ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А03-5564/15 от 03.11.2015 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Тюмень                                                                     Дело № А03-5564/2015

Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме ноября 2015 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                     Ильина В.И.

судей                                                    Отческой Т.И.

                                                      ФИО1

при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Терминал» на решение от 24.06.2015 Арбитражного суда  Алтайского края (судья Музюкин Д.В.) и постановление от 17.08.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Кривошеина С.В., Ходырева Л.Е.) по делу № А03-5564/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Терминал» (656905, Алтайский край, г. Барнаул, Южный проезд - 8а, ИНН 2222809847,
ОГРН 1122223015815) к Сибирскому управлению Федеральной службы
по экологическому, технологическому и атомному надзору (656037,
г. Барнаул, пр. Калинина, 65, ИНН 4200000206, ОГРН 1034205004525)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.

В заседании принял участие представитель  общества с ограниченной ответственностью «Терминал» ФИО2 (доверенность от 18.09.2015).

Суд установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Терминал» (далее –
ООО «Терминал», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – управление, административный орган) об оспаривании постановления
от 05.03.2015 № 16126/юл о привлечении к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 200 000 рублей.

Решением от 24.06.215 Арбитражного суда  Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 17.08.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требования заявителя отказано.

В кассационной жалобе и в дополнении к кассационной жалобе                       ООО «Терминал», ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить указанные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

По мнению заявителя, в действиях ООО «Терминал» отсутствует состав вменяемого административного правонарушения; постановлением от 04.03.2015 Индустриального районного суда г. Барнаула за это же правонарушение ООО «Терминал» было привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, ООО «Терминал» указывает, что проверка проведена с грубым нарушением Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», выразившимся в несвоевременном уведомлении о проведении проверки.

В отзыве на кассационную жалобу управление, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые заявителем судебные акты без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что судебные акты подлежат отмене.

Как видно из материалов дела, на основании распоряжения
от 09.02.2015 № 2-06/174 управлением проведена плановая выездная проверка принадлежащего
ООО «Терминал» опасного производственного объекта – площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефтепродуктов, в ходе которой сделаны выводы  о нарушении обществом требований промышленной безопасности и условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Результаты проверки оформлены актом от 27.02.2015 № 37А/10А-15, на основании которого уполномоченным должностным лицом управления составлены протоколы от 27.02.2015 №№ 16124/юл и 16126/юл об административном правонарушении, вынесено оспариваемое заявителем постановление от 05.03.2015 № 16126/юл о привлечении ООО «Терминал» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и направлено в Индустриальный районный суд города Барнаула заявление о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Отказывая в удовлетворении требования заявителя о признании незаконным и отмене названного постановления, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о доказанности административным органом наличия в действиях общества события
и состава вменяемого административного правонарушении, а также об отсутствии существенных нарушений порядка проведения проверки и привлечения общества к административной ответственности.

Частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях
предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности
в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся
в Федеральном законе № 116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (статья 3 указанного Закона).

В рассматриваемом случае административным органом в ходе одной проверки одного опасного производственного объекта выявлены несколько нарушений требований промышленной безопасности и условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

В соответствии с частью 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Вместе с тем согласно части 2 этой же статьи при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Пунктом 1 статьи 23.31 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор в области промышленной безопасности вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2 и частью 3 статьи 9.1  (в части грубого нарушения требований промышленной безопасности). Кроме того, частью 2 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях названному органу предоставлено право передавать дела о таких правонарушениях судье.

Из материалов дела следует, что управлением направлено в Индустриальный районный суд города Барнаула заявление о привлечении ООО «Терминал» к  административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вынесено постановление о привлечении общества к  административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

За выявленные проверкой нарушения требований промышленной безопасности и условий лицензии на осуществление видов деятельности
в области промышленной безопасности опасных производственных объектов постановлением от 04.03.2015 Индустриального районного суда г. Барнаула по делу № 5-94/2015 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде приостановления деятельности сроком на 10 суток.

Согласно части 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

При таких обстоятельствах постановление административного органа
от 05.03.2015 № 16126/юл о привлечении ООО «Терминал» за выявленные в ходе одной проверки несколько нарушений требований промышленной безопасности и условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является незаконным.

Таким образом, обжалуемые заявителем судебные акты подлежат отмене, а заявленное обществом требование о признании незаконным и отмене постановления управления  от 05.03.2015 № 16126/юл удовлетворению.

Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 24.06.2015  Арбитражного суда  Алтайского края
и постановление от 17.08.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А03-5564/2015 отменить.

Постановление  от 05.03.2015 № 16126/юл Сибирского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Терминал» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признать незаконным и отменить.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                     В.И. Ильин

Судьи                                                                  Т.И. Отческая

                                                                     О.Ю. Черноусова