СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Томск Дело № А03-7479/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего
Павлюк Т.В.,
судей
Кривошеиной С.В.,
Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т.А., рассмотрел в
судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Белокуриха
Алтайского края (№ 07АП8978/23), на решение Арбитражного суда Алтайского края от
11.09.2023 по делу № А03-7479/2023 (судья Энтус О.В.) по заявлению общества с
ограниченной ответственностью "Экспозиция", г. Барнаул Алтайского края (ОГРН
<***>, ИНН <***>) к Администрации города Белокуриха Алтайского края,
г. Белокуриха Алтайского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании
незаконным отказа Администрации города Белокуриха Алтайского края, оформленного
письмом № 262/П/870 от 20.02.2023, в изменении вида разрешенного использования
земельного участка с кадастровым номером: 22:64:012601:229, расположенного по адресу:
Российская Федерация, Алтайский край, г. Белокуриха, примерно в 120 м, по
направлению на северовосток от ориентира ул. Славского, 44, с "в целях организации
терренкуров" на вид разрешенного использования – "недропользование"; обязании
Администрации города Белокуриха Алтайского края устранить допущенные нарушения
прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Экспозиция"
путем изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым
номером: 22:64:012601:229, расположенного по адресу: Российская Федерация, Алтайский
край, г. Белокуриха, примерно в 120 м, по направлению на северо-восток от ориентира ул.
Славского, 44, с "в целях организации терренкуров" на вид разрешенного использования
"недропользование" - код 6.1 вида разрешенного использования земельного участка
Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного
приказом Управления Федеральной государственной регистрации, кадастра и
картографии по Алтайскому краю № П/0412 от 10.11.2020,
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: без участия (извещен)
от заинтересованного лица: ФИО1, представитель по доверенности от 26.06.2023,
паспорт;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экспозиция" (далее – заявитель, ООО
"Экспозиция") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением,
уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации (далее - АПК РФ), к Администрации города Белокуриха Алтайского края
(далее – заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконным отказа
Администрации города Белокуриха Алтайского края, оформленного письмом №
262/П/870 от 20.02.2023, в изменении вида разрешенного использования земельного
участка с кадастровым номером: 22:64:012601:229, расположенного по адресу: Российская
Федерация, Алтайский край, г. Белокуриха, примерно в 120 м, по направлению на
северовосток от ориентира ул. Славского, 44, с "в целях организации терренкуров" на вид
разрешенного использования – "недропользование"; обязании Администрации города
Белокуриха Алтайского края устранить допущенные нарушения прав и законных
интересов общества с ограниченной ответственностью "Экспозиция" путем изменения
вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером:
22:64:012601:229, расположенного по адресу: Российская Федерация, Алтайский край, г.
Белокуриха, примерно в 120 м, по направлению на северо-восток от ориентира ул.
Славского, 44, с "в целях организации терренкуров" на вид разрешенного использования
"недропользование" - код 6.1 вида разрешенного использования земельного участка
Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного
приказом Управления Федеральной государственной регистрации, кадастра и
картографии по Алтайскому краю № П/0412 от 10.11.2020.
Решением суда от 11.09.2023 требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обратилась в
Седьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить
решение суда, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении
требований. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств
дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам
дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств.
Заявитель в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), доводы жалобы
отклонил, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без
удовлетворения.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица, доводы
апелляционной жалобы поддержал.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие
заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного
разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв, проверив в
соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой
инстанции, апелляционная инстанция приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Министерством природных ресурсов и экологии
Алтайского края ООО "Экспозиция" выдана лицензия на пользование недрами серии БАР
№ 004976-ВЭ (далее - лицензия) для разведки и добычи подземных вод, наименование
участка недр: Белокурихинсколесной, расположение участка недр: в городе Белокуриха
Алтайского края, срок окончания пользования участком недр 29.06.2047.
В соответствии с пунктами 1.3 – 2.3 лицензии, вид пользования недрами: разведка и
добыча подземных вод. Категория участка недр: участок недр местного значения.
Основание предоставления права пользования участком недр принятое в
соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа
государственной власти субъекта Российской Федерации. Целевое назначение: для
разведки и добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-
бытового водоснабжения или технического водоснабжения. Иные сведения: Тип
подземных вод: питьевые воды (ХПВ), целевое использование подземных вод: питьевое и
хозяйственно-бытовое водоснабжение, объем добычи подземных вод: 81 м3/сут.
