Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А03-5288/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2022 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Черноусовой О.Ю.
ФИО1
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю
на решение от 04.10.2021 Арбитражного суда Алтайского края (судья Винникова А.Н.)
и постановление от 29.12.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Бородулина И.И., Хайкина С.Н.) по делу № А03-5288/2021 по заявлению акционерного общества «Птицефабрика «Молодежная» (658051, <...>,
ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (656002, <...>, ИНН <***>,
ОГРН <***>) о признании недействительными решений о приостановлении государственной регистрации прав от 13.01.2021 № 22/017/001/2020-3471/1 и об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета от 13.04.2021 № 22-0-1-254/3059/2020-454/14.
Иное лицо, участвующее в деле, - Управление имущественных отношений Алтайского края (656049, <...>,
ИНН <***>, ОГРН <***>).
Суд установил:
акционерное общество «Птицефабрика «Молодежная» (далее – общество,
АО «Птицефабрика «Молодежная») обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее – управление, регистрирующий орган) о признании недействительным решения
о приостановлении государственной регистрации прав от 13.01.2021 № 22/017/001/2020-3471/1
и об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета от 13.04.2021
№ 22-0-1-254/3059/2020-454/14.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление имущественных отношений Алтайского края (далее – третье лицо).
Решением от 04.10.2021 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 29.12.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и отказать
в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделан ошибочный вывод об отсутствии у регистрирующего органа правовых оснований для принятия оспариваемых актов, поскольку с заявлениями обратилось лицо, которое не имеет прав на данный объект недвижимости, а представленные с заявлением документы не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке, предусмотренном статьей 279 АПК РФ, не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд округа считает судебные акты не подлежащими отмене.
Как следует из материалов дела, в соответствии с законом Алтайского края
от 05.07.2002 № 38-ЗС «О приватизации государственного имущества, находящегося
в собственности Алтайского края», постановлением от 02.11.2009 № 582 Алтайского краевого Законодательного Собрания «О проекте закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» распоряжением Главного управления имущественных отношений от 29.12.2010 № 4162 принято решение
о приватизации Алтайского краевого государственного унитарного предприятия «Птицефабрика «Молодежная» (далее – АКГУП «Птицефабрика «Молодежная»).
Указанное юридическое лицо было приватизировано путем преобразования
в открытое акционерное общество «Птицефабрика «Молодежная» (далее –
ОАО «Птицефабрика «Молодежная»), дата внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании путем реорганизации в форме преобразования 28.04.2011.
В 2019 году распоряжением третьего лица от 26.06.2019 № 817 в устав
ОАО «Птицефабрика «Молодежная» внесены изменения, согласно которым организационно-правовая форма ОАО «Птицефабрика «Молодежная» изменена
на АО «Птицефабрика «Молодежная».
05.06.2020 в управление поступило заявление общества о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на объект недвижимости, расположенный по адресу: Алтайский край, Первомайский район, село Первомайское, примерно 190 м по направлению на северо-запад от дома № 111 по ул. Ленина.
19.06.2020 осуществление действий по государственному кадастровому учету
и государственной регистрации прав было приостановлено на период с 19.06.2020
по 18.12.2020 по инициативе общества.
13.01.2021 регистрирующий орган уведомлением № 22/017/001/2020-3471/1 сообщил обществу о приостановлении регистрационных действий в отношении спорного объекта недвижимости, документы на который представлены с заявлением от 05.06.2020, на основании пунктов 1, 2, 5, 6, 44 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015
№ 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ).
Поскольку обстоятельства, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации прав, устранены не были, управление уведомлением
от 13.04.2021 № 22-0-1-254/3059/2020-454/14 отказало в осуществлении регистрационных действий.
