ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А03-4220/07 от 08.10.2007 АС Алтайского края

Арбитражный суд Алтайского края

656015,г.Барнаул, пр.Ленина, 76,тел.61-92-78.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

                                           Дело NА03-4220/07-2

г.Барнаул                                 08 октября 2007 года   

     Апелляционная инстанция арбитражного суда Алтайского края в составе председательствующего Михайлюк Н.А.,

     Судей Булгакова А.В., Семенихиной Н.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Чахловой А.Ю.,

при участии представителей сторон:

от заявителя – начальника группы ФИО1(паспорт <...>, доверенность от 13.08.2007г.), адвоката Кондратенко А.Н. (удостоверение №22/288, доверенность от 09.01.2007г.)

от заинтересованного лица – ФИО2 (удостоверение №12, доверенность от 03.05.2007г.),

от ФГУСП «Алтайский» - директора ФИО3.(паспорт <...>, приказ №101 от 11.07.00),

от ФГУ «Управление Сибирского военного округа» - ФИО1(паспорт <...>, доверенность №33 от 02.05.2007г.),

от администрации Топчихинского района Алтайского края – ФИО4 (паспорт <...>, доверенность №530 от 19.07.2006г.)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  Барнаульской квартирно-эксплуатационной части на решение арбитражного суда по делу № АОЗ-4220/07-2 (судья Музюкин Д.В.) от 25.07.2007 года по заявлению Барнаульской квартирно-эксплуатационной части к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Алтайскому краю о признании недействительным распоряжения №297 от 21.07.2006, с участием третьих лиц: ФГУСП «Алтайский», ФГУ «Управление Сибирского военного округа» администрации Топчихинского района Алтайского края,

У С Т А Н О В И Л А, что Барнаульская квартирно-эксплуатационная часть (Барнаульская КЭЧ) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Алтайскому краю (Теруправление) о признании недействительным распоряжения №297 от 21.07.2006г.

    К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены ФГУ «Управление Сибирского военного округа», ФГУСП «Алтайский» и администрация Топчихинского района Алтайского края.

    Решением от 25.07.2007г. суд (судья Музюкин Д.В.) отказал заявителю в удовлетворении заявленных требований.

    С принятым решением Барнаульская КЭЧ не согласилась и обжаловала его в апелляционном порядке. В жалобе заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. Полагает, что суд неверно пришел к выводу о невозможности применения к спорным правоотношениям Правил передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.03.2006г №176. Считает, что вывод суда о том, что истец не представил доказательств наличия какой-либо правовой связи между Барнаульской КЭЧ и спорным земельным участком, не соответствует обстоятельствам дела.

    Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Алтайскому краю, ФГУСП «Алтайский» и администрация Топчихинского района в отзывах на жалобу просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

    В судебном заседании 02 октября 2007 года объявлялся перерыв до 08 октября 2007 года.

    Представители сторон в судебном заседании поддержали доводы и возражения, изложенные в жалобе и отзывах на неё.

    Рассмотрев доводы жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного акта, апелляционная инстанция полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

    Как следует из материалов дела, распоряжением Совета Министров РСФСР от 10.10.1966г. №2864-рс принято предложение Алтайского крайисполкома об отводе Сибирскому военному округу в Топчихинском районе Алтайского края для специальных целей земельного участка площадью 7980 гектаров, в том числе из земель: совхозов Министерства сельского хозяйства РСФСР – «Новый» - 4559 га (пашни 4080 га) и «Раздольный» - 2662 га (пашни 2380 га), колхоза имени Крупской – 155 га (пашни 75 га), Чистюньского сельского профессионально-технического училища №25 – 604 га (пашни 560 га).

    Этим же распоряжением указанным выше хозяйствам предоставлено право пользования сельскохозяйственными угодьями на отводимом участке в сроки по согласованию с Сибирским военным округом.

    Решением исполнительного комитета Топчихинского районного Совета депутатов трудящихся от 09.12.1971г. №285 «О выдаче акта на право пользования землей Сибирскому военному Округу» утвержден акт на право пользования землей Сибирскому военному Округу в границах, показанных на плане, общей площадью 7764 га. За СибВо закреплены земли общей площадью 7764 га и принято решение о выдаче акта на право   пользования землей.

    Постановлением администрации Топчихинского района Алтайского края от 06.11.2003г. №376 в указанное решение внесены изменения в части размера площади закрепленного за Сибирским военным Округом земельного участка, за СибВО закреплены земли общей площадью 7782 га.

    С 1976 года земельный участок  использовался подсобным сельским хозяйством продовольственного отдела Сибирского военного округа. Приказом заместителя Министра обороны от 16.09.1977г. №83 подсобное хозяйство реорганизовано в военный совхоз «Алтайский». 18.11.1979г. совхозом получен акт на право пользования землей, согласно которому совхозу в постоянное пользование отведено 7 782 га земли. 23.09.1993г совхозом получено свидетельство на право бессрочного (постоянного) пользования землей общей площадью 7 785 га для ведения подсобного сельского хозяйства.

    В 2001 году военный совхоз «Алтайский» Сибирского венного округа Министерства обороны РФ во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 24.01.1994 №27 и 10.07.199 №780 и на основании Приказа Министра реорганизован в федеральное государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие «Алтайский».

    Во исполнение требований пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» федеральное государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие «Алтайский» обратилось в Территориальное  управление Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Алтайскому краю с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды.