Наименование участка недр, предоставленного в пользование: Белокурихинсколесной.
Участок недр имеет статус: горный отвод. Схема расположения участка недр и описание
его пространственных границ содержатся в приложении № 3 к настоящей лицензии на
пользование недрами.
Из положений пункта 5.5 приложения № 1 к лицензии за заявителем закреплена
обязанность до начала работ оформить права пользования земельным участком на срок
действия лицензии в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 1 приложения № 2 к лицензии в пределах участка земли
ограниченного пользования, земли обороны и безопасности, родовых угодий коренных
малочисленных народов, особых условий Министерства обороны Российской Федерации,
природоохранных и других возможных ограничений отсутствуют.
Согласно Приложению № 2 к лицензии на пользование недрами, расположение
участка недр: в городе Белокуриха Алтайского края. Характеристика участка недр: 1. В
пределах участка земли ограниченного пользования, земли обороны и безопасности,
родовых угодий коренных малочисленных народов, особых условий Министерства
обороны Российской Федерации, природоохранных и других возможных ограничений
отсутствуют. 2. Водозабор состоит из трех проектных скважин №№ 1, 2, 3, глубиной до 65
м. Предполагаемый водоносный горизонт относится к палеозойской зоне. 3.
Перспективная потребность в воде составляет 81 м3 /сут, 28 тыс.м3 /год, в том числе по
скважинам: № 1 – 63 м3 /сут (22.9 тыс.м3 /год); № 2 – 18 м3 /сут (5.1 тыс.м3 /год); № 3 –
резервная. 4. Работы по оценке запасов на участке недр не проводились.
В границах участка недр по состоянию на 04.07.2022 запасы и ресурсы полезных
ископаемых отсутствуют.
В Приложении № 3 к лицензии содержится Схема расположения участка недр и
описание его пространственных границ.
ООО "Экспозиция" разработан проект на выполнение работ и получено
положительное экспертное заключение № 155-02-08/2022 от 12.08.2022 по проекту,
подготовленному уполномоченным органом - Сибирским территориальным отделением
Федерального государственного казенного учреждения "Росгеолэкспертиза", согласно
выводами которого, эксперт установил следующее: 1. После исправления технических
ошибок по замечаниям экспертизы окончательный вариант "Проекта на выполнение работ
по объекту: "Разведка и оценка запасов подземных вод для питьевого и хозяйственно -
бытового водоснабжения ООО "Экспозиция» на участке недр Белокурихинсколесной,
расположенного на территории г. Белокуриха Алтайского края» соответствует условиям
пользования недрами, закрепленным в лицензии на пользование недрами БАР 004976 ВЭ,
требованиям технического (геологического) задания и Правил проектирования. 2.
Принятая методика, техника, технология и комплекс проектируемых работ по разведке
недр на объекте в целом соответствуют требованиям законодательства о недрах. 3.
Окончательное решение о возможности отбора подземных вод, приуроченные к
водоносной палеозойской зоны в количестве заявленной потребности 81 м3/сут. и
требуемого качества может быть принято только после выполнения проектируемых работ.
3. В соответствии с частью первой пункта 23 «Порядка проведения экспертизы проектной
документации на проведение работ по региональному геологическому изучению недр,
геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений полезных
ископаемых, разведке месторождений полезных ископаемых», утвержденного приказом
Минприроды России от 23.09.2016 № 490, окончательный вариант представленного на
экспертизу проекта на выполнение работ по объекту: «Разведка и оценка запасов
подземных вод для питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения ООО
"Экспозиция" на участке недр Белокурихинсколесной, расположенного на территории г.
Белокуриха Алтайского края» оценивается положительно. 4. Рекомендуемые к
выполнению виды и объемы работ по проекту приведены в Приложении № 1 к
настоящему экспертному заключению. Предоставленный заявителю для разведки и
добычи подземных вод, располагается в пределах границ земельного участка площадью
12542 кв.м., находящегося по адресу: <...>,
кадастровый номер: 22:64:012601:229 с видом разрешенного использования "в целях
организации терренкуров".
