ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А03-617/2021 от 31.08.2021 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Томск Дело № А03-617/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 07 сентября 2021 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего Зайцевой О.О.,

судей: Бородулиной И.И.

Хайкиной С.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винник А.С., с использованием средств аудиозаписи,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 250» (№ 07АП-6997/2021) на решение от 04.06.2021 Арбитражного суда Алтайского края по делу №А03-617/2021 (судья Музюкин Д.В.), по заявлению муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 250» (г. Барнаул, ул. Сиреневая, 5, ОГРН: 1082222000211, ИНН: 2222070010) к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула (г. Барнаул, пр. Ленина, 6, ОГРН: 1022201773087, ИНН: 2202000286), о признании незаконным и необоснованным представления об устранении нарушений № 154/исх-1386 от 29.10.2020 в части принятии мер по возмещению в доход бюджета города Барнаула денежных средств, необоснованно израсходованных на оплату коммунальных услуг, подлежащих оплате за счет средств от приносящей доход деятельности в сумме 135 460,72 руб.,

с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитета по образованию г. Барнаула (г. Барнаул, ул. Союза Республик, 36 А, ОГРН: 1022201509990, ИНН: 2224014275),

при участии в судебном заседании:

- от МАДОУ «Детский сад № 250» - Скурятин А.А., доверенность от 09.02.2021, паспорт, диплом,

у с т а н о в и л:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 250» (далее – Детский сад № 250, Учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к комитету по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула 2 (далее - Комитет) о признании незаконным и необоснованным представления об устранении нарушений № 154/исх-1386 от 29.10.2020 в части принятии мер по возмещению в доход бюджета города Барнаула денежных средств, необоснованно израсходованных на оплату коммунальных услуг, подлежащих оплате за счет средств от приносящей доход деятельности в сумме 135 460,72 руб.

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 04.06.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, Учреждение обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.

В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает, что учреждение может нести ответственность только в случае установления нецелевого использования бюджетных средств, либо при невыполнении муниципального задания; коэффициент платной деятельности применяется только в том случае, когда для оказания дополнительных платных услуг используется имущество, не участвующее в выполнении муниципального задания.

В отзыве на апелляционную жалобу Комитет просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, пояснив, что если имущество, закрепленное собственником используется как для выполнения муниципального задания, так и для оказания платных услуг - при определении затрат, устанавливаемых учредителем учреждения, следует разделять затраты по содержанию этого имущества между затратами по муниципальному заданию и затратами по оказанию платных услуг.

В судебном заседании представитель Учреждения доводы апелляционной жалобы поддержал.

Иные лица о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своих представителей не направили. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителей.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании приказа № 147 от 04.09.2020 Комитетом в отношении Детского сада № 250 была произведена плановая ревизия финансово-хозяйственной деятельности за период с 01.01.2017 по 31.08.2020.

Из акта документальной ревизии от 07.10.2020 следует, что Детский сад № 250 произвел необоснованное расходование средств бюджета города на оплату коммунальных услуг, подлежащих оплате с учетом применения коэффициента платной деятельности, в 3 размере 135 460,72 руб. (л.д. 33-58).

По результатам рассмотрения акта документальной ревизии от 07.10.2020 Комитетом выдано представление об устранении нарушений от 29.10.2020 № 154/исх-1386, которым Учреждению предложено принять меры по возмещению в доход бюджета города денежных средств, неправомерно израсходованных из бюджета города на оплату коммунальных услуг, подлежащих уплате за счет средств, полученных от оказания платных услуг за 2017-2018 годы (пункт 1).

Не согласившись с вынесенным представлением, Детский сад № 250 обратился в суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в признании недействительным предписания Комитета, не усмотрел нарушений прав и законных интересов Учреждения, полагая, что в случае нарушения принципа нормирования производимых расходов на содержание имущества получателя субсидии (муниципального задания), установленного статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, такие расходы подлежат пропорциональному распределению, и незаконно использованные средства субсидии на выплату коммунальных услуг без учета пропорции полученных доходов по видам деятельности подлежат возмещению.

Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и 4 А45-7299/2021 действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий. При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) контроля: проводятся проверки, ревизии, обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

В соответствии со статьей 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.

В бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества (пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Размер субсидии рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание муниципальных услуг в рамках муниципального задания и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных бюджетному учреждению учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов, объектом обложения которыми признается указанное имущество, в том числе земельные участки.

При определении нормативных затрат на оказание учреждением муниципальной услуги учитываются затраты: а) непосредственно связанные с оказанием услуги; б) на общехозяйственные нужды (за исключением расходов, которые учитываются в составе нормативных затрат на содержание имущества бюджетного учреждения).

Согласно пункту 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальное задание на оказание муниципальных услуг учреждениями формируется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования.

В соответствии с пунктом 4 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» основные платные услуги бюджетное учреждение должно оказывать на тех же условиях, что и муниципальные услуги, финансовое обеспечение представления которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Доходы, полученные бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности (в том числе от оказания как основных, так и неосновных платных услуг) согласно пунктам 2, 3 статьи 298 ГК РФ поступают в самостоятельное распоряжение этих учреждений. Эти доходы расходуются ими в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Термин «коэффициент платной деятельности» (далее - КПД) введен Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640.

КПД используется для распределения затрат на уплату имущественных налогов между основной и внебюджетной деятельностью бюджетных и автономных учреждений.

Коэффициент платной деятельности необходимо применять, если учреждение оказывает сверх установленного госзадания госуслуги (выполняет работы) для физических и юридических лиц за плату, а также осуществляет иную приносящую доход деятельность.

Данный коэффициент применяется при расчете следующих затрат (п. 33, 34, 35 Положения № 640:

1) затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения;

2) затрат на содержание не используемого для выполнения госзадания имущества федерального бюджетного или автономного учреждения, рассчитываемых с учетом расходов:

- на потребление электрической энергии в размере 10% общего объема затрат федерального бюджетного или автономного учреждения в части указанного вида затрат в составе затрат на коммунальные услуги;

- на потребление тепловой энергии в размере 50% общего объема затрат федерального бюджетного или автономного учреждения в части указанного вида затрат в составе затрат на коммунальные услуги.

В силу Положения № 640 с применением КПД в обязательном порядке рассчитывается субсидия на выполнение госзадания для федеральных бюджетных или автономных учреждений.

Для всех прочих учреждений использование КПД регулируется нормативными актами согласно подведомственности этих учреждений. Анализ региональной и отраслевой нормативной базы показывает, что определение размера субсидии производится, как правило, с использованием КПД.

В соответствии со статьей 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в городе Барнауле принято постановление администрации города от 20.01.2016 № 10 «Об утверждении Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями» (далее - Порядок).

Порядок носит нормативный характер и обязателен к применению муниципальными учреждениями города Барнаула.

В соответствии с пунктом 3.8 Порядка в случае, если муниципальные бюджетные и муниципальные автономные учреждения осуществляют платную деятельность сверх установленного муниципального задания, затраты на содержание неиспользуемого для выполнения муниципального задания имущества и затраты на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество муниципального учреждения, рассчитываются с применением коэффициента платной деятельности.

Коэффициент платной деятельности определяется как отношение планируемого объема финансового обеспечения выполнения муниципального задания к общей сумме, включающей планируемые поступления от субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания и доходов платной деятельности.

Порядком не предусмотрен иной расчет коэффициента платной деятельности, который бы учитывал продолжительность оказания платных услуг и использования муниципального имущества при их оказании, как предлагает Учреждение в апелляционной жалобе.

Платные услуги оказываются на основании заключенных договоров на оказание платных услуг на территории и в помещениях учреждения, которые являются муниципальной собственностью и закреплены за учреждением на праве оперативного управления. При этом апеллянт «вырывает из текста» Порядка фразу «когда для оказания дополнительных платных услуг используется имущество, не участвующее в выполнении муниципального задания».

Между тем, в Порядке предусмотрен алгоритм распределения общехозяйственных расходов и имущественный налогов учреждения между осуществляемыми им видами деятельности.

Исходя из части 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусмотрены субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного имущества. Порядок предоставления субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливается нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Государственным (муниципальным) заданием признается документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных услуг (выполнения работ) (статья 6 Бюджетного кодекса).

