Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел. (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru,e-mail info@faszso.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А03-3220/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 21 января 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шуйской С.И.,
судей Лукьяненко М.Ф.,
Фроловой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края (истца) на постановление от 22.09.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Калиниченко Н.К., Мухина И.Н., Сухотина В.М.) по делу № А03-3220/2010 по иску комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края к комитету по эксплуатации дорог, благоустройству, транспорту и связи администрации города Барнаула, обществу с ограниченной ответственностью «Индустрия», при участии третьих лиц - открытого акционерного общества «Страховая организация «Регионгарант» в лице Новосибирского филиала, комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации города Барнаула, о признании недействительными решения аукционной комиссии, размещённого муниципального заказа, муниципального контракта и о применении последствий недействительности сделки.
В заседании принял участие представитель комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края (истца) – ФИО1, главный специалист юридического отдела по доверенности от 26.04.2010 № 16-12/12Д.
Суд установил:
комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края (далее – комитет по финансам) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к комитету по эксплуатации дорог, благоустройству, транспорту и связи администрации города Барнаула, правопредшественнику комитета по дорожному комплексу, благоустройству и озеленению города Барнаула, (далее – комитет по благоустройству), обществу с ограниченной ответственностью «Индустрия» (далее - ООО «Индустрия») о признании недействительным решения аукционной комиссии, содержащееся в пункте 8 протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе от 08.07.2008, в части допуска к участию ООО «Индустрия» в аукционе, определения его единственным участником аукциона по лоту № 3 и признания несостоявшимся аукциона по лоту № 3; о признании недействительным размещённого муниципального заказа по названному лоту на выполнение работ по капитальному ремонту проспекта Ленина от площади Октября до улицы Льва Толстого и заключенного муниципального контракта № 169 от 21.07.2008, а также о применении последствий недействительности сделки путём приведения сторон в первоначальное положение в неисполненной части контракта.
Исковые требования мотивированы проведением аукциона и заключением муниципального контракта с нарушением Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ).
Третьими лицами без самостоятельных требований к участию в деле привлечены открытое акционерное общество «Страховая организация «Регионгарант» в лице Новосибирского филиала (далее – страховая организация) и комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации города Барнаула (далее – комитет администрации города Барнаула).
Решением от 09.06.2010 Арбитражного суда Алтайского края (судья Михайлюк Н.А.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением от 22.09.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение отменено, в иске отказано.
В кассационной жалобе комитет по финансам просит отменить обжалуемое постановление и оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению заявителя, апелляционным судом не учтено, что к участию в аукционе незаконно допущена заявка ООО «Индустрия» при отсутствии акта приёмочной комиссии и копии разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, предоставление которых предусмотрено подпунктом «д» пункта 3 части 2 статьи 35 Закона № 94-ФЗ.
При этом вывод суда о несущественности указанных нарушений считает не основанным на нормах права и материалах дела.
Ссылается на необеспечение ООО «Индустрия» исполнения контракта.
Не согласен податель жалобы с выводом апелляционного суда и о том, что он не является заинтересованным лицом, так как данное обстоятельство не имеет правового значения для данного спора.
В представленном по факсимильной связи отзыве на кассационную жалобу комитет по благоустройству возражает против её удовлетворения.
Комитет по благоустройству, ООО «Индустрия», страховая организация, комитет администрации города Барнаула о времени и месте слушания дела уведомлены, однако в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представитель комитета финансов поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе.
Выслушав пояснения представителя истца, рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, проверив в соответствии со статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции находит его подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, приказом комитета по благоустройству № 54 от 06.06.2008 утверждена аукционная документация и на его основании на официальном сайте портала государственных закупок http://www.gzalt.ru и официальном сайте города Барнаула http://www.barnaul.org, а также в газете «Вечерний Барнаул» было помещено объявление о проведении открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту улиц города Барнаула.
