Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Тюмень Дело № А03-19416/2014
Резолютивная часть постановления объявлена октября 2015 года | |
Постановление изготовлено в полном объеме октября 2015 года |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Григорьева Д.В..
ФИО1
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи помощником судьи Шаповаловой И.В. рассмотрел кассационную жалобу Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов на решение от 23.01.2015 Арбитражного суда Алтайского края (судья Музюкин Д.В.) и постановление от 17.04.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Марченко Н.В., Бородулина И.И., Усанина Н.А.) по делу № А03-19416/2014 по заявлению открытого акционерного общества «Барнаульская теплосетевая компания» (656037, г. Барнаул, ул. Бриллиантовая, 2, ИНН 2224152780, ОГРН 1122224002339) к Управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (656038, г. Барнаул, ул. Молодежная, 1) об оспаривании действий, выразившихся в истребовании документов, и обязании установить плату за подключение.
С использованием систем видеоконференц-связи и при содействии Арбитражного суда Республики Алтай (судья Черепанова И.В.) в заседании участвовали представители: от Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов – ФИО2 (доверенность от 29.07.2015), от открытого акционерного общества «Барнаульская теплосетевая компания» – ФИО3 (доверенность от 13.01.2015).
Суд установил:
Открытое акционерное общество «Барнаульская теплосетевая компания» (далее – ОАО «Барнаульская теплосетевая компания», общество, регулируемая организация) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (далее – управление) о признании незаконными выраженных в письме от 21.08.2014 № 30/07/П/3019 действий управления по истребованию документов, указанных в пункте 174 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.07.2013 № 760-э (далее – Методические указания), для установления платы за подключение к системе теплоснабжения ОАО «Барнаульская теплосетевая компания» для потребителей г. Барнаула с подключаемой тепловой нагрузкой, не превышающей 0,1 Гкал/ч.; и обязании управления в течение 10 дней с даты изготовления судебного акта установить плату за подключение (технологическое подключение) к системе теплоснабжения общества для потребителей г. Барнаула с подключаемой тепловой нагрузкой,
не превышающей 0,1 Гкал/ч., в размере 550 руб. (с НДС), путем издания соответствующего акта.
Решением от 23.01.2015 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 17.04.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе управление, ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального и
процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
По мнению управления, суд неправомерно предоставил обществу право осуществлять регулируемую деятельность по технологическому присоединению к тепловым сетям г. Барнаула в отсутствие инвестиционной программы и надлежаще оформленного права владения, пользования, распоряжения муниципальным имуществом г. Барнаула (тепловыми сетями).
Кроме того, управление указывает, что обе судебные инстанции неверно истолковали пункт 174 Методических указаний, согласно которому в решении об утверждении тарифов орган регулирования обязан отражать размер экономически обоснованной платы за подключение и соответствующие выпадающие доходы теплоснабжающей (теплосетевой) организации от подключения указанных объектов заявителей, размер которых включается в тарифы на тепловую энергию (мощность) и (или) тарифы на передачу тепловой энергии в том же расчетном периоде регулирования, на который утверждается плата за подключение.
В отзыве на кассационную жалобу регулируемая организация, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые управлением судебные акты без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ОАО «Барнаульская теплосетевая компания» 21.07.2014 обратилось в управление с заявлением
об установлении платы в размере 550 руб. за подключение к системе теплоснабжения для потребителей г. Барнаула с подключаемой тепловой нагрузкой, не превышающей 0,1 Гкал/ч.
Письмом от 21.08.2014 № 30/07/П/3019 управление отказало
в удовлетворении заявления общества, указав, что в соответствии с пунктом 174 Методических указаний обществу необходимо представить расчет плановых объемов компенсации расходов на 2015 год от подключения объектов заявителей, подключаемая нагрузка которых не превышает 0,1 Гкал/час в соответствии с приложением 7.9 Методических указаний; документы, подтверждающие плановые расходы на проведение мероприятий по подключению объектов заявителей, подключаемая нагрузка которых не превышает 0,1 Гкал/час (заявки на подключение).
