Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru,e-mailinfo@faszso.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А03-9234/2014
Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2015 года | |
Постановление изготовлено в полном объеме февраля 2015 года |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.
судей Кокшарова А.А.
ФИО1
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации города Рубцовска Алтайского края на решение от 18.08.2014 Арбитражного суда Алтайского края (судья Синцова В.В.) и постановление от 22.10.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Ходырева Л.Е., Кривошеина С.В., Павлюк Т.В.) по делу № А03-9234/2014 по заявлению Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации города Рубцовска Алтайского края (658200, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю (656043, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконными действий.
Суд установил:
Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации города Рубцовска Алтайского края (далее – Комитет администрации, заявитель) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю (далее – Управление) о признании незаконными действий отдела № 62 Управления по выставлению требования об исполнении судебного акта по делу № А03-4965/2013 о взыскании денежных средств с муниципального образования за счет казны муниципального образования, за счет средств его муниципального учреждения – Комитета администрации, а также действий, связанных с приостановлением расходных операций по лицевому счету заявителя, об обязании отдела № 62 Управления передать заявителю оригинал исполнительного листа серии АС № 006775100, выданного 02.10.2013 Арбитражным судом Алтайского края по делу № А03-4695/2013.
Решением от 18.08.2014 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 22.10.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, требования заявителя оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Комитет администрации, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, вынести новое решение.
Управление возражает против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзыву.
Судами и материалами дела установлено следующее.
Решением от 18.01.2010 Арбитражного суда Алтайского по делу № А03-428/2009 муниципальное унитарное предприятие «Коммунальное хозяйство» муниципального образования «Город Рубцовск» (далее - МУП «Коммунальное хозяйство») признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
МУП «Коммунальное хозяйство» (истец) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края суд с иском к муниципальному казенному унитарному предприятию «Управление жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «Город Рубцовск» (далее – ответчик, должник) о взыскании 39 190 360,71 руб. долга по договору подряда от 04.09.2004, договору № 206 от 10.07.2005 на оказание возмездных услуг по вывозу и переработке твердых бытовых отходов, договору на обслуживание фонтана от 01.06.2006, договору от 01.05.2007 на вывоз жидких бытовых отходов, договору № 236 от 06.07.2007 на оказание возмездных услуг по вывозу и переработке твердых бытовых отходов (дело № А03-11913/2011).
Решением от 10.04.2012 Арбитражного суда Алтайского края по делу № А03-11913/2011 с ответчика в пользу МУП «Коммунальное хозяйство» взыскано 1 375 907,61 руб. долга.
22.05.2012 на принудительное исполнение решения суда выдан исполнительный лист серии АС № 005698038.
Постановлением от 05.08.2010 Администрации города Рубцовска Алтайского края № 3120 принято решение о ликвидации должника сроком до 01.07.2011 и создании ликвидационной комиссии.
Постановлениями Администрации города Рубцовска Алтайского края от 15.06.2011 № 2168, от 20.06.2012 № 2907 срок ликвидации должника неоднократно продлевался и в конечном итоге установлен до 01.07.2013.
06.10.2010 истец обращался в ликвидационную комиссию должника с заявлением о предоставлении сведений о публикации сведений о его ликвидации и о порядке и сроках предъявления требований его кредиторами с уведомлением о наличии перед истцом кредиторской задолженности в размере 39 569 401,72 руб. (благоустройство), 402 740,97 руб. (очистка).
Заявлением от 15.01.2013 истец потребовал погасить задолженность в сумме 39 569 401,72 руб.
26.03.2013 МУП «Коммунальное хозяйство» повторно обратилось к ликвидационной комиссии должника с заявлением о включении в реестр требований кредиторов суммы долга 39 972 142,69 руб., из которых задолженность в сумме 1 375 907,61 руб. установлена решением по делу № А03-11913/2011. Требования кредитора удовлетворены не были.
В связи с отсутствием имущества, денежных средств у основного должника, на которые можно обратить взыскание, достаточных для удовлетворения требований истца, и отсутствием оплаты от субсидиарного должника - муниципального образования «Город Рубцовск» Алтайского края в лице Комитета администрации, истец обратился в арбитражный суд (дело № А03-4695/2013).
