ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А03-8095/2023 от 27.11.2023 АС Алтайского края

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Томск Дело № А03-8095/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2023 года.  Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2023 года. 

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Павлюк Т.В.,
судей Кривошеиной С.В.,
 ФИО1,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т.А., рассмотрел в  судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО2 ( № 07АП-8282/23), на решение Арбитражного суда Алтайского края  от 21.08.2023 по делу № А03-8095/2023 (судья Трибуналова А.В.) по заявлению  индивидуального предпринимателя ФИО2, г. Новосибирск  (ОГРНИП <***>, ИНН <***>), к Управлению Федеральной  антимонопольной службы по Алтайскому краю, г. Барнаул, о признании  недействительным пункта 1 решения антимонопольного органа по делу № 022/05/555/2023 о нарушении законодательства о рекламе от 27.02.2023, с привлечением к  участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований  относительно предмета спора, ФИО3 

 В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: без участия (извещен)

от заинтересованного лица: ФИО4, представитель по доверенности от 30.12.2022,  паспорт; 

от третьего лица: без участия (извещен);

У С Т А Н О В И Л:

индивидуальный предприниматель ФИО2 (далее - заявитель,  предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению  Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (далее – Управление) о 


признании недействительным пункта 1 решения антимонопольного органа по делу №  022/05/5-55/2023 о нарушении законодательства о рекламе от 27.02.2023. К участию в деле  в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно  предмета спора, привлечена Печенкина Марина Николаевна. 

Решением суда от 21.08.2023 заявленные требования оставлены без  удовлетворения. 

Не согласившись с решением суда, предприниматель обратился в суд  апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда  отменить, удовлетворить заявленные требования. Апелляционная жалоба мотивирована  неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в  решении фактическим обстоятельствам дела. 

Антимонопольный орган в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей  262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ),  представитель в судебном заседании, доводы апелляционной жалобы отклонил, просит  решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без  удовлетворения. 

В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие  неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и  месте судебного разбирательства. 

Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной  жалобе, отзыве, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не  подлежит удовлетворению по следующим основаниям. 

Из материалов дела следует, что в лифтах многоквартирных жилых домов города  Барнаула по адресам: Павловский тракт, №№ 70, 76, 76а, 78, 78а, на рекламных стендах,  размещался рекламоноситель с информацией следующего содержания: «Разминай щёки К  тебе едет Чпо Ки! Набор «Чпо Ки» Успей заказать по спец.цене! 1 199 р 1,66 кг по  промокоду 2301 Ёбидоёби Sushi@Rolls» с изображением набора роллов и товарного знака  «Е». Указанный факт установлен на основании поступившего в Управление обращения  жителя города Барнаула о распространении непристойной рекламы компании  «Ёбидоёби», переданного Федеральной антимонопольной службой на рассмотрение в  порядке пунктов 7, 16 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел,  возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о  рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922. В  обращении заявителем внимание акцентировано на то, что данную рекламу читают дети. 

Данное обращение в ФАС России поступило из Управления Президента 


Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций. 

Комиссия Управления при рассмотрении дела установила, что рекламоноситель с  информацией «Разминай щёки К тебе едет Чпо Ки! Набор «Чпо Ки» Успей заказать по  спец.цене! 1 199 р. 1,66 кг по промокоду 2301 Ёбидоёби Sushi@Rolls» содержит объект  рекламирования - средство индивидуализации продавца - «Ё Ёбидоёби», а также указание  на товары - «набор «Чпо Ки» с изображением набора роллов под наименованием «Чпо  Ки», что направлено на привлечение внимания неопределенного круга лиц к таким  объектам рекламирования, как продавец и реализуемые им товары, формирование и  поддержание интереса к указанным объектам рекламирования и продвижение их на  рынке. 

Следовательно, размещенная на рекламоносителе информация о продавце и товаре  является рекламой по определению. 

По результатам рассмотрения жалобы Управлением 27.02.2023 принято решение   № 022/05/5-55/2023 о признании рекламы «Разминай щёки К тебе едет Чпо Ки! Набор  «Чпо Ки» Успей заказать по спец.цене! 1 199 р 1,66 кг по промокоду 2301 Ёбидоёби  Sushi@Rolls», размещенной в кабинах лифтов многоквартирных жилых домов  Индустриального района города Барнаула, в том числе по адресам: Павловский тракт,   №№ 70, 76, 76а, 78, 78а, ненадлежащей, так как при ее размещении нарушены требования  части 6 статьи 5 Закона о рекламе. 

