Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru,e-mailinfo@faszso.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А03-6472/2014
Резолютивная часть постановления объявлена января 2015 года | |
Постановление изготовлено в полном объеме января 2015 года |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Григорьева Д.В.
ФИО1
при ведении протокола помощником судьи Доркиной А.В.,рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Администрации Алтайского края, Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры (656015, Алтайский край, город Барнаул, улица Молодежная, 26, ИНН 2221114472, ОГРН 1052241873012) на решение от 25.08.2014 Арбитражного суда Алтайского края (судья Трибуналова О.В.) и постановление от 24.10.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Полосин А.Л., Музыкантова М.Х., Скачкова О.А.) по делу № А03-6472/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Группа-Сервис» (656922, Алтайский край, город Барнаул, Павловский тракт, 307, ИНН 2223043724, ОГРН 1032202070823) к Администрации Алтайского края о признании незаконными действий и обязании Администрации Алтайского края включить в план организации рынков на территории Алтайского края специализированный рынок, находящийся по адресу: г. Барнаул, Павловский тракт, 307.
Другие лица, участвующие в деле: Администрация города Барнаула и Управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Голубева Ю.Н.) в заседании участвовали представители: Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры - ФИО2 по доверенности от 20.01.2015 и Администрации Алтайского края - ФИО3 по доверенности от 16.01.2015.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью «Группа-сервис» (далее - ООО «Группа-сервис», общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Администрации Алтайского края (далее - администрация) о признании незаконными действий по исключению из Плана организации рынков на территории Алтайского края, основных требований к торговым местам и размерам площади рынков, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 08.05.2007 № 195 (далее - План организации рынков), специализированного рынка, расположенного по адресу: Павловский тракт, 307, г. Барнаул, при принятии постановления от 28.06.2013 № 338 «О внесении изменений в постановление Администрации Алтайского края от 08.05.2007 № 195», обязании администрации включить специализированный рынок, расположенный по адресу: Павловский тракт, 307, г. Барнаул в План организации рынков на территории Алтайского края.
Решением от 25.08.2014 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 24.10.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования общества удовлетворены.
В кассационных жалобах администрация и Управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры (далее - управление), ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просят решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, поскольку оспариваемые действия администрации в спорный период времени соответствовали положениям законодательства. Заявителем выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права в виде обращения в суд с требованиями об оспаривании действий администрации.
В отзыве на кассационную жалобу ООО «Группа-сервис» просит оставить состоявшиеся по делу судебные акты без изменения ввиду их законности.
Судами установлено и из материалов дела следует, что 12.10.2004 администрация постановлением № 3096 предварительно согласовала обществу место размещения рынка по продаже автомобилей и запасных частей и примерных размеров намечаемой к отводу площади участка по Павловскому тракту, 307.
08.02.2007 постановлением администрации № 282 принято решение об утверждении проекта границ земельного участка площадью 5, 2503 га по указанному адресу и о предоставлении обществу названного участка в аренду сроком на пять лет.
На основании данного постановления 09.02.2007 обществом заключен договор аренды земельного участка № 13324.
Распоряжением от 18.06.2007 № 227 администрация выдала обществу разрешение № 9 на право организации специализированного рынка по адресу: <...> сроком до 01.06.2008.
По окончании срока действия указанного разрешения, оно было продлено и выдано новое разрешение № 10 на право организации специализированного рынка по адресу: <...> сроком до 01.06.2013 (распоряжение администрации от 09.06.2008 № 177).
Проект границ земельного участка площадью 9, 0937 га утвержден постановлением администрации от 15.08.2007 № 2535, цель использования участка для эксплуатации рынка по продаже автомобилей и запасных частей.
01.09.2007 Комитетом по архитектуре и развитию города Барнаула обществу выдано разрешение № 56 на строительство рынка по продаже автомобилей и запасных частей (первая очередь строительства), расположенного по адресу: <...>.
Завершив первую очередь строительства, общество получило разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № RU 22302000-23.
ООО «Группа-Сервис» зарегистрировало право собственности на объекты, возведенные в ходе первой очереди строительства 31.03.2008.
16.05.2013 общество обратилось в администрацию с заявлением о продлении разрешения от 09.06.2008 № 10 с приложением соответствующих документов. В дополнение к ранее поданному заявлению 20.05.2013 ООО «Группа-Сервис» представило свидетельство 22 АГ 753712 о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - Административное здание. Литер: Б, общей площадью 64, 5 кв. м., расположенное по адресу: <...>.