Решением от 04.07.2014 Арбитражного суда Алтайского края по делу № А03-4695/2013 в порядке субсидиарной ответственности с муниципального образования «Город Рубцовск» Алтайского края в лице Комитета администрации взыскано за счет казны муниципального образования «Город Рубцовск» Алтайского края в пользу МУП «Коммунальное хозяйство» 1 375 907,61 руб. долга.
Выданный во исполнение указанного судебного акта исполнительный лист серии АС № 006775100 от 02.10.2013 предъявлен истцом в отдел № 62 Управления.
Отделом № 62 Управления, принявшим на исполнение исполнительный лист, в адрес Комитета администрации 14.01.2014 направлено уведомление № УПЛ-14-1727 о предоставлении источника образования задолженности, КБК и платежного документа на перечисление денежных средств в размере, установленным исполнительным документом, а уведомлением от 29.01.2014 № УБЛ-14-2021 Комитету администрации сообщено о приостановлении расходных операций в связи с нарушением требований пункта 3 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ).
Посчитав указанные действия отдела № 62 Управления незаконными, Комитет администрации обратился в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены (изменения) принятых по настоящему делу решения и постановления судов.
Суд кассационной инстанции считает, что суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 16, 198, 200, 201 АПК РФ, во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришли к верным выводам об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Комитета администрации, поскольку все обжалуемые действия Управления соответствуют нормам статей 166.1, 168, 239, 242.2, 242.5 БК РФ, положениям приказа Министерства финансов Российской Федерации от 22.09.2008 № 99н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений».
Формулируя указанный вывод, суды обоснованно исходили из того, что исполнение судебных актов по искам к публично-правовым образованиям, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам бюджетных учреждений, осуществляется в особом, отличном от общих правил исполнительного производства порядке.
В рассматриваемом случае решение от 04.07.2013 Арбитражного суда Алтайского края по делу № А03-4695/2013 является судебным актом о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета и при его исполнении применению подлежит пункт 9 статьи 242.5 БК РФ, предусматривающий направление исполнительного документа в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения.
Согласно судебного акта и выданного на его основе исполнительного листа в качестве должника указано муниципальное образование в лице Комитета администрации; поскольку функции главного распорядителя средств муниципального бюджета муниципального образования «Город Рубцовск» осуществляет Комитет администрации, суд взыскал в пользу истца сумму задолженности в субсидиарном порядке с муниципального образования «Город Рубцовск» в лице Комитета администрации за счет казны муниципального образования.
Истцом соблюдено правило направления исполнительного листа именно в орган казначейства (Управлению).
Управлением в адрес Комитета администрации направлено уведомление о поступлении исполнительного документа № УПЛ-14-1727, которое было получено последним 14.01.2014, в связи с чем десятидневный срок предоставлении информации об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа, истекал 28.01.2014.
В указанный срок информация от Комитета администрации в адрес Управления не поступила, в связи с чем с 29.01.2014 операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, открытые в Управлении (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), приостановлены.
После того, как 04.04.2014 Комитетом администрации представлено платежное поручение № 496115, на основании которого требования исполнительного документа исполнены в полном объеме, 07.04.2014 операции по счетам Управлением возобновлены.
Управлением подготовлено уведомление от 07.04.2014 № УИС-14-8951 о возврате полностью исполненного исполнительного документа, которым исполнительный лист серии АС №006775100 от 02.10.2013 направлен в Арбитражный суд Алтайского края.
Установленные обстоятельства в кассационной жалобе не опровергнуты.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию Комитета администрации по делу, не опровергают установленные по делу обстоятельства и выводов судов относительно правомерности действий Управления; основаны на неверном толковании норм главы 24.1 БК РФ применительно к установленным по делу обстоятельствам.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено. С учетом изложенного обжалуемые решение и постановление судов подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 18.08.2014 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 22.10.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А03-9234/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Г.В. Чапаева
Судьи А.А. Кокшаров
Е.В. Поликарпов