ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А03-6176/2023 от 25.10.2023 АС Алтайского края



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Томск Дело № А03-6176/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 01 ноября 2023 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Бородулиной И. И., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гойник А. В. с использо-
ванием средств аудиозаписи в режиме веб-конференции рассмотрел апелляционную жа-
лобу Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края (№07АП-8038/2023)
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 14.08.2023 по делу № А03-6176/2023
(судья Захарова Я.В.) по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1
, село Крутиха Крутихинского района Алтайского края (ОГРНИП
<***>, ИНН <***>) к Министерству природных ресурсов и экологии
Алтайского края, г. Барнаул Алтайского края (ОГРН <***>, ИНН <***>), о
признании незаконными решения Министерства природных ресурсов и экологии Алтай-
ского края от 02.03.2023 года № 24/П/2742, от 02.03.2023 года № 24/П/2741 года, от
02.03.2023 года № 24/П/2739 об отказе в проведении аукционов на право заключения до-
говоров аренды лесных участков для заготовки древесины, об обязании Министерства
природных ресурсов и экологии Алтайского края в течение месяца с момента вступления
решения в силу принять решение о проведении аукционов.
В судебном заседании принимают участие:
От заявителя: ФИО2 по дов. от 22.05.2023, диплом,
От заинтересованного лица: ФИО3 по дов. от 01.02.2023, диплом,




У С Т А Н О В И Л:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, пред-
приниматель, ИП ФИО1) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявле-
нием к Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края (далее – заинтере-
сованное лицо, министерство) о признании незаконными решения от 02.03.2023 №
24/П/2742, от 02.03.2023 № 24/П/2741, от 02.03.2023 № 24/П/2739 об отказе в проведении
аукционов на право заключения договоров аренды лесных участков для заготовки древе-
сины, об обязании Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края в тече-
ние месяца с момента вступления решения в силу принять решение о проведении аукцио-
нов на право заключения договоров следующих лесных участков для заготовки древесины
согласно заявлениям ИП ФИО1 от 02.02.2023:
- лесного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, Алтайский
край, Крутихинский район, Панкрушихинское лесничество, Прыганское участковое лес-
ничество, урочище Прыганское сельское, в кварталах №1 - часть выделов (в.59,60,76-
78,80-84,89,90), 15 - часть выделов (в. 1-64,67,73,74,76-79,87-89), оставшихся от лесных
насаждений уже переданных в аренду, 16 (в.1-46), общей площадью 1405,8423га;
- лесного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, Алтайский
край, Крутихинский район, Панкрушихинское лесничество, Прыганское участковое лес-
ничество, урочище Прыганское сельское, в кварталах №4 (в. 1-67), 5 (в. 1-44), 13 (в. 1- 27),
14 (в. 1-25), 24 - часть выделов (в. 1-24, 25 часть, 26-31), оставшихся от лесных насажде-
ний уже переданных в аренду, общей площадью 934,7510га;
- лесного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, Алтайский
край, Крутихинский район, Панкрушихинское лесничество, Прыганское участковое лес-
ничество, урочище Прыганское сельское, в кварталах №3 (в.1-109), 12 (в.1-54), 15 - часть
выделов (в.65,69,72), оставшихся от лесных насаждений уже переданных в аренду, 21 (в.1-
57), 22 (в. 1- 50), 23 (в. 1-48), общей площадью 1806,1000га (с учетом уточнений, приня-
тых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Феде-
рации (далее – АПК РФ)).
Решением от 14.08.2023 Арбитражного суда Алтайского края заявленные требова-
ния удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, министерство обратилось в
Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит
решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении
заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что ИП



