г. БарнаулДело № А03-934/07-36
Резолютивная часть постановления объявлена 18.07.2007 г.
Полный текст постановления изготовлен 27.07.2007 г.
Апелляционная инстанция арбитражного суда Алтайского края в составе председательствующего Симоновой Л.А., судей: Семенихиной Н.И. и Мошкиной Е.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ишутиной М.В.,
при участии представителей:
от заявителя – ФИО1, доверенность №25 от 14.12.05г.
от заинтересованного лица – ФИО2, доверенность №08-3-06/16 от 07.12.06г. от комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации г.Барнаула
от Управления по финансам Октябрьского района г.Барнаула – не явился, извещен
рассмотрела в судебном заседании апелляционную жалобу частного образовательного учреждения «Школа Евстафьева среднего (полного) образования» на решение арбитражного суда Алтайского края от 15.05.2007 г. по делу № А03-934/07-36 (судья Русских Е.В.) по заявлению частного образовательного учреждения «Школа Евстафьева среднего (полного) образования» к управлению администрации Октябрьского района г.Барнаула по финансам, налоговой и кредитной политике и комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации г.Барнаула о признании действий незаконными, и
У С Т А Н О В И Л А:
Частное образовательное учреждение «Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования» (далее – ЧОУ «Школа Евстафьева») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению администрации Октябрьского района города Барнаула по финансам, налоговой и кредитной политике и Комитету администрации города Барнаула по финансам, налоговой и кредитной политике о признании незаконными действий органов самоуправления по распределению субвенций на 2005 и 2006 гг. для ЧОУ «Школа Евстафьева» в размере менее необходимого для реализации основных общеобразовательных программ, и обязании установить размер субвенций на 2005 и 2006 гг., исходя из размера бюджетного финансирования, утвержденного в 2004 году.
Заявление обосновано тем, что норматив субвенций на финансирование школы на одного обучающегося в год, утвержденный с 01.01.2004г., являлся достаточным для реализации основных общеобразовательных программ. При распределении субвенций в 2005 и 2006 гг. Управление администрации Октябрьского района города Барнаула по финансам, налоговой и кредитной политике и Комитет администрации города Барнаула по финансам, налоговой и кредитной политике выделили ЧОУ «Школа Евстафьева» финансирование в размере ниже необходимого, чем нарушили положения подпункта 6.1 пункта 6 статьи 29 Закона РФ «Об образовании».
Решением от 15.05.07г. суд в удовлетворении требований отказал. Принимая решение, суд исходил из того, что в соответствии с действующим законодательством правом на государственное финансирование обладают только государственные и муниципальные образовательные учреждения. Выделение субвенций истцу в 2005г. и 2006 г. производилось в соответствии с нормативами расходов на одного учащегося, утвержденными подпунктом 1 пункта 2 статьи 27 Закона Алтайского края от 28.12.2004г. №65-ЗС «О краевом бюджете на 2005 год» и подпунктом 1 пункта 3 статьи 30 Закона Алтайского края от 24.12.2005 г. №130-ЗС «О краевом бюджете на 2006 год». Кроме того, заявителем пропущен установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ срок на подачу заявления в суд, а заявление о восстановление срока не подавалось.
Не согласившись с решением суда, ЧОУ «Школа Евстафьева» обжаловало его в апелляционном порядке, считая решение незаконным и необоснованным. Заявитель в жалобе указал, что несмотря на то, что с 01.01.05г. правом на государственное финансирование обладают только государственные и муниципальные образовательные учреждения, органы государственной власти Алтайского края и города Барнаула реализовали свое право и финансировали ЧОУ «Школа Евстафьева», но в меньшем размере, без учета типа и вида образовательного учреждения. Закон Алтайского края «О краевом бюджете на 2005год» утвердил единицы норматива субвенций, которые являются минимальными нормативами расходов на реализацию государственного стандарта общего образования на одного обучающегося и применяются для расчета субвенций на год. Суд не дал оценки тому факту, что сметы доходов и расходов, по которым ЧОУ «Школа Евстафьева» финансировалась в 2005 и 2006г.г., предусматривали недостаточный размер финансирования, без учета регионального и школьного компонентов учебного плана, то есть без учета типа и вида образовательного учреждения. Кроме того, сметы были утверждены с нарушением бюджетного законодательства, в одностороннем порядке, без согласования с учреждением. По мнению заявителя, вывод суда о пропуске срока для обращения в суд необоснован, так как нарушение в отношении ЧОУ «Школа Евстафьева» является длящимся и восстановление срока в такой ситуации не требуется. Просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении требований.
