ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А03-17941/2021 от 26.04.2022 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, https://7aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск Дело № А03-17941/2021

26.04.2022

Судья Седьмого Арбитражного апелляционного суда Зайцева О.О., рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу краевого бюджетного учреждения «Издательский дом «Регион» (№07АП-2283/2022) на решение от 05.03.2022 (резолютивная часть от 08.02.2022) Арбитражного суда Алтайского края по делу №А03-17941/2021 (судья Синцова В.В.), по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Алтайскому краю и Республике Алтай (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Барнаул Алтайского края к краевому бюджетному учреждению «Издательский дом «Регион» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Барнаул Алтайского края о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Алтайскому краю и Республике Алтай (далее – заявитель, административный орган, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к краевому бюджетному учреждению «Издательский дом «Регион» (далее – лицо, привлекаемое к ответственности, Учреждение, КБУ «ИЗ «Регион») о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассмотрено в порядке упрощенного производства.

Решением суда от 05.03.2022 (резолютивная часть от 08.02.2022) заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Алтайскому краю и Республике Алтай (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Барнаул Алтайского края удовлетворено. Краевое бюджетное учреждение «Издательский дом «Регион» привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде предупреждения.

В апелляционной жалобе, поданной в Седьмой арбитражный апелляционный суд, Учреждение просит отменить решение суда первой инстанции как принятое с нарушением норм права.

По мнению подателя апелляционной жалобы, не доказаны наличие в его действиях события и состава вменяемого административного правонарушения, судом необоснованно не применены положения статей 2.9, 4.1 и 4.1.1. Ко АП РФ.

На основании части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (в редакции Федерального закона от 02.03.2016 N 45-ФЗ), пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.

Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 22 ноября 2021 года по окончании планового мероприятия систематического наблюдения, проведенного на основании плана деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Алтайскому краю и Республике Алтай, утвержденного приказом руководителя Управления от 20.11.2020 № 58 в отношении КБУ «ИД «Регион», являющегося владельцем лицензии РВ № 26526 от 08.04.2015 на осуществление радиовещания продукции средств массовой информации «Катунь FM» и «Милицейская волна», установлено, что соотношение вещания продукции СМИ радиоканала «Катунь FM» к общему объему вещания в неделю не соответствует заявленному в лицензии на осуществление радиовещания, а также программная концепция вещания программ собственного производства СМИ радиоканала «Катунь FM» не соответствует заявленной в лицензии на осуществление радиовещания.

В ходе анализа записи эфира, представленной Управлением по Алтайскому краю филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Главный радиочастотный центр» в Сибирском федеральном округе, установлено, что при осуществлении вещания СМИ радиоканалов «Катунь FM» и «Милицейская волна» КБУ «ИД «Регион» не соблюдались требования действующего законодательства в части исполнения установленных обязанностей по выходу в эфир средств массовой информации.

01 декабря 2021 года по факту нарушений КБУ «ИД «Регион» условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией РВ № 26526 от 08.04.2015, специалистом - экспертом отдела контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Алтайскому краю и Республике Алтай ФИО1 составлен протокол № АП-22/7/801 об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Протокол составлен в присутствии представителя привлекаемого к административной ответственности юридического лица ФИО2, действующей на основании доверенности от 29.11.2021 № 46.

При составлении протокола представитель юридического лица ФИО2 от дачи пояснений по поводу совершенного административного правонарушения отказалась.

Копия протокола вручена представителю КБУ «ИД «Регион» ФИО2 в день составления – 01.12.2021, о чем свидетельствует подпись представителя Учреждения на протоколе об административном правонарушении № АП-22/7/801.

Учитывая подведомственность, закрепленную в статье 23.1 КоАП РФ, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении КБУ «ИД «Регион» к административной ответственности.

Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава и события вменяемого административного правонарушения, отсутствии процессуальных нарушений.

Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Объектом правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, заключается в нарушении условий специального разрешения (лицензии).

С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

Субъектами ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ могут быть, в том числе, юридические лица.

