347/2022-18707(2)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А03-9869/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2022 года. Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе: председательствующего Черноусовой О.Ю. судей Киричёк Ю.Н.
ФИО1
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем веб-конференции, аудиозаписи помощником судьи Полукаровой С.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство города Славгорода» на решение от 29.09.2021 Арбитражного суда Алтайского края (судья Музюкин Д.В.) и постановление от 24.12.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Бородулина И.И., Хайкина С.Н.) по делу № А03-9869/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство города Славгорода» (658821, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (656043, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) об оспаривании действий и решений.
Другое лицо, участвующее в деле, – общество с ограниченной ответственностью «Экостар» (658201, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>).
В заседании приняла участие (в режиме веб-конференции) представитель общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство города Славгорода» ФИО2 по доверенности от 10.01.2022.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью «Благоустройство города Славгорода» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (далее – министерство) о признании уведомления общества об участии во втором этапе конкурсного отбора соответствующим требованиям пункта 55 Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
[A1] конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 № 881 (далее – Правила № 881), абзацу второму пункта 8.7 конкурсной документации; о признании незаконными действий конкурсной комиссии по отклонению указанного уведомления (протокол от 02.07.2021 № 25), а также протокола о результатах конкурсного отбора и определения победителя от 05.07.2021 № 26; об обязании конкурсной комиссии внести соответствующие изменения в названные протоколы.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Экостар» (далее – ООО «Экостар»).
Решением от 29.09.2021 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 24.12.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и удовлетворить заявленные требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, суды не учли, что участник конкурсного отбора регионального оператора в целях участия во втором этапе оценки и сопоставления заявок должен подтвердить лишь право владения объектом, возможность которого позволит осуществлять обработку (обезвреживание) твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) в необходимых объемах, а не соответствие этого объекта установленным требованиям на момент проведения конкурса. Кроме того, размещение отходов на полигоне ТКО фактически представляет собой единый технологический процесс, включающий в себя процессы по обработке и обезвреживанию отходов.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
ООО «Экостар» отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не представило.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя общества, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, министерство являлось организатором торгов при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО на территории Славгородской зоны Алтайского края (извещение № 120521/257400114/02 размещено 12.05.2021 на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет https://torgi.gov.ru).
Согласно протоколу первого этапа рассмотрения и сопоставления заявок от 22.06.2021 № 19 комиссией министерства до участия в конкурсном отборе допущены две организации – общество и ООО «Экостар»; заявке ООО «Экостар» присвоен первый
[A2] номер, а заявке общества – второй номер; победителем первого этапа признано ООО «Экостар».
Впоследствии обществом и ООО «Экостар» были поданы уведомления на участие во втором этапе оценки и сопоставления заявок, которые были отклонены комиссией; второй этап оценки и сопоставления заявок признан несостоявшимся (протокол от 02.07.2021 № 25).
По результатам проведения конкурсного отбора победителем признан победитель первого этапа – ООО «Экостар» (протокол от 05.07.2021 № 26).
Общество, не согласившись с действиями и актами комиссии министерства при проведении указанного конкурсного отбора в части отклонения его уведомления и определения победителя, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о соответствии оспариваемых действий и актов комиссии действующему законодательству и отсутствии нарушений прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Согласно статье 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1). Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 4).
Порядок проведения конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, требования к участникам конкурсного отбора, критерии конкурсного отбора, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсном отборе установлены Правилами № 881.
Согласно положениям Правил № 881 для проведения конкурсного отбора приказом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на проведение конкурсного отбора, создается конкурсная комиссия, к функциям которой отнесены, в том числе установление соответствия представленных заявок и уведомлений об участии во втором этапе требованиям, установленным документацией об отборе и названными Правилами; осуществление оценки и сопоставления заявок, определение победителя конкурсного отбора; подписание протоколов, составленных в ходе проведения конкурсного отбора (пункт 6, подпункты «в», «г» и «д» пункта 9); организатор конкурсного отбора разрабатывает и утверждает документацию об отборе (пункт 10).
[A3] В рассматриваемом случае документация для проведения конкурсного отбора регионального оператора утверждена приказом министерства от 11.05.2021 № 190.
В соответствии с пунктами 51, 52 Правил № 881 оценка и сопоставление заявок осуществляются в целях выявления лучших условий исполнения соглашения в соответствии с критериями конкурсного отбора; лучшие условия исполнения соглашения соответствуют минимальному значению приведенной стоимости услуги регионального оператора; на основании результатов первого этапа оценки и сопоставления заявок конкурсной комиссией каждой заявке присваивается порядковый номер по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения соглашения; заявке, в которой содержатся лучшие условия исполнения соглашения, присваивается первый номер; победителем первого этапа оценки и сопоставления заявок признается участник конкурсного отбора, заявке которого присвоен первый номер.