06.06.2013 администрация отказала обществу в продлении разрешения на право организации розничного рынка (Постановление № 2040).
Данный отказ оспорен ООО «Группа-Сервис» в Арбитражном суде Алтайского края, заявленные обществом требования удовлетворены судом (решение от 04.02.2014 Арбитражного суда Алтайского края по делу № А03-9278/2013, оставленное без изменения постановлением от 29.05.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, и постановлением от 27.08.2014 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа).
27.05.2013 администрация обратилась в управление с письмом № 0785, в котором просило исключить спорный рынок из Плана организации рынков, в обоснование чего указало на несоответствие его статье 24 Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее – Закон № 271-ФЗ), а также тот факт, что 01.06.2013 заканчивался срок действия разрешения на организацию рынка.
10.10.2013 управление обратилось в администрацию с письмом № 35-06/ПА/2553, в котором указало на подготовку изменений в постановление администрации от 28.06.2013 № 338 со ссылкой на письмо администрации от 27.05.2013.
28.06.2013 администрация постановлением № 338 внесла изменения в постановление от 08.05.2007 № 195, в связи с чем спорный рынок исключен из Плана организации рынков.
Названные выше обстоятельства явились основанием для обращения общества в Арбитражный суд Алтайского края с настоящим требованием.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций исходили из незаконности оспариваемых действий администрации.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов обоснованными и соответствующими материалам дела.
Материалами дела подтверждается, что рынок по адресу: <...> является специализированным рынком.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона № 271-ФЗ специализированный рынок - это розничный рынок, на котором восемьдесят и более процентов торговых мест от их общего количества предназначено для осуществления продажи товаров одного класса, определяемого в соответствии с номенклатурой товаров, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли.
Статья 4 Закона № 271-ФЗ закрепляет, что рынок организуется в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории субъекта Российской Федерации и утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования и с учетом потребностей субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа. Потребности субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа определяются исходя из необходимости обеспечения населения муниципальных образований, находящихся в пределах территории данного субъекта Российской Федерации, теми или иными товарами.
Указанным планом должны предусматриваться места расположения предполагаемых рынков, их количество и типы.
Из анализа норм статьи 4 Закона № 271-ФЗ следует, что план организации рынков на территории субъекта Российской Федерации должен быть утвержден органом государственной власти данного субъекта с учетом потребностей субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа.
Согласно части 3 статьи 4 Закона № 271-ФЗ рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации.
Основанием для совершения администрацией оспариваемых действий явилось письмо администрации от 27.05.2013 и письмо управления от 10.10.2013, в которых в обоснование необходимости исключения спорного рынка из Плана организации рынков было указано на отсутствие у общества разрешения на размещение рынка и несоответствие объектов, расположенных на рынке, условиям статьи 24 Закона № 271-ФЗ.
Между тем, вступившим в законную силу решением от 04.02.2014 Арбитражного суда Алтайского края по делу № А03-9278/2013, которое в данном случае в силу части 2 статьи 69 АПК РФ имеет преюдициальное значение при рассмотрении данного дела, признано незаконным постановление администрации от 06.06.2013 № 2040 об отказе в продлении обществу разрешения на право организации розничного рынка.
При этом суд обязал администрацию продлить ООО «Группа-Сервис» разрешение от 09.06.2008 № 10 на право организации специализированного рынка сроком на 5 лет.
В судебном заседании представитель администрации не оспаривал факт того, что иных оснований, кроме указанных администрацией в письме от 27.05.2013 для исключения спорного рынка из Плана организации рынков в 2013 году, не было.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, принимая во внимание вступивший в законную силу судебный акт по делу № А03-9278/2013, учитывая отсутствие в 2013 году у администрации правовых оснований для исключения спорного рынка из Плана организации рынков при не представлении в материалы дела доказательств обратного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемые действия администрации не соответствуют положениям законодательства и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В этой связи судом первой инстанции на администрацию правомерно возложена обязанность по включению специализированного рынка, расположенного по адресу: Павловский тракт, 307, г. Барнаул в План организации рынков.
Иные доводы подателей кассационных жалоб были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана соответствующая правовая оценка.
Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты на основе правильного применения норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 25.08.2014 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 24.10.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А03-6472/2014 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Т.И. Отческая
Судьи Д.В. Григорьев
Г.А. Шабанова