ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А03-74/07 от 09.04.2007 АС Алтайского края

Арбитражный суд Алтайского края

656015, г. Барнаул, пр-т Ленина, 76, (385-2) 61-92-96, 61-92-93 (факс), http://altai-krai.arbitr.ru

е-mail: arb_sud@intelbi.ru

 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

                                                                                                                 Дело NАОЗ-74/07-34   

г. Барнаул                                                                                               09 апреля 2007 года

      Апелляционная инстанция арбитражного суда Алтайского края в составе председательствующего Мошкиной Е.Н.,

судей   Семенихиной Н.И. и Михайлюк Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ишутиной М.В.,

при отсутствии представителей сторон,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Росси № 7 по Алтайскому краю на решение арбитражного суда от 15.03.2007 года по делу №А03-74/07-34, принятого судьей Пономаренко С.П.,  по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1, с. Павловск Алтайского края, к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Алтайскому краю, с. Павловск Алтайского края, с участием в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда России в Павловском районе Алтайского края, с. Павловск Алтайского края,  об оспаривании решения,

У С Т А Н О В И Л А:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее –предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 от 15.09.2006 г. № 383 об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и об обязании произвести зачет 3 360 руб. страховых взносов, уплаченных по квитанциям от 24.94.2006 и 25.07.2006 и зачесть указанную сумму в счет уплаты страховых взносов, зачисляемых на выплату страховой части трудовой пенсии.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда РФ в Павловском районе Алтайского края.

Решением арбитражного суда от 06.06.2007  действия налогового органа, выразившиеся в отказе предпринимателю ФИО1 письмом от 15.19.2006  № 383 в возврате в форме зачета страховых взносов в сумме 3 360 руб., уплаченных по квитанциям от 24.04.2006 и 25.07.2006 признаны незаконными, как несоответствующим положениям статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Суд обязал инспекцию произвести зачет в счет уплаты страховых взносов на финансирование страховой части пенсии по КБК 1821020210061000160, уплаченных предпринимателем ФИО1 в размере 3 360 руб.

Решение мотивировано наличием правовых основ для исполнения налоговыми органами требований закона о возврате плательщику страховых взносов в Пенсионный фонд, перечисленных не по тем кодам бюджетной классификации.

Инспекция обжаловала решение суда в апелляционном порядке, указав на его незаконность и необоснованность. Полагает, что действующая правовая база не позволяет сделать однозначного вывода о наличии у налоговых органов обязанности по возврату либо зачету ошибочно перечисленных страховых взносов в Пенсионный фонд, поскольку они не относятся к налогам и сборам, указанным в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации. Просит решение суда отменить, в иске отказать.

Предприниматель и учреждение Пенсионного фонда отзывы на апелляционную жалобу не представили, представители в судебное заседание не явились, однако уведомлены и времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

Налоговый орган заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.

Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, материалы дела, проверив законность принятого судебного акта, апелляционная инстанция не находит оснований для его отмены.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, индивидуальным предпринимателем ФИО1 по квитанциям от 24.04.2006 и 25.07.2006  перечислены страховые взносы в размере 3 360 руб., с указанием кода бюджетной классификации – 18210202030061000160 (страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии), вместо – 18210202010061000160 (страховые взносы, зачисляемые на выплату страховой части трудовой пенсии).

13.09.2006 предприниматель обратился в межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России №7 по Алтайскому краю, как администратору платежей, с письмом о возврате (зачете) излишне уплаченных страховых взносов в сумме 3 360 руб.

Письмом от 15.09.2006 № 383 налоговый орган отказал предпринимателю в зачете, возврате страховых взносов.

Считая указанный отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно указал на то, что отказ налогового органа в проведении возврата в форме  зачета страховых взносов противоречит действующему законодательству.

Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 15.12.2001  №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон о страховании) предусматривает право страховщика, в качестве которых выступают территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи внесены. При этом Закон о страховании не предусматривает иных возможностей проведения страховщиками возврата или зачета, в том числе, и излишне уплаченных сумм по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 №116н (далее по тексту – Порядок учета), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

Пунктом 30 Порядка учета определен порядок взаимодействия Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет, который заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба (Перечень администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение №11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 №115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ).

Данное обстоятельство подтверждается также Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 21.04.2006 №САЭ-3-11/247 «О закреплении полномочий администратора доходов бюджетной системы Российской Федерации по главе 182 «Федеральная налоговая служба» за территориальными органами Федеральной налоговой службы», за последними на 2006 закреплены полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по главе 182 «Федеральная налоговая служба» и основные источники доходов бюджетной системы Российской Федерации, поскольку они осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

Учитывая, что в данном случае отсутствует возможность установить за каких застрахованных лиц  предпринимателем произведена уплата страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии, у налогового органа отсутствовали правовые основания для отказа предпринимателю в проведении возврата в форме зачета уплаченных страховых взносов в сумме 3 360 руб. по квитанциям от 24.04.2006 и 25.07.2006. 

При указанных обстоятельствах решение суда принято в соответствии с законом и с учетом исследования всех имеющихся обстоятельств по делу, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы суд не находит.

Руководствуясь пунктом 1 статьей 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция Арбитражного суда Алтайского края

П О С Т А Н О В И Л А:

Решение арбитражного суда от  06 февраля 2007 года по делу № АОЗ-74/07-34 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа в двухмесячный срок.

Председательствующий                                                       Е.Н. Мошкина

Судьи                                                                                      Н.А. Михайлюк

                                                                                                   Н.И. Семенихина