Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А03-5342/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2018 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2018 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Перминовой И.В.
судей Кокшарова А.А.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя – главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 на решение от 15.06.2017 Арбитражного суда Алтайского края (судья Е.В. Русских) и постановление от 30.10.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Афанасьева Е.В., Кайгородова М.Ю., Ярцева Д.Г.) по делу № А03-5342/2017 по иску Министерства сельского хозяйства Алтайского края (656049, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к индивидуальному предпринимателю – главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ИНН <***>) о взыскании 3 726 000 руб.
Суд установил:
Министерство сельского хозяйства Алтайского края (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее – Предприниматель, ответчик) о взыскании 3 726 000 рублей суммы гранта, выданной ответчику на основании соглашения от 22.05.2014 № 6 .
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком условий соглашения о предоставлении гранта, а именно в нарушение пунктов 1.2, 4.4 соглашения ответчик не обеспечил в установленный срок увеличение поголовья сельскохозяйственных животных, вследствие чего он обязан возвратить сумму гранта в полном объеме.
Решением от 15.06.2017 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 30.10.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены.
С Предпринимателя в пользу Министерства сельского хозяйства Алтайского края взыскано 3 726 000 рублей, полученных в соответствии с соглашением о предоставлении гранта от 22.05.2014 № 6, из которых 2 235 600 рублей - в доход федерального бюджета, 1 490 400 рублей - в доход краевого бюджета.
Предприниматель обратился с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, буквальному значению пункта 4.15 соглашения о предоставлении гранта и имеющимся в материалах дела доказательствам, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство сельского хозяйства Алтайского края считает доводы Предпринимателя несостоятельными, а судебные акты – законными и обоснованными, в связи с чем просит оставить их без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286
АПК РФ, изучив доводы жалобы, отзыва на нее,кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что постановлением администрации Алтайского края от 14.12.2011 № 733 утвержден порядок предоставления из краевого бюджета средств с целью развития в Алтайском крае семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, предусматривающий правила и условия предоставления из краевого бюджета направляемых на развитие в Алтайском крае семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, выделенных из федерального бюджета и предусмотренных законом о краевом бюджете на соответствующий финансовый год на реализацию мероприятий ведомственной целевой программы «Развитие в Алтайском крае семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2012-2014 годы».
На основании протокола заседания комиссии по реализации мероприятий ведомственных целевых программ между Главным управлением сельского хозяйства Алтайского края (грантодателем) и Предпринимателем (грантополучателем) заключено соглашение от 22.05.2014 № 6 о предоставлении гранта в рамках ведомственной целевой программы «Развитие в Алтайском крае семейных животноводческих
ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2012-2014 годы» (далее – соглашение), в соответствии с которым грантодатель безвозмездно передает денежные средства для целевого использования грантополучателем, а грантополучатель обязался принять грант и распорядиться им исключительно в соответствии с целями, условиями и порядком, закрепленными соглашением (пункт 1.1 соглашения).
Согласно пункту 1.2 соглашения грант предоставляется с целью реализации грантополучателем бизнес-проекта «по развитию семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств «Развитие фермы молочного направления вблизи поселка Казанка Алтайского района Алтайского края» в соответствии с календарным планом работ и сметой расходов на его реализацию (приложения 1 и 2 к соглашению); срок действия соглашения определяется сроками выполнения мероприятий, предусмотренных бизнес-проектом, но не менее пяти лет после получения гранта (пункт 1.3 соглашения).
Размер гранта составляет 3 726 000 рублей, которые передаются грантополучателю в соответствии с утвержденной сметой расходов на реализацию бизнес-проекта.
Пунктом 4.4 соглашения установлено, что грантополучатель обязан обеспечить достижение запланированного объема производимой и реализуемой сельскохозяйственной продукции, сохранность и увеличение поголовья сельскохозяйственных животных, выполнение строительных, монтажных работ, а также осуществление других мероприятий, предусмотренных бизнес-проектом (применительно к поголовью скота – таблица 5 бизнес-проекта). В рамках реализации бизнес-проекта грантополучатель может допустить отклонение от плановых индикативных показателей в пределах 10%.
В соответствии с пунктом 4.6 грантополучатель обязан обеспечить (с учетом условий, предусмотренных пунктами 4.4 и 4.5 и положений раздела 8 настоящего соглашения) использование гранта, собственных и заемных средств на достижение целей, определенных настоящим соглашением, и соответствующих календарному плану работ и смете расходов на реализацию бизнес-проекта.
При этом пункт 4.10 соглашения содержит обязанность грантополучателя в течение 5 лет с даты поступления средств гранта на расчетный счет хозяйства осуществлять деятельность и представлять грантодателю отчетность по форме, установленной в соответствии с пунктом 5.1 настоящего соглашения, и в определенные им сроки.
В соответствии с пунктом 4.15 грантополучатель обязан в течение
30 дней с даты обнаружения нарушений, установленных пунктами 4.3, 4.5, 4.6, 4.10 возвратить грантодателю сумму гранта в полном объеме.
Платежными поручениями от 25.06.2014 № 793679, от 09.06.2014
№ 553769 ответчику перечислены бюджетные средства в сумме
3 726 000 рублей.