ФИО1, указывая в каждом заявлении на кадастровые номера земельных (лесных)
участков, просил провести аукцион в отношении одного лесного участка, однако часть 2
статьи 39.11 ЗК РФ содержит запрет объединения двух и более земельных участков, нахо-
дящихся в государственной или муниципальной собственности в один лот аукциона, если
иное не предусмотрено федеральным законом; аналогичную формулировку содержит
часть 13 статьи 80.1 ЛК РФ, которая также запрещает проведение одного конкурса в от-
ношении двух и более лесных участков, находящихся в государственной или муници-
пальной собственности; считает, что испрашиваемый заявителем лесной участок не суще-
ствует как объект гражданских прав, поскольку не образован в установленном порядке,
министерство не могло сформировать лесной участок заявленной конфигурации как еди-
ный и провести аукцион.
В отзыве на апелляционную жалобу, представленном в прядке статьи 262 АПК РФ,
предприниматель с доводами апелляционной жалобы не соглашается, просит судебный
акт оставить без изменения.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании при рассмотрении
дела в апелляционном порядке подтвердили позиции по делу, изложенные в апелляцион-
ной жалобе, отзыве к ней.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, за-
слушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность
решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной
инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено судом первой инстанции, 02.02.2023 ИП ФИО1, в порядке
статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) обратился в Мини-
стерство природных ресурсов и экологии Алтайского края с тремя заявлениями о прове-
дении аукционов на право заключения договоров аренды лесных участков для заготовки
древесины, а именно:
- лесного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, Алтайский
край, Крутихинский район, Панкрушихинское лесничество, Прыганское участковое лес-
ничество, урочище Прыганское сельское, в кварталах №1 - часть выделов (в.59,60,76-
78,80-84,89,90), 15 - часть выделов (в. 1-64,67,73,74,76-79,87-89), оставшихся от лесных
насаждений уже переданных в аренду, 16 (в.1-46), общей площадью 1405,8423га (заявле-
ние вх. 02.02.2023 года, л.д. 18, т.д. 1);
- лесного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, Алтайский
край, Крутихинский район, Панкрушихинское лесничество, Прыганское участковое лес-
ничество, урочище Прыганское сельское, в кварталах №4 (в. 1-67), 5 (в. 1-44), 13 (в. 1- 27),



14 (в. 1-25), 24 - часть выделов (в. 1-24, 25 часть, 26-31), оставшихся от лесных насажде-
ний уже переданных в аренду, общей площадью 934,7510га (заявление вх. От 02.02.2023
года, л.д. 17, т.д. 1);
- лесного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, Алтайский
край, Крутихинский район, Панкрушихинское лесничество, Прыганское участковое лес-
ничество, урочище Прыганское сельское, в кварталах №3 (в.1-109), 12 (в.1-54), 15 - часть
выделов (в.65,69,72), оставшихся от лесных насаждений уже переданных в аренду, 21 (в.1-
57), 22 (в. 1- 50), 23 (в. 1-48), общей площадью 1806,1000га (заявление вх. От 02.02.2023
года, л.д. 19, т.д. 1).
По результатам рассмотрения заявлений, решениями министерства от 02.03.2023 №
24//П/2741, от 02.03.2023 № 24//П/2739, от 02.03.2023 № 24//П/2742 (л.д. 20-22, т.д. 1) бы-
ло отказано в проведении аукциона для заготовки древесины по спорным земельным
участкам, на основании статьи 7, пункта 3 части 6 статьи 78 ЛК РФ и пункта 2 статьи
39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), с указанием на то, что
объединение в один лот нескольких лесных участков находящихся в государственной и
муниципальной собственности, лесным законодательством не предусмотрено.
Не согласившись с принятыми решениями, предприниматель обратился в арбит-
ражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об
их обоснованности.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с судебным актом суда
первой инстанции по следующим основаниям.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1
статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Су-
да Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой
Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия
решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, реше-
ния, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие
закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действи-
ями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического
лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотре-
нии дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов
и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, дей-



ствий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта
нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных
интересов заявителя.
Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требо-
ваний о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов
и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно
нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий
(бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.
Проанализировав нормативно-правовое регулирование отношений в рассматривае-
мой сфере в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, апелляционный
суд поддерживает вывод арбитражного суда первой инстанции о незаконности оспарива-
емых решений на основании следующего.
На основании части 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с
оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ре-
сурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Рос-
сийской Федерации, если иное не установлено ЛК РФ, другими федеральными законами.
В силу статьи 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который
расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного
законодательства и ЛК РФ.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной соб-
ственности (часть 1 статьи 8 ЛК РФ).
Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственно-
сти, предоставляются, в том числе на основании договора аренды в случае предоставления
лесного участка в аренду (пункт 2 части 1 статьи 71 ЛК РФ).
Исходя из содержания части 2 статьи 72 ЛК РФ объектом аренды могут быть толь-
ко лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и
прошедшие государственный кадастровый учет.
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муници-
пальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого
договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за
исключением случаев, установленных частью 3 статьи 73.1 ЛК РФ, частью 1 статьи 74 ЛК
РФ (часть 1 статьи 73.1 ЛК РФ).
Согласно части 6 статьи 73.1 ЛК РФ порядок заключения договора аренды лесного
участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе
порядок подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения такого до-



