ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А03-20239/14 от 12.10.2015 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Тюмень                                                                   Дело № А03-20239/2014

Резолютивная часть постановления объявлена   октября 2015 года .

Постановление изготовлено в полном объёме   октября 2015 года .

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего             Лошкомоевой В.А.

судей                                            Коробейниковой О.С.

                                                     ФИО1

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом  в Алтайском крае на решение от 29.04.2015                                         (судья Сбитнев А.Ю.) Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 20.07.2015 (судьи Кривошеина С.В., Скачкова О.А., Хайкина С.Н.) Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А03-20239/2014                   по заявлению Территориального управления Федерального агентства                          по управлению государственным имуществом в Алтайском крае (656038, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) к администрации Кулундинского сельсовета Кулундинского района Алтайского края (658920, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительным отказа в принятии                в муниципальную собственность здания общежития и обязании принять имущество  в муниципальную собственность.

Другие лица, участвующие в деле: администрация                             Кулундинского района Алтайского края, ФИО2, ФИО3, ФИО4,                                 ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15.

Суд установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае (далее - ТУ Росимущества                          в Алтайском крае) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края                            с заявлением о признании недействительным отказа администрации Кулундинского сельсовета Кулундинского района Алтайского края (далее - администрация) в принятии в муниципальную собственность здания общежития, расположенного по адресу: <...>, изложенного в письме от 05.08.2014 № 02/1-12-509, и обязании принять имущество в муниципальную собственность.

Решением суда от 29.04.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.07.2015,в удовлетворении заявленных требований отказано.

С решением от 29.04.2015 и постановлением от 20.07.2015                                не согласилось ТУ Росимущества в Алтайском крае, в кассационной жалобе просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Заявитель считает, что согласно положениям устава Кулундинского сельсовета Кулундинского района Алтайского края жилищный фонд социального использования может находиться в муниципальной собственности Кулундинского сельсовета, жилищный фонд в силу прямого указания норм законодательства подлежит передаче в муниципальную собственность. Суд, установив, что сельсовет является ненадлежащим ответчиком, необоснованно не привлёк в качестве надлежащего ответчика администрацию Кулундинского района Алтайского края.

Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения                        и постановления, суд кассационной инстанции не находит оснований                        для их отмены.

Как установлено судами и усматривается из материалов дела, распоряжением комитета по управлению государственным имуществом администрации Алтайского края от 21.11.2003 № 966 принято решение                       о  приватизации государственного племенного завода (ГПЗ) «Победа», утверждён перечень имущества, не подлежащего приватизации, в том числе по номером 43 указано общежитие, расположенное по адресу: 658922, <...>/нет, 420, 1 этаж, 1962 года постройки, инвентарный номер 616 от 18.03.1986, стоимостью по промежуточному балансу на 01.04.2003                                     197,3/132,6 тысяч рублей.

В пункте 10 названного решения предусмотрено, что имущество,                         не включённое в состав приватизируемого, подлежит передаче                               в муниципальную собственность Кулундинского района Алтайского края.

Согласно выписке из реестра федерального имущества от 24.10.2014                  № 302/9 здание общежития является собственностью Российской Федерации, о чём в реестре сделана запись от 28.09.2009 № В12220005213.

Письмом от 30.06.2014 № АЗ-4164 ТУ Росимущества в Алтайском крае обратилось в администрацию Кулундинского сельсовета                           Кулундинского района Алтайского края с заявлением о согласовании передачи из федеральной собственности в муниципальную указанного выше имущества.

Письмом от 05.08.2014 № 02/1-12-509 администрация отказалась принимать спорное здание в связи с его аварийным состоянием                                     и отсутствием денежных средств, необходимых для его восстановления.

ТУ Росимущества в Алтайском крае, посчитав, что отказ администрации является незаконным, обратилось в арбитражный суд с заявлением                               о признании недействительным письма администрации от 05.08.2014                            № 02/1-12-509 об отказе в принятии в муниципальную собственность здания общежития по адресу: <...>, и обязании принять имущество в муниципальную собственность.

Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, пришёл к выводу                   о законности отказа администрации в принятии в муниципальную собственность общежития, так как у сельского поселения в силу законодательства об организации местного самоуправления отсутствуют функции для решения вопросов, связанных с эксплуатацией и содержанием жилищного фонда.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации                               и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав                                и законных интересов заявителя.

В силу части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации                        и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов                               «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных)                                     и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 122-ФЗ) находящееся                              в федеральной собственности имущество, которое может находиться                            в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:                         если нахождение указанного имущества в федеральной собственности                       не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий                      между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений                                  в соответствии с передаточным актом. В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных                              и муниципальных унитарных предприятий и государственных                                           и муниципальных учреждений.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из того,                                что в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления                      в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населённых пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации                         и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района                          и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

Решение вопросов организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля,                          а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, указанных в пункте 6 части 1 статьи 14 названного закона, сельское поселение не уполномочено.

Кроме того, при рассмотрении дела апелляционный суд указал,                           что законодательством Алтайского края решение таких вопросов                              также не отнесено к ведению сельских поселений.

Судами первой и апелляционной инстанций всесторонне, полно                             и объективно исследованы материалы дела, правильно применены нормы материального и процессуального права. Выводы судов о законности оспариваемого отказа в связи с отсутствием у сельского поселения функций для решения вопросов, связанных с эксплуатацией и содержанием жилищного фонда, являются обоснованными и правомерными.

На основании вышеизложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что при принятии решения и постановления суды                            не допустили нарушений норм материального и процессуального права, правильно отказали в признании незаконным отказа администрации                              в принятии здания общежития по адресу: <...>, в муниципальную собственность.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм права о полномочиях муниципального органа сельского поселения.

Несостоятельным является довод ТУ Росимущества в Алтайском крае                   о непривлечении в качестве ответчика администрации Кулундинского района Алтайского края, так как в силу статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд может произвести замену ненадлежащего ответчика либо привлечь второго ответчика по заявлению или с согласия истца. Доказательств такого согласия в материалах дела не имеется.

При указанных обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 29.04.2015 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 20.07.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу                              № А03-20239/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом  в Алтайском крае - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                        В.А. ФИО16

Судьи                                                                     О.С. ФИО17

                                                                               ФИО1