ООО "Экспозиция" обратилось в Администрацию города Белокуриха Алтайского
края на основании статей 39.6, 39.16 ЗК РФ с заявлением от 06.09.2022 об изменении вида
разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <...>
, с кадастровым номером: 22:64:012601:229 с "в
целях организации терренкуров" на "недропользование" - код 6.1 вида разрешенного
использования земельного участка Классификатора видов разрешенного использования
земельных участков, утвержденного Приказом Росреестра № П/0412 от 10.11.2020.
Администрация постановлением № 1305 от 15.09.2022 отказала ООО "Экспозиция" в
предоставлении разрешения на изменение вида разрешенного использования земельного
участка, в обоснование которого Администрация ссылалась на нарушение требований
пункта 2 статьи 7, пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи
29 Правил землепользования и застройки.
Посчитав незаконным постановление Администрации города Белокуриха
Алтайского края № 1305 от 15.09.2022 об отказе в предоставлении разрешения и
согласования на изменение вида разрешенного использования земельного участка с
кадастровым номером: 22:64:012601:229, ООО "Экспозиция" обратилось в Арбитражный
суд Алтайского края с заявлением о признании незаконным постановления
Администрации города Белокуриха Алтайского края № 1305 от 15.09.2022 об отказе в
предоставлении разрешения и согласования на изменение вида разрешенного
использования земельного участка с кадастровым номером: 22:64:012601:229,
расположенного по адресу: Российская Федерация, Алтайский край, г. Белокуриха,
примерно в 120 м, по направлению на северо-восток от ориентира ул. Славского, 44, на
вид разрешенного использования – "недропользование"; об обязании Администрацию
города Белокуриха Алтайского края в десятидневный срок с момента вступления
судебного акта в законную силу повторно рассмотреть заявление ООО "Экспозиция" об
изменении вида разрешенного использования земельного участка от 06.09.2022.
Решением Арбитражного суда Алтайского края по делу № А03-14821/2022 от
12.12.2022, оставленным без изменения постановлением Седьмого Арбитражного
апелляционного суда от 17.02.2023, суд признал незаконным постановление
Администрации города Белокуриха Алтайского края № 1305 от 15.09.2022 об отказе
обществу с ограниченной ответственностью "Экспозиция" в предоставлении разрешения
и согласования на изменение вида разрешенного использования земельного участка с
кадастровым номером: 22:64:012601:229, расположенного по адресу: Российская
Федерация, Алтайский край, г. Белокуриха, примерно в 120 м, по направлению на северо-
восток от ориентира ул. Славского, 44, на вид разрешенного использования –
"недропользование"; обязал Администрацию города Белокуриха Алтайского края в
течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда повторно
рассмотреть заявление ООО "Экспозиция" об изменении вида разрешенного
использования земельного участка от 06.09.2022.
При повторном рассмотрении заявления об изменении вида разрешенного
использования земельного участка, расположенного по адресу: <...>
, с кадастровым номером: 22:64:012601:229 с "в целях
организации терренкуров" на "недропользование", Администрация города Белокуриха
Алтайского края письмом № 262/П/870 от 20.02.2023 отказала в изменении вида
разрешенного использования, указав, что испрашиваемый земельный участок относится к
землям населенных пунктов, не соответствует целям использования "недропользование",
не может быть использован для разведки и добычи подземных вод, так как не
предполагает проведение работ по разведке и добыче полезных ископаемых; на
испрашиваемую территорию разработан и утвержден проект межевания территории части
улицы Славского от участка № 40а до участка № 83 в городе Белокуриха Алтайского края;
для изменения вида разрешенного использования необходимо представить документы,
подтверждающие уточнение границ горного отвода.
Полагая, что отказ является незаконным и нарушает права и интересы заявителя в
сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в суд с настоящим
заявлением.