говора, устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным ко-
дексом Российской Федерации, если иное не установлено ЛК РФ.
Положения, регулирующие порядок подготовки и организации аукциона на право
заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или му-
ниципальной собственности, закреплены в статье 78 ЛК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 78 ЛК РФ решение о проведении аукциона на
право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или
муниципальной собственности, принимается органом государственной власти или орга-
ном местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со
статьями 81 - 84 ЛК РФ, в том числе по заявлениям граждан и юридических лиц о прове-
дении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки дре-
весины.
В случае получения заявления о проведении аукциона решение о проведении аук-
циона или об отказе в проведении аукциона принимается органом государственной власти
или органом местного самоуправления в течение одного месяца со дня получения такого
заявления (часть 3 статьи 78 ЛК РФ).
В части 6 статьи 78 ЛК РФ установлено, что решение об отказе в проведении аук-
циона принимается в следующих случаях: 1. заявление о проведении аукциона подано в
отношении лесного участка, который уже предоставлен другому гражданину или юриди-
ческому лицу; 2. заявление о проведении аукциона подано в отношении лесных насажде-
ний, право собственности на которые уже передано другому гражданину или юридиче-
скому лицу; 3. заявление о проведении аукциона подано в отношении лесного участка,
который не может быть предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду в со-
ответствии с законодательством Российской Федерации; 4. заявление о проведении аук-
циона подано заявителем, с которым в соответствии с ЛК РФ не может быть заключен
договор купли-продажи лесных насаждений по результатам аукциона; 5. заявление о про-
ведении аукциона не соответствует требованиям к порядку и способам подачи или форма-
ту такого заявления, установленным в соответствии с частями 4 и 5 статьи 78 ЛК РФ.
Решение об отказе в проведении аукциона, содержащее мотивированное обоснова-
ние такого отказа, направляется органом государственной власти или органом местного
самоуправления гражданину или юридическому лицу, подавшим заявление о проведении
аукциона, в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения. Лицо, подавшее
заявление о проведении аукциона, вправе обжаловать решение об отказе в проведении
аукциона в судебном порядке (часть 7 статьи 78 ЛК РФ).



ЛК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в проведении
аукциона.
Суд первой инстанции согласился с доводами заявителя о том, что такие основания
для отказа в проведении аукциона, как приведенные в решениях Министерства, со ссыл-
ками на часть 2 статьи 39.11 ЗК РФ, из которых следует, что отказы в проведении аукцио-
на на право заключения договоров аренды лесного участка мотивированы тем, что данной
правовой нормой установлен запрет на объединение двух и более земельных участков,
находящихся в государственной или муниципальной собственности, в один лот аукциона,
не предусмотрены ЛК РФ.
Так, согласно пункту 3 части 6 статьи 78 ЛК РФ, следует, что решение об отказе в
проведении аукциона принимается в случае, когда заявление о проведении аукциона по-
дано в отношении лесного участка, который не может быть предоставлен гражданину или
юридическому лицу в аренду в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 39.11 ЗК РФ установлен запрет объединение двух и более земель-
ных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в один
лот аукциона, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вместе с тем, суд учитывает, что отказ Министерства природных ресурсов и эколо-
гии Алтайского края с указанием на запрет на объединение двух и более земельных участ-
ков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в один лот аук-
циона, противоречит пункту 3 части 6 статьи 78 ЛК РФ, ввиду того, что указанная норма
права не содержит такого основания для отказа в проведении аукциона на право заключе-
ния договора аренды лесного участка и не связывает возможность мотивировки отказа со
ссылкой на часть 2 статьи 39.11 ЗК РФ.
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, Министерство прини-
мая решения об отказе в проведении аукционов на право заключения договоров аренды
лесного участка, по существу неправомерно расширило основания для отказа в проведе-
нии аукциона, тогда как перечень таких оснований в части 6 статьи 78 ЛК РФ носит за-
крытый характер и не подлежит расширительному толкованию.
При этом суд учитывает приоритет действия лесного законодательства в вопросах
предоставления в пользование лесных участков и проведения для этого аукционов, на ос-
новании следующего.
Так, согласно части 2 статьи 3 ЛК РФ, имущественные отношения, связанные с
оборотом лесных участков, лесных насаждений, полученных при использовании лесов и
осуществлении мероприятий по сохранению лесов древесины и иных лесных ресурсов,
регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской



Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации и други-
ми законами.
Вопросы предоставления лесных участков, находящихся в государственной или
муниципальной собственности, регулируется отдельными самостоятельными Главами 6 и
8 ЛК РФ.
Частями 3 и 5 статьи 71 ЛК РФ, разделяют нормы права, применяемые при предо-
ставлении лесных участков в пользование, а именно:
- предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, нахо-
дящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соот-
ветствии с настоящим Кодексом (часть 3);
- предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муници-
пальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользова-
ние юридическим лицам и в безвозмездное пользование гражданам осуществляется в по-
рядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не преду-
смотрено настоящим Кодексом.
Таким образом, данными правовыми нормами установлено разграничение вопро-
сов регулирования порядка предоставления лесных участков в аренду.
О необходимости соблюдения приоритета лесного законодательства неоднократно
сформирована позиция высших судов, что отражено в Определении Конституционного
суда Российской Федерации от 09.01.1998 года № 1-П, Определением Верховного суда
Российской Федерации от 23.06.2022 года по делу № 307-ЭС22-408, в которых указано,
что лесной фонд представляет собой публичное достояние многонационального народа
России и является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный пра-
вовой режим. Лесное законодательство имеет приоритет в отношениях, связанных с обо-
ротом лесных участков.
Судом установлено, что ИП ФИО1 зарегистрирован в установленном по-
рядке в качестве индивидуального предпринимателя в 2004 году, основным видом его
экономической деятельности по ОКВЭД является распиловка и строгание древесины
(16.10), дополнительные виды деятельности – лесозаготовка (02.20), предоставление услуг
по пропитке древесины (16.10.9), производство деревянных строительных конструкций и
столярных изделий (16.23.1).
Предприниматель относится к кругу лиц, определенному в статьях 25 и 29 ЛК РФ и
вправе претендовать на предоставление в аренду заявленных лесных участков для заго-
товки древесины.



В целях заключения договоров аренды для заготовки древесины на обозначенных в
заявлении № 1, заявлении № 2 и заявлении № 3 лесных участках ИП ФИО1 обра-
тился в Министерство с просьбой провести соответствующие аукционы.
В силу части 1 статьи 87 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство
лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохо-
зяйственным регламентом лесничества. Согласно части 5 статьи 87 ЛК РФ, в лесохозяй-
ственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, устанав-
ливаются в том числе виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответ-
ствии со статьей 25 ЛК РФ, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие па-
раметры их разрешенного использования; ограничение использования лесов в соответ-
ствии со статьей 27 ЛК РФ, требования к охране, защите, воспроизводству лесов.
В соответствии с лесохозяйственным регламентом Панкрушихинского лесниче-
ства, утв.приказом Министерства от 27.11.2018 года № 1855 (в редакции приказа от
21.07.2020 №838) заявленные кварталы 1, 3, 4, 5, 12, 14, 15, 16, 21, 22, 23 и 24 Прыганско-
го участкового лесничества (урочище Прыганское сельское) относятся к зоне планируемо-
го освоения лесов, в которой согласно таблице 5 заготовка древесины предусмотрена как
разрешенный вид использования лесов.
Кроме того, судом установлено, что при принятии решений Министерства природ-
ных ресурсов и экологии Алтайского края от 02.03.2023 № 24//П/2741, от 02.03.2023 №
24//П/2739, от 02.03.2023 № 24//П/2742, не учтено что заявленные лесные участки явля-
ются сформированными, на которые разработана и утверждена проектная документация.
Таким образом, ИП ФИО1 был заинтересован в долгосрочной аренде лес-
ных участков для заготовки древесины при осуществлении своей предпринимательской
деятельности.
В силу части 1 статьи 73.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящийся в
государственной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения
такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкур-
са, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, части 1 статьи 74
ЛК РФ.
Как верно указано судом первой инстанции, из содержания указанных правовых
норм следует, что единственным способом заключения договора аренды лесного участка
для заготовки древесины являются только торги, в связи с чем ИП ФИО1 лишен
иной возможности получить лесные участки в аренду.



Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том,
что оспариваемые решения об отказе нарушают права и законные интересы заявителя в
сфере предпринимательской деятельности и создают препятствия для ее осуществления.
Исходя из того, что при рассмотрении настоящего спора судом не установлены
иные препятствия для проведения аукционов, а оспариваемый отказ в проведении аукци-
онов признан недействительным, арбитражный суд правомерно посчитал, что мерой, га-
рантирующей восстановление нарушенных прав и законных интересов предпринимателя,
будет обязание министерства принять решение о проведении аукционов.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является
законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в мате-
риалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального
и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда,
установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у
суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд





П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Алтайского края от 14.08.2023 по делу № А03-6176/2023
оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и
экологии Алтайского края – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбит-
ражный суд Алтайского края.



Председательствующий С. В. Кривошеина

Судьи И. И. Бородулина

С. Н. Хайкина