Аукционной документацией № 17 от 06.06.2008 по лоту № 3 предусмотрен капитальный ремонт проспекта Ленина от площади Октября до улицы Льва Толстого общей площадью 114 834 м².
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 08.07.2008 (пункт 8) аукцион по лоту № 3 признан несостоявшимся по причине отказа в допуске к его участию одного из участников размещения заказа – муниципального унитарного предприятия «Барнаулавтодор».
В то же время к участию в аукционе допущен единственный участник - ООО «Индустрия», с которым и был заключен муниципальный контракт № 169 от 21.07.2008.
Комитет финансов, проведя 09.02.2010 проверку, посчитал необоснованным допуск ООО «Индустрия» к участию в аукционе, что явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что представленная ООО «Индустрия» заявка не соответствует требованиям документации об аукционе.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 1 части 2 статьи 35 Закона № 94-ФЗ заявка на участие в аукционе должна содержать копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, копию акта приёмки объекта капитального строительства.
Вместе с тем, как установил суд и подтверждено материалами дела, к заявке ООО «Индустрия» был приложен акт рабочей комиссии по сдаче объекта в эксплуатацию вместо акта приёмочной комиссии от 01.10.2007 о приёмке в эксплуатацию после капитального ремонта улицы Юрина от улицы Матросова до улицы Островского.
Доводу комитета по благоустройству о том, что акт приёмочной комиссии находился в его распоряжении и у подрядчика, суд дал оценку, отметив избирательность подхода организатора аукциона по отношению к ООО «Индустрия», а не соблюдение правил проведения аукциона.
Согласно подпункту 6 пункта 19 информационной карты аукциона заявка должна включать техническое задание (форма № 5 приложения №1), а объём и вид выполняемых работ должен соответствовать техническому заданию, установленному заказчиком. Однако заявка ООО «Индустрия» не содержала сведений об объёме технических работ.
Кроме того, в нарушение пункта 9 части 4 статьи 34 Закона № 94-ФЗ представленное ООО «Индустрия» обеспечение исполнения контракта меньше 10%.
В силу статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации признание торгов недействительными влечёт недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Установив, что допущенные при размещении заказа нарушения Закона № 94-ФЗ являлись существенными и повлияли на результаты конкурса, суд первой инстанции с учётом частичного исполнения сторонами спорного контракта и невозможности возврата выполненных работ в натуре обоснованно признал муниципальный контракт недействительным и прекратил его действие на будущее время в неисполненной части (статьи 167, 449 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Апелляционный суд, переоценив имеющиеся в деле доказательства и неправильно применив нормы материального права, сделал обратный вывод.
Неверным также является вывод апелляционного суда об отсутствии у комитета финансов заинтересованности в признании торгов недействительными.
Согласно части 5 статьи 10 Закона № 94-ФЗ нарушение предусмотренных настоящим Законом положений является основанием для признания судом, арбитражным судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Следовательно, обратиться с иском о признании недействительным размещённого заказа имеет право не только заинтересованное лицо.
Принимая во внимание вышеуказанные положения Закона № 94-ФЗ, пункта 1 постановления администрации Алтайского края от 01.07.2008 № 260 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Алтайского края, осуществляющем контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для нужд Алтайского края», суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что комитет по финансам является надлежащим истцом и вправе оспорить размещение заказа как лицо, осуществляющее контроль в области размещения заказов на территории Алтайского края.
Содержание оспоримой сделки в силу пункта 3 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации может исключать признание её недействительной с момента совершения. Поэтому восстановление прав в этом случае возможно посредством прекращения сделки на будущее, что и сделано судом первой инстанции.
С учётом изложенного постановление от 22.09.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов обстоятельствам дела, а решение суда первой инстанции от 09.06.2010 - оставлению в силе.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 22.09.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А03-3220/2010 отменить.
Решение от 09.06.2010 Арбитражного суда Алтайского края по этому же делу оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий С.И. Шуйская
Судьи М.Ф. Лукьяненко
С.В. Фролова