ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А03-6925/16 от 21.12.2017 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А03-6925/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2017 года

Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2017 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Перминовой И.В.

судей Буровой А.А.

Кокшарова А.А.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» на решение от 09.06.2017 Арбитражного суда Алтайского края (судья Куличкова Л.Г.) и постановление от 31.08.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сбитнев А.Ю., Колупаева Л.А., Хайкина С.Н.) по делу № А03-6925/2016 по заявлению открытого акционерного общества «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» (650054, Кемеровская область,
<...>, ОГРН <***>,
ИНН <***>) к администрации Мамонтовского района Алтайского края (658560, <...>,
ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконными действий (бездействий) администрации Мамонтовского района Алтайского края по исполнению исполнительных листов серии АС № 006459521 и
АС № 003266174, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем исполнения в полном объеме требований исполнительных листов.

Другие лица, участвующие в деле: Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю (656043, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), Комитета администрации Мамонтовского района по финансам, налоговой и кредитной политике (658560, <...>).

Суд установил:

открытое акционерное общество «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» (далее - ОАО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь», Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными как несоответствующих Бюджетному кодексу Российской Федерации действий (бездействий) администрации Мамонтовского района Алтайского края
(далее - Администрация) по исполнению исполнительных листов серии
АС № 006459521 и АС № 003266174, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» путем исполнения в полном объеме требований исполнительных листов серии АС № 006459521 и АС № 003266174, в порядке, установленном статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление федерального казначейства по Алтайскому краю (далее – УФК по Алтайскому краю), Комитет администрации Мамонтовского района по финансам налоговой и кредитной политике (далее - Комитет).

Решением от 09.06.2017 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 31.08.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В отзывах на кассационную жалобу Администрация и Комитет просят отказать в удовлетворении кассационной жалобы.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено АПК РФ.

Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286
АПК РФ, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.

Судами установлено и подтверждено материалами дела, что решением от 29.01.2013 Арбитражного суда Алтайского края по делу
№ А03-16806/2012 с Администрации в пользу Общества взыскано
12 751 926,64 руб. – основного долга, 1 107 891,28 руб. неустойки, всего
13 859 817,92 руб. и 2 000 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины.

На основании указанного решения арбитражным судом выдан исполнительный лист серии АС № 003266174, который Обществом направлен на исполнение на основании статьи 242.5 БК РФ в Отдел № 22 УФК по Алтайскому краю.

02.04.2013 в адрес УФК по Алтайскому краю поступил на исполнение исполнительный лист АС № 003266174.

05.04.2013 в адрес должника направлено уведомление № УПЛ-13-5127 о поступлении исполнительного документа и необходимости представления в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления информации в письменном виде об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года; платежного документа на перечисление в установленном порядке средств в размере полного либо частичного исполнения требований исполнительного документа.

03.07.2013 в адрес должника направлено уведомление № УБЛ-13-9337 о приостановлении операций по расходованию средств.

03.07.2013 в адрес Общества направлено уведомление № УНЛ-13-5128 о неисполнении должником требований исполнительного документа.

Исполнительный лист серии АС № 006459521, выданный Арбитражным судом Алтайского края по делу № А03-18106/2013 о взыскании с Администрации в пользу Общества 20 736 940,71 руб. направлен на исполнение на основании статьи 242.5 БК РФ в Отдел № 22 УФК по Алтайскому краю.

21.03.2014 в адрес УФК по Алтайскому краю поступил на исполнение исполнительный лист серии АС № 006459521.

26.03.2014 в адрес должника направлено уведомление № УПЛ-14-445 о поступлении исполнительного документа и необходимости представления в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления информации в письменном виде об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года; платежного документа на перечисление в установленном порядке средств в размере полного либо частичного исполнения требований исполнительного документа.

24.06.2014 в адрес должника направлено уведомление № УБЛ-14-1597 о приостановлении операций по расходованию средств.

24.06.2014 в адрес Общества направлено уведомление № УНЛ-14-446 о неисполнении должником требований исполнительного документа.

Требования исполнительных документов в срок, установленный статьей 242.5 БК РФ, не исполнены

Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, считая бездействие Администрации незаконным и нарушающим его права.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 217, 239, 242.2, 242.5 БК РФ, Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве), учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 01.10.2009
№ 1312-О-О, пришли к выводу об отсутствии незаконного бездействия Администрации.

