656015, г.Барнаул, пр.Ленина, 76.
г. Барнаул Дело № АОЗ-1639/07-3
18 апреля 2007
Апелляционная инстанция арбитражного суда Алтайского края в составе председательствующего Мошкиной Е.Н.,
судей Семенихиной Н.И. и Матвиенко В.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Красицкой М.Г.
при участии представителей сторон:
от заявителя – ФИО1.(доверенность от 05.03.2007 г, паспорт),
от ответчика – ФИО2(доверенность №2077 от 22.02.2007 г., паспорт)
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Евразия », г. Барнаул на решение от 14.03.2007 года (судья Шехтман И.В.) по делу № А03-1639/07-3 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Евразия», г. Барнаул к инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Ленинскому району г. Барнаула, об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛА:
Общество с ограниченной ответственностью «Евразия», г. Барнаул (далее – общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Барнаула (далее – налоговый орган, инспекция) по делу об административном правонарушении от 14.02.2007 г. № 000003Г, как вынесенное неуполномоченным органом.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано. В обоснование судебного акта указано, что оспариваемое постановление принято при наличии законных оснований для привлечения к административной ответственности, в рамках полномочий административного органа, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности и с соблюдением установленного порядка привлечения к административной ответственности, суд признал его законным и обоснованным, в связи с чем не усмотрел оснований для его отмены.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в апелляционном порядке с жалобой, просит отменить решение суда, приняв новый судебный акт. Признавая наличие у налоговых органов контрольных полномочий в сфере розничной торговли, общество считает, что полномочия налогового органа в данной сфере существенно ограничены. Считает, что у налоговых органов отсутствуют полномочия по составлению протоколов об административном правонарушении и рассмотрению дел об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган отклонил ее доводы за необоснованностью.
В настоящем судебном заседании стороны поддержали свои доводы и возражения по апелляционной жалобе.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, материалы дела, заслушав объяснения лиц, присутствующих в судебном заседании, проверив законность принятого судебногоакта, апелляционная инстанция не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 02.02.2007 г. инспекцией Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Барнаула в ресторане «Евразия», расположенном в <...>, принадлежащему обществу с ограниченной ответственностью «Евразия» проведена проверка по вопросам соблюдения требований законодательства в области государственного регулирования и оборота этилового спирта.
В результате проверки выявлена реализация водки «Украинская березовая особая» 0,5 л., без информации о цене и реализации ликера «Крепкий тройной сухой», «Десертный голубой кюрасао», вина игристого «Мондоро Асти» без информации на этикетках о пищевой ценности алкогольной продукции и с отсутствием предупреждающей надписи о вреде алкогольной продукции для здоровья человека, что нашло отражение в акте № 000004 от 02.02.2007 г.
По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении по признакам наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением №000003Г от 14.02.2007 г., вынесенного начальником инспекции ФИО3, общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.16. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 300 минимальных размеров оплаты труда, что составило 30 000 руб.
Считая данное постановление налогового органа незаконным, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требования общества, суд первой инстанции исходил из следующего.
Отношения, связанные с производством и оборотом алкогольной продукции, регулируются ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ (с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2003 г. № 17-П), который устанавливает ограничения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Согласно названного закона, запрещается нарушение установленных Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 55 от 19.01.1998 года.
В соответствии с пунктом 141 указанных Правил, в организациях общественного питания в прейскурантах на алкогольную продукцию указываются наименование алкогольной продукции в потребительской таре, цена за весь объем алкогольной продукции в потребительской таре, цена за весь объем алкогольной продукции в потребительской таре, а также за 0,1 и 0, 05 л
Согласно пункту 136 Правил не допускается розничная продажа алкогольной продукции если на потребительской таре единицы продукции отсутствует предупреждающая надпись о вреде чрезмерного употребления алкогольной продукции для здоровья человека, а также информация о противопоказаниях к ее употреблению, содержание которой устанавливает Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. При этом, в соответствии с пунктом 138 Правил информация об алкогольной продукции помимо сведений, указанных в пунктах 11-12 настоящих Правил, должна содержать: наименования входящих в состав алкогольной продукции ингредиентов, в том числе пищевых добавок, используемых в процессе ее изготовления, сведения о наличии в алкогольной продукции компонентов, полученных с использованием генно-модифицированных организмов (при их наличии), а также о содержании в ней вредных для здоровья веществ, определяемых в соответствии с обязательными требованиями стандартов и технических регламентов; пищевую ценность алкогольной продукции; объем алкогольной продукции в потребительской таре; противопоказания к применению алкогольной продукции; дату, место изготовления и розлива алкогольной продукции.
Частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрено, что нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Установив в действиях общества нарушения требований пунктов 136 и 138 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 г. № 55 (в редакции от 08.02.2006 г. № 80), пункта 3 статьи 11 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ, общество было привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации – нарушение иных правил розничной продажи алкогольной продукции.
Факт совершения указанного правонарушения подтверждается актом проверки от 02.02.2007 г. № 000004, протоколом об административном правонарушении № 000003 от 02.02.2007 г., составленными главными госналогинспекторами ФИО4 и ФИО5, проводившими проверку на основании поручения №000004 от 02.02.2007 г.
Довод общества о допущенном нарушении при привлечении его к административной ответственности, выразившемся в составлении протокола об административном правонарушении неуполномоченным лицом, суд первой инстанции обоснованно отклонил ввиду несостоятельности.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, установлено, что Федеральная налоговая служба является Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
Привлекая общество к административной ответственности, составляя протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо налогового органа правомерно действовало в соответствии с полномочиями, предоставленными налоговым органам статьей 23 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" от 22.11.95 N 171-ФЗ, а также частью 1 статьи 28.3, статьей 23.50 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод заявителя о внесении Федеральным законом №102-ФЗ от 21.07.2005 г. с 01.01.2006 г. в статью 23 Федерального закона № 171-ФЗ соответствующих изменений суд апелляционной инстанции признает необоснованной, поскольку указанными изменениями формально предусмотрена возможность осуществление государственного контроля за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не одним федеральным органом исполнительной власти, как было ранее, а несколькими, при указании соответствующих полномочий этих органов в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы их деятельности. Соответствующие изменения в Положение о Федеральной налоговой службе Правительство Российской Федерации не вносило, что также подтверждает необоснованность вывода суда об отсутствии у налоговых органов контрольных полномочий в указанной сфере.
Вывод суда первой инстанции о совершении вменяемого обществу правонарушения основан на неисполнении юридическим лицом требований названного Закона.
Установленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о том, что должного контроля за соблюдением работниками Правил продажи алкогольной продукции со стороны общества осуществлено не было, в связи с чем административный орган обоснованно сделал вывод о наличии вины заявителя в данном правонарушении.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены законного решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьей 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция Арбитражного суда Алтайского края,
П О С Т А Н О В И Л А:
Решение арбитражного суда от 14 марта 2007 г. по делу №АОЗ-1639/07-3 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий Е.Н. Мошкина
Судьи Н.И. Семенихина