    Распоряжением Территориального  управления Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Алтайскому краю от 21.07.2006г. №297 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования федерального государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия «Алтайский» на земельный участок общей площадью 7782 га. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, имеющий кадастровый номер 22:49:030004:0001, предоставлен ФГУСП «Алтайский» на праве аренды для ведения сельскохозяйственного производства сроком на 10 лет.

    Полагая, что Территориальное  управление Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Алтайскому краю своим распоряжением незаконно изменило категорию земельного участка и передало земельный участок для сельскохозяйственного использования с нарушением Правил передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

    Отказывая заявителю в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Территориальное  управление Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Алтайскому краю при предоставлении спорного земельного участка в аренду ФГУСП «Алтайский» действовало в пределах предоставленных полномочий. Суд счел, что земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения  и Правила передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования не подлежат применению к спорным правоотношениям.

    Кроме того, суд пришел к выводу о том, что заявитель не только не доказал нарушение оспариваемым распоряжением его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, но и не представил доказательств наличия какой-либо правовой связи между Барнаульской КЭЧ и спорным земельным участком.

    Апелляционная инстанция полагает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, исходя из следующего.

    Земельный участок общей площадью 7782 га, кадастровый номер 22:49:030004:0001, является собственностью Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.11.2003г. (л.д.17).

    Причем, основанием возникновения права собственности Российской Федерации на этот земельный участок является решение исполкома Топчихинского районного Совета от 09.12.1971 №285 и пункт 10 статьи 1 Федерального закона «Об обороне».

    Согласно пункту 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 №61-ФЗ «Об обороне» земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.

    Таким образом, спорный земельный участок зарегистрирован на праве собственности за Российской Федерацией именно на том основании, что был предоставлен Сибирскому военному округу для его нужд.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.

    Следовательно, спорный земельный участок является землями обороны и безопасности.

    То обстоятельство, что до предоставления этого земельного участка Сибирскому военному округу он использовался как земли сельскохозяйственного назначения, а также использование его военным совхозом для ведения сельского хозяйства, не может служить основанием для отнесения земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения в силу следующего.

    Распоряжением Совета Министров РСФСР от 10.10.1966г. №2864-рс земельный участок отведен Сибирскому военному округу в Топчихинском районе Алтайского края для специальных целей.

    Документов, свидетельствующих об отказе Министерства обороны от права пользования  этим земельным участком, предоставленным для специальных целей, в материалах дела нет.

    Военный совхоз «Алтайский» создан на землях Топчихинского полигона  только в 1977 году и является вторичным землепользователем. Кроме того, военный совхоз «Алтайский», а затем ФГУСП «Алтайский» также находится в ведомственном подчинении Министерства обороны РФ.

    Приказом командующего войсками Сибирского военного округа от 08.10.2002г. №264 земельный участок площадью 7782 га, принадлежащий Министерству обороны РФ и отведенный ранее под учебный полигон войсковой части 67648 закреплен за войсковой частью 41659. Военному совхозу «Алтайский» разрешено использование вышеуказанного земельного участка для сенокошения, выпаса скота и посева сельскохозяйственных культур не в ущерб боевой подготовке.

    Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что спорный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, не основан на обстоятельствах дела и  нормах права.

    В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 №1082, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.

    Согласно пункту 5 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительные органы государственной власти могут передавать отдельные земельные участки из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    Правительством Российской Федерации постановлением от 31.03.2006г. №176 утверждены Правила передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования.

    Эти Правила определяют условия передачи из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности земельных участков, временно не используемых для указанных нужд юридическим лицам и гражданам в аренду или безвозмездное срочное пользование без изменения их целевого назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Таким образом, оспариваемое распоряжение вынесено Территориальным управлением Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Алтайскому краю с нарушением норм статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации и Правил передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования.

    Несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела является основанием для отмены решения.

    Довод Теруправления о том, что оспариваемым постановлением права заявителя не нарушены, апелляционная инстанция отклоняет по следующим основаниям.

    Согласно пункту 5 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).

    Командующий войсками Сибирского военного округа приказом от 12.03.2003 №61 возложил обязанность на начальников квартирно-эксплуатационных частей районов оформление кадастровых планов земельных участков с присвоением им кадастровых номеров, внесение данных участков в реестр федерального имущества с оформлением свидетельства о праве собственности Российской Федерации и получение на них правоустанавливающих документов как непосредственных землепользователей.

    Выписка из реестра федерального имущества на земельные участки №52 от 08.06.06 свидетельствует о том, что землепользователем спорного земельного участка значился заявитель – Барнаульская квартирно-эксплуатационная часть.

    Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционная инстанция на основании пункта 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает новое решение об удовлетворении заявленных требований.  

    Расходы по оплате государственной пошлины за подачу заявления и апелляционной жалобы относятся на Теруправление  в силу частей 1,5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

    Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция арбитражного суда Алтайского края

П О С Т А Н О В И Л А :

Решение арбитражного суда от 25 июля 2007 года по делу №АОЗ-4220/07-2 отменить и принять новое решение.

Заявление Барнаульской КЭЧ удовлетворить.

Признать недействительным распоряжение ТУ ФАУФИ по Алтайскому краю от 21.07.2006 года № 297.

Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Алтайскому краю в пользу Барнаульской квартирно-эксплуатационной части, <...> 000 рублей в возмещение расходов по госпошлине за подачу жалобы и 2 000 рублей в доход Федерального бюджета за подачу заявления.

ПредседательствующийН.А.Михайлюк

СудьиА.В.Булгаков

Н.И.Семенихина