Суд пришел к выводу о том, что отказ Администрация города Белокуриха ООО
"Экспозиция" в предоставлении разрешения на изменение вида разрешенного
использования земельного участка, со ссылками на нарушения требований пункта 2
статьи 7, пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 29
решения Белокурихинского городского Совета депутатов от 25.12.2013 № 180 "О
принятии Правил землепользования и застройки муниципального образования город
Белокуриха Алтайского края", не соответствует положениям действующего земельного
законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя. Суд апелляционной
инстанции соглашается с выводами суда, при этом отклоняет доводы жалобы на
основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации
ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в
случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону
или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом
интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом
недействительными. Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об
оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов,
осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном
заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений,
оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону
или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа
или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые
действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение
и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере
предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно пункту 6
постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах,
связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации",
основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях,
предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа
местного самоуправления недействительным являются одновременно как его
несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом
гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица,
обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Из содержания статей 198, 200, 201 АПК РФ следует, что для признания
оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий
(бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов,
должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух
условий: - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие)
государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных
лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; - оспариваемый
ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных
органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают
права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной
экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового
акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия
оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у
органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения,
совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших
основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых
действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или
совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных
статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается
на заявителя.
В соответствии с положениями части 1 статьи 2 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской
Федерации, основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита
нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих
предпринимательскую и иную экономическую деятельность. Необходимым условием
применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение
восстановления нарушенного права.
Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с
соответствующим требованием, являются установление наличия у истца, принадлежащего
ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, факта его
нарушения ответчиком.
С 01.03.2015 порядок предоставления без торгов земельных участков, находящихся в
государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здание,
сооружение, регламентируется статьями 39.17 и 39.20 Земельного кодекса Российской
Федерации (далее по тексту - ЗК РФ).
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ исключительное право
на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане,
юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на
таких земельных участках, если иное не установлено настоящей статьей или другим
Федеральным законом. Данное положение согласуется с установленным в пункте 5 статьи
1 ЗК РФ принципом единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними
объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты
следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных
федеральными законами. Поскольку исключительное право собственников зданий и
сооружений на приобретение в собственность или в аренду соответствующего земельного
участка без проведения торгов обусловлено именно нахождением на участке объектов
недвижимости, следовательно, приобретение земельных участков, находящихся в
государственной или муниципальной собственности, на которых расположены объекты
недвижимости, принадлежащие на праве собственности гражданам или юридическим
лицам, имеет целью обеспечение возможности эксплуатации таких объектов
недвижимости (статья 39.20 ЗК РФ, статья 271 ГК РФ).
Таким образом, собственник объектов недвижимости, расположенных на земельном
участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, имеет право
на выкуп земельного участка, на котором расположены данные объекты и необходимого
для их обслуживания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка,
находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без
проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного
участка; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом
заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 3)
принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в
порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса; 4) обеспечение
заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ
в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания
территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией
лесных участков; 5) осуществление государственного кадастрового учета; 6) подача в
уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о
предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи.
В силу пункта 6 статьи 39.16 ЗК РФ ограничение земельного участка в обороте
является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность. В
силу статьи 9 Закона о недрах заявитель, имеющий лицензию на пользование недрами,
является пользователем недр. Согласно 11 Закона о недрах предоставление недр в
пользование, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии,
включающей также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся
неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия
пользования недрами.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр,
разработки
месторождений
полезных
ископаемых
и
является
документом,
удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных
границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при
соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Лицензия на право пользования недрами в качестве неотъемлемой составной части
содержит - указание границ участка недр, предоставляемого в пользование.
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в
течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия
(подпункты 3 и 10 пункта 1 статьи 12 Закона о недрах).
На основании части 4 статьи 11 данного Закона, лицензия удостоверяет право
проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений
полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод, вод,
использованных пользователями недр для собственных производственных и
технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся
у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную
переработку калийных и магниевых солей, использования отходов добычи полезных
ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в
целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых
геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других
геологических коллекционных материалов.
Как ранее указывалось, обществу выдана лицензия на пользование недрами для
добычи полезных ископаемых.
В соответствии с пунктом 5.5 приложения № 1 к лицензии, до начала работ на
участке пользователь недр обязан: - оформить право пользования земельным участком на
срок действия лицензии в соответствии с действующим законодательством; - обустроить и
эксплуатировать зоны санитарной охраны в соответствии с санитарными нормами и
правилами.
