Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел. (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru,e-mail info@faszso.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А03-5226/2009
резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2010 года
постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2010 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи В.И. Новоселова,
судей Л.В. Беловой,
И.В.Макарова,
рассмотрев в открытом судебном заседании без участия представителей сторон, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом, кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Челябинска на решение от 24.08.2009 Арбитражного суда Алтайского края (судья Е.В. Русских) и постановление от 26.11.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи В.А.Журавлева, И.И. Бородулина, С.В. Кривошеина) по делу № А03-5226/2009 по заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Челябинска, обществу с ограниченной ответственностью «Мираж» о признании недействительным решения о государственной регистрации изменений в сведения юридического лица,
установил:
инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула (далее – ИФНС по Октябрьскому району г. Барнаула) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Челябинска (далее – ИФНС по Ленинскому району г. Челябинска), обществу с ограниченной ответственностью «Мираж» (далее - Общество, ООО «Мираж») о признании недействительным решения от 22.01.2009 № 61 о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с внесением изменений в учредительные документы и обязании регистрирующий орган внести соответствующие изменения в единый государственный реестр юридических лиц.
Заявленные требования мотивированы тем, что при государственной регистрации Обществом были представлены недостоверные сведения о своем местонахождении. В ходе проведения мероприятий налоговым органом установлено, что по адресу, указанному в заявлении о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, указанное Общество не находится.
По мнению заявителя, при государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы Общества, допущены нарушения Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Решением от 24.08.2009 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 26.11.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда, требования ИФНС по Октябрьскому району г. Барнаула удовлетворены.
В кассационной жалобе ИФНС по Ленинскому району г. Челябинска просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных ИФНС по Октябрьскому району г. Барнаула требований.
По мнению заявителя жалобы, государственная регистрация изменений является законной, Общество представило полный пакет документов, предусмотренный пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о государственной регистрации), следовательно, у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы данного юридического лица. То обстоятельство, что представленные на государственную регистрацию документы содержали недостоверные сведения относительно адреса места нахождения Общества, не свидетельствуют о нарушении регистрирующим органом требований закона.
Отзывы на кассационную жалобу от Общества, ИФНС по Октябрьскому району г. Барнаула к началу судебного заседания не поступили.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы, считает, что жалоба подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что ООО «Мираж» зарегистрировано в качестве юридического лица и состоит на учете в ИФНС по Ленинскому району г. Челябинск.
Учредителями данного Общества 22.12.2008 принято решение об утверждении новой редакции Устава Общества и об изменении местонахождения данного юридического лица по адресу: 656038, Алтайский край, г. Барнаул, Комсомольский проспект, д. 112.
В связи с изменением места своего нахождения 15.01.2009 подало заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
На основании вышеуказанного заявления и приложенных к нему документов регистрирующим органом (ИФНС по Ленинскому району г. Челябинска) 22.01.2009 принято решение № 61 о государственной регистрации, и регистрационное дело передано в ИФНС по Октябрьскому району г. Барнаула.
В ходе проверки достоверности места нахождения ООО «Мираж» ИФНС по Октябрьскому району г. Барнаула было установлено, что по указанному в учредительных документах адресу Общество не находится и ранее не находилось.
Результаты данной проверки послужили основанием для обращения ИФНС по Октябрьскому району г. Барнаула в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании недействительным решения от 22.01.2009 № 61 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО «Мираж».
Принимая решение об удовлетворении заявленных инспекцией требований, арбитражные суды исходили из того, что в рассматриваемом случае государственная регистрация изменений в учредительные документы ООО «Мираж» в части изменения его места нахождения осуществлена по документам, содержащим заведомо ложные сведения о месте нахождения данного Общества, что повлекло принятие регистрирующим органом оспариваемого ненормативного правового акта о внесении в ЕГРЮЛ ложных сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица.
По вышеуказанному основанию решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Челябинска от 22.01.2009 № 61 о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, связанных с внесением изменений в учредительные документы ООО «Мираж», признано недействительным, как не соответствующее Федеральному закону Российской Федерации от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Арбитражный суд обязал ИФНС по Ленинскому району г. Челябинска исключить из единого государственного реестра юридических лиц сведения, внесенные на основании решения о государственной регистрации от 22.01.2009 № 61, касающиеся места нахождения ООО «Мираж».
Суд кассационной инстанции, отменяя принятые судебные акты и принимая по делу новое решение, исходит из следующего.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для признания ненормативного акта недействительным являются одновременное несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 17 Федеральному закону РФ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ) для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.
Кроме того, в регистрирующий орган заявителем представляется решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица (подпункт «б» пункта 1) и текст этих изменений (подпункт «в» пункта 1); документ об уплате государственной пошлины (подпункт «г» пункта 1).
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО «Мираж», был представлен полный пакет документов, необходимых для данной государственной регистрации и предусмотренный статьей 17 Закона № 129-ФЗ.
Оснований для отказа в регистрации, исчерпывающий перечень которых установлен статьей 23 Закона № 129-ФЗ, у ИФНС по Ленинскому району г. Челябинска не имелось.
Обязанность регистрирующего органа по проведению проверки достоверности сведений, вносимых в учредительные документы участниками юридического лица, и экспертиза представленных заявителем документов законодательством о государственной регистрации не предусмотрены.
По смыслу Закона № 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц носит уведомительный характер, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, поданном в регистрационный орган, возлагается на лицо, обращающееся в данный орган с соответствующим заявлением о государственной регистрации изменений.
Достоверность представляемых для данного вида регистрации сведений подтверждается заявителями, в отношении которых в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона № 129-ФЗ установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений.
Таким образом, представление недостоверных сведений при оспариваемой государственной регистрации изменений в учредительные документы влечет иные правовые последствия.
В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона № 129-ФЗ регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.
Принимая во внимание, что арбитражным судом первой инстанции и арбитражным апелляционным судом полно и всесторонне исследованы материалы дела, но неверно истолкованы нормы материального права, суд кассационной инстанции считает необходимым отменить обжалуемые судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления ИФНС России по Октябрьскому району г. Барнаула о признании решения инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Челябинска от 22.01.2009 № 61 о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, связанных с внесением изменений в учредительные документы ООО «Мираж» недействительным.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 24.08.2009 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 26.11.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А03-5226/2009 отменить. Принять новое решение.
В удовлетворении заявления Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району г. Барнаула отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий В.И. Новоселов
Судьи Л.В. Белова
И.В. Макаров