Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А03-9766/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2017 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Поликарпова Е.В.
судей Буровой А.А.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» на решение от 27.03.2017 Арбитражного суда Алтайского края (судья Синцова В.В.) и постановление от 13.06.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сбитнев А.Ю., Колупаева Л.А., Кривошеина С.В.) по делу № А03-9766/2016 по заявлению открытого акционерного общества «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» (650054, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к Администрации Панкрушихинского района Алтайского края (658760, Алтайский край, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>), Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю (656043, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным бездействия.
Другие лица, участвующие в деле: третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Панкрушихинского района Алтайского края (658760, Алтайский край, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>);
- Комитет администрации Панкрушихинского района Алтайского края по образованию (658760, Алтайский край, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>);
- Комитет социальной работы администрации Панкрушихинского района Алтайского края (658760, Алтайский край, <...>; ОГРН <***>,
ИНН <***>).
Суд установил:
открытое акционерное общество «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» (далее - ОАО «УК «Кузбассразрезуголь», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю (далее -
УФК по Алтайскому краю, Управление) и Администрации Панкрушихинского района Алтайского края (далее - Администрация района) по неисполнению решений суда по делам № А03-10915/2012 от 03.09.2012, № А03-7520/2014 от 20.06.2014, № А03-20135/2013 от 27.01.2014, об обязании Администрации района произвести исполнение исполнительных листов серии АС № 005141223, серии АС № 006779869, серии
АС № 00512701, об обязании УФК по Алтайскому краю приостановить операции по расходованию средств до исполнения решений Арбитражного суда Алтайского края по делам № А03-10915/2012 от 03.09.2012,
№ А03-7520/2014 от 20.06.2014, № А03-20135/2013 от 27.01.2014 на лицевых счетах структурных подразделений Администрации района, в том числе Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Панкрушихинского района Алтайского края (далее - Комитет по финансам), Комитета администрации Панкрушихинского района Алтайского края по образованию (далее – Комитет по образованию), Управления по экономическому развитию и имущественным отношениям, Комитета социальной работы администрации Панкрушихинского района Алтайского края (далее - Комитет социальной работы).
Определением Арбитражного суда Алтайского края от 24.08.2016, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по финансам, Комитет по образованию, Комитет социальной работы.
Определением Арбитражного суда Алтайского края от 22.11.2016 суд принял к рассмотрению уточненное заявление о признании незаконным как несоответствующего Бюджетному кодекса Российской Федерации бездействия Администрации района по исполнению исполнительных листов серии АС № 005141223, № 006779869, № 005127013 в порядке, установленном пунктом 4 статьи 242.5 БК РФ, об обязании Администрации района устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» путем исполнения в полном объеме требований исполнительных листов серии АС № 005141223, № 006779869, № 005127013 в порядке, установленном пунктом 5 статьи 242.5 БК РФ, о признании незаконным как не соответствующего БК РФ бездействия УФК по Алтайскому краю, выраженного в неприостановлении операций по следующим счетам должника и его структурных подразделений: Администрации района (лицевые счета № <***>, № 05173018320); Комитета по финансам (лицевые счета № <***>, № 05173000320,
№ 08173000320); Комитета социальной работы (лицевые счета
№ 01173Ц64820, № 03173Ц64820); Комитета по образованию (лицевые счета № <***>, № 03173018390, № 05173018390), об обязании УФК по Алтайскому краю с даты принятия решения по настоящему делу приостановить операции по расходованию средств на всех лицевых счетах Администрации района, включая лицевые счета ее структурных (обособленных) подразделений до момента исполнения своих обязательств по исполнительным листам серии АС № 005141223, № 006779869,
№ 005127013: Администрации (лицевые счета № <***>,
№ 05173018320); Комитета по финансам (лицевые счета № <***>,
№ 05173000320, № 08173000320); Комитета социальной работы (лицевые счета № 01173Ц64820, № 03173Ц64820); Комитета по образованию (лицевые счета № <***>, № 03173018390, № 05173018390).
Решением от 27.03.2017 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 13.06.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает на то, что Администрация не исполнила в полном объеме требования части 5 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации; исполнение решения суда не должно ставиться в зависимость от бюджетного дефицита. Доказательств того, что Администрацией предприняты все предусмотренные законом действия, направленные на исполнение вступившего в законную силу судебного акта, Администрацией не представлено. УФК по Алтайскому краю необоснованно не приостановило расходные операции по всем лицевым счетам структурных подразделений Администрации.