Разделом 5 лицензии установлен последовательный порядок осуществления своих
обязанностей, возложенных лицензией на заявителя. По условиям лицензии участку недр
присвоен статус горного отвода (Приложение № 3 к лицензии) определены площадь
участка недр (лицензионного участка) - 1,8 га, его пространственные границы с указанием
географических координат угловых точек (приложение № 3 к лицензии).
Таким образом, судом установлено, что исключительное право пользователя недр
возникает на основании лицензии.
Согласно пункту 6 приказа Минприроды России от 07.12.2015 № 526 "Об
утверждении Порядка составления и ведения государственного кадастра месторождений и
проявлений полезных ископаемых", государственный кадастр месторождений и
проявлений полезных ископаемых состоит из подразделений (массивов), в том числе
массив "3" - месторождения подземных вод.
Как указано в подпункте 3 пункта 9 приказа Минприроды России от 06.09.2012 №
265 "Об утверждении Порядка постановки запасов полезных ископаемых на
государственный баланс и их списании с государственного баланса" учету на
государственном балансе подлежат, в том числе: по подземным водам и лечебным грязям
- балансовые и забалансовые запасы питьевых, технических, лечебных минеральных,
теплоэнергетических, включая пароводяные смеси, и промышленных вод, балансовые и
забалансовые запасы рапы лиманов и озер и содержащихся в ней ценных компонентов,
балансовые и забалансовые запасы лечебных грязей.
Месторождения подземных вод содержатся в государственном кадастре
месторождений и проявлений полезных ископаемых и подлежат постановки на
государственный баланс в качестве запасов полезных ископаемых.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 36 ГрК РФ действие градостроительного
регламента не распространяется на земельные участки, предоставленные для добычи
полезных ископаемых.
Из анализа законодательства о недропользовании следует, что подземные воды
являются полезными ископаемыми. Использование земельных участков для добычи
полезных ископаемых может осуществляться только в соответствии с Законом о недрах.
Земельные участки для добычи полезных ископаемых предоставляются в аренду в особом
порядке (без учета градостроительного регламента территориальной зоны), а условия
использования земельного участка определены лицензий на право пользования недрами.
Земельный участок для проведения работ по геологическому изучению недр,
разработки месторождений полезных ископаемых формируется без учета требований
градостроительного регламента, так как действие градостроительного регламента на него
не распространяется и без учета территориальных зон. Правило о недопустимости
образования земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных
зон в настоящем случае не применимо (определения Верховного Суда Российской
Федерации от 11.06.2019 № 18-АПА19-26, от 19.01.2017 № 56-АПГ16-31).
Таким образом, предоставление земельного участка, испрашиваемого в целях
добычи полезных ископаемых, не может быть поставлено в зависимость от обстоятельств
его
нахождения
в
той
или
иной
территориальной
зоне,
установленной
градостроительными регламентами, следовательно, является ошибочной позиция
Администрации о том, что земельные участки, предоставленные для добычи полезных
ископаемых не должны относиться к землям населенных пунктов, что испрашиваемый
земельный участок не может быть использован для разведки и добычи подземных вод, что
изменение вида разрешенного использования земельного участка на вид разрешенного
использования - "недропользование" противоречит Правилам землепользования и
застройки.
В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр
обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией. Обязанности
пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на
пользование участком недр (статья 12 Закона).
Следовательно, как верно указал суд первой инстанции, за недропользователем
закреплена обязанность по оформлению права пользования земельным участком на срок
действия лицензии до начала каких-либо работ, установленных обязательствами
лицензионных условий.
ООО "Экспозиция" разработан проект на выполнение работ и получено
положительное экспертное заключение № 155-02-08/2022 от 12.08.2022 по проекту,
подготовленное уполномоченным органом - Сибирским территориальным отделением
Федерального государственного казенного учреждения "Росгеолэкспертиза".
Предоставленный ООО "Экспозиция" для разведки и добычи подземных вод,
располагается в пределах границ земельного участка площадью 12542 кв. м, находящегося
по адресу: <...>, кадастровый номер:
22:64:012601:229 с видом разрешенного использования "в целях организации
терренкуров".
Подпунктом 20 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ предусмотрено, что договор аренды
земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности,
заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка,
необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами,
недропользователю.