Срок давности (3 месяца) и порядок привлечения к административной ответственности судом первой инстанции и административным органом не нарушены. Представитель учреждения присутствовал при составлении протокола по делу об административном правонарушении. При рассмотрении материалом административного дела Учреждение надлежащим образом извещено о начале процесса и представило отзыв на заявление административного органа.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 22 ноября 2021 года по окончании планового мероприятия систематического наблюдения в отношении КБУ «ИД «Регион», установлено, что соотношение вещания продукции СМИ радиоканала «Катунь FM» к общему объему вещания в неделю не соответствует заявленному в лицензии на осуществление радиовещания, а также программная концепция вещания программ собственного производства СМИ радиоканала «Катунь FM» не соответствует заявленной в лицензии на осуществление радиовещания.

Мероприятие проведено в соответствии с положениями части 3 статьи 56 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», Положением об осуществлении мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, при проведении которых не требуется взаимодействие уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) органов с проверяемыми (контролируемыми) лицами, утвержденным

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 февраля 2012 № 75, Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Алтайскому краю и Республике Алтай, утвержденным приказом руководителя Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 25 января 2016 № 40.

В ходе указанного мероприятия установлено, что согласно подпунктам 2.1 и 2.2 пункта 2 приложения № 1 к лицензии РВ 26526 от 08.04.2015, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, КБУ «ИД «Регион» должно осуществлять радиовещание продукции средств массовой информации «Катунь FM» - 39 часов 42 минуты в неделю, направления вещания: информационное (новости) – 19 %, информационно-аналитическое – 21 %, развлекательное – 48 %, музыкальное -12 %; «Милицейская волна» -128 часов 18 минут в неделю, направления вещания: музыкальное - 87,5 %, информационное - 12,5 %.

В ходе анализа записи эфира, представленной Управлением по Алтайскому краю филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Главный радиочастотный центр» в Сибирском федеральном округе, установлено, что при осуществлении вещания СМИ радиоканалов «Катунь FM» и «Милицейская волна», что привело к нарушениям соотношения вещания продукции СМИ радиоканала «Катунь FM» к общему объему вещания в неделю, а также программной концепции вещания программ собственного производства СМИ радиоканала «Катунь FM», которые по результатам проведения мероприятия систематического наблюдения не соответствуют заявленной в лицензии на осуществление радиовещания.

Запись эфира осуществлялась Управлением по Алтайскому краю филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Главный радиочастотный центр» в Сибирском федеральном округе с 00 ч. 00 мин. 08 ноября по 24 ч. 00 мин. 14 ноября 2021 года на частоте 88,7 МГц, г. Барнауле Алтайского края по заданию Управления. Фактически в указанный период времени лицензиатом осуществлено вещание СМИ радиоканал «Катунь FM» в объеме 121 час 13 минут 45 секунд в неделю, СМИ радиоканал «Милицейская волна» в объеме 46 часов 46 минут 15 секунд в неделю.

Процентное соотношение соблюдения программной концепции вещания СМИ «Катунь FM» составило: информационное направление - 7,19%; информационно – аналитическое направление - 1,31%; развлекательное направление - 25,83%; музыкальное направление - 65,67%, что подтверждается справкой о результатах анализа эфира.

Кроме этого, нарушении подтверждается анализом записи контента и материалов радиоконтроля на частоте 88,7 МГц, г. Барнауле Алтайского края, с 00 ч. 00 мин. 08 ноября по 24 ч. 00 мин. 14 ноября 2021 года, представленных Управлением по Алтайскому краю филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Главный радиочастотный центр» в Сибирском федеральном округе.

Таким образом, несоблюдение действующего законодательства в части исполнения установленных обязанностей по выходу в эфир средств массовой информации, привело к нарушениям соотношения вещания продукции СМИ радиоканала «Катунь FM» к общему объему вещания в неделю, а также программной концепции вещания программ собственного производства СМИ радиоканала «Катунь FM», которые по результатам проведения мероприятия систематического наблюдения не соответствуют заявленной в лицензии на осуществление радиовещания.

Довод КБУ «ИД «Регион» о том, что главным редактором радиоканала Учреждения ведется журнал эфира, согласно которому осуществляется контроль и подсчет времени затраченного в неделю на вещание радиоканала «Катунь FM», и в указанный период времени радиоканал «Катунь FM» осуществлял вещание согласно лицензии на вещание, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку он противоречит представленным Управлением по Алтайскому краю филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Главный радиочастотный центр» в Сибирском федеральном округе документам.