Не согласившись с решением, предприниматель обратился в арбитражный суд с  настоящим заявлением. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой  инстанции исходил из соответствия оспариваемого решения действующему  законодательству. Апелляционная инстанция считает выводы суда первой инстанции  законными, обоснованными и соответствующими обстоятельствам дела. 

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица  вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными  ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия)  государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных  лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие  (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и  нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности,  создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной  экономической деятельности. Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при  рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий 


(бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов,  должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку  оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий  (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному  правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли  оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также  устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и  законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности. Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным,  решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух  условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение  прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной  экономической деятельности. 

Частью 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе предусмотрено, что  антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный  контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе  возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской  Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения.  Согласно подпункту 5.3.1.1 пункта 5.3.1 статьи 5 Положения о Федеральной  антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской  Федерации от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба осуществляет  контроль в том числе за соблюдением коммерческими и некоммерческими  организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами  исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного  самоуправления антимонопольного законодательства, законодательства о естественных  монополиях, законодательства о рекламе (в части установленных законодательством  полномочий антимонопольного органа). Следовательно, осуществляя государственный  контроль в сфере рекламы, антимонопольный орган действует в пределах установленных  полномочий. 

В силу статьи 4 Закона о рекламе отношения, возникающие в процессе  производства, размещения и распространения рекламы регулируются настоящим  Федеральным законом, а также принятыми в соответствии с настоящим Федеральным  законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента  Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской  Федерации. В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - это информация, 


распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств,  адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к  объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его  продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации  юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты  интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование,  концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания  к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга),  предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая  реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской  Федерации; рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее  объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель -  лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с  использованием любых средств. Статья 5 Закона о рекламе называется "Общие  требования к рекламе", а, следовательно, данные требования распространяются на  рекламу всех товаров и услуг, без исключения, в том числе, и на рекламу электронных  сигарет. Как определено в части 4 статьи 3 Закона о рекламе, под ненадлежащей рекламой  понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской  Федерации. Из определения понятия "реклама" следует, что для признания информации  рекламой она должна одновременно выполнять несколько условий, а именно: быть  распространенной любым способом, в любой форме; быть адресованной неопределенному  кругу лиц; быть направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования,  формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. В данной  норме под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть  заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны  правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой  признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга  лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых  реклама создана и на восприятие которых реклама направлена. Соответственно,  распространение такой неперсонифицированной информации о лице, товаре, услуге  должно признаваться распространением среди неопределенного круга лиц, поскольку  заранее невозможно определить всех лиц, для которых такая информация будет доведена. 

Реклама должна формировать или поддерживать интерес к объектам  рекламирования. Чтобы информация могла считаться рекламой, она должна  целенаправленно представить вниманию потребителей объект рекламы. Признаком 


рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его  на рынке, формировании к нему положительного отношения и закреплении его образа в  памяти потребителя. Под рекламой следует понимать сведения, распространяемые  исключительно для формирования и поддержания интереса к юридическому или  физическому лицу, его товарам, идеям и начинаниям. Реклама призвана способствовать  реализации товаров, идей и начинаний. Реклама должна влиять на мотивацию  потребителя при выборе товара и побуждать его совершить определенные действия в  отношении объекта рекламирования, вступить в конкретные правоотношения купли-продажи по поводу рекламируемой продукции. Такая способность является  отличительной чертой рекламы. 

Как следует из пункта 28 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О  некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона  «О рекламе», рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования  своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования,  предъявляемые Законом о рекламе к рекламе. 

Проанализировав содержание рассматриваемой рекламы, суд пришел к выводу, что  реклама содержит слова «Ёбидоёби» и «Чпо Ки», которые при прочтении могут  восприниматься как бранное («Ёбидоёби») и непристойное («Чпо Ки») выражение. 