Порядок предоставление земельного участка, находящегося в государственной или
муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрен статьей 39.14 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской
Федерации одним из оснований для отказа в предоставлении земельного участка,
находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения
торгов является несоответствие разрешенное использование земельного участка целям
использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении
земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в
соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Однако изменение вида разрешенного использования земельного участка, с
кадастровым номером 22:64:012601:229 с "в целях организации терренкуров" на
"недропользование" необходимо ООО "Экспозиция" для оформления права аренды
земельного участка без проведении торгов в целях реализации своего исключительного
права на пользование недрами.
Довод заинтересованного лица о том, что для изменения вида разрешенного
использования ООО "Экспозиция" необходимо также было представить документы,
подтверждающие уточнение границ горного отвода, не мотивирован и основан на
неверном толковании норм права.
По условиям лицензии участку недр присвоен статус горного отвода (пункт 2.2
приложения № 1 к лицензии), в приложении № 3 к лицензии определены площадь участка
недр (лицензионного участка) - 18000 кв.м, его пространственные границы с указанием
географических координат угловых точек.
Исключительное право пользователя недр возникает на основании лицензии, а не
после оформления уточненной горноотводной документации (абзац 4 статьи 7 Закона о
недрах).
Процедура уточнения границ горного отвода не является изменением границ участка
недр, не влечет за собой расширения или уменьшения границ участка недр, а
осуществляется с целью обеспечения рационального использования и охраны недр при
разработке месторождений полезных ископаемых, обеспечения безопасности и защиты
интересов недропользователя и государства.
В случае, если пользователю недр предоставлен горный отвод, выходящий за
пределы лицензионного участка, у него не возникает права на проведение работ за
указанными в лицензии границами участка недр, пользование недрами за пределами
границ лицензионного участка недр не допускается.
Указанная выше правовая позиция также подтверждается судебной практикой, в
частности, постановлениями Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от по делу
№ А75-12030/2019, от 06.08.2020 по делу № А27-14414/2019, от 30.11.2020 по делу №
А03-1684/2021, от 16.01.2023 по делу № А03-5673/2022.
Кроме того, документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода
(горноотводный акт и графические приложения), согласно статье 7 Закона о недрах,
оформляются органом федерального государственного горного надзора или органом
исполнительной власти субъекта Российской Федерации после подготовки и согласования
в установленном законом порядке технического проекта разработки месторождений
полезных ископаемых.
В соответствии со статьей 23.2 Закона о недрах добыча подземных вод, которые
используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и
объем добычи которых составляет не более 100 м3/сут, осуществляется без наличия
технического проекта разработки месторождения полезных ископаемых.
Таким образом, учитывая, что по условиям лицензии БАР 004976 ВЭ добыча
подземных вод составляет - 81 м3/сут, оформление документов, удостоверяющих
уточненные границы горного отвода, - не требуется.
Ссылка Администрации на проект межевания территории части улицы Славского от
участка № 40а до участка № 83 в городе Белокуриха Алтайского края судом рассмотрена
и верно отклонена, поскольку указанный проект не имеет отношение к испрашиваемому
заявителем участку.
Также получил оценку арбитражного суда и отклонен довод о том, что лицензия на
пользование недрами серии БАР № 004976-ВЭ выдана неуполномоченным лицом.
В соответствии с абзацем 6 части 7 статьи 10.1 Закона о недрах основанием для
предоставления права пользования участком недр местного значения для добычи
подземных вод является решение органа государственной власти субъекта Российской
Федерации.
В соответствии с подпунктами 10, 11 пункта 2.1.1 Указа Губернатора Алтайского
края от 05.12.2016 № 152 "Об утверждении положения о Министерстве природных
ресурсов и экологии Алтайского края" Министерство природных ресурсов и экологии
Алтайского края принимает решения о предоставлении или прекращении права
пользования участками недр местного значения и осуществляет оформление,
государственную регистрацию и выдачу лицензий на пользование участками недр
местного значения.
Позиция заинтересованного лица о том, что оспариваемый отказ в изменении вида
разрешенного использования земельного участка с целью его последующего получения в
аренду без проведения торгов не нарушает права и законные интересы ООО
"Экспозиция", в виду того, что осуществление деятельности в соответствии с лицензией
возможно без предоставления земельного участка, также основана на неверном
толковании и применении норм права.
