ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А03-9869/2021 от 07.04.2022 АС Западно-Сибирского округа

347/2022-18707(2)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД
 ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А03-9869/2021 

Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2022 года.  Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2022 года. 

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:  председательствующего Черноусовой О.Ю.  судей Киричёк Ю.Н. 

 ФИО1

при ведении протокола судебного заседания с использованием систем веб-конференции,  аудиозаписи помощником судьи Полукаровой С.А., рассмотрел в судебном заседании  кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство  города Славгорода» на решение от 29.09.2021 Арбитражного суда Алтайского края  (судья Музюкин Д.В.) и постановление от 24.12.2021 Седьмого арбитражного  апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Бородулина И.И., Хайкина С.Н.) по делу   № А03-9869/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью  «Благоустройство города Славгорода» (658821, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) к Министерству  строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (656043, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)  об оспаривании действий и решений. 

Другое лицо, участвующее в деле, – общество с ограниченной ответственностью  «Экостар» (658201, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>). 

В заседании приняла участие (в режиме веб-конференции) представитель общества  с ограниченной ответственностью «Благоустройство города Славгорода» ФИО2 по  доверенности от 10.01.2022. 

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «Благоустройство города Славгорода»  (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением  к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края  (далее – министерство) о признании уведомления общества об участии во втором этапе  конкурсного отбора соответствующим требованиям пункта 55 Правил проведения  уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации 


[A1] конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными  отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации  от 05.09.2016 № 881 (далее – Правила № 881), абзацу второму пункта 8.7 конкурсной  документации; о признании незаконными действий конкурсной комиссии по отклонению  указанного уведомления (протокол от 02.07.2021 № 25), а также протокола о результатах  конкурсного отбора и определения победителя от 05.07.2021 № 26; об обязании  конкурсной комиссии внести соответствующие изменения в названные протоколы. 

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных  требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной  ответственностью «Экостар» (далее – ООО «Экостар»). 

Решением от 29.09.2021 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным  без изменения постановлением от 24.12.2021 Седьмого арбитражного апелляционного  суда, в удовлетворении заявленных требований отказано. 

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа,  общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм  права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и удовлетворить заявленные  требования. 

По мнению подателя кассационной жалобы, суды не учли, что участник конкурсного  отбора регионального оператора в целях участия во втором этапе оценки и сопоставления  заявок должен подтвердить лишь право владения объектом, возможность которого  позволит осуществлять обработку (обезвреживание) твердых коммунальных отходов  (далее – ТКО) в необходимых объемах, а не соответствие этого объекта установленным  требованиям на момент проведения конкурса. Кроме того, размещение отходов на  полигоне ТКО фактически представляет собой единый технологический процесс,  включающий в себя процессы по обработке и обезвреживанию отходов. 

В отзыве на кассационную жалобу министерство просит оставить обжалуемые  судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству. 

ООО «Экостар» отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не представило. 

Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов,  изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего  в заседании представителя общества, суд кассационной инстанции считает, что  обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения. 

Как следует из материалов дела и установлено судами, министерство являлось  организатором торгов при проведении конкурсного отбора регионального оператора по  обращению с ТКО на территории Славгородской зоны Алтайского края (извещение   № 120521/257400114/02 размещено 12.05.2021 на официальном сайте Российской  Федерации в сети Интернет https://torgi.gov.ru). 

Согласно протоколу первого этапа рассмотрения и сопоставления заявок  от 22.06.2021 № 19 комиссией министерства до участия в конкурсном отборе допущены  две организации – общество и ООО «Экостар»; заявке ООО «Экостар» присвоен первый 


[A2] номер, а заявке общества – второй номер; победителем первого этапа признано  ООО «Экостар». 

Впоследствии обществом и ООО «Экостар» были поданы уведомления на участие во  втором этапе оценки и сопоставления заявок, которые были отклонены комиссией; второй  этап оценки и сопоставления заявок признан несостоявшимся (протокол от 02.07.2021   № 25). 

По результатам проведения конкурсного отбора победителем признан победитель  первого этапа – ООО «Экостар» (протокол от 05.07.2021 № 26). 