Кроме того, исходя из анализа статьи 27 Закона о СМИ, переход вещания одного СМИ на другое (в данном случае переход вещания с радиоканала «Милицейская волна» на радиоканал «Катунь FM» и наоборот), должен сопровождаться только выходными данными радиоканала (полными или сокращенными).

При этом под полными выходными данными понимаются: название СМИ (радиоканала), зарегистрировавший его орган, регистрационный номер и сообщение об ограничении распространения информационной продукции среди детей.

Под сокращенными выходными данными понимается сочетание наименования СМИ (радиоканала) и сообщения об ограничении распространения информационной продукции среди детей.

Каждый выход в эфир радиопрограммы должен сопровождаться объявлением наименования (названия) радиопрограммы. При каждом выходе в эфир радиопрограмм они должны сопровождаться сообщением об ограничении их распространения, предусмотренным Федеральным Законом от 29 декабря 2010 года № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Кроме того, статья 27 Закона о СМИ устанавливает, что зарегистрированное средство массовой информации обязано указывать в выходных данных зарегистрировавший его орган и регистрационный номер.

При анализе эфира с 00 ч. 00 мин. 08 ноября по 24 ч. 00 мин. 14 ноября 2021 года на частоте 88,7 МГц, г. Барнауле Алтайского края установлено, что обязательные для трансляции при каждом выходе в эфир выходные данные радиоканалов неоднократно подменялись заставками («отбивками», «вылетами»), содержащими только название радиоканала (его слоган), без указания сообщения об ограничении распространения информационной продукции среди детей.

Данное обстоятельство в соответствии с вышеуказанными нормами законодательства не позволяет считать такие заставки выходом в эфир соответствующего СМИ.

Соответственно, подсчет фактического времени выхода в эфир СМИ радиоканала «Катунь FM» и радиоканала «Милицейская волна» осуществлялся с учетом того, как объявлялись выходные данные в отношении каждого из этих СМИ, в том числе с учетом сообщения об ограничении их распространения.

Таким образом, исходя из вышеизложенного судом установлено, что лицензиатом не было выполнено условие о соблюдении программной направленности вещания и общего объема вещания в неделю, заявленное в лицензии, а, значит, допущено нарушение лицензионных условий.

Факт нарушения лицензионных условий подтверждается материалами дела. КБУ «ИД «Регион» не оспаривает нарушение в части того, что радиоканал «Катунь FM» действительно не везде ставил в эфир сокращенные выходные.

Суд первой инстанции, установив наличие в действиях КБУ «ИД «Регион» события и состава вмененного правонарушения, установив вину последнего и с соблюдением сроков и процедуры, привлек общество к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, назначив наказания в виде предупреждения.

Выводы суда о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения сделаны на основании правильного применения норм материального права.

Административное наказание назначено обществу в виде предупреждения в пределах, установленных санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Апелляционный суд также не усмотрел оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения.

Отсутствие негативных последствий правонарушения само по себе также не свидетельствует о малозначительности административного правонарушения, поскольку состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, является формальным. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям по указанному правонарушению заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных законодательством в связи, с чем в данном случае правонарушение не может быть квалифицировано в качестве малозначительного.

Довод апелляционной жалобы о том, что генеральным директором общества приняты достаточные меры по недопущению совершения действий, влекущих за собой административную ответственности, и отсутствием на этом основании в его действиях состава административного правонарушения установленного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, подлежит отклонению, поскольку факт совершения им административного правонарушения подтвержден материалами дела. При этом из апелляционной жалобы и материалов дела не усматривается, какие именно активные действия предпринимал руководитель для соблюдения закона и условий лицензии.

Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление, привлек КБУ «ИД «Регион» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.

По правилам, предусмотренным частью 4 статьи 208 АПК РФ, апелляционная жалоба на решение суда по делу о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь 258, 268, 271, 272.1, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Кемеровской области от 05.03.2022 (резолютивная часть от 08.02.2022) по делу № А03-17941/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу краевого бюджетного учреждения «Издательский дом «Регион» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.

Судья О.О. Зайцева