ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А03-2818/2021 от 18.08.2022 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень                                                                                                   Дело № А03-2818/2021

Резолютивная часть постановления объявлена   августа 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   августа 2022 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                                                      Демидовой Е.Ю.,

судей                                                                                     Зиновьевой Т.А.,

                                                                                      Севастьяновой М.А.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества специализированный застройщик «Барнаулкапстрой» на решение от 07.12.2021 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 15.03.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А03-2818/2021 по иску акционерного общества специализированный застройщик «Барнаулкапстрой» (656031, Алтайский край, город Барнаул, улица Папанинцев, дом 114, ОГРН 1102225010392, ИНН 2225112780)
к комитету по управлению муниципальной собственностью города Барнаула (656043, Алтайский край, город Барнаул, улица Гоголя, дом 48, ОГРН 1022201770381,
ИНН 2202000060), Администрации города Барнаула Алтайского края (656056, Алтайский край, город Барнаул, проспект Ленина, дом 18, ОГРН 1042202280251, ИНН 2225066269) об обязании Администрации города Барнаула Алтайского края принять от акционерного общества специализированный застройщик «Барнаулкапстрой» в муниципальную собственность муниципального образования городской округ - город Барнаул Алтайского края на возмездной основе по цене 27 306 000 руб. объекты инженерной инфраструктуры и обязании комитета по управлению муниципальной собственностью города Барнаула приобрести у акционерного общества специализированный застройщик «Барнаулкапстрой» по цене 27 306 000 руб. объекты инженерной инфраструктуры;
по встречному исковому заявлению Администрации города Барнаула Алтайского края
к акционерному обществу специализированный застройщик «Барнаулкапстрой»
об обязании передать в муниципальную собственность на безвозмездной основе объекты инженерной инфраструктуры.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственности «Барнаульский водоканал»
(ОГРН 1042201872800, ИНН 2221064060).

Суд установил:

акционерное общество специализированный застройщик «Барнаулкапстрой» (далее – общество «Барнаулкапстрой») обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к комитету по управлению муниципальной собственностью города Барнаула (далее - комитет), Администрации города Барнаула Алтайского края (далее - администрация) об обязании администрацию принять от общества «Барнаулкапстрой» в муниципальную собственность муниципального образования городской округ - город Барнаул Алтайского края на возмездной основе по цене
27 306 000 руб. объекты инженерной инфраструктуры: сети водоотведения протяженностью 847 м. с кадастровым номером 22:63:000000:2705, сети водоотведения протяженностью 881 м. с кадастровым номером 22:63:000000:2702, сети водоснабжения протяженностью 2474 м. с кадастровым номером 22:63:000000:2703 (далее – объекты инженерной инфраструктуры), расположенные в квартале 2033 города Барнаула, обязать комитет приобрести у общества «Барнаулкапстрой» по цене 27 306 000 руб. объекты инженерной инфраструктуры.

Администрация обратилась со встречным иском об обязании общества «Барнаулкапстрой» передать в муниципальную собственность на безвозмездной основе спорные объекты инженерной инфраструктуры.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственности «Барнаульский водоканал» (далее – водоканал).

Решением от 07.12.2021 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 15.03.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда исковые требования общества «Барнаулкапстрой» оставлены без удовлетворения, встречный иск администрации удовлетворен.

Не согласившись с итогами рассмотрения спора, общество «Барнаулкапстрой» обратилось с суд округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь
на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам дела, просит решение
и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе
в удовлетворении встречного иска, удовлетворении первоначальных требований в полном объеме.