Общество, не согласившись с действиями и актами комиссии министерства при  проведении указанного конкурсного отбора в части отклонения его уведомления  и определения победителя, обратилось в суд с настоящим заявлением. 

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной  инстанций пришли к выводу о соответствии оспариваемых действий и актов комиссии  действующему законодательству и отсутствии нарушений прав и законных интересов  общества в сфере предпринимательской деятельности. 

Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов  кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора. 

Согласно статье 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах  производства и потребления» (далее – Закон об отходах) сбор, транспортирование,  обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на  территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими  региональными операторами в соответствии с региональной программой в области  обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1).  Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона  его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится  уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации  в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 4). 

Порядок проведения конкурсного отбора региональных операторов по обращению  с твердыми коммунальными отходами, требования к участникам конкурсного отбора,  критерии конкурсного отбора, порядок оценки и сопоставления заявок на участие  в конкурсном отборе установлены Правилами № 881. 

Согласно положениям Правил № 881 для проведения конкурсного отбора приказом  органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на  проведение конкурсного отбора, создается конкурсная комиссия, к функциям которой  отнесены, в том числе установление соответствия представленных заявок  и уведомлений об участии во втором этапе требованиям, установленным документацией  об отборе и названными Правилами; осуществление оценки и сопоставления заявок,  определение победителя конкурсного отбора; подписание протоколов, составленных  в ходе проведения конкурсного отбора (пункт 6, подпункты «в», «г» и «д» пункта 9);  организатор конкурсного отбора разрабатывает и утверждает документацию об отборе  (пункт 10). 


[A3] В рассматриваемом случае документация для проведения конкурсного отбора  регионального оператора утверждена приказом министерства от 11.05.2021 № 190. 

В соответствии с пунктами 51, 52 Правил № 881 оценка и сопоставление заявок  осуществляются в целях выявления лучших условий исполнения соглашения  в соответствии с критериями конкурсного отбора; лучшие условия исполнения  соглашения соответствуют минимальному значению приведенной стоимости услуги  регионального оператора; на основании результатов первого этапа оценки  и сопоставления заявок конкурсной комиссией каждой заявке присваивается порядковый  номер по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения  соглашения; заявке, в которой содержатся лучшие условия исполнения соглашения,  присваивается первый номер; победителем первого этапа оценки и сопоставления заявок  признается участник конкурсного отбора, заявке которого присвоен первый номер. 

Как следует из материалов дела, лучшие условия исполнения соглашения  содержались в заявке ООО «Экостар» (значение приведенной стоимости услуги  регионального оператора – 1 604 180 994 руб.), которой обоснованно присвоен первый  номер и данный участник признан победителем первого этапа оценки и сопоставления  заявок. 

Пунктом 55 Правил № 881, пунктом 8.7 конкурсной документации предусмотрено,  что в случае если в течение 3 дней после объявления результатов первого этапа оценки  и сопоставления заявок организатору конкурсного отбора поступили уведомления об  участии во втором этапе от участников конкурсного отбора, указанных в абзаце втором  названного пункта, проводится второй этап оценки и сопоставления заявок. 

Во втором этапе оценки и сопоставления заявок принимают участие участники  конкурсного отбора, которые владеют объектами по обработке и (или) обезвреживанию  твердых коммунальных отходов, мощность которых позволяет обрабатывать и (или)  обезвреживать более 50 процентов массы твердых коммунальных отходов, образующихся  в зоне деятельности регионального оператора в соответствии со схемой обращения  с отходами, либо имеют обязательства по завершению строительства и (или)  модернизации таких объектов не позднее чем через 3 года со дня опубликования  документации об отборе в соответствии с концессионным соглашением, соглашением  о государственно-частном партнерстве, соглашением о муниципально-частном  партнерстве либо инвестиционным договором, заключенным с органами государственной  власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления,  предусматривающим строительство и (или) модернизацию таких объектов. 

