44/2012-33171(1)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел. (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru, e-mail info@faszso.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Тюмень
Дело № А03-18236/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 03 сентября 2012 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего
Туленковой Л.В.
судей
Есикова А.Н.
Лошкомоевой В.А.
при ведении протокола помощником судьи Шанауриной Ю.В. рассмотрел
в судебном заседании кассационную жалобу Бийского районного Совета
народных депутатов Алтайского края на решение от 29.02.2012
Арбитражного
суда
Алтайского
края
(судья
Музюкин
Д.В.)
и постановление от 15.05.2012 Седьмого арбитражного апелляционного
суда (судьи Скачкова О.А., Бородулина И.И., Жданова Л.И.) по делу
№ А03-18236/2011 по заявлению Управления Федеральной службы
судебных приставов по Алтайскому краю (656056, Алтайский край,
город
Барнаул,
улица
Пушкина,
17,
ОГРН
1042202282407,
ИНН 2225066621) к Бийскому районному Совету народных депутатов
Алтайского края (659300, Алтайский край, город Бийск, улица Куйбышева,
88, ОГРН 1082204009447, ИНН 2204041898) об оспаривании решения.
Путём использования систем видеоконференц-связи при содействии
Арбитражного суда Алтайского края (судья Зеленина С.Н.) в заседании
участвовал представитель Управления Федеральной службы судебных
Информацию о движении дела можно получить на сайте суда www.faszso.arbitr.ru
А03-18236/2011
приставов по Алтайскому краю Плесовских Ф.Г. по доверенности
от 20.01.2012.
Суд установил:
Управление Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому
краю (далее – УФССП по Алтайскому краю) обратилось в Арбитражный
суд Алтайского края с заявлением к Бийскому районному Совету
народных депутатов Алтайского края (далее – заявитель, Совет народных
депутатов) об оспаривании решения от 26.11.2010 № 140-сд «Об отмене
решения Бийского районного Совета народных депутатов «О даче
разрешения на передачу в федеральную собственность муниципального
имущества,
предназначенного
для
осуществления
полномочий
прокуратуры Бийского района и отдела судебных приставов Бийского
района от 25.11.2005 № 81» (далее – решение от 26.11.2010 № 140-сд).
Решением от 29.02.2012, оставленным без изменения постановлением
от 15.05.2012 апелляционного суда, требования удовлетворены частично.
Признано незаконным решение Бийского районного Совета народных
депутатов Алтайского края от 26.11.2010 № 140-сд «Об отмене Решения
Бийского районного Совета народных депутатов «О даче разрешения
на передачу в федеральную собственность муниципального имущества,
предназначенного для осуществления полномочий прокуратуры Бийского
района и отдела судебных приставов Бийского района от 25.11.2005 № 81»
в части отмены решения о передаче муниципального имущества,
занимаемого отделом судебных приставов Бийского района, находящегося
по адресу: город Бийск, улица Красногвардейская, дом 10.
В удовлетворении требования в остальной части отказано.
Совет народных депутатов обратился с кассационной жалобой, просит
решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя, судебные акты вынесены с нарушением норм
материального и процессуального права. Считает, что отмена актов
местного самоуправления возможна не только в случаях их противоречия
А03-18236/2011
действующему законодательству. При принятии решения от 26.11.2010
№ 140-сд Совет народных депутатов руководствовался статьёй 48
Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах
местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон
от 06.10.2003 № 131-ФЗ), Уставом муниципального образования
города Бийска. Нормы данных актов подтверждают полномочия заявителя
в сфере распоряжения муниципальным имуществом и принятия решений
как правовых актов в указанной сфере. Закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ
допускает отмену акта по усмотрению органа местного самоуправления.
Срок для реализации нормы о передаче имущества, установленный
Законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ, истёк. Суды необоснованно указали,
что заявителем не осуществлялся контроль за исполнением решения
от 25.11.2005 № 81. Судами нарушены нормы процессуального права,
так как не было привлечено к участию в деле физическое лицо, за которым
зарегистрировано право собственности на часть здания, расположенного
по адресу: город Бийск, улица Красногвардейская, дом 10. Суды
неправомерно сослались на письмо Министерства экономического
развития и торговли Российской Федерации от 19.06.2008 № 8150-АЛ/Д08,
так как оно не является источником права.
УФССП по Алтайскому краю в отзыве на кассационную жалобу,
доводы которого поддержаны представителем в судебном заседании,
считает решение и постановление законными и обоснованными, просит
оставить их без изменения, в удовлетворении кассационной жалобы
отказать.
Проверив в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)
законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции
не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что между Комитетом по управлению
муниципальным имуществом и банкротству предприятий Бийского района
А03-18236/2011
(арендодатель) и Главным управлением Министерства юстиции
Российской Федерации по Алтайскому краю (арендатор) заключён договор
аренды нежилого помещения муниципальной собственности от 01.11.2001.