Как следует из материалов дела, лучшие условия исполнения соглашения содержались в заявке ООО «Экостар» (значение приведенной стоимости услуги регионального оператора – 1 604 180 994 руб.), которой обоснованно присвоен первый номер и данный участник признан победителем первого этапа оценки и сопоставления заявок.
Пунктом 55 Правил № 881, пунктом 8.7 конкурсной документации предусмотрено, что в случае если в течение 3 дней после объявления результатов первого этапа оценки и сопоставления заявок организатору конкурсного отбора поступили уведомления об участии во втором этапе от участников конкурсного отбора, указанных в абзаце втором названного пункта, проводится второй этап оценки и сопоставления заявок.
Во втором этапе оценки и сопоставления заявок принимают участие участники конкурсного отбора, которые владеют объектами по обработке и (или) обезвреживанию твердых коммунальных отходов, мощность которых позволяет обрабатывать и (или) обезвреживать более 50 процентов массы твердых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора в соответствии со схемой обращения с отходами, либо имеют обязательства по завершению строительства и (или) модернизации таких объектов не позднее чем через 3 года со дня опубликования документации об отборе в соответствии с концессионным соглашением, соглашением о государственно-частном партнерстве, соглашением о муниципально-частном партнерстве либо инвестиционным договором, заключенным с органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, предусматривающим строительство и (или) модернизацию таких объектов.
Согласно статье 1 Закона об отходах под обработкой отходов понимается предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку; под обезвреживанием - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на
[A4] здоровье человека и окружающую среду.
Исходя из положений подпункта «б» пункта 57 Правил № 881 уведомление об участии во втором этапе должно содержать документы и сведения, подтверждающие соответствие участника конкурсного отбора требованиям, указанным в абзаце втором пункта 55 названных Правил.
В силу подпункта «б» пункта 60 Правил № 881, пункта 8.12 конкурсной документации уведомление об участии во втором этапе отклоняется конкурсной комиссией в случае несоответствия участника конкурсного отбора требованиям, установленным абзацем вторым пункта 55 названных Правил.
Материалами дела подтверждается, что в целях участия во втором этапе оценки и сопоставления заявок общество направило уведомление, приложив к нему в целях подтверждения своего соответствия требованиям, указанным в абзаце втором пункта 55 Правил № 881, абзаце втором пункта 8.7 конкурсной документации, документы о наличии у него на праве собственности объекта – полигона для размещения ТКО.
Вместе с тем, как верно отмечено комиссией и судами, представленные обществом документы не подтверждают наличие на данном полигоне объектов по обработке и (или) обезвреживанию ТКО.
Вопреки позиции общества факт размещения ТКО на полигоне сам по себе не свидетельствует об осуществлении на нем процессов обработки и обезвреживания отходов.
Анализ положений пунктов 7-12, 16, 18-21 Единых требований к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 № 1657, указывает на необходимость обеспечения специальных технологических процессов для обработки и обезвреживания ТКО и не позволяет отождествлять объекты обработки и обезвреживания отходов с полигонами для их размещения.
В силу статьи 13.3 Закона об отходах данные о месте нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов подлежат включению в территориальную схему обращения с отходами.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Территориальная схема обращения с отходами Алтайского края, утвержденная приказом Минприроды Алтайского края от 24.05.2019 № 880, не содержит сведений об указанном обществом полигоне ТКО.
С учетом изложенного является верным вывод судов о наличии у комиссии министерства правовых оснований для отклонения представленного обществом уведомления об участии во втором этапе оценки и сопоставления заявок.
В соответствии с положениями пунктов 61, 62, 65 Правил № 881 на основании результатов рассмотрения уведомлений об участии во втором этапе конкурсной комиссией принимается решение о допуске участника конкурсного отбора ко второму этапу оценки и сопоставления заявок; в случае если ни один из участников конкурсного отбора не направил уведомление об участии во втором этапе или все уведомления об
[A5] участии во втором этапе были отклонены конкурсной комиссией, второй этап оценки и сопоставления заявок считается несостоявшимся; победителем конкурсного отбора признается победитель второго этапа или победитель первого этапа оценки и сопоставления заявок, если второй этап оценки и сопоставления заявок не состоялся.
Поскольку второй этап оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсном отборе регионального оператора не состоялся (все уведомления об участии во втором этапе были отклонены комиссией), победителем конкурсного отбора правомерно признан победитель первого этапа – ООО «Экостар».
При таких обстоятельства суды пришли к обоснованным выводам о соответствии действующему законодательству оспариваемых действий (актов) комиссии министерства, об отсутствии нарушений прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности и отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы подателя кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Иное толкование обществом положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 29.09.2021 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 24.12.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А03-9869/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий О.Ю. Черноусова
Судьи Ю.Н. Киричёк
ФИО1