Возражая против решений, изложенных в уведомлениях от 13.01.2021
№ 22/017/001/2020-3471/1 и от 13.04.2021 № 22-0-1-254/3059/2020-454/14, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии у регистрирующего органа правовых оснований для принятия оспариваемых решений.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В соответствии частью 3 статьи 1 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет) (часть 7 статьи 1 Закона № 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Частью 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ предусматривается исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав, в том числе если: лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости (пункт 1); с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо (пункт 2);
не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5); представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны (пункт 6); не представлены для осуществления государственной регистрации ранее возникшего права на объект недвижимого имущества заявление и документы, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ) перехода данного права, его ограничения или обременения либо совершенной после вступления в силу указанного федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества (пункт 44).
В соответствии со статьей 27 Закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Закона.
Как следует из материалов дела, основанием для принятия оспариваемых решений послужили выводы управления о подаче заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав ненадлежащим лицом, поскольку
с соответствующим заявлением должен был обратиться исполнительный орган субъекта Российской Федерации; непредставлении всех документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, и недостоверности сведений, касающихся адреса объекта недвижимости.
Исходя из части 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным Законом порядке.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми
в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (часть 4 статьи 18 Закона № 218-ФЗ).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц (часть 1 статьи 21 Закона № 218-ФЗ).
Судами установлено, что АО «Птицефабрика «Молодежная» создано при преобразовании унитарного предприятия в процессе приватизации в 2011 году.
Согласно статье 37 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон № 178-ФЗ) хозяйственное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, с момента его государственной регистрации в едином государственном реестре юридических лиц становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, составленным в порядке, установленном статьей 11 настоящего Федерального закона, со всеми изменениями состава и стоимости имущественного комплекса унитарного предприятия, произошедшими после принятия решения об условиях приватизации имущественного комплекса этого унитарного предприятия.
В соответствии со статьей 11 Закон № 178-ФЗ состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте.
Передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке унитарному предприятию, и о правах на них.
В передаточном акте указываются все виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия, включая здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, в том числе обязательства унитарного предприятия по выплате повременных платежей гражданам, перед которыми унитарное предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права.
Частью 1 статьи 69 Закона № 218-ФЗ установлено, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон № 122-ФЗ), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
При этом, как разъяснено Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в письме от 07.02.2019 № 14-01281/19, необходимым условием для осуществления государственной регистрации права собственности акционерного общества, созданного путем преобразования унитарного предприятия, является наличие на момент приватизации возникшего ранее у такого унитарного предприятия права хозяйственного ведения на соответствующий объект недвижимости (здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства).
Из материалов дела следует и участвующими в деле лицами не оспаривается, что спорное имущество, находящееся на балансе птицефабрики «Молодежная» распоряжением Комитета администрации Алтайского края по управлению госимуществом от 29.04.1998 № 188 было передано АКГУП «Птицефабрика «Молодежная» в хозяйственное ведение; право собственности Алтайского края и право хозяйственного ведения на данный объект недвижимости не регистрировалось.
В ходе осуществления процедуры приватизации указанный объект недвижимости был поименован в передаточном акте и использовался обществом.
Таким образом, судами обоснованно указано на то, что в рассматриваемом случае правообладателем нежилого здания, расположенного по адресу: Алтайский край, Первомайский район, село Первомайское, примерно 190 м по направлению на северо-запад от дома № 111 по ул. Ленина, в настоящее время является АО «Птицефабрика Молодежная», основания для регистрации соответствующих прав за Алтайским краем или унитарным предприятием (предшественник общества) отсутствуют, а выводы управления о наличии препятствий для осуществления испрашиваемых регистрационных действий являются ошибочными.
При этом довод регистрирующего органа о представлении обществом недостоверных сведений в отношении спорного объекта (имеются разночтения адресов объекта) был предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонен, поскольку управление в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету
и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 07.06.2017
№ 278, должно было самостоятельно получить сведения, объясняющие факт разночтения адресов объекта.
Таким образом, учитывая отсутствие у управления препятствий для осуществления регистрационных действий, суды пришли к обоснованному выводу о несоответствии оспариваемых решений регистрирующего органа требованиям действующего законодательства и удовлетворили заявленные требования.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 04.10.2021 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 29.12.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А03-5288/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Ю.Н. Киричёк
Судьи О.Ю. Черноусова
ФИО1