Согласно статье 1 Закона об отходах под обработкой отходов понимается  предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку,  разборку, очистку; под обезвреживанием - уменьшение массы отходов, изменение их  состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания,  связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого  источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на  специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на 


[A4] здоровье человека и окружающую среду. 

Исходя из положений подпункта «б» пункта 57 Правил № 881 уведомление об  участии во втором этапе должно содержать документы и сведения, подтверждающие  соответствие участника конкурсного отбора требованиям, указанным в абзаце втором  пункта 55 названных Правил. 

В силу подпункта «б» пункта 60 Правил № 881, пункта 8.12 конкурсной  документации уведомление об участии во втором этапе отклоняется конкурсной  комиссией в случае несоответствия участника конкурсного отбора требованиям,  установленным абзацем вторым пункта 55 названных Правил. 

Материалами дела подтверждается, что в целях участия во втором этапе оценки  и сопоставления заявок общество направило уведомление, приложив к нему в целях  подтверждения своего соответствия требованиям, указанным в абзаце втором пункта 55  Правил № 881, абзаце втором пункта 8.7 конкурсной документации, документы о наличии  у него на праве собственности объекта – полигона для размещения ТКО. 

Вместе с тем, как верно отмечено комиссией и судами, представленные обществом  документы не подтверждают наличие на данном полигоне объектов по обработке и (или)  обезвреживанию ТКО. 

Вопреки позиции общества факт размещения ТКО на полигоне сам по себе не  свидетельствует об осуществлении на нем процессов обработки и обезвреживания  отходов. 

Анализ положений пунктов 7-12, 16, 18-21 Единых требований к объектам  обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов,  утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2020   № 1657, указывает на необходимость обеспечения специальных технологических  процессов для обработки и обезвреживания ТКО и не позволяет отождествлять объекты  обработки и обезвреживания отходов с полигонами для их размещения. 

В силу статьи 13.3 Закона об отходах данные о месте нахождения объектов  обработки, утилизации, обезвреживания отходов подлежат включению  в территориальную схему обращения с отходами. 

 Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Территориальная  схема обращения с отходами Алтайского края, утвержденная приказом Минприроды  Алтайского края от 24.05.2019 № 880, не содержит сведений об указанном обществом  полигоне ТКО. 

С учетом изложенного является верным вывод судов о наличии у комиссии  министерства правовых оснований для отклонения представленного обществом  уведомления об участии во втором этапе оценки и сопоставления заявок. 

В соответствии с положениями пунктов 61, 62, 65 Правил № 881 на основании  результатов рассмотрения уведомлений об участии во втором этапе конкурсной  комиссией принимается решение о допуске участника конкурсного отбора ко второму  этапу оценки и сопоставления заявок; в случае если ни один из участников конкурсного  отбора не направил уведомление об участии во втором этапе или все уведомления об 


[A5] участии во втором этапе были отклонены конкурсной комиссией, второй этап оценки  и сопоставления заявок считается несостоявшимся; победителем конкурсного отбора  признается победитель второго этапа или победитель первого этапа оценки  и сопоставления заявок, если второй этап оценки и сопоставления заявок не состоялся. 

Поскольку второй этап оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсном  отборе регионального оператора не состоялся (все уведомления об участии во втором  этапе были отклонены комиссией), победителем конкурсного отбора правомерно признан  победитель первого этапа – ООО «Экостар». 

При таких обстоятельства суды пришли к обоснованным выводам о соответствии  действующему законодательству оспариваемых действий (актов) комиссии министерства,  об отсутствии нарушений прав и законных интересов общества в сфере  предпринимательской деятельности и отказали в удовлетворении заявленных требований. 

Доводы подателя кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов  нижестоящих инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Иное толкование  обществом положений действующего законодательства, а также иная оценка  обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права. 

Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для  отмены или изменения обжалуемых судебных актов. 

С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд  Западно-Сибирского округа 

постановил:

решение от 29.09.2021 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 24.12.2021  Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А03-9869/2021 оставить  без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда  Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия,  в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации. 

Председательствующий О.Ю. Черноусова

Судьи Ю.Н. Киричёк 

 ФИО1