ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А03-22186/14 от 27.08.2015 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень                                                                   Дело № А03-22186/2014

Резолютивная часть постановления объявлена   августа 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме   августа 2015 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                     Шабановой Г.А.

судей                                                    Григорьева Д.В.

                                                             ФИО1

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение от 17.04.2015 Арбитражного суда Алтайского края (судья Сбитнев А.Ю.) по делу № А03-22186/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «РусьЭнерго» (656056, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (650002, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании решений, действий (бездействия).

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «РусьЭнерго»(далее – общество, ООО «Русьэнерго») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – управление) о признании незаконным отказа в исключении опасного производственного объекта (далее – ОПО) – сеть газопотребления, расположенного по адресу: <...>, регистрационный номер                   А63-02726-0010 (далее – сети газопотребления) из государственного реестра опасных производственных объектов, изложенного в письмах от 28.07.2014 № 2-04-13/365 и от 06.11.2014 № 2-04-13/5796, и обязании исключить данный объект из государственного реестра опасных производственных объектов.

Решением от 17.04.2015 Арбитражного суда Алтайского края отказ управления от 06.11.2014 № 2-04-13/5796 в исключении ОПО из государственного реестра опасных производственных объектов признан незаконным, на управление возложена обязанность восстановить нарушенные права и законные интересы ООО «Русьэнерго» путем исключения сетей газопотребления из государственного реестра опасных производственных объектов.

Требования общества о признании незаконным отказа управления, изложенного в письме от 28.07.2014 № 2-04-13/365, оставлены без удовлетворения в связи с пропуском срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), и отсутствием ходатайства о его восстановлении.

Определением от 29.06.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда поданная на указанное решение апелляционная жалоба возвращена управлению на основании пункта 3 части 1 статьи 264 АПК РФ.

В кассационной жалобе управление, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение от 17.04.2015 отменить, принять новый судебный акт об отказе           ООО «Русьэнерго» в удовлетворении заявленных требований.

Податель жалобы считает ошибочным вывод судов о том, что эксплуатируемые обществом сети газопотребления не относятся к ОПО.

В отзыве на кассационную жалобу общество, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, просит вынесенный по делу судебный акт оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене.

Как следует из материалов дела, ООО «РусьЭнерго» эксплуатирует сеть газопотребления, которая зарегистрирована в государственном реестре опасных производственных объектов за № А63-02726-0010, III класс опасности.

14.07.2014 общество обратилось в управление с заявлением об исключении сети газопотребления из государственного реестра как утратившего признаки опасности в связи с вступлением в силу  Федерального закона от 04.03.2013 № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 22-ФЗ).

Письмом от 28.07.2014 № 2-04-13/3651 управление сообщило об отсутствии оснований для исключения сетей газопотребления из реестра по причине не предоставления сведений и документов, подтверждающих отсутствие у объекта признаков опасности, со ссылкой на пункт 23.3.1. Административного регламентаФедеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.09.2007 № 606 (далее – Административный регламент).

Кроме того, управление указало, что классы опасности для сетей газопотребления установлены пунктом 4 приложения № 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон  № 116-ФЗ).

Общество обратилось в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор) с заявлением от 14.08.2014 № 1302, в котором выразило несогласие с позицией управления.

В письме от 18.09.2014 № 02-04-03/4344 Ростехнадзор сообщил, что, исходя из представленных ООО «РусьЭнерго» документов, сети газопотребления подлежат исключению из реестра, так как отсутствуют признаки, позволяющие отнести их к категории ОПО.

09.10.2014 общество вновь обратилось в управление с заявлением, в ответ на которое получило письмо от 06.11.2014 № 2-04-13/5796 по содержанию аналогичное письму от 28.07.2014 № 2-04-13/3651. 

Полагая, что отказ управления в исключении сетей газопотребления из государственного реестра опасных производственных объектов не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности,                  ООО «РусьЭнерго» обратилось в арбитражный суд.

Признавая незаконным отказ, изложенный в письме от 06.11.2014            № 2-04-13/5796, Арбитражный суд Алтайского края исходил из того, что опасность эксплуатируемого обществом объекта характеризуется количеством опасного вещества (газа), которое находится или может находиться на ОПО. При этом суд указал, что классификация ОПО, предусмотренная пунктом 4 приложения № 2 к Закону № 116-ФЗ, применяется в случае, если на объекте одновременно находятся или могут находиться газы в количестве более 1 тонны. Приняв во внимание представленный обществом расчет объемов газа, а также отсутствие в карте учета ОПО в числе признаков опасности отметки об использовании обществом оборудования, работающего под давлением более 0, 07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия, суд пришел к выводу, что сети газопотребления не подпадают под характеристики ОПО.

Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.

В силу части 1 статьи 2 Закона № 116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а       также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Закону № 116-ФЗ.

Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 2 Закона № 116-ФЗ).