Суд кассационной инстанции, поддерживая вывод судов двух инстанций, исходит из обстоятельств, установленных по делу, и следующих норм материального права.

В соответствии со статьей 1 Закона об исполнительном производстве условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

Из пункта 3 статьи 239 БК РФ следует, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 названного Кодекса.

Глава 24.1 БК РФ содержит два порядка исполнения судебных актов о взыскании из муниципальной казны в зависимости от категории исполнительного документа.

Первый порядок связан с исполнением судебных решений по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета. Данному порядку соответствует статья 242.2 БК РФ.

Второй порядок связан с исполнением судебных актов о взыскании неисполненных денежных обязательств муниципальных казенных учреждений. Данному порядку соответствует статья 242.5 БК РФ.

По настоящему делу установлено, что Общество направило исполнительные листы в УФК по Алтайскому краю.

В соответствии с пунктом 5 статьи 242.5 БК РФ орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.

Согласно пункту 5 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.

По смыслу статьи 217 БК РФ и разъяснения, содержащегося в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 № 1312-О-О, такие изменения в сводную бюджетную роспись могут быть внесены только в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), то есть в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью, и в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных решением представительного органа об утверждении бюджета именно на указанные цели.

Таким образом, исходя из указанных норм БК РФ исполнение за счет средств бюджета муниципального образования выданного судом исполнительного документа, поступившего на исполнение в течение текущего финансового года, осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных на цели исполнения исполнительных документов решением представительного органа данного муниципального образования о бюджете на текущий финансовый год.

Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций установили, что Администрация производит исполнение требований спорных исполнительных документов в пределах доведенного бюджетного финансирования с учетом параметров решения о бюджете района; Администрацией принимались необходимые меры, направленные на своевременное исполнение судебного акта (запросы-требования в Комитет администрации Мамонтовского района по финансам, налоговой и кредитной политике; решения Мамонтовского районного Совета народных депутатов Алтайского края и приложения к ним; ходатайства губернатору Алтайского края, заместителю губернатора Алтайского края, председателю комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике; обращения о финансировании кредиторской задолженности по проведению отопительного сезона; протоколы о направлении использования средств, полученных Администрацией Мамонтовского района из краевого бюджета в виде бюджетного кредита; письмо о направлении средств начальнику отдела народного хозяйства комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике; выписка из протокола № 17 заседания семнадцатой сессии Мамонтовского районного Совета народных депутатов (пятого созыва) от 30 марта 2015 года; кредитные договоры); частично задолженность по исполнительным листам погашена (платежные поручения от 11.09.2013 № 11597419, от 15.04.2014 № 643083, от 11.09.2014 № 136695, от 15.04.2014 № 644601, от 14.08.2014 № 650578, от 11.09.2014 № 136694, от 08.08.2016 № 602507, от 09.08.2016 № 623340, от 22.08.2016 № 804603, от 07.09.2016 № 161935, от 05.10.2016 № 623529, от 19.10.2016 № 841684, от 31.10.2016 № 145592, от 19.10.2016 № 841684, от 05.10.2016 № 623529).

Суды также не установили незаконного бездействия заинтересованного лица по внесению изменений в сводную бюджетную роспись в целях исполнения в полном объеме исполнительных документов Общества, поскольку данные действия возможны при соблюдении требований статей 21, 83, 217, 219 БК РФ.

С учетом установленных по делу обстоятельств суды пришли к правильному выводу об отсутствии незаконного бездействия Администрации по исполнению требований исполнительных документов.

Иное толкование заявителем положений гражданского и бюджетного законодательств, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствует об их неправильном применении судами.

Поскольку спор рассмотрен по существу, то довод жалобы относительно трехмесячного срока, предусмотренного статьей 198 АПК РФ на обращение в суд с соответствующим заявлением, как основание к отмене принятых по делу решения и постановления, кассационной инстанцией отклоняется.

Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 09.06.2017 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 31.08.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу
№ А03-6925/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий И.В. Перминова

Судьи А.А. Бурова

А.А. Кокшаров