В силу положений статьи 69.2 Бюджетного кодекса муниципальное задание для бюджетного учреждения должно формироваться в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными его учредительными документами, с учетом предложений учреждения, касающихся потребности в соответствующих услугах и работах, и с учетом нормативных затрат, определяемых учредителем.

В силу у абзаца первого части 4 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 №
7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ) бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Средства субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) используются бюджетным учреждением в соответствии с направлениями расходов, определяемыми им в плане финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения, составляемом и утверждаемом в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного учреждения, в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, установленными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.07.2010 N 81н (далее - План).

В силу части 1 статьи 69.2 Бюджетного кодекса государственное (муниципальное) задание должно содержать: показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ); государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать в том числе предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Государственное (муниципальное) задание в части государственных (муниципальных) услуг, оказываемых федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями физическим лицам, формируется в соответствии с общероссийскими базовыми (отраслевыми) перечнями (классификаторами) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, формирование, ведение и утверждение которых осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Включение в указанные перечни (классификаторы) положений, приводящих к возникновению расходных обязательств субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), не допускается (абзац второй части 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса).

Порядок формирования государственного задания и финансового обеспечения выполнения государственного задания должно определять в том числе: правила определения объема финансового обеспечения выполнения государственного задания, включая расчет и утверждение нормативных затрат на оказание государственных услуг на основе базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг и корректирующих коэффициентов к ним, а также нормативных затрат на выполнение работ (пункт 2 части 5 статьи 69.2 Бюджетного кодекса).

Государственное задание является невыполненным в случае недостижения (превышения допустимого (возможного) отклонения) показателей государственного задания, характеризующих объем оказываемых государственных услуг (выполняемых работ), а также показателей государственного задания, характеризующих качество оказываемых государственных услуг (выполняемых работ), если такие показатели установлены в государственном задании (пункт 6 статьи 69.2 Бюджетного кодекса).

Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 Федерального закона Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" государственных и муниципальных услуг, утверждается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации государственных услуг (пункт 2 части 1 статьи 9 Закона).

Основные платные услуги бюджетное учреждение должно оказывать на тех же условиях, что и государственные услуги, финансовое обеспечение предоставления которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. При этом требование об одинаковых условиях оказания услуг относится и к их стоимости.

Установление платы за оказание основных платных услуг в размере ниже величины нормативных затрат на оказание аналогичной услуги в рамках государственного задания может свидетельствовать в том числе об оказании платных услуг за счет средств указанной субсидии, что противоречит принципу, установленному Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее - Закон об автономных учреждениях), согласно которому из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации за счет субсидии, предоставляемой в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса, осуществляется финансовое обеспечение выполнения исключительно государственного задания.

В случае принятия учредителем решения о возможности оказания услуг автономными учреждениями на платной основе, отразив это в уставе учреждения, бюджетные ассигнования такому учреждению следует планировать, в том числе, с учетом расходов на финансовое обеспечение данной деятельности.

Доходы, полученные бюджетными и автономными учреждениями от приносящей доход деятельности (в том числе от оказания как основных, так и неосновных платных услуг) согласно пунктам 2, 3 статьи 298 Гражданского кодекса поступают в самостоятельное распоряжение этих учреждений. Эти доходы расходуются в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности учреждений.

В случае, если основные платные услуги в установленных федеральными законами случаях включаются в государственное задание, то размер субсидии на государственное задание уменьшается на объем средств, планируемых к поступлению от потребителей указанных услуг (работ). При этом планируемые поступления от оказания бюджетными и автономными учреждениями платных услуг (работ), в том числе в рамках государственного задания, не являются доходами соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно статье 9.2 Закона № 7-ФЗ и статье 4 Закона № 174-ФЗ при расчете объема субсидии на государственное (муниципальное) задание учитываются расходы на содержание объектов особо ценного движимого и недвижимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных собственником на его приобретение, а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество. При этом не имеет значения, используется это имущество, в том числе для осуществления приносящей доход деятельности, или нет.