Мотивируя данную позицию, заявитель указывает, что положения Федерального закона от 06.0.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) не содержат прямого указания на то, что объекты инженерной инфраструктуры города не могут находиться
в иной собственности помимо собственности муниципальной. Общество «Барнаулкапстрой» отмечает, что спорные договоры не содержат условия о передаче имущества в муниципальную собственность на безвозмездной основе, в связи с чем полагает возможным считать возведенные им объекты инженерной инфраструктуры неотделимым улучшением земельного участка, согласованным с арендодателем в момент заключения договора, таким образом, требование о возмещении их стоимости является правомерным. По мнению подателя жалобы, безвозмездная передача имущества
в рассматриваемом случае нарушает принцип неприкосновенности частной собственности, поскольку спорные объекты возведены обществом «Барнаулкапстрой»
за свой счет, поставлены на кадастровый учет, на них зарегистрировано право собственности, кроме того, безвозмездная передача имущества учредителю общества «Барнаулкапстрой» (город Барнаул Алтайского края в лице комитета) противоречит принципам корпоративного права, поскольку комитет должен быть заинтересован
в увеличении прибыли и стабильном финансовом развитии предприятия, в котором имеет стопроцентную долю. Податель жалобы также считает выводы судов о том, что общество «Барнаулкапстрой» действовало в своем имущественном интересе с целью последующего получения прибыли не соответствующими обстоятельствам дела, поскольку у общества «Барнаулкапстрой» отсутствовала возможность реализации спорных объектов
на свободном рынке ввиду наличия в договорах условия о их передаче в муниципальную собственность. Кассатор обращает внимание, что комитетом и администрацией
не приняты меры по включению спорных объектов в адресную инвестиционную программу и проведению закупочных процедур в нарушение возложенных на них законом обязанности по организации водоснабжения и водоотведения.

Участвующими в деле лицами отзывы на кассационную жалобу не представлены.

Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 АПК РФ.

Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и соблюдение процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным
по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, изучив материалы дела, исходя из приведенных в кассационной жалобе доводов, суд округа приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения
.

Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам аукциона земельный участок из земель населенных пунктов, находящийся в муниципальной собственности, с кадастровым номером: 22:63:000000:117, площадью 185 371 кв.м., расположенный по адресу: Алтайский край, город Барнаул (центральная часть кадастрового квартал 22:63:010418, квартал 2033) передан обществу «Барнаулкапстрой» (арендатор) во временное пользование на срок до 31.12.2020 по договору аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства
от 22.12.2015 № 286 (далее – договор аренды № 286).

Разделом 3 договора аренды № 286 предусмотрены следующие обязательства арендатора:

Подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах земельного участка, предназначенного для комплексного освоения в целях жилищного строительства, до 31.12.2017 (пункт 3.1).

В силу пункта 3.2 договора № 286 от 22.12.2015 арендатор обязан выполнить работы по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, подлежащих по окончании строительства передаче в муниципальную собственность в соответствии с действующим законодательством до 31.12.2020.

Осуществление жилищного строительства и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка до 31.12.2020 (пункт 3.3).

Пунктом 6.4.9 договора № 286 от 22.12.2015 установлена обязанность арендатора после выполнения работ по обустройству территории посредством строительства инженерной инфраструктуры, по передаче данных объектов в муниципальную собственность.

Постановлением администрации от 10.10.2016 № 1997 утвержден проект планировки и проект межевания территории квартала 2033 в городе Барнауле,
в соответствии с которым из земельного участка с кадастровым номером 22:63:000000:117, предоставленного обществу «Барнаулкапстрой» по договору
от 22.12.2015, образованы новые земельные участки.

В связи с размежеванием указанного земельного участка договор от 22.12.2015 расторгнут 12.12.2016 по соглашению сторон, а в дальнейшем между сторонами заключены самостоятельные договоры аренды на конкретные земельные участки, сформированные из земельного участка с кадастровым номером 22:63:000000:117 для осуществления жилищного строительства.

По договорам аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства от 02.08.2017 № 189 (далее – договор № 189), от 02.08.2017 № 190 (далее – договор № 190) обществу «Барнаулкапстрой» (арендатор) предоставлены: земельный участок площадью 5452 кв. м с кадастровым номером 22:63:000000:2077, расположенный по адресу: город Барнаул, район Индустриальный (юго-восточная часть кадастрового квартала 22:63:010418), земельный участок площадью 6529 кв. м
с кадастровым номером 22:63:010418:31, расположенный по адресу: город Барнаул, район Индустриальный (центральная часть кадастрового квартала 22:63:010418) для комплексного освоения в целях жилищного строительства (для выполнения работ
по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры), разрешенное использование участка: комплексное освоение в целях жилищного строительства (пункты 1.3 договоров № 189, 190).