. Управление администрации Октябрьского района города Барнаула по финансам, налоговой и кредитной политике в судебное заседание не явилось, направив ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии его представителя.
Комитет администрации города Барнаула по финансам, налоговой и кредитной политике в отзыве по доводам, изложенным в жалобе, возражает. Считает решение суда законным и обоснованным. Просит оставить его без изменения, а жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал, в подтверждение правомерности которых представил судебные акты по рассмотрению иных заявлений ЧОУ «Школа Евстафьева» об оспаривании действий и решений органов самоуправления по вопросам финансирования частного образовательного учреждения..
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Как установлено материалами дела, ЧОУ «Школа Евстафьева» имеет лицензию на право осуществления образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации. По 2004 г. включительно финансирование ЧОУ «Школа Евстафьева» осуществлялось в соответствии с пунктами 6, 7 статьи 41 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», предусматривающими право негосударственных образовательных учреждений на государственное или муниципальное финансирование с момента их государственной аккредитации.
Полагая, что государственная аккредитация дает школе право на государственное финансирование в соответствии с установленным видом образовательного учреждения, а Управление администрации Октябрьского района города Барнаула по финансам, налоговой и кредитной политике и Комитет администрации города Барнаула по финансам, налоговой и кредитной политике в 2005 и 2006 гг. значительно снизили объемы финансирования ЧОУ «Школа Евстафьева», заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Однако, Федеральными законами от 22.05.2004 №122-ФЗ и от 29.12.2004 №199-ФЗ внесен целый ряд изменений в правовое положение негосударственных общеобразовательных учреждений.
С 01.01.05г. пункты 6, 7 статьи 41 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» утратили силу. Соответственно, право негосударственных общеобразовательных учреждений на включение в схему централизованного государственного финансирования с момента аккредитации исключено и с 2005 г. финансирование негосударственных общеобразовательных учреждений является не обязанностью, а правом органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
В соответствии с подпунктом 6.1 пункта 6 статьи 29 Закона РФ «Об образовании» в ведении субъектов Российской Федерации в области образования находится, в том числе, обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 11 Закона «Об образовании в Алтайском крае» объем средств, выделяемых местным бюджетам в виде субвенций из краевого бюджета, определяется в соответствии с нормативами, рассчитанными с учетом численности обучающихся, числа педагогических работников, штатной численности, действующей системы оплаты труда, типа и вида образовательного учреждения, а также на иной основе.
С учетом изложенного, денежные средства на финансирование деятельности образовательных учреждений муниципального образования городского округа-города Барнаула Алтайского края, предусматриваются в краевом бюджете на соответствующий финансовый год.
До 2005г. размер норматива расходов на одного учащегося законодательно определен не был. Объем финансирования рассчитывался с учетом базисного учебного плана, который являлся типовым для образовательных учебных заведений, расположенных натерритории Алтайского края
Однако при расчете финансирования ЧОУ «Школа Евстафьева» на 2005 г., уже применялся норматив расходов на одного учащегося, утвержденный подпунктом 1 пункта 2 статьи 27 Закона Алтайского края от 28.12.2004 № 65-ЗС «О краевом бюджете на 2005 год» в размере 6 188 руб., а при расчете финансирования на 2006 год – норматив расходов на одного учащегося, утвержденный подпунктом 1 пункта 3 статьи 30 Закона Алтайского края от 24.12.2005 № 130-ЗС «О краевом бюджете на 2006 год» составил: начального общего образования в городских общеобразовательных учреждениях в размере 4 491 руб., основного общего образования в городских общеобразовательных учреждениях в размере 7 199 руб., среднего (полного) общего образования в городских общеобразовательных учреждениях в размере 8 303 руб.
Размеры нормативов расходов на одного учащегося, установленные Законами Алтайского края от 28.12.2004 № 65-ЗС и от 24.12.2005 № 130-ЗС, после их утверждения не изменялись.
В соответствии с отчетами об исполнении сметы расходов и доходов на 2005 и 2006 г.г. они были исполнены в полном объеме.
Заявитель обращался в арбитражный суд Алтайского края с заявлением об оспаривании подпункта 1 пункта 2 статьи 27 Закона Алтайского края от 28.12.2004г. №65-ЗС «О краевом бюджете на 2005 год» и пункта 3 статьи 30 Закона Алтайского края от 24.12.2005г. №130-ЗС «О краевом бюджете на 2006 год», однако в их принятии к рассмотрению было отказано.
Таким образом, утверждения заявителя о том, что при выделении субвенций ЧОУ «Школа Евстафьева» органам самоуправления необходимо было руководствоваться нормативами финансирования, определенными на 2004 год не основаны на законе. Поскольку действующим с 01.01.2005 законодательством не предусматривается бюджетное финансирование деятельности негосударственных образовательных учреждений, получение негосударственным образовательным учреждением субвенций в объеме, определенном нормативами содержания на одного учащегося, не влечет нарушение прав и интересов заявителя.
Согласно п. 1, 3 ст. 46 Закона об образовании (в действующей редакции), негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах государственных образовательных стандартов. Взаимоотношения негосударственного образовательного учреждения и обучающегося, воспитанника, его родителей (законных представителей) регулируются договором, определяющим уровень образования, сроки обучения, размер платы за обучение, иные условия.
Из смысла норм, содержащихся в ст. 46, п. 3 ст. 5, п. 7 ст. 50 Закона об образовании, ст. 43 Конституции Российской Федерации следует, что граждане вправе по своей воле на основании договора получать образование за плату, тогда как государством гарантируется общедоступное и бесплатное дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; следовательно, государством осуществляется финансирование только государственных и муниципальных образовательных учреждений в части реализации гарантий на бесплатное образование.
В соответствии с бюджетным законодательством утверждение смет расходов и доходов бюджетных учреждений осуществляется после принятия бюджета на очередной год.
В силу требований статьи 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетными учреждениями признаются учреждения, созданные органами государственной власти или органами местного самоуправления для выполнения управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, финансируемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета или бюджета государственных внебюджетных фондов; унитарные предприятия, обладающие имуществом, находящимся в федеральной собственности, собственности субъекта РФ, муниципальной собственности и не имеющие статуса федеральных казенных предприятий.
ЧОУ «Школа Евстафьева» не относится по смыслу статьи 161 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным организациям и не является получателем бюджетных средств (ст. 162 БК РФ).
Статья 221 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающая обязанность бюджетного учреждения составить и представить на утверждение смету расходов и доходов, не распространяется на заявителя. В силу статьи 160 Бюджетного кодекса РФ обязанность главного распорядителя бюджетных средств по утверждению сметы доходов и расходов, распространяется только на бюджетные учреждения.
Указанные обстоятельства были предметом исследования и им дана оценка вступившим в законную силу решением суда от 01.12.2005 г. по делу №АОЗ-14790/05-20.
В силу чего довод заявителя о том, что сметы доходов и расходов ЧОУ «Школа Евстафьева» были утверждены заинтересованными лицами с нарушением бюджетного законодательства и в одностороннем порядке являются необоснованными.
Довод заявителя о том, что ЧОУ «Школа Евстафьева» до настоящего момента не профинансирована за 2005 и 2006г.г. в достаточном размере, следовательно, нарушение в отношении него является длящимся, в связи с чем, заявления о восстановление срока на обращение в суд не требовалось, является также несостоятельным.
В соответствии со статьей 198 (ч.1,2) Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Расходование бюджетных средств определяется законом и бюджете и осуществляется в течение финансового года, который в соответствии со статьей 12 Бюджетного кодекса РФ заканчивается 31 декабря. Следовательно, о фактическом объеме финансирования заявителю было известно на начало нового финансового года, т.е. в январе соответствующего финансового года.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права.
Расходы по оплате госпошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция
П О С Т А Н О В И Л А:
Решение арбитражного суда от 15 мая 2007 года по делу № А03-934/07-36 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с частного образовательного учреждения «Школа Евстафьева среднего (полного) образования», г.Барнаул в доход федерального бюджета 1000 руб. госпошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок с момента его принятия.
Председательствующий Л.А.Симонова
Судьи Е.Н.Мошкина
Н.И.Семенихина