С учётом дополнений к договору аренды арендодатель предоставляет,
а арендатор принимает в хозяйственное ведение и пользование нежилое
помещение площадью 288 кв. м, подвальное помещение площадью
144 кв. м по адресу: город Бийск, улица Красногвардейская, дом 10 (далее
– нежилые помещения). По акту приёма-передачи нежилые помещения
были переданы во временное владение и пользование арендатору.
Во исполнение Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ и Федерального закона
от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты
Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых
законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием
Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон
от 22.08.2004 № 122-ФЗ) Совет народных депутатов на основании решения
от 25.11.2005 № 81 разрешил передачу нежилых помещений
в федеральную собственность.
Контроль за исполнением решения от 25.11.2005 № 81 был возложен
на Комитет по управлению муниципальным имуществом и банкротству
предприятий Бийского района.
УФССП по Алтайскому краю обращалось к администрации Бийского
района за предоставлением документов и информации относительно
передачи нежилых помещений в федеральную собственность (письма
от 12.07.2006 № 08/1816-ПА, от 12.10.2007 № 11/4458-АН).
Администрацией Бийского района были направлены ответы
об отсутствии бюджетных средств, необходимых для оформления
А03-18236/2011
передачи нежилых помещений (письма от 20.07.2006, от 14.04.2009
№ 19-322, от 30.04.2009 № АН-4516).
Совет народных депутатов принял решение от 26.11.2010 № 140-сд,
пунктом 1 которого отменил решение от 25.11.2005 № 81.
Полагая, что решение от 26.11.2010 № 140-сд не соответствует
требованиям действующего законодательства, УФССП по Алтайскому
краю обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд
первой
инстанции,
удовлетворяя
заявление
УФССП
по Алтайскому краю в части, обоснованно исходил из следующего.
Решение от 25.11.2005 № 81 было принято Советом народных
депутатов на основании требований, установленных нормами Закона
от 22.08.2004 № 122-ФЗ и Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.
Пунктом 3 части 8 статьи 85 Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ
установлена обязанность органов местного самоуправления безвозмездно
передать до 01.01.2008 в федеральную собственность имущество,
предназначенное для осуществления полномочий федеральных органов
государственной власти.
Судом установлено, что нежилое помещение используется УФССП
по Алтайскому краю с 10.11.2001 для осуществления возложенных на него
функций. Учитывая данный факт и требования законодательства, суд
первой инстанции правомерно указал, что решение Совета народных
депутатов от 25.11.2005 № 81 принято на основании императивной нормы
Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.
Основания и порядок отмены или изменения муниципальных
правовых актов органами местного самоуправления и должностными
лицами местного самоуправления, принявшими их, закрепляется нормами
Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (статьи 4, 48), Определением
Конституционного Суда Российской Федерации от 26.05.2011 № 739-О-О.
Руководствуясь положениями данных актов, суд первой инстанции
пришёл к выводу, что муниципальные правовые акты могут быть
А03-18236/2011
отменены в порядке самоконтроля уполномоченными органами местного
самоуправления и должностными лицами местного самоуправления
в случае принятия ненормативного правового акта с нарушением
или в противоречии с действующим законодательством. Муниципальные
правовые акты не могут быть отменены произвольно без правового
обоснования.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле,
должно
доказать
обстоятельства,
на
которые
оно
ссылается
как на основание своих требований и возражений.
В силу статей 67, 68, 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает
доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному
на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании
имеющихся в деле доказательств, исходя из их относимости
и допустимости.
Принимая во внимание изложенные нормы, оценив представленные
в материалы дела доказательства, суд первой инстанции исходил
из недоказанности заявителем того, что решение от 25.11.2005 № 81
принято с нарушением или в противоречии с действующим
законодательством. Таким образом, суд пришёл к верному выводу
о незаконности решения Совета народных депутатов от 26.11.2010
№ 140-сд, отменяющего решение от 25.11.2005 № 81 и обоснованно
удовлетворил заявление УФССП по Алтайскому краю.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассматривая дело,
установил аналогичные обстоятельства и поддержал выводы суда
об удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, апелляционная инстанция указала на необоснованность
доводов заявителя об истечении срока, установленного для передачи
нежилых помещений в федеральную собственность, поскольку Закон
от 06.10.2003 № 131-ФЗ не предусматривает, что данный срок является
А03-18236/2011
пресекательным и осуществление передачи муниципального имущества
по истечении этого срока не допускается.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись
предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций
и получили надлежащую правовую оценку, по существу направлены
на
переоценку
обстоятельств,
установленных
судами
первой
и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 АПК РФ находится
за пределами полномочий суда кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции считает, что при принятии решения
и постановления судами не было допущено нарушений норм
материального и процессуального права, выводы судов соответствуют
фактическим обстоятельствам дела. Основания для отмены обжалуемых
судебных актов в соответствии со статьёй 288 АПК РФ отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 АПК РФ,
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение
от
29.02.2012
Арбитражного
суда
Алтайского
края
и постановление от 15.05.2012 Седьмого арбитражного апелляционного
суда по делу № А03-18236/2011 оставить без изменения, кассационную
жалобу Бийского районного Совета народных депутатов Алтайского края –
без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.В. Туленкова
Судьи
А.Н. Есиков
В.А. Лошкомоева