Частью 6 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что в рекламе не допускается  использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и  выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной  категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных  символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного  наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также  объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия. 

В соответствии с письмом ФАС России от 29.04.2013 № АД/17355/13 "О порядке  применения части 6 статьи 5 ФЗ "О рекламе" к непристойным образам, сравнениям,  выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают  общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и  нравственности. 

К бранным словам относятся нецензурные слова, а также к таким словам, по  мнению специалистов ФАС России, могут быть отнесены слова и выражения, которые  используются в качестве ругательств или оскорбления. 


К непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие  слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в  обществе с точки зрения морали и нравственности. 

К оскорбительным образам, сравнениям и выражениям - слова и изображения,  которые, в том числе, ущемляют человеческое достоинство, принижают значимость  отдельных лиц, исторических событий, памятных дат. 

Вопрос отнесения изображений, слов и иных образов к оскорбительным носит  субъективно-оценочный характер, который основан на восприятии данной информации  каждым индивидуумом в отдельности. При этом очевидно, что восприятие одной и той же  информации разными людьми может отличаться в зависимости от личностных  характеристик субъекта (возраста, образования, воспитания, семейных устоев, места  проживания и прочее). 

Соответственно, возможна ситуация, когда одна и та же реклама оценивается  неоднозначно с точки зрения ее этичности различными категориями населения. При этом,  по мнению ФАС России, для признания рекламы неэтичной не требуется получение  единогласного мнения или мнения абсолютного большинства потребителей рекламы,  достаточно установить наличие значимого количества людей, воспринимающих рекламу  как неэтичную. 

Кроме того, при решении вопроса о соответствии той или иной рекламной  информации требованиям части 6 статьи 5 Закона о рекламе такую информацию следует  оценивать в совокупности с обстоятельствами ее размещения (например, место  расположения рекламной конструкции с учетом близости к учреждениям культуры,  объектам культа, кладбищам и т.п.). 

В соответствии с частью 6 статьи 1 Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ "О  государственном языке Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 53-ФЗ)  при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не  допускается использования слов и выражений, не соответствующих нормам современного  русского литературного языка (в том числе нецензурной брани), за исключением  иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке. 

Коллегия суда соглашается, что в настоящем случае присутствие в  рассматриваемой рекламе слова «Ёбидоёби» (которое в том виде, как оно есть в рекламе,  не существует ни в одном языке мира, в частности в русском) потребителями может  восприниматься как завуалированная форма нецензурного, непристойного слова,  употребляемого в ненормативной лексике, образованного от матерного корня. 


Из разъяснений по отнесению слов и выражений к нецензурной брани,  опубликованных на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи,  информационных технологий и массовых коммуникаций, к нецензурным словам и  выражениям относятся общеизвестных слова, начинающихся на буквы «X», «П», «Е»,  «Б», а также образованные от них слова и выражения. 

Тем самым, содержащееся в рекламе «Разминай щёки К тебе едет Чпо Ки! Набор  «Чпо Ки» Успей заказать по спец.цене! 1 199 р 1,66 кг по промокоду 2301 Ёбидоёби  Sushi@Rolls» слово «Ёбидоёби» воспринимается, как образованное от общеизвестного  слова, начинающегося на букву «Ё» и относящегося к нецензурным, бранным словам. 

Учитывая тот факт, что данная рекламная информация в силу своего способа  размещения является доступной для восприятия неограниченным кругом лиц, в том числе  детьми, поэтому наличие в ней слова «Ёбидоёби», образованного от бранного слова,  может расцениваться как информация, причиняющая вред их развитию, запрещенная для  распространения среди детей в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2010 №  436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». 

Тем самым, использование в рекламе слова «Ёбидоёби» недопустимо, поскольку  оно ассоциируется с ненормативной (бранной) лексикой, хотя полностью не соответствует  русскому сквернословию и не воспроизводит целиком мат, а является сложным  образованным от матного слова (еб.../ёб...), в котором дважды повторяется один их  четырех самых распространенных матерных корней (еб/ёб). 

Вместе с тем, использованное выражение японского языка, исполненное в русской  транслитерации («Ёбиёдоби», в переводе означающее «день недели - суббота»), нельзя  отнести к иностранным словам, не имеющим общеупотребительных аналогов на русском  языке. Японский не является ни государственным языком России, ни языком  межнационального общения народов Российской Федерации. 