Статьей 39.33 ЗК РФ установлены случаи и основания использования земель,
находящихся в муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и
установления сервитута.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель,
находящихся в муниципальной собственности, за исключением земельных участков,
предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без
предоставления земель или земельных участков для осуществления геологического
изучения недр.
Геологическое изучение недр включает в себя поиск и оценку месторождений
полезных ископаемых.
Разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в
муниципальной собственности, выдается в целях осуществления геологического изучения
недр на срок действия соответствующей лицензии (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.34
Земельного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300
утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на
землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, без
предоставления земельных участков.
Без предоставления земельных участков осуществляется размещение объектов,
предназначенных для обеспечения пользования недрами, для размещения которых не
требуется разрешения на строительство (пункт 10 Постановления).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 1816
утвержден Перечень случаев, при которых для создания горных выработок в ходе ведения
горных работ не требуется получение разрешения на строительство.
К таким случаям, в том числе, относятся создание поисковых и разведочных горных
выработок,
предусмотренных
проектной
документацией
на
осуществление
геологического изучения недр, геологического изучения недр, включая поиски и оценку
месторождений полезных ископаемых, разведки месторождений полезных ископаемых.
Из анализа указанного законодательства следует, что использование земельных
участков, находящихся в публичной собственности, без предоставления земельных
участков и установления сервитута возможно в случаях геологического изучения недр,
включающего в себя поиск и оценку месторождений полезных ископаемых. Добыча
полезных ископаемых к рассматриваемому случаю не относится.
Лицензия на пользование участком недр местного значения БАР № 004976 ВЭ
предоставлена заявителю для разведки и добычи подземных вод, используемых для целей
питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства и/ или
реконструкции
скважин,
предусмотренных
подготовленными,
согласованными,
утвержденными в соответствии с законодательством о недрах техническим проектом
разработки месторождений полезных ископаемых, иной проектной документацией на
выполнение работ, связанных с пользованием недрами (подпункт 4.2 пункта 17 статьи 51
Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Указанное положение Градостроительного кодекса Российской Федерации не
подлежит применению в рассматриваемом споре поскольку положениями статьи 23.2
Закона о недрах предусмотрено, что добыча подземных вод для питьевого и технического
водоснабжения объем добычи которых составляет не более 100 кубических метра в сутки
осуществляется без утверждения проекта разработки месторождений полезных
ископаемых.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том,
что отказ Администрации города Белокуриха обществу в предоставлении разрешения на
изменение вида разрешенного использования земельного участка, со ссылками на
нарушения требований пункта 2 статьи 7, пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса
Российской Федерации, статьи 29 решения Белокурихинского городского Совета
депутатов от 25.12.2013 № 180 "О принятии Правил землепользования и застройки
муниципального образования город Белокуриха Алтайского края", не соответствует
положениям действующего земельного законодательства и нарушает права и законные
интересы заявителя, следовательно, установлено наличие совокупности условий,
предусмотренных статьями 198, 200, 201 АПК РФ, в связи с чем, суд признал незаконным
постановление Администрации города Белокуриха Алтайского края № 262/П/870 от
20.02.2023 об отказе в предоставлении разрешения и согласования на изменение вида
разрешенного
использования
земельного
участка
с
кадастровым
номером:
22:64:012601:229, расположенного по адресу: Российская Федерация, Алтайский край, г.
Белокуриха, примерно в 120 м, по направлению на северо-восток от ориентира ул.
Славского, 44, на вид разрешенного использования – "недропользование, как
несоответствующее нормам Земельного кодекса Российской Федерации.
Доводы апеллянта, изложенные в апелляционной жалобе, фактически повторяют
позицию заинтересованного лица, приведенную в обоснование своей позиции при
рассмотрении дела судом первой инстанции, которым в порядке статьи 71 АПК РФ, дана
правильная, всесторонняя и объективная оценка, несогласие с которой не является
основанием для изменения или отмены обжалуемого судебного акта. Принятое
арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным,
судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства,
им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не
допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных
статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда
апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л :
решение Арбитражного суда Алтайского края от 11.09.2023 по делу № А03-7479/2023
оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Белокуриха
Алтайского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через
Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий
Т.В. Павлюк
Судьи
С.В. Кривошеина
С.Н. Хайкина