656015, г.Барнаул, пр.Ленина, 76.
г. Барнаул Дело № АОЗ-3978/07-10
24 июля 2007 г.
Апелляционная инстанция арбитражного суда Алтайского края в составе председательствующего Мошкиной Е.Н.,
судей Семенихиной Н.И. и Симоновой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Романюк М.В.
при участии представителей сторон:
от заявителя – не явился, надлежащим образом извещен,
от заинтересованного лица – специалиста 1 разряда ФИО1 (доверенность №1 от 23.01.2007 г., удостоверение),
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Классик», п. Целинный, Ключевского района Алтайского края на решение от 28.05.2007 года (судья Дружинина Н.М.) по делу № А03-3978/07-10 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Классик», п. Целинный Ключевского Алтайского края к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации №8 по Алтайскому краю, р.п. Благовещенка, об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛА:
Общество с ограниченной ответственностью «Классик» (далее – общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления №32 от 19.04.2007 г. межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации №8 по Алтайскому краю, р.п. Благовещенка (далее – инспекция, налоговый орган) по делу об административном правонарушении.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано. В обоснование судебного акта указано, что оспариваемое постановление вынесено при наличии законных оснований для привлечения к административной ответственности, в рамках полномочий административного органа, с соблюдением установленного порядка привлечения к административной ответственности, при наличии вины общества, в связи с чем, основания для признания его незаконным отсутствуют.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в апелляционном порядке с жалобой. Просит решение суда отменить, приняв новый судебный акт об удовлетворении требований общества. Не согласен с выводом суда об отсутствии у налогового органа необходимости доказывать обстоятельства по делу ввиду признания данных обстоятельств представителем общества. Считает, что в силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд обязан проверить законность и обоснованность оспариваемого акта, наличие законных оснований привлечения к административной ответственности, порядок и сроки привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Считает, что доказательства вины налоговый орган суду не представил. Кроме того, суд не дал оценки имеющимся в материалах дела противоречиям, касающихся нарушения порядка привлечения общества к административной ответственности, выразившиеся в рассмотрении дела без участия представителя при отсутствии надлежащего его извещения о времени и месте рассмотрения административного дела.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция отклонила ее доводы за необоснованностью, считает решение суда законным и обоснованным.
В судебное заседание представитель общества не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства.
Представитель инспекции в настоящем судебном заявлении поддержал возражения по апелляционной жалобе.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, материалы дела, заслушав представителя лица, участвующего в деле, проверив законность принятого судебногоакта, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 26.03.2007 г. должностным лицом МИФНС России № 8 по Алтайскому краю в магазине «Классик» в <...>, принадлежащем ООО «Классик» было выявлено нарушение требований статей 2 и 5 ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ, выразившееся в неприменении контрольно-кассовой техники при продаже бруска мыла «Фруктовая аллея» по цене 6 руб. за штуку.
По результатам выявленного административного правонарушения должностным лицом инспекции был составлен протокол об административном правонарушении от 09.04.2007 г. № 26-07/1, на основании которого вынесено постановление№ 32 от 19.04.2007 г. о привлечении общества к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ за совершение правонарушения, выразившегося в оказании услуг без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.
Не согласившись с постановлением, общество обратилось в апелляционном порядке с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования общества, суд первой инстанции исходил из следующего.
Положениями Закона РФ от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» запрещена продажа товаров и оказание услуг без применения контрольно-кассовой техники (далее- ККТ) при наличных денежных расчетах с населением.
Пунктом 1 названного закона на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность - при осуществлении денежных расчетов применять контрольно-кассовую технику.
Статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказания услуг без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.
Не оспаривая обстоятельства, послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности, общество, тем не менее, указало на отсутствие его вины в совершении вменяемого ему правонарушения, ссылаясь на принятие всех зависящих от него мер по исполнению требований закона.
При этом, указал на допущенные в ходе производства дела об административном правонарушении налоговым органом процессуальные нарушения, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившиеся в рассмотрении дела в отсутствие законного представителя общества, что влечет признание данного постановления незаконным.
Судом первой инстанции установлено, что, привлекая общество к административной ответственности, налоговый орган исходил из доказанности факта неприменения последним контрольно-кассовой техники при осуществлении наличного денежного расчета. Общество не оспаривает событие административного правонарушения.
Факт неприменения ККТ также имеющимся в материалах дела объяснением продавца магазина «Классик» ФИО2, которая подтвердила данный факт и указала, что в это время она производила прием товара и отвлеклась, в связи с чем не отбила чек при реализации товара.
Неисполнение юридическим лицом требований ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей его работником не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от ответственности, установленной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу которой продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафа.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт неприменения контрольно-кассовой техники, свидетельствующий о не обеспечении обществом соблюдения требований ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», установлен и обществом не оспаривается.
Доказательств того, что общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», а также для того, чтобы его работник применял контрольно-кассовый аппарат при осуществлении наличных денежных расчетов в торговой точке, общество суду не представило.
В связи с вышеизложенным является обоснованным вывод суда первой инстанции о правомерности привлечения общества к административной ответственности ввиду доказанности факта совершения правонарушения.
Проверив законность оспариваемого постановления налогового органа, касающегося соблюдения порядка привлечения к административной ответственности, суд первой инстанции также пришел к выводу об отсутствии оснований для признания его недействительным, поскольку процессуальных нарушений в ходе производства по делу последним допущено не было.
Согласно статье 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу. Рассмотрение дела в отсутствие этого лица допускается лишь тогда, когда это лицо извещено о месте и времени рассмотрения дела и от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо когда такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Таким образом, административный орган обязан предоставить привлекаемому к административной ответственности лицу возможность реализовать гарантии защиты, предусмотренные Кодексом. Несообщение или ненадлежащее извещение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о времени и месте проведения рассмотрения дела является существенным нарушением права привлекаемого лица на защиту.
Невыполнение административным органом указанных требований свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Из материалов дела следует, что МИФНС России № 8 по Алтайскому краю приняла меры к надлежащему извещению о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, направив определение о месте и времени составления протокола об административном правонарушении по месту нахождения ООО «Классик». О рассмотрении дела об административном правонарушении законному представителю Общества ФИО3 стало известно при составлении протокола об административном правонарушении 09.04.2007 г., о чем имеется ее расписка в протоколе.
При указанных обстоятельствах, основания для отмены законного решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 1000 руб. подлежит возврату обществу из Федерального бюджета РФ.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция Арбитражного суда Алтайского края,
П О С Т А Н О В И Л А:
Решение арбитражного суда от 28 мая 2007 г. по делу №АОЗ-3978/07-10 оставить без изменения, апелляционную жалобу, без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Классик», п. Целинный Ключевского района, из бюджета РФ 1000 руб. госпошлины, излишне оплаченной при подаче апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий Е.Н. Мошкина
Судьи Н.И. Семенихина