Кроме того, податель жалобы полагает, что выводы судов о пропуске заявителем трехмесячного срока для обращения в суд является неверным.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что решениями Арбитражного суда Алтайского края по делам № А03-10915/2012
от 03.09.2012, № А03-7520/2014 от 20.06.2014, № А03-22322/2013
от 15.01.2014 удовлетворены требования Общества к Администрации района, с последней как муниципального заказчика по муниципальным контрактам взыскана задолженность по договорному обязательству, расходы в возмещение оплаты госпошлины, также проценты на случай неисполнения судебного акта, подлежащие начислению на сумму задолженности по день фактической ее уплаты.
Исполнительный лист серии АС № 005141223 от 04.07.2014 по делу № А03-7520/2014 на взыскание с Администрации района задолженности в сумме 26 523,32 руб. от ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» поступил 26.08.2014 и принят к исполнению на основании статьи 242.5 БК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 242.5 БК РФ УФК по Алтайскому краю должнику 28.08.2014 вручено уведомление о поступлении исполнительного документа от 28.08.2014 № УПЛ-14-4896 с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
В связи с неисполнением должником - Администрацией района - требований исполнительного документа в течение 10 дней, операции на лицевом счете должника приостановлены с 12.09.2014 за исключением операций по исполнению исполнительных документов, в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 242.5 БК РФ.
27.11.2014 в адрес взыскателя направлено уведомление о неисполнении требований исполнительного документа от 27.11.2014 № УНЛ-14-4897.
В связи с отсутствием предельных объемов финансирования, отраженных на лицевом счете должника по соответствующим кодам бюджетной классификации, платежные документы должником не представлялись.
В соответствии с пунктом 3 статьи 242.1 БК исполнительный лист возвращен взыскателю 25.04.2016 на основании заявления б/н от 15.04.2016 об отзыве исполнительного документа.
Исполнительный лист серии АС № 006779869 от 26.02.2014 по делу № А03-22322/13 на взыскание с Администрации района задолженности в сумме 6 999 011,54 руб. от ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» поступил 04.03.2014 и был принят к исполнению.
Должнику 06.03.2014 было вручено уведомление о поступлении исполнительного документа от 05.03.2014 № УПЛ-14-3793 с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
В связи с неисполнением Администрацией района требований исполнительного документа в течение 10 дней операции на лицевом счете должника приостановлены с 24.03.2014 по настоящее время, за исключением операций по исполнению исполнительных документов, в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 242.5 БК РФ.
06.06.2014 в адрес взыскателя направлено уведомление о неисполнении должником требований исполнительного документа от 06.06.2014
№ УНЛ-14-3794.
В связи с отсутствием предельных объемов финансирования, отраженных на лицевом счете должника по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, требования исполнительного документа исполнены частично, представлено платежное поручение № 548823 от 07.08.2014 на сумму 441 856,20 руб., платежное поручение № 111452 от 19.09.2014 на сумму 130 763,77 руб.
Исполнительный лист серии АС № 005127013 от 09.10.2012 по делу № А03-10915/2012 на взыскание с Администрации района задолженности в сумме 9 094 499,60 руб. от ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» поступил 23.10.2012 и принят к исполнению на основании статьи 242.5 БК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 242.5 БК РФ УФК по Алтайскому краю должнику 24.10.2012 вручено уведомление о поступлении исполнительного документа от 24.10.2012 № УПЛ-12-8689 с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
26.10.2012 должник в соответствии с пунктом 3 статьи 242.5 БК РФ представил в УФК по Алтайскому краю информацию о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа.
С 24.01.2013 операции по расходованию средств на лицевом счете должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) приостановлены в связи с неисполнением исполнительных документов.
31.01.2013 в адрес взыскателя направлено уведомление о неисполнении должником требований исполнительного документа от 31.01.2013 № УНЛ-12-8690.
В связи с отсутствием предельных объемов финансирования, отраженных на лицевом счете должника по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской, требования исполнены частично, о чем представлено платежное поручение № 111455 от 10.09.2014 на сумму 351 398,62 руб.