Пункт 6 статьи 9.2 Закона №1 7-ФЗ и часть 3 статьи 4 Закона № 174-ФЗ перечисляют расходы, подлежащие учету при расчете субсидии на государственное задание. Это не препятствует расширению перечня данных расходов, в случае если дополнительные расходы направлены на финансовое обеспечение оказания государственными учреждениями государственных услуг. То же касается содержания имущества, не отнесенного к категории особо ценного движимого имущества.

Однако, если имущество, закрепленное собственником, используется как для выполнения государственного задания, так и для оказания платных услуг - при определении затрат, устанавливаемых учредителем учреждения, следует разделять затраты по содержанию этого имущества между затратами по государственному заданию и затратами по оказанию платных услуг.

Следовательно, в случае нарушения принципа нормирования производимых расходов на содержание имущества получателя субсидии (государственного задания), установленного статьей 78.1 Бюджетного кодекса, такие расходы подлежат пропорциональному распределению, и незаконно использованные средства субсидии на выплату коммунальных услуг без учета пропорции полученных доходов по видам деятельности (государственный заказ и платные услуги) подлежат возмещению.

Сходные нормы о пропорциональном распределении для целей налогообложения налогом на прибыль организаций закреплены и в Налоговом кодексе.

Так, доходы бюджетных и автономных учреждений, полученные от распоряжения имуществом, доходами соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации не являются. Такие доходы согласно пункту 1 статьи 249 и пункту 4 статьи 250 Налогового кодекса признаются объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций (далее - налог на прибыль). В целях исчисления налога на прибыль расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные расходы при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (статья 252 Кодекса).

Из подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса следует, что при формировании налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, к которым отнесены, в частности, средства в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям. При этом на получателей средств целевого финансирования возложена обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.

В силу пункта 17 статьи 270 Налогового кодекса при формировании налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде стоимости имущества, переданного в рамках целевого финансирования в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса.

Следовательно, доходы в виде средств целевого финансирования, а также расходы, произведенные за счет указанного источника, в целях налогообложения прибыли не учитываются.

К расходам, не учитываемым бюджетными учреждениями при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, которые должны покрываться за счет средств целевого финансирования в виде субсидий, относятся произведенные расходы в пределах нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Разница между суммой фактически произведенных расходов над суммой произведенных расходов в пределах указанных нормативных затрат (при условии, что в составе нормативных затрат на выполнение государственного (муниципального) задания расходы учитываются в полном объеме) подлежит учету при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Если нормативы затрат на выполнение государственного (муниципального) задания предусматривают выделение субсидий для покрытия отдельных видов расходов (в том числе на уплату налога на имущество) не в полном объеме, то недостающую разницу бюджетное учреждение покрывает за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности. В этом случае затраты (в том числе на уплату налогов), которые покрываются за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, учреждение вправе распределить в соответствии с пунктом 1 статьи 272 Налогового кодекса.

Расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика (пункт 1 статьи 272 Налогового кодекса).

С учетом изложенного пункт 1 статьи 272 Налогового кодекса о пропорциональном делении расходов между коммерческой деятельностью и деятельностью в рамках целевого финансирования применяется только к расходам, осуществленным за счет средств, полученных от коммерческой деятельности (при недостаточности средств целевого финансирования), при условии, что произведенные указанные расходы относятся и к коммерческой деятельности, и к деятельности в рамках целевого финансирования.

При этом к расходам, не учитываемым бюджетными учреждениями при определении налоговой базы по налогу на прибыль, которые должны покрываться за счет средств целевого финансирования в виде субсидий, относятся произведенные расходы в пределах нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Разница между суммой фактически произведенных расходов над суммой произведенных расходов в пределах указанных нормативных затрат (при условии, что в составе нормативных затрат на выполнение государственного (муниципального) задания расходы учитываются в полном объеме) подлежит учету при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. Если нормативы затрат на выполнение государственного (муниципального) задания предусматривают выделение субсидий для покрытия отдельных видов расходов (в том числе на уплату налога на имущество) не в полном объеме, то недостающую разницу бюджетное учреждение покрывает за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности. В этом случае затраты (в том числе на уплату налога на имущество), которые покрываются за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, учреждение вправе распределить в соответствии с пунктом 1 статьи 272 Налогового кодекса.