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения
ОАО «Барнаульская теплосетевая компания» в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные ОАО «Барнаульская теплосетевая компания» требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что оспариваемыми действиями нарушены права общества, поскольку непринятие управлением решения об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения ОАО «Барнаульская теплосетевая компания» для потребителей г. Барнаула с подключаемой тепловой нагрузкой, не превышающей 0,1 Гкал/ч, препятствует осуществлению предпринимательской деятельности общества, так как согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона «О теплоснабжении» от 27.07.2010 № 190-ФЗ (далее – Закон о теплоснабжении) подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании договора на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, который является публичным для теплоснабжающей организации, теплосетевой организации.
Из пунктов 1, 2 статьи 5, пункта 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении следует, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) наделены полномочиями по установлению платы за подключение (технологическое присоединение) к системам теплоснабжения.
Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется в соответствии с основами ценообразования
в сфере теплоснабжения, Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (пункт 1 статьи 10 Закона о теплоснабжении).
Пунктом 4.1.12 Положения об Управлении Алтайского края
по государственному регулированию цен и тарифов, утвержденным постановлением Администрации Алтайского края от 30.11.2011 № 695, предусмотрены полномочия управления по установлению тарифов на установление платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения.
Из содержания пунктов 12 и 15 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Правила), следует, что открытие дел об установлении цен (тарифов) может осуществляться по предложению регулируемой организации, которое состоит из заявления регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и необходимых материалов.
В заявлении об установлении цен (тарифов) сведения о регулируемой организации, направившей заявление об установлении цен (тарифов) (далее - заявитель) (наименование и реквизиты, местонахождение, адрес электронной почты, контактные телефоны и факс, фамилия, имя, отчество руководителя организации, сведения об идентификационном номере налогоплательщика (ИНН) и коде причины постановки на учет (КПП); основания, по которым заявитель обратился в орган регулирования для установления цен (тарифов).
В пункте 16 Правил содержится перечень документов и материалов, прилагаемых к заявлению об установлении цен (тарифов).
Вместе с тем согласно пункту 107 Основ ценообразования для потребителей, подключаемая тепловая нагрузка энергопринимающего оборудования которых не превышает 0,1 Гкал/час., установлена плата за подключение в размере 550 рублей.
Следовательно, размер платы и условие при котором она применяется, установлен нормативными актами и не может быть изменен ни регулирующим органом, ни соглашением сторон, что исключает необходимость предоставления в уполномоченный орган дополнительных расчетов.
Доводу управления о неверном истолковании судом первой инстанции пункта 174 Методических указаний дана надлежащая правовая оценка при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции.
Согласно пункту 174 Методических указаний теплоснабжающая (теплосетевая) организация в соответствии с приложением 7.9 к настоящим Методическим указаниям рассчитывает объемы средств для компенсации расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению в ходе подключения объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых не превышает 0,1 Гкал/ч, и не включаемых в состав платы за подключение.
Расчеты представляются в орган регулирования, который в решении об утверждении тарифов отражает размер экономически обоснованной платы за подключение и соответствующие выпадающие доходы теплоснабжающей (теплосетевой) организации от подключения указанных объектов заявителей, размер которых включается в тарифы на тепловую энергию (мощность) и (или) тарифы на передачу тепловой энергии в том же расчетном периоде регулирования, на который утверждается плата за подключение. При этом расходы на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей, не включаемые в состав платы за подключение объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых не превышает 0,1 Гкал/ч, определяются с учетом положений пункта 173 настоящих Методических указаний.
Из содержания данного пункта Методических указаний следует, что указанные в нем расчеты представляются регулируемой организацией не при подаче заявления об установлении платы за подключение к системе потребителей, подключаемая тепловая нагрузка которых не превышает 0,1 Гкал/ч, а при подаче заявления об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) и (или) тарифов на передачу тепловой энергии в том же расчетном периоде регулирования, на который утверждается плата за подключение.
Следовательно, при принятии решения об установлении вышеуказанных тарифов уполномоченный орган должен учитывать, какие объемы средств должны быть компенсированы теплоснабжающей (теплосетевой) организации на расходы на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению в ходе подключения объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых не превышает 0,1 Гкал/ч,
и не включаемых в состав платы за подключение.
Принимая во внимание, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не противоречат упомянутым нормам материального права и имеющимся в деле доказательствам, а также фактическое исполнение управлением обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение от 23.01.2015 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 17.04.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А03-19416/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий В.И. Ильин
Судьи Д.В. Григорьев
О.Ю. Черноусова