетках спиртосодержащей непищевой продукции, предназначенной для розничной продажи, наряду с иной обязательной информацией должна содержаться информация о недопустимости использования спиртосодержащей непищевой продукции в пищевых целях (при этом в отношении денатурированной спиртосодержащей продукции вместо слов "этиловый спирт" должно использоваться слово "денатурат"). Данная информация должна быть расположена на лицевой стороне этикетки и занимать не менее 10 процентов ее площади (за исключением этикеток парфюмерно-косметической продукции).
Сделав вывод, что дезинфицирующее средство «Экстрасепт-1» с содержанием этилового спирта 95 % является спиртосодержащей непищевой продукцией, суд первой инстанции посчитал правомерным привлечение предпринимателя к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ за нарушение иных правил продажи спиртосодержащей продукции (не указанных в частях 1,2 статьи 14.16 КоАП РФ).
Довод заявителя о том, что дезинфицирующее средство «Экстрасепт 1» относится к группе медикаментов, химическо-фармацевтической продукции и продукции медицинского назначения суд первой инстанции отклонил ввиду отсутствия доказательств его отнесения к лекарственным средствам, его регистрации в качестве лекарственного средства и внесении его в Государственный реестр лекарственных средств, изделий медицинского назначения.
Вместе с тем данный вывод суда первой инстанции апелляционная инстанция признает необоснованным.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального Закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» действие настоящего Федерального закона не распространяется на деятельность организаций, связанную с производством и оборотом лекарственных, лечебно-профилактических, диагностических средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
Как следует из материалов дела, дезинфицирующее средство «Экстрасепт 1» (ТУ 9392-002-73543903-2004 «средство дезинфицирующее «Экстрасепт-1» с извещением об изменении ТУ 9392-002-73543903-2004 №1 от 23.11.2005 г.) является дезинфицирующим средством, область применения в соответствии с инструкциями: № 3/05 от 23.11.2005 г. в лечебно-профилактических учреждениях и инфекционных очагах, № 4/05 от 23.11.2005 г по применению средства для целей профилактической дезинфекции. Данное средство отнесено по коду ОКП к классу продукции 93 9210 «Средства дезинфекционные», входящие в раздел 93 0000 «Медикаменты, химико-фармацевтическая продукция и продукция медицинского назначения», продукция прошла государственную регистрацию в службах Министерства здравоохранения и социальной защиты РФ (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) и включена в Государственный реестр, подтверждением чему является свидетельство о государственной регистрации № 77. 99. 36. 2. У. 681. 1. 06 от 26.01.2006 г. (л.д. 24, 36-37).
В соответствии со статьей 43 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека, подлежат государственной регистрации. Регистрация проводится уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» №314 от 09.03.2004 г. Минздрав Российской Федерации упразднено и образовано Министерство здравоохранения и социального развития, а также Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), которой переданы функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора упраздненного Минздрава РФ.
Постановлением Правительства РФ № 154 от 06.04.2004 г. за данным органом закреплены функции государственной регистрации представляющей потенциальную опасность для человека продукции.
В соответствии с Положением государственной регистрации и ведении государственного реестра отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека, а также отдельных видов продукции, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2001 N 262 "О государственной регистрации отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека, а также отдельных видов продукции, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации", обязанность проведения государственной регистрации и ведение государственного реестра отдельных видов продукции возложено на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Установлено, что номенклатура отдельных видов продукции, подлежащих государственной регистрации в соответствии с настоящим постановлением, определяется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В Перечень отдельных видов продукции, подлежащих государственной регистрации, в частности, дезинфицирующие, дезинсекционные и дератизационные средства для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах для обеспечения безопасности и здоровья людей (кроме применяемых в ветеринарии) из классов продукции 23, 93 Общероссийского классификатора продукции.
Согласно п.11 Положения по результатам рассмотрения представленных документов и экспертных заключений регистрационный орган принимает решение о государственной регистрации продукции и выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации установленного образца.
Таким образом, функции регистрации дезинфекционных средств перешли не к вновь созданному Министерству здравоохранения и социального развития РФ, а к Роспотребнадзору, следовательно, регистрация препаратов осуществляется и вносится соответствующая запись не в реестр лекарственных средств, а в Государственный реестр Роспотребнадзора.
Представленное заявителем свидетельство о государственной регистрации № 77.99.36.2.У.681.1.06 от 26.01.06 г. полностью соответствует по форме установленному Положением образцу.
Принимая во внимание, что регистрацию продукции, в том числе лечебно-профилактического назначения осуществляет Роспотребнадзор с 21.06.2004 года, препарат «Экстрасепт 1» является зарегистрированным в установленном законом порядке как лечебно-профилактическое средство, в связи с чем не подпадает под действие Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 г.
Ссылка суда первой инстанции на то, что данная продукция не включена в Государственный реестр лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а соответственно на него распространяется действие Федерального закона № 171-ФЗ, суд апелляционной инстанции считает необоснованной.
По запросу изготовителя дезинфицирующего средства – закрытого акционерного общества «Александровский завод бытовой химии» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) в письме от 23.01.2006 г. № 0100/171-06-31 сообщила, что регистрация дезинфицирующих средств «Экстрасепт 1» и «Экстрасепт» полностью отвечает требованиям о регистрации средств «прошедших государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения».
Учитывая вышеизложенное, апелляционная инстанция считает неправомерным привлечение общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за совершенное правонарушение, а постановление Управления незаконным и подлежащим отмене.
Оплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 1000 руб. подлежит возврату из Федерального бюджета Российской Федерации представителю предпринимателя Беляковой Н.В. в силу статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция Арбитражного суда Алтайского края,
П О С Т А Н О В И Л А:
Решение арбитражного суда от 11 декабря 2006 г. по делу №АОЗ-15514/06-2 отменить и принять новое решение.
Признать постановление заместителя главного государственного санврача по Алтайскому краю, начальника территориального отдела Роспотребнадзора по г. Новоалтайску, Косихинскому, Первомайскому, Тальменскому и Троицкому району от 23.11.2006 г. № 957 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении индивидуального предпринимателя Телищенко Любови Вячеславовны незаконным и отменить.
Возвратить Беляковой Наталье Васильевне, г. Барнаул, ул. Попова 102-240 их Федерального бюджета Российской Федерации 1000 руб. госпошлины, оплаченной по квитанции СБ 0152/0073 от 21.12.2006 г.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий Е.Н. Мошкина
Судьи А.П. Борискин