В соответствии с указанным видом деятельности в проверяемом периоде Детским садом № 250 предоставлялись платные услуги.

С родителями воспитанников заключены договоры об оказании платных дополнительных образовательных услуг.

За 2017 год доход от приносящей доход деятельности составил 7 501 185,70 руб., в том числе от оказания платных услуг составил 1 997 986,84 руб., из которых Учреждением произведена оплата за коммунальные услуги в размере 66 493,47 руб.; субсидия на выполнение муниципального задания составила 20 853 956,86 руб., из которых учреждением произведена оплата за коммунальные услуги в размере 1 464 782 руб.

Всего оплачено Учреждением за 2017 год коммунальных услуг в сумме 1 528 275,47 руб. (1 461 782 + 66 493,47).

Суммы доходов подтверждаются отчетом об исполнении Учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности на 01 января 2018 года и справкой о полученных доходах Детского сада № 250 (л.д. 57, 61-66).

Суммы фактической оплаты за коммунальные услуги представлены в справке о расходовании денежных средств на коммунальные услуги от платной деятельности на основании данных бухгалтерского учета учреждения (л.д. 58-59).

В соответствии с пунктом 3.8 Порядка произведен расчет коэффициента платной деятельности (доля доходов от оказания платных услуг в общем объеме доходов). Общая сумма, включающая планируемые поступления от субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания и доходы платной деятельности, составила 22 851 943,70 руб. (20 853 956,86 + 1 997 986,84).

Планируемый объем финансового обеспечения выполнения муниципального задания составил 22 853 956,86 руб., доходы от платной деятельности – 1 997 986,84 руб. Таким образом, соотношение доходов составило: доля субсидии на выполнение муниципального задания - 91,26% или коэффициент - 0,9126 (20 853 956,86/22 851 943,70); доля платных услуг - 8,74% или коэффициент - 0,0874 (1 997 986,84/22 851 943,70). Далее произведен расчет затрат на коммунальные услуги, которые необходимо было Учреждению оплатить за счет доходов от оказания платных услуг путем применения коэффициента к общей сумме фактически сложившихся в 2017 году затрат на коммунальные услуги (1 528 275,47*0,0874).

В результате Учреждение в 2017 году должно было оплатить коммунальных услуг за счет доходов от платных услуг в сумме 133 571,28 руб., фактически оплачено - 66 493,47 руб.

Следовательно, недоплата за счет доходов от платных услуг и излишняя оплата за счет средств субсидии на выполнение муниципального задания в 2017 году составила - 67 077,81 руб.

Таким же образом произведен расчет за 2018 год. Всего за 2017, 2018 годы незаконное расходование Учреждением средств субсидии на выполнение муниципального задания на оплату коммунальных расходов составило 135 460,72 руб.

Следовательно, суд первой инстанции сделал правильный вывод л том, что в случае нарушения принципа нормирования производимых расходов на содержание имущества получателя субсидии (муниципального задания), установленного статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, такие расходы подлежат пропорциональному распределению, и незаконно использованные средства субсидии на выплату коммунальных услуг без учета пропорции полученных доходов по видам деятельности подлежат возмещению.

Методика распределения расходов, предложенная Учреждением, не соответствует перечисленным выше нормативным правовым актам.

Заявитель в апелляционной жалобе не приводит доводов относительно выводов суда по фактическим обстоятельствам дела, не указывает, каким обстоятельствам суд не дал оценки или дал неправильную оценку. Податель апелляционной жалобы не представляет новых доказательств и на наличие таковых не ссылается. Само по себе несогласие с выводами суда не является основанием для отмены судебного акта.

Судебная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.

На основании вышеизложенного, апелляционная суд считает, что при рассмотрении заявления по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем отсутствуют основания для изменения или отмены судебного акта.

Руководствуясь статьями 258, 268, 271, п. 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

п о с т а н о в и л:

решение от 04.06.2021 Арбитражного суда Алтайского края по делу №А03-617/2021 - оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 250» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.

Председательствующий О.О. Зайцева

Судьи И.И. Бородулина

С.Н. Хайкина