Из положений пункта 7 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 1371, следует, что исключение опасного производственного объекта из государственного реестра производится в случае: а) ликвидации объекта или вывода его из эксплуатации; б) утраты объектом признаков опасности, указанных в приложении 1 к Закону № 116-ФЗ;                                       в) предусмотренного нормативными правовыми актами Российской Федерации изменения критериев отнесения объектов к категории опасных производственных объектов или требований к идентификации опасных производственных объектов.

Порядок исключения опасного производственного объекта (снятие с учета) из государственного реестра определен Административным регламентом, пункты 41 и 23.3.1 которого предполагают предоставление в регистрирующий орган пакета документов, в том числе подтверждающих утрату объектом признаков опасности, и их проверку на предмет наличия оснований для исключения сведений о ранее зарегистрированном опасном производственном объекте  из государственного реестра.

Пунктом 2 Временного порядка ведения государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденного распоряжением руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.03.2013 № 31-рп, установлено, что регистрация, перерегистрация опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, внесение в указанный реестр изменений, в том числе исключение опасных производственных объектов из него, осуществляется регистрирующим органом в соответствии с требованиями Закона № 22-ФЗ.

Названным законом, вступившим в силу с 15.03.2013, был изменен принцип идентификации опасных производственных объектов.

Согласно пункту 1 приложения 1 к Закону № 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к Закону            № 116-ФЗ количествах опасные вещества (воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные и высокотоксичные вещества, вещества, представляющие опасность для окружающей среды).

Пунктом 1 приложения № 2 к Закону № 116-ФЗ предусмотрено, что классы опасности опасных производственных объектов, указанных в пункте 1 приложения 1 к Закону № 116-ФЗ (за исключением объектов, указанных в пунктах 2, 3 и 4 настоящего приложения), устанавливаются исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте, в соответствии с таблицами 1 и 2 настоящего приложения.

В случае, если расстояние между опасными производственными объектами составляет менее чем пятьсот метров, независимо от того, эксплуатируются они одной организацией или разными организациями, учитывается суммарное количество опасных веществ одного вида (пункт 3 примечания к приложению № 2 к Закону № 116-ФЗ).

В пункте 4 приложения № 2 к Закону № 116-ФЗ для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления установлены следующие классы опасности:

1) II класс опасности – для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 мегапаскаля или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 мегапаскаля;

2) III класс опасности – для опасных производственных объектов, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта.

Таким образом, пункт 1 приложения № 2 к Закону № 116-ФЗ, изложенный в новой редакции одновременно с внесением изменений в абзац 1 пункта 1 приложения № 1, предусматривает исключение, касающееся сетей газопотребления, квалифицирующим признаком для отнесения которых к ОПО является величина давления газа в сети.

Данный вывод согласуется с правовой позицией, сформулированной в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015              № 307-АДЛ14-6429.

Исходя из указанного критерия эксплуатируемые ООО «РусьЭнерго» сети газопотребления являются ОПО и относятся к классу опасности не ниже третьего.

Следовательно, у управления отсутствовали правовые основания для  исключения данного ОПО из государственного реестра опасных производственных объектов,

Ссылки на письма Ростехнадзора неправомерны, поскольку толкование и применение положений законодательства относится к компетенции суда.   

При таких обстоятельствах решение от 17.04.2015 Арбитражного суда Алтайского края на основании части 1 статьи 288 АПК РФ подлежит отмене в части удовлетворения заявленных обществом требований.

Принимая во внимание, что фактические обстоятельства дела установлены судом в полном объеме, но им неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции считает возможным в силу пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ, не передавая дело на новое рассмотрение, принять в этой части новый судебный акт об отказе             ООО «РусьЭнерго» в удовлетворении требования о признании незаконным отказа управления в исключении сетей газопотребления из государственного реестра опасных производственных объектов, изложенного в письме                 от 06.11.2014  № 2-04-13/5796.

Поскольку решение от 17.04.2015 Арбитражного суда Алтайского края в части отказа обществу в удовлетворении требования о признании незаконным отказа управления, изложенного в письме от 28.07.2014                № 2-04-13/365, не обжаловалось, судом кассационной инстанции законность и обоснованность судебного акта в указанной части не проверялись.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 17.04.2015 Арбитражного суда Алтайского края по делу                                № А03-22186/2014 в части удовлетворения требований общества с ограниченной ответственностью «РусьЭнерго» отменить.

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «РусьЭнерго» о признании незаконным отказа Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в исключении опасного производственного объекта – сеть газопотребления, расположенного по адресу: <...>, регистрационный номер А63-02726-0010 из государственного реестра опасных производственных объектов, изложенного в письме от 06.11.2014 № 2-04-13/5796, и обязании исключить данный объект из государственного реестра опасных производственных объектов отказать.

В остальной части решение от 17.04.2015 Арбитражного суда Алтайского края по делу № А03-22186/2014 оставить без изменения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                     Г.А. ФИО2

Судьи                                                                  Д.В. Григорьев

                                                                            О.Ю. Черноусова