Указывая на незаконность бездействия со стороны Администрации района и УФК по Алтайскому краю по надлежащему исполнению норм
БК РФ при исполнении исполнительных листов Арбитражного суда Алтайского края серии АС № 005141223, № 006779869, № 005127013, взыскателем по которым является ОАО «УК «Кузбассразрезуголь», Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд кассационной инстанции считает, что суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 16, 65, 198, 200 АПК РФ, статьями 6, 158, 239, 242.1, 242.5 БК РФ, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», приказом Федерального казначейства от 29.12.2012 № 24н «О Порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федеральным казначейством» (далее - Порядок № 24н), пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Из пункта 3 статьи 239 БК РФ следует, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 названного Кодекса.
Глава 24.1 БК РФ содержит два порядка исполнения судебных актов о взыскании из муниципальной казны в зависимости от категории исполнительного документа.
Первый порядок связан с исполнением судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования (пункт 4 статьи 242.1
БК РФ). Данному порядку соответствует статья 242.2 БК РФ.
Второй порядок связан с исполнением судебных актов о взыскании неисполненных денежных обязательств муниципальных казенных учреждений. Данному порядку соответствует статья 242.5 БК РФ.
В рассматриваемом случае суды установили, что Общество направило исполнительный лист для исполнения в УФК по Алтайскому краю.
В соответствии с пунктом 5 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
При достаточности лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов муниципального бюджетного учреждения исполнение исполнительного документа должно быть осуществлено в пределах трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений.
Согласно пункту 5 статьи 242.5 БК РФ исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
Таким образом, исходя из указанных норм БК РФ исполнение за счет средств бюджета муниципального образования выданного судом исполнительного документа, поступившего на исполнение в течение текущего финансового года, осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных на цели исполнения исполнительных документов решением представительного органа данного муниципального образования о бюджете на текущий финансовый год.
Согласно пункту 3 статьи 242.5 БК РФ должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
В силу пункта 7 статьи 242.5 БК РФ при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъектов Российской Федерации (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
В рассматриваемом случае суды установили, что решениями Арбитражного суда Алтайского края по делам № А03-10915/2012
от 03.09.2012, № А03-7520/2014 от 20.06.2014, № А03-22322/2013 от 15.01.2014 по существу рассмотрены требования Общества к Администрации района, с последней, как муниципального заказчика по муниципальным контрактам и солидарного ответчика взыскана задолженность за поставленный получателям по муниципальным контрактам, но не оплаченный уголь, также проценты на случай неисполнения судебного акта, подлежащие начислению на сумму задолженности по день фактической ее уплаты.
Представленные в материалы дела исполнительные листы, выданные по вышеуказанным решениям суда, содержат наименование должника - Администрация района. Установленный БК РФ порядок исполнения судебного акта произведен УФК по Алтайскому краю в установленный срок, в том числе и приостановление операций по счетам должника.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что должником совершены действия, направленные на исполнение судебных актов, в том числе частичное исполнение, неоднократные обращения в финансовый орган Администрации Алтайского края о выделении району финансовой помощи и т.д., суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии со стороны Администрации и Управления незаконного бездействия в смысле применимых норм бюджетного законодательства исходя из заявленных Обществом требований.
Суды также не установили незаконного бездействия Администрации по невнесению изменений в сводную бюджетную роспись в целях исполнения в полном объеме исполнительных документов Общества, поскольку данные действия возможны при соблюдении требований статей 21, 83, 217, 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При этом суды приняли во внимание, что Комитет по финансам, Комитет по образованию и Комитет социальной работы имеют статус юридического лица, имуществом наделяются на праве оперативного управления; вышеуказанным Комитетам не открывались счета обособленных подразделений в казначействе, в порядке пункта 42 Приказа
№ 24; данные лица являются самостоятельными участниками бюджетного процесса. В связи с чем оснований для приостановления операций по счетам указанных комитетов у Управления не имелось.
При таких обстоятельствах довод кассационной жалобы о неправильном исчислении судом трехмесячного срока, предусмотренного статьей 198 АПК РФ на обращение в суд с соответствующим заявлением, как основание к отмене принятых по делу решения и постановления кассационной инстанцией отклоняется.
Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 27.03.2017 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2017 по делу
№ А03-9766/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Е.В. Поликарпов
Судьи А.А. Бурова
Г.В. Чапаева