18 октября 2016 года комиссией в составе специалистов Главного управления сельского хозяйства Алтайского края, администрации Алтайского края произведен осмотр фермы Предпринимателя, в ходе которого выявлено наличие крупнорогатого скота (далее - КРС) 17 голов,
из них корова 1, остальное поголовье - молодняк текущего года (бычки) и
34 головы лошадей разных возрастов.
Учитывая, что согласно таблице 5 «Движение поголовья скота» бизнес-проекта плановое поголовье КРС на отчетную дату 01.01.2017 должно составлять 99 голов, комиссия пришла к выводу о невыполнении ответчиком условия соглашения по обеспечению сохранности и увеличению поголовья сельскохозяйственных животных.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Министерства сельского хозяйства Алтайского края в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 28, 38, 69, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 309, 421, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлением администрации Алтайского края от 14.12.2011 № 733, которым утвержден Порядок предоставления из краевого бюджета средств с целью развития в Алтайском крае семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, предусматривающий правила и условия предоставления из краевого бюджета направляемых на развитие в Алтайском крае семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, выделенных из федерального бюджета и предусмотренных законом о краевом бюджете на соответствующий финансовый год на реализацию мероприятий ведомственной целевой программы «Развитие в Алтайском крае семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2012-2014 годы» (далее - Порядок), во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришли к выводу о нарушении Предпринимателем соглашения о предоставлении гранта.
Кассационная инстанция, поддерживая вывод судов двух инстанций, исходит из положений норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных судами.
Судами установлено, что постановлением администрации Алтайского края от 14.12.2011 № 730 утверждена ведомственная целевая программа «Развитие в Алтайском крае семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2012-2014 годы», определяющая направления и механизмы государственной поддержки в Алтайском крае семейных животноводческих ферм.
К числу основных системных мероприятий, предусмотренных вышеуказанной программой, является поддержка реализации бизнес-проектов по строительству, реконструкции животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств (далее – КФХ) и приобретение для них оборудования, техники и скота.
В соответствии с пунктом 2 Порядка понятие «грант» определено как средства краевого бюджета, предоставляемые индивидуальным предпринимателям, главам крестьянских (фермерских) хозяйств на безвозмездной и безвозвратной основе по итогам конкурса бизнес-проектов, предусматривающих строительство или модернизацию семейных животноводческих ферм, в том числе их проектирование, возведение, ремонт, комплектацию оборудованием, техникой и сельскохозяйственными животными.
Получатели бюджетных средств в соответствии с действующим законодательством несут ответственность за их целевое использование. При нарушении условий, установленных настоящим порядком, гранты подлежат возврату в доход краевого бюджета в течение 30 дней (пункт 13 Порядка).
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства: бизнес-проект, отчет «Основные показатели деятельности» за 4 квартал 2016 года, акт обследования фермы от 18.10.2016, сведения о производстве продукции животноводства и поголовье скота за 4 квартал 2016 года, 1-3 кварталы
2017 года, суды установили, что согласно бизнес-проекту по развитию семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств плановое поголовье скота на 2017 год должно составлять 99 голов, из них коровы 61 голова (таблица 5), тогда как фактически поголовье крупного рогатого скота на 2017 год составило 17 голов, в том числе
коровы - 1 голова, а по состоянию на 3 квартал 2017 года его число сократилось до 13 голов.
Установив данные обстоятельства, не оспоренные Предпринимателем, суды пришли к правильному выводу о нарушении Предпринимателем условий соглашения о предоставлении гранта в части неисполнения обязанности по обеспечению сохранности и увеличению поголовья скота.
Учитывая, что Предпринимателем не представлено доказательств использования гранта на достижение целей, предусмотренных пунктом 4.4 соглашения, в силу пункта 4.15 соглашения у грантополучателя возникла обязанность возвратить сумму гранта в полном объеме.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили исковые требования.
В кассационной жалобе Предприниматель указывает, что выводы судов об обязанности ответчика возвратить грант не соответствуют требованиям пункта 4.15 соглашения, поскольку пункт 4.4 в нем не поименован; в силу пункта 4.15 соглашения грантополучатель обязан возвратить грантодателю сумму гранта в полном объеме только в случае нарушений, предусмотренных пунктами 4.3, 4.5, 4.6, 4.10.
Однако Предпринимателем не учтено, что в силу пункта 4.6 соглашения в целях достижение целей, определенных настоящим соглашением, и соответствующих календарному плану работ и смете расходов на реализацию бизнес-проекта на нем лежит обязанность использования гранта с учетом условий, предусмотренных, в том числе пунктом 4.4.
Таким образом, доводы Предпринимателя основаны на неверном толковании положений соглашения в их совокупности и с учетом буквального содержания пунктов 4.15 и 4.6 соглашения выводов судов не опровергают.
Выводы суда о нарушении Предпринимателем условий соглашения в части неисполнения обязанности по обеспечению сохранности и увеличению поголовья скота сделаны на основании всестороннего, полного и объективного исследования материалов дела, не противоречат им и не подлежат переоценке в суде кассационной инстанции в силу статьи 286
АПК РФ.
Иных доводов, свидетельствующих о нарушении судами при принятии оспариваемых судебных актов норм права, кассационная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 15.06.2017 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 30.10.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу
№ А03-5342/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий И.В. Перминова
Судьи А.А. Кокшаров
Г.В. Чапаева