Судебная коллегия отмечает, что полностью слово "Ебидоеби" действительно не  соответствует русскому сквернословию и не воспроизводит целиком мат, а является  сложным образованным от матерного слова, в котором дважды повторяется один из  четырех самых распространенных матерных корней (еб/еб). 

Русский мат - бранные слова и выражения, употребление которых не допускается  общественной моралью, предназначенные преимущественно для оскорбления адресата  или отрицательных оценок людей и явлений. 

Для правильной оценки слов и выражений необходимо учитывать факторы их  непосредственного восприятия именно средним российским потребителем. Оценка  рекламы всегда осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего 


специальными знаниями (пункт 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58  "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального  закона "О рекламе"). 

Судебная коллегия отмечает, что потребителями спорной рекламы являются  обычные люди, проходящие либо проезжающие мимо данной размещенной наружно  рекламы, в том числе и дети. 

Доказательства того, что заявленное обозначение воспринимается российскими  потребителями именно как транслитерация предложения "День недели - суббота" на  японском языке, заявителем в материалы дела не предоставлены. 

Кроме того, для такого восприятия российскому потребителю необходимы знания  японского языка, который не является распространенным языком на территории  Российской Федерации. Очевидно, что большинство потребителей данной рекламы не  обладают специальными познаниями в области филологии, лингвистики, в том числе и  японского языка, и поэтому могут воспринимать спорное обозначение как образованное  от общеизвестного слова и относящегося к нецензурным словам. 

Относительно использования в рекламе слова «Чпо Ки» в совокупности с фразой  «Разминай щёки» суд пришел к верному выводу о том, что значительная часть  потребителей может воспринимать данное слово с учетом общего провокационного  контекста, а также использованного в данной рекламе слова «Ёбидоёби», как производное  от молодежного сленга «чпок», «чпокаться» («чпок» отличается от «чмок» (поцелуй)  характером более эротического направления, занятие сексом; «чпокнуться» - провести  ночь с кем-то, вступить в половую связь. 

Словарь современной лексики жаргона и сленга http://rusva2.niv.ru/doc/iargon- dictionarv/fc/slovar-215. htm#zag-5998). 

Исходя из общих правил поведения и норм нравственности, публичное  распространение слов, производных от известных терминов, обозначающих интимное  половое поведение, противоречит правилам приличия в современном обществе, является  непристойным и вызывает чувство неловкости и стыда. 

Применительно к спорным правоотношениям использование в рассматриваемой  публичной рекламе в несколько завуалированной форме слова, обозначающего  определенные действия сексуального характера, недопустимо ввиду нарушения правил  приличия. 

Тем самым, поскольку слово «Чпо Ки» может быть значительной частью  потребителей воспринято как образованное от непристойного слова, обозначающего 


определенные действия сексуального характера, его использование в рекламе нарушает  требования части 6 статьи 5 Закона о рекламе. 

Решением Роспатента от 01.11.2019, оставленным в силе решением Суда по  интеллектуальным правам от 21.09.2020, директору ООО «Ёбидоёби» в государственной  регистрации в качестве товарного знака словесного обозначения «Ёбидоёби» по заявке №  2018750190 отказано в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 1483 ГК РФ,  поскольку его регистрация противоречит общественным интересам, принципам  гуманности и морали. Суд по интеллектуальным правам, указал, что заявленное  обозначение созвучно с ненормативной бранной лексикой русского языка, может быть  воспринято потребителем как образованное от нецензурного слова. Решением  Арбитражного суда Волгоградской области от 21.03.2022 по делу № А12- 35564/2021,  оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного  суда от 08.07.2022, установлено, что в рамках рассмотрения Комиссией Волгоградского  УФАС России дела № 034/05/5-943/2021 по факту распространения в городе Волгограде  рекламы «Не материмся и вкусно готовим. Набор «КуниЛи» 2 кг. Ёбидоёби Sushi &Rolls»  оценка содержания рекламы была включена в повестку заседания Экспертного совета по  применению рекламного законодательства при Волгоградском УФАС России. С учетом  голосования и проведенного предварительно обсуждения членами Экспертного совета,  можно отметить, что большинство экспертов посчитали само слово «Ёбидоёби»,  использованное в рекламе, бранным или легко считываемым, производным от бранного  слова. 