Согласно пункту 6.4.8 договоров N 189, 190 арендатор обязан обеспечить строительство объектов жилого и иного назначения на образованных участках в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности, технических регламентов, иных нормативно-технических документов, действующих на территории Российской Федерации, в срок, указанный в пункте 3.2. договоров.

Работы по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры и последующая передача их в муниципальную собственность производятся в срок до 31.12.2020 (пункты 3.1, 3.2, 6.4.7, 6.4.8 вышеуказанных договоров).

В последующем общество «Барнаулкапстрой» уступило права по договорам аренды земельных участков (для строительства многоквартирных жилых домов, гаражей-стоянок, трансформаторных подстанций и др.) другим юридическим лицам, что подтверждается договорами аренды и соглашениями о перемене лиц в обязательстве, сохранив обязательства по договорам № 189, № 190.

На переданных в рамках вышеуказанных договоров № 189, № 190 земельных участках общество «Барнаулкапстрой» осуществило строительство спорных объектов инженерной инфраструктуры (сети водоснабжения, водоотведения), зарегистрировав право собственности на данные объекты.

По условиям договоров от 09.11.2016 № 72В, № 72К, заключенных между обществом «Барнаулкапстрой» и водоканалом, последний обязался выполнить действия по подготовке централизованной системы водоотведения к подключению объекта капитального строительства заказчика и в соответствии с техническими условиями на подключение объекта согласно приложению № 1 подключить объект к сетям централизованной системы водоотведения.

Обязательства по договорам водоканалом исполнены.

Общество «Барнаулкапстрой» письмом от 30.12.2020 № 3404 обратилось
к администрации с требованием о принятии спорных объектов в муниципальную собственность с оплатой их рыночной стоимости. Неисполнение претензионных требований явилось основанием обращения в арбитражный суд с иском.

Ссылаясь на ненадлежащее исполнение обществом «Барнаулкапстрой» обязательств по договорам № 189, № 190 в части передачи в муниципальную собственность объектов инженерной инфраструктуры на безвозмездной основе, администрация обратилась
со встречным иском.

При принятии обжалуемых судебных актов суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 46.1, 46.2, 68  Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), статей 14, 17, 50 Закона № 131-ФЗ, статей 6, 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее -
Закон № 416-ФЗ), правовой позицией, изложенной в пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 № 15 «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных
и муниципальных предприятий» (далее – Информационное письмо № 15) и исходили из того, что возведенные обществом «Барнаулкапстрой» объекты инженерной инфраструктуры подлежат безвозмездной передаче в муниципальную собственность как объекты жилищно-коммунального хозяйства, необходимые для решения вопросов местного значения (организация водоснабжения и водоотведения жителей города Барнаула), отметив, что это соответствует условиям договоров № 189, № 190.

Поддерживая в рассматриваемом случае выводы судов первой и апелляционной инстанций, суд округа находит их соответствующими представленным в дело доказательствам, установленным на их основе обстоятельствам спора и примененному
к спорным правоотношениям законодательству.

Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» введена статья 46.4 ГрК РФ, регулирующая порядок заключения договора о комплексном освоении территории, согласно части 1 которой комплексное освоение территории включает в себя подготовку документации по планировке территории, образование земельных участков в границах данной территории, строительство на земельных участках в границах данной территории объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур, а также иных объектов в соответствии с документацией по планировке территории.

Комплексное освоение территории осуществляется в границах земельного участка, предоставленного в аренду лицу, с которым заключен договор о комплексном освоении территории, или в границах земельных участков, образованных из такого земельного участка (часть 4 статьи 46.4 ГрК РФ).

