АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
сентября 2022 года № Ф03-4086/2022
Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2022 года .
Полный текст постановления изготовлен сентября 2022 года .
председательствующего судьи Луговой И.М.
судей Михайловой А.И., Ширяева И.В.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью «УК «Единство»: представитель не явился;
от Государственной жилищной инспекции Амурской области: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «УК «Единство»
на решение от 01.03.2022, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2022
по делу № А04-10038/2021 Арбитражного суда Амурской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «УК «Единство» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес:675000, <...>)
к Государственной жилищной инспекции Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 675004, <...>)
о признании недействительным предписания
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Единство» (далее - заявитель, общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Амурской области (далее - инспекция) о признании недействительным предписания от 14.10.2021 № 789-л.
Решением суда от 01.03.2022, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2022, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с судебными актами, заявитель обратился с кассационной жалобой в Арбитражный суд Дальневосточного округа, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
Общество в жалобе настаивало, что вопреки выводам судов, протоколом общего собрания собственников спорного дома от 15.05.2018 принято решение об оплате сверхнормативного расходования коммунального ресурса на общедомовые нужды (холодное водоснабжение) непосредственно собственниками пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. В связи с чем, действия управляющей компании по даче указаний и доначислению агентом платежей оплаты за коммунальный ресурс на СОИ за период 2018-2021 согласно принятому, но нереализованному ранее решению, правомерно, а предписание инспекции – незаконно и нарушает права заявителя.
Инспекция отзыв не представила, извещенная в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку представителей в судебное заседание, как и общество, не обеспечила, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для её удовлетворения.
Как видно из материалов дела, общество на основании договора от 01.06.2015 осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>, который оснащен коллективным прибором учета (ОДПУ) холодного водоснабжения.
Протоколом общего собрания собственников от 15.05.2018 собственники помещений МКД приняли решение по вопросу №9, о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенной исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями площади каждого жилого и нежилого помещения.
За период с 01.06.2018 по 31.08.2021 объем ресурса на СОИ по холодному водоснабжению (ХВС) распределялся по фактическому потреблению, но не выше норматива, исходя из норматива 6,16 куб. м в месяц, в том числе по жилому помещению №4 в объеме 0,14187 куб. м.
В расчетных периодах с 01.06.2018 по 31.12.2019, с 01.06.2020 по 31.07.2020, за сентябрь 2020 года, январь, июнь и август 2021 года, начисление платы составило «0», так как объем коммунального ресурса, определенный исходя из показаний ОДПУ, был меньше, чем суммарный расход холодной воды в жилых помещениях.
Позже управляющая компания направила в адрес платежного агента - ООО «Благ-РКЦ» уведомление от 30.08.2021 Е-2078-2021 о необходимости производить расчет размера платы за коммунальный ресурс на СОИ по ХВС с учетом распределения сверхнормативного объема, ссылаясь на пункт 9 решения общего собрания от 15.05.2018 о распределении сверхнормативного объема потребленных ресурсов, используемых при содержании общего имущества между собственниками помещений.
В программное обеспечение ООО «Благ-РКЦ» внесена соответствующая отметка распределении и за сентябрь 2021 года в платежных документах жильцов МКД отражена корректировка (перерасчет) размера платы за коммунальный ресурс на СОИ по ХВС в сторону увеличения за период с января 2020 года по август 2021 года, в том числе по жилому помещению № 4 в сумме перерасчета в сторону увеличения в сумме 2570,77 руб.
По факту обращений ФИО1, проживающей в МКД кв. 4, на основании распоряжения и.о начальника инспекции от 14.10.2021 назначена внеплановая документарная проверка общества по вопросу проверки расчета размера платы за коммунальный ресурс холодное водоснабжение, потребляемый в целях содержания общего имущества МКД, по результатам которой составлен акт от 14.10.2021 № 789-л и управляющей компании выдано предписание от 14.10.2021 № 789-л об устранении выявленных нарушений части 2 статьи 161 ЖК РФ, части 2.3 статьи 162 ЖК РФ, пункту 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ, части 7 статьи 156, статьи 45.18 ЖК РФ.
Выявленные нарушения следовало устранить в срок до 14.12.2021, а именно: отменить корректировку (перерасчет) размера платы за коммунальный ресурс холодное водоснабжение, потребляемый в целях содержания общего имущества в сторону увеличения собственникам помещений в МКД, отраженную в платежных документах за сентябрь 2021 года; сверхнормативное потребление коммунального ресурса оплатить ресурсоснабжающей организации за счет собственных средств; принять меры по приведению порядка начисления платы за жилое помещение в соответствие действующему законодательству в части расчетов платы за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества.
Общество, не согласившись с предписанием, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд, который в удовлетворении требований отказал, прийдя к выводу о законности оспариваемого ненормативного правового акта.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Суд округа соглашается с судами, которые приняли во внимание следующее.
В силу части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
Согласно части 9.1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу части 9.2 статьи 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исключение составляет случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги определен Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») (далее - Правила № 354).
Согласно пункту 40 Правил № 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно абзацам 1 и 2 пункта 44 Правил №354, действующему в период спорных отношений, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к настоящим Правилам.
