ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А03-18696/2021 от 15.02.2024 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А03-18696/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2024 года

Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2024 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Дружининой Ю.Ф.

судей Черноусовой О.Ю.

Шабановой Г.А.

при ведении протокола судебного онлайн-заседания с использованием средств
веб-конференции информационной системы «Картотека арбитражных дел» помощником судьи Крымовской А.М.,рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Экостар» на решение от 23.08.2023 Арбитражного суда Алтайского края (судья Ильичева Л.Ю.) и постановление
от 07.11.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Зайцева О.О., Павлюк Т.В.) по делу № А03-18696/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Экостар» (658201, Алтайский край, город Рубцовск, улица Тракторная, дом 44, квартира 32, ОГРН 1192225036101, ИНН 2209050134) к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (656043, Алтайский край, город Барнаул, проспект Ленина, дом 7, ОГРН 1132225020377, ИНН 2225145249) в лице постоянной действующей межведомственной комиссии по рассмотрению вопроса о лишении юридического лица статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Алтайском крае, о признании недействительным заключения от 09.12.2021, оформленного протоколом от 09.12.2021
№ 1.

Другие лица, участвующие в деле: учредители общества с ограниченной ответственностью «Экостар» Максимов Олег Иванович, Прокин Виктор Геннадьевич, Коляда Андрей Николаевич; публичное акционерное общество Коммерческий банк «Держава» (119435, Московская область, город Москва, Большой Саввинский переулок, дом 2 строение 9, ОГРН 1027739120199, ИНН 7729003482); Администрация города Алейска Алтайского края (658130, Алтайский край, город Алейск, улица Сердюка, дом 97, ОГРН 1022200507548, ИНН 2201001706).

В онлайн-режиме посредством использования системы веб-конференции информационной системы «Картотека арбитражных дел» (онлайн-заседания) в судебном заседании приняли участие:

от общества с ограниченной ответственностью «Экостар» – Медведицына Е.Г. по доверенности от 20.11.2023;

Прокин В.Г. – лично, паспорт.

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «Экостар» (далее – общество,
ООО «Экостар») обратилось в Арбитражный суд Алтайского края к постоянной действующей межведомственной комиссии по рассмотрению вопроса о лишении юридического лица статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Алтайском крае при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (далее – комиссия) о признании недействительным заключения (решения) о лишении юридического лица статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Алейской зоны Алтайского края от 09.12.2021, оформленного протоколом от 09.12.2021 № 1.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены учредители общества с ограниченной ответственностью «Экостар» Максимов Олег Иванович, Прокин Виктор Геннадьевич, Коляда Андрей Николаевич, публичное акционерное общество Коммерческий банк «Держава», Администрация города Алейска Алтайского края (далее – администрация).

Решением от 23.08.2023 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 07.11.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт.

По мнению подателя кассационной жалобы, комиссией допущены нарушения процедуры лишения юридического лица статуса регионального оператора; судами первой и апелляционной инстанций дана оценка не всем заявленным обществом доводам и представленным доказательствам.

Лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке, предусмотренном статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), не представили.

Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлениях присутствующих в заседании Прокина В.Г. и представителя ООО «Экостар», суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, 17.05.2021 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов https://torgi.gov.ru размещено извещение № 170521/25740114/01 о проведении конкурсного отбора на право заключения соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Алейской зоны Алтайского края.

Согласно протоколу от 09.07.2021 № 28 победителем конкурсного отбора признано ООО «Экостар», с которым Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (далее – министерство) заключено соглашение от 16.08.2021 № 253121-ДО об организации деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Алейской зоны Алтайского края (далее – соглашение).

09.12.2021 комиссией принято решение о лишении ООО «Экостар» статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Алейской зоны Алтайского края; 10.12.2021 в адрес общества направлено уведомление о расторжении соглашения.

Не согласившись в указанным решением, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии у комиссии правовых оснований для вынесения оспариваемого решения, а также его соответствии требованиям действующего законодательства.

Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из доводов жалобы и конкретных обстоятельств дела.

Согласно пункту 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Пунктами 4, 6 статьи 24.6 Закона об отходах установлено, что юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, условия проведения торгов на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.

Статус регионального оператора присваивается на срок не более чем десять лет. Юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по основаниям, определенным правилами обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 5 статьи 24.6 Закона об отходах).

Согласно пункту 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016
№ 1156 (далее – Правила № 1156), обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

В силу подпункта «а» пункта 40 Правил № 1156 юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае, если в течение календарного года по вине регионального оператора были допущены многократные (2 раза и более) нарушения данных Правил, и (или) условий договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) условий соглашения в отношении объема (массы) твердых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора, подтвержденные актами о нарушении региональным оператором обязательств по договору, составленными в порядке, предусмотренном типовым договором, форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации
от 12.11.2016 № 1156.

На территории Алтайского края постановлением Правительства Алтайского края от 08.02.2021 № 24 утвержден Порядок лишения юридического лица статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – Порядок № 24), в соответствии с которым поводом к рассмотрению вопроса о лишении юридического лица статуса регионального оператора может являться: направленное в адрес министерства письменное обращение в форме ходатайства о лишении юридического лица статуса регионального оператора физических и юридических лиц, органов государственной власти, местного самоуправления по основаниям, предусмотренным подпунктами «а» – «г» пункта 40 Правил № 1156; выявление министерством основания, предусмотренного подпунктом «д» пункта 40 Правил № 1156.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, в том числе акты осмотра объектов от 02.12.2021, 03.12.2021, 04.12.2021, 05.12.2021, акты о нарушении региональным оператором обязательств по договору
от 01.12.2021, 02.12.2021, 03.12.2021, 04.12.2021, 05.12.2021, 06.12.2021, фотоматериалы, предписание об устранении выявленных нарушений от 03.12.2021, распоряжение администрации от 06.12.2021 № 332-р, суды первой и апелляционной инстанций установили, что с 01.12.2021 общество, являющееся региональным оператором, прекратило исполнение договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями города Алейска Алтайского края; с 06.12.2021 на территории города Алейска введен режим повышенной готовности и к вывозу твердых коммунальных отходов приступило общество с ограниченной ответственностью «Цветовод», с которым был заключен муниципальный контракт; вопрос о лишении общества статуса регионального оператора рассмотрен в связи с поступлением ходатайства администрации (письма от 03.12.2021 № 260/ПА/4856, от 06.12.2021 № 260/ПА/4884); при рассмотрении комиссией указанного вопроса факт прекращения оказания услуг с 01.12.2021 руководителем общества не отрицался.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что в материалы дела доказательства оказания соответствующих услуг в спорный период также не представлены, и учитывая, что конкурсный отбор на право заключения соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Алейской зоны Алтайского края (извещение от 17.05.2021 № 170521/25740114/01) признан недействительным (дело № А03-10368/2021), суды пришли к обоснованному выводу о наличии у комиссии правовых оснований для принятия оспариваемого решения.

Вопреки позиции общества судами первой и апелляционной инстанций рассмотрены все требования общества. Само по себе не указание в судебных актах всех доказательств, представленных в материалы дела, не свидетельствует об их ненадлежащей оценке, выводы судов основаны на совокупности представленных в дело доказательств.

Доводы общества об оказании им услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в спорный период и отсутствии доказательств неоднократности совершения вмененных ему нарушений соглашения отклоняются судом округа как направленные на переоценку установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств, что в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.

Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.

Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 23.08.2023 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 07.11.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А03-18696/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Ю.Ф. Дружинина

Судьи О.Ю. Черноусова

Г.А. Шабанова