ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А03-31 от 11.11.2008 АС Западно-Сибирского округа

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел. (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru,e-mail info@faszso.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

11 ноября 2008 года

Дело № Ф04-6120/2008 (15551-А03-31)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего               И.В. ФИО3а

судей                                               О.И. ФИО1

                                                         ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании без участия представителей сторон, извещенных о времени и месте слушания дела надлежащим образом, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Реал-Ойл» на решение от .04.2008 (судья Н.М. Дружинина) Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 21.07.2008 (судьи: Л.И. Жданова, В.А. Журавлева,                                         М.Х. Музыкантова) Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу                                   № А03-3326/08-10 (07АП-3130/08) по заявлению Сибирского управления государственного железнодорожного надзора к обществу с ограниченной ответственностью «Реал-Ойл»,

УСТАНОВИЛ:

Сибирское управление государственного железнодорожного надзора (далее по тексту - Управление) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Реал-Ойл» (далее - Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением арбитражного суда от 21.04.2008, оставленным без изменения постановлением от 21.07.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное Управлением требование удовлетворено, Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначен административный штраф в размере 40 000 руб.

В кассационной жалобе Общество, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, полагая, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном применении норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты полностью и передать дело в первую инстанцию для нового рассмотрения.

По мнению заявителя жалобы, привлечение его к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является необоснованным, поскольку погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте промышленных предприятий не является отдельным видом деятельности для Общества, связанной с получением дохода, а представляет собой неотъемлемую часть производственного технологического процесса и является составной частью по эксплуатации опасных производственных объектов, на осуществление которой лицензия выдается Ростехнадзором (Обществом в Ростехнадзоре получена лицензия № ЭВ-63-000133 на эксплуатацию взрывоопасного производственного объекта).

В отзыве на кассационную жалобу Управление, опровергая доводы кассационной жалобы, считает, что арбитражным судом дана правильная правовая оценка имеющимся в деле доказательствам и сделаны обоснованные выводы. Просит оставить решение суда и постановление арбитражного апелляционного суда без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, изучив доводы кассационной жалобы, отзыв на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки деятельности Общества, проведенной 11.03.2008 Управлением, был установлен факт осуществления Обществом на арендованном железнодорожном пути необщего пользования деятельности по выгрузке железнодорожных цистерн с опасным грузом (бензин моторный неэтилированный).

В частности проверкой установлено, что в адрес Общества 26.02.2008 и 27.02.2008 прибыли цистерны №№ 51750966-20, 72165830-20, 73518763-20,            73373854-20, 74837121-20, 73377640-20, 73204950-20 с опасным грузом - бензин моторный неэтилированный, который по классу опасности принадлежит к третьему классу опасности. Указанные цистерны были поданы на железнодорожные пути необщего пользования, арендуемые Обществом, и разгружены силами и средствами организации. Согласно справке Общества от 10.03.2008 № 47 за период 2007 года Обществом произведена выгрузка вагонов с опасными грузами (бензин, дизельное топливо) в объеме 370 цистерн. При этом лицензия на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте у Общества отсутствует.

Управление, зафиксировав указанное нарушение в акте проверки от 11.03.2008                     № ОГ-20/06, составив протокол об административном правонарушении от 11.03.2008 № 20/ЮЛ, обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суды обеих инстанций, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащую правовую оценку, удовлетворяя требование заявителя, приняли законные и обоснованные судебные акты. Кассационная инстанция поддерживает выводы судов, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.

Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон от 08.08.2001                              № 128-ФЗ) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Подпунктом 70 пункта 1 статьи 17 Закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ и Положением о лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2006                № 134, установлено, что лицензированию подлежит погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

Порядок лицензирования деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определяется Положением «О лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2006 № 134 (далее по тексту - Положение).

Статья 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» определяет опасный груз - как груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Обществом осуществлялась деятельность по выгрузке железнодорожных цистерн с опасным грузом (бензин, дизельное топливо) для нужд собственного производства.

Следовательно, факт осуществления Обществом погрузочно-разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте применительно к опасным грузам подтвержден материалами дела. При этом у Общества отсутствует лицензия на осуществление данного вида деятельности.

Поскольку Общество осуществляло указанные работы с опасными грузами на железнодорожном транспорте самостоятельно и не имело лицензии на данный вид деятельности, административный орган правомерно составил протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Исследовав и оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд установил отсутствие в материалах сведений о принятии Обществом исчерпывающих мер по соблюдению требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности движения на железнодорожном транспорте.

Ссылка Общества на наличие у него лицензии № ЭВ-63-000133 на эксплуатацию взрывоопасного производственного объекта судом кассационной инстанции не принимается, поскольку, как следует из Закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ и правомерно отмечено судом, лицензия требуется на каждый вид лицензируемой деятельности.

Указанная лицензия не охватывает собой погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, поскольку разрешает проведение работ на объектах, не имеющих отношение к железнодорожным путям. При этом в силу пункта 2 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте лицензирование данной деятельности с опасными грузами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, а не Ростехнадзором.

Следовательно, административный орган в соответствии с частью 3 статьи 28.3 КоАП РФ правомерно провел проверку соблюдения Обществом действующего законодательства в сфере деятельности на железнодорожном транспорте и составил протокол об административном правонарушении.

Всесторонне и полно исследовав материалы дела, правильно установив фактические обстоятельства и дав им надлежащую правовую оценку, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что действия Общества образуют состав вменяемого ему административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, и правомерно назначил ему административный штраф в размере 40 000 руб.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, кассационная инстанция находит необоснованными, ранее они были проверены и оценены судами первой и апелляционной инстанций, сводятся к переоценке выводов судов, оснований для их переоценки кассационная инстанция в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет.

Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.

При таких обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 21.04.2008 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 21.07.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А03-3326/08-10 (07АП-3130/08) оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий                                                      И.В. ФИО3

Судьи                                                                                     О.И. ФИО1

                                                                                               ФИО2