Условиями договора о комплексном освоении территории являются, в том числе: обязательства лица, заключившего договор с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления подготовить и представить
в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления проект планировки территории и проект межевания территории, в отношении которой заключается договор, в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, а также утвержденными органами местного самоуправления расчетными показателями минимально допустимого уровня обеспеченности территории и объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетными показателями максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения; максимальные сроки подготовки и представления этих документов; обязательство лица, заключившего договор, осуществить образование земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном развитии территории, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; обязательство сторон осуществить на земельном участке, в отношении которого заключен договор, или на земельных участках, образованных из такого земельного участка, строительство объектов коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур в соответствии с проектом планировки территории; максимальные сроки выполнения данного обязательства (пункты 2, 4, 6 части 5 статьи 46.4 ГрК РФ).

Согласно пункту 2 части 6 статьи 46.4 ГрК РФ договор может содержать обязательство лица, заключившего договор, передать в государственную или муниципальную собственность объект коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, строительство которых осуществляется за счет средств этого лица; перечень данных объектов и условий их передачи.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся вопросы организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 1 части 1 статьи 50 указанного Закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Закона № 416-ФЗ отнесена организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение
и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций
от исполнения своих обязательств.

Из разъяснений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 5 Информационного письма № 15 следует, что объекты инженерной инфраструктуры городов являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона и должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.

Судами установлено, что спорные объекты инженерной инфраструктуры расположены на территории города Барнаула и предназначены для обеспечения водоснабжения населения.

Исследовав и оценив обстоятельства дела и представленные сторонам доказательства в их совокупности и взаимосвязи в порядке положений статьи 71 АПК РФ, приняв во внимание, что условиями спорных договоров предусмотрена передача построенных арендатором объектов инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность, что предусмотрено также в силу прямого указания закона, суды первой
и апелляционной инстанции пришли к правомерным выводам о наличии у общества  «Барнаулкапстрой» обязанности по передаче спорных объектов в муниципальную собственность на безвозмездной основе.

Отказывая в удовлетворении первоначальных требований, суды также верно исходили из того, что передача спорных объектов за плату фактически будет свидетельствовать об обходе процедуры размещения государственных заказов, установленной Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе
в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд».

Доводы кассатора об отсутствии компенсации произведенных им в связи
с осуществлением строительства объектов инфраструктуры расходов не могут являться основанием для отмены принятых по делу судебных актов с учетом данного судами толкования условий договоров № 189, № 190, а также того, что вступая в правоотношения с органом муниципального образования вне рамок Закона № 44-ФЗ и уступая права на представляющие коммерческий интерес земельные участки третьим лицам, застройщик должен был осознавать правовые последствия данных управленческих решений, не рассчитывая на возможность реализации спорных объектов вне правил, установленных указанным нормативно-правовым актом.

Аргументы общества со ссылкой на то что истец по встречному иску имеет статус учредителя застройщика, правомерно отклонен судом апелляционной инстанции, как юридически безразличный при рассмотрении заявленных требований, не имеющих корпоративной составляющей и оценки правоотношений, стороны которых выступают как собственник государственного (муниципального) имущества и лицо, использующее данное имущество в установленных договорам целях, а также как орган, имеющий исключительно право на обладание спорным имуществом и лицо, им непосредственно владеющее, что исключает применение к правоотношениям сторон норм корпоративного законодательства.

Отклоняя иные доводы кассационной жалобы, суд округа считает необходимым отметить, что они фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных судами первой и апелляционной инстанций, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой суда доказательств.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений сторон, а окончательные выводы соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов на основании доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены судебных актов в любом случае, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими
 в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 АПК РФ и в связи с оставлением кассационной  жалобы без удовлетворения относятся на её подателя.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 07.12.2021 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 15.03.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А03-2818/2021 оставить
без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия,
в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                                         Е.Ю. Демидова

Судьи                                                                                                       Т.А. Зиновьева

                                                                                                        М.А. Севастьянова