При этом объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулами 11 и 12 приложения № 2 к настоящим Правилам. В случае если указанный объем за расчетный период (расчетный месяц) составляет отрицательную величину, то указанная величина учитывается в следующем расчетном периоде (следующих расчетных периодах) при определении объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, приходящегося на жилое (нежилое) помещение.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила № 491).
В силу пункта 2 Правил № 491 под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса (к числу которых отнесены холодное и горячее водоснабжение, электрическая энергия) в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498, вступившим в силу с 01.01.2017, в связи с внесением изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность не позднее 01.06.2017 утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений этого Постановления.
Согласно пункту 29 Правил №491, в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498, вступившего в силу с 01.01.2017, расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (абзац 1 пункта 29).
С 1 января 2017 года в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг) (абзац 2 пункта 29 Правил № 491).
При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года (абзац 3 пункта 29 Правил № 491).
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом; в случае если Перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходов на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (абзац 4 пункта 29 Правил № 491).
Размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов (абзац 5 пункта 29 Правил № 491).
При этом размер расходов на оплату холодной воды и электроснабжения, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, может составлять меньшую величину (в том числе, при принятии собственниками помещений в доме решения о потреблении коммунальных услуг на общедомовые нужды исходя из фактического потребления), чем размер норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом Российской Федерации.
В свою очередь, норматив потребления коммунальных услуг, потребленных в процессе использования общедомового имущества, в данном случае, является величиной, определяющей максимальный расход ресурсов, возможность превышать которую действующим законодательства не предусмотрена. Исключение составляет принятие решения собственниками помещений дома о распределении сверхнормативного потребления коммунальных ресурсов между всеми собственниками.
Проанализировав указанные нормы права в совокупности с частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ, суды пришли к верному выводу о том, что внесенные в пункт 44 Правил № 354 изменения, исключившие с 01.07.2020 ограничения по распределению между гражданами объема коммунальной услуги на общедомовые нужды в размере превышения объема коммунальной услуги, определенного по показаниям прибора учета, над объемом, рассчитанным из норматива потребления, не влияют на возможность применения правового подхода о правомерности полного распределения между собственниками помещений в многоквартирном доме объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, лишь по решению самих собственников помещений в многоквартирном доме, принятому в соответствующем порядке на общем собрании. При этом формулировка такого решения не должна предполагать неоднозначного толкования.
Отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом и оказывающего коммунальные услуги, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование исполнителя к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижению целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг, путем наиболее грамотного управления жилым фондом, что является основой хозяйственной деятельности таких организаций.
Вместе с этим, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о включении в плату за содержание жилого помещения расходов на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов, может быть принято, если Перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, и из решения собрания собственников МКД однозначно следует, что волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме направлено именно на включение в плату за содержание жилого помещения таких расходов сверх установленных нормативов потребления.
В обоснование законности своих действий управляющая компания ссылается на пункт 9 решения общего собрания собственников МКД от 15.05.2018, содержание которого приведено выше.
Между тем, по мотивированным выводам судов, обществом не учтено, что с 01.01.2017 коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, перешли из разряда коммунальных услуг в жилищные услуги, и с этого времени плата за такие коммунальные ресурсы является составляющей платы за содержание жилого помещения.
Согласно пункту 2 Правил № 354 «коммунальные услуги» - это деятельность исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений); «коммунальные ресурсы» - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;
Таким образом, законодатель различил понятия «коммунальные услуги», то есть деятельность исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса, и непосредственно «коммунальные ресурсы».
В рассматриваемом случае, как установили суды, собственники помещений в МКД в решении собрания определили порядок распределения объема коммунальной услуги, и поэтому такое решение не может повлечь за собой безусловного применения управляющей организацией данного решения в отношении коммунального ресурса.
При этом, как указано выше, законодатель определил, что норматив потребления коммунальных услуг, потребленных в процессе использования общедомового имущества, является величиной, определяющей максимальный расход ресурсов, возможность превышать который действующее законодательство не предусматривает. Исключение составляет принятие собственниками помещений дома решения о распределении сверхнормативного потребления именно коммунальных ресурсов между всеми собственниками в соответствии с вышеуказанным правовым регулированием.
Доказательств принятия общим собранием собственников МКД решения о распределении платы за сверхобъем именно коммунального ресурса между собственниками, как и доказательств превышения оказанных в спорном периоде работ по содержанию общего имущества над минимальным перечнем, в материалы дела обществом не представлено.
При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу о том, что решение о распределении сверхнормативного потребления коммунальных ресурсов и способе такого распределения между всеми жителями дома на общем собрании собственников помещения дома не принималось, в связи с чем, обществом допущено нарушение порядка начисления платы за коммунальные ресурсы и поэтому требование о признании незаконным предписания инспекции, удовлетворено быть не могло.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не допущено, кассационная жалоба - удовлетворению, а судебные акты - отмене, не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 01.03.2022, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2022 по делу № А04-10038/2021 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья И.М. Луговая
Судьи А.И. Михайлова
И.В. Ширяев