Ранее, в рамках рассмотрения дела № 022/05/19-825/2021 по факту размещения в  городе Барнауле рекламно-информационной конструкции службы доставки суши и  роллов «Ёбидоёби Вкусные суши и роллы», доктором филологических наук, профессором  АлтГУ, было подготовлено экспертное заключение текста рекламы, из которого следует,  что слово «Ёбидоёби» является той частью лексики русского языка, которая не  рекомендуется для размещения в общественных местах. 

При восприятии этой фразы на уровне подсознания у всякого воспринимающего  этот текст возникает ассоциация с грубой инвективной (бранной) лексикой, что  совершенно очевидно делает эту рекламу откровенно непристойной и оскорбительной и,  несомненно, нарушает общепринятые нормы морали и нравственности. 

Ссылка заявителя на решение Советского районного суда г. Красноярска от  10.01.2019 по делу № 2-218/2019 по иску об изменении фирменного наименования,  правомерно отклонена, поскольку из данного решения суда не следует, что правовая  оценка слову «Ёбидоёби» была дана в разрезе части 6 статьи 5 Закона о рекламе. 


Кроме того, решением Арбитражного суда Красноярского края от 07.04.2023 по  делу № А33-31075/2022 удовлетворены исковые требования Межрайонной инспекции  Федеральной налоговой службы № 23 по Красноярскому краю к ООО «ЁБИДОЁБИ» о  возложении обязанности изменить фирменное наименование юридического лица, на иное  фирменное наименование, соответствующее пунктам 3,4 статьи 1473 Гражданского  кодекса РФ. Предметом данного спора являлось установление соответствия фирменного  наименования ответчика общественным интересам, а также принципам гуманности и  морали. Суд указал на то, что, используя буквальное толкования указанных терминов, а  также значение, в которых приведенные термины употребляются в действующем  законодательстве, суд приходит к выводам, что общественный интерес, принципы  гуманности и морали являются общеупотребимыми категориями, содержание которых  определяется средневзвешенным восприятием их каждым индивидом, входящим в  соответствующую социальную группу. 

В рассматриваемом случае такой социальной группой является все население  Российской Федерации. 

Вопрос отнесения слов и выражений к непристойным, оскорбительным или  бранным носит оценочный характер, основанный на индивидуальном восприятии  предложенной информации (рекламы) каждым субъектом правоотношений. 

При этом субъектами рекламных правоотношений является неограниченный круг  лиц - потребителей рекламы. 

Противоречие рассматриваемых высказываний общественным интересам,  принципам гуманности и морали, их ассоциация со словами ненормативной лексики  (нецензурными словами) у неограниченного круга лиц, не требует специальных познаний  в лингвистике и русском языке. 

В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему  внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и  непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд  оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в  отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. 

Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной  инстанции пришел к итоговому выводу о том, что оспариваемое решение вынесено  уполномоченным органом, соответствует действующему законодательству и не нарушает  права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности. 

В нарушение статьи 65 АПК РФ иное предпринимателем не доказано. 


Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию по делу, не содержат фактов,  которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и  имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на  обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой  инстанции. 

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд  установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия  (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц  соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и  законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении  заявленного требования. 

При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в  удовлетворении требований. 

Оснований к переоценке выводов, сделанных арбитражным судом первой  инстанции, у апелляционного суда не имеется. 

Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является  законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в  материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, оснований для отмены  решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия  доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется. 

Судебные расходы по оплате государственной пошлины в апелляционной  инстанции, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации и подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской  Федерации, в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы  относятся на ее подателя. 

Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд 

П О С Т А Н О В И Л :


решение Арбитражного суда Алтайского края от 21.08.2023 по делу № А03-8095/2023  оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя  Сергеева Михаила Сергеевича - без удовлетворения. 

 Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства  в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев  со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через  Арбитражный суд Алтайского края. 

 Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа,  подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем  направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном  сайте суда в сети «Интернет». 

Председательствующий Т.В. Павлюк

Судьи С.В. Кривошеина

 ФИО1