АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
октября 2022 года № Ф03-4262/2022
Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2022 года .
Полный текст постановления изготовлен октября 2022 года .
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Ширяева И.В.
судей Луговой И.М., Михайловой А.И.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Концепт-2»: представитель не явился;
от Государственной жилищной инспекции Амурской области: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Концепт-2»
на решение от 14.04.2022, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2022
по делу № А04-1028/2022
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Концепт-2»
к Государственной жилищной инспекции Амурской области
о признании незаконным предписания
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Концепт-2» (ОГРН 1172801007796, ИНН 2804018280; адрес: 676850, Амурская область, г. Белогорск, ул. Партизанская, д. 31, корп. А; далее – ООО «УК Концепт-2», общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Амурской области (ОГРН 1032800057146, ИНН 2801090539; адрес: 675004, Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Загородная, д. 56; далее – инспекция) о признании незаконным предписания от 10.01.2022 № 1100-Л.
Решением суда от 14.04.2022, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2022, в удовлетворении заявления общества отказано.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, ООО «УК Концепт-2» обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя жалобы, с 01.07.2021 отсутствуют ограничения по превышению норматива при начислении платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме (далее – МКД) на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, в случае принятия на собрании собственников помещений в МКД решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации (подпункт 2 части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации). Общество указывает, что доказательства принятия решения об определении порядка начисления платы за коммунальные ресурсы, потребленные при использовании и содержании общего имущества в МКД (копию протокола собрания собственников помещений в МКД от 23.10.2020), ООО «УК Концепт-2» в суд представила.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ruв сети Интернет, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив законность принятых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, лицензиат (ООО «УК Концепт-2») согласно реестру выданных лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД на территории Амурской области осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению МКД, расположенным по адресу: г. Белогорск, ул. Чехова, д. 44, на основании лицензии № 028 000202 от 15.08.2017 и договора управления от 01.10.2017.
Согласно протоколу внеочередного общего собрания собственников от 17.08.2018 собственниками помещений МКД, расположенного по адресу: г. Белогорск, ул. Чехова, д. 44, принято решение об определении размера расходов граждан и организации в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти Амурской области.
В соответствии с распоряжением от 14.12.2021 с целью рассмотрения обращения Чикуновой В.Н., проживающей по адресу: Амурская область, г. Белогорск, ул. Чехова, д. 44, инспекцией проведена внеплановая документарная проверка общества, составлен акт от 10.01.2022 № 1100-Л.
В ходе проверки инспекцией установлено нарушение обществом требований части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416, выразившееся в предъявлении собственникам помещений в МКД по адресу: г. Белогорск, ул. Чехова, д. 44 объемов по холодной воде, потребляемой в целях содержания общего имущества, выше нормативов потребления.
Инспекцией обществу выдано предписание от 10.01.2022 № 1100-Л, ООО «УК Концепт-2» надлежало в срок до 29.04.2022 произвести перерасчет размера платы за холодную воду, потребляемую в целях содержания общего имущества собственникам помещений в МКД, расположенном по адресу: г. Белогорск, ул. Чехова, д. 44, за период с 01.09.2020 по 31.12.2021 в сторону уменьшения, без учета сверхнормативного потребления (пункт 1 предписания). Также надлежало с 01.01.2022 производить расчет платы за холодную воду, потребляемую в целях содержания общего исходя из объема, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, но не выше норматива потребления согласно пункту 2 предписания.
Общество, не согласившись с предписанием, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно пунктам 10 и 11 части 1 статьи 4 ЖК РФ отношения по предоставлению коммунальных услуг, по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулируются жилищным законодательством.
В силу части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества дома.
Согласно части 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающим содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В части 7 статьи 156 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Собственник помещения в доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ.
На основании части 9.2 статьи 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме: исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Кроме того, Федеральным законом от 29.07.2017 № 258-ФЗ «О внесении изменений в статьи 154 и 156 ЖК РФ и статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в статью 156 ЖК РФ: общему собранию собственников помещений в многоквартирном доме предоставлено право самостоятельно определять размер расходов в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, даже при наличии утвержденных нормативов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила № 491), согласно пункту 2 которых под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса (к числу которых отнесены холодное и горячее водоснабжение, электрическая энергия) в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Также Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498, вступившим в силу с 01.01.2017, в связи с внесением изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность не позднее 01.06.2017 утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений этого Постановления.
Пунктом 29 Правил № 491, в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 №1498, вступившего в силу с 01.01.2017, установлено, что расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (абзац 1 пункта 29).
Между тем с 1 января 2017 в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг) (абзац 2 пункта 29).
При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 (абзац 3 пункта 29).
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (абзац 4 пункта 29).
Размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов (абзац 5 пункта 29).
Согласно абзацу 4 пункта 29 Правил № 491 решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о включении в плату за содержание жилого помещения расходов на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов, может быть принято, если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, и кроме того, из решения должно однозначно следовать, что волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме направлено на включение в плату за содержание жилого помещения таких расходов сверх установленных нормативов потребления.
На основании выводов, изложенных в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.10.2021 № 2301-О, часть 9.2 статьи 156 ЖК РФ (как в действующей редакции, так и в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 258-ФЗ) прямо предписывает при определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при наличии общедомового прибора учета в многоквартирном доме исходить из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний общедомового прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанный порядок перерасчета с учетом положений пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491) и разъяснений, отраженных в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.11.2017 № 50534-ОГ/04 «О порядке перерасчета коммунальных ресурсов», исключает начисление собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах платы в части превышения объема коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний общедомового прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из норматива потребления коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, без соответствующего решения общего собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Между тем оспариваемая норма предполагает, что в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме расходы граждан на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, исчисляются исходя из определяемого по показаниям общедомового прибора учета коммунального ресурса фактического потребления, если последнее не превосходит указанный норматив потребления.
Исследовав по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе протокол общего собрания собственников от 23.10.2020, суды пришли к обоснованному выводу о том, что такое решение собственниками МКД не принималось.
Кроме того, из решения собрания, оформленного протоколом общего собрания собственников от 23.10.2020, не следует, что расходы по содержанию общего имущества превышают минимальный перечень.
В этой связи суды пришли к правомерному выводу о том, что в данном случае размер расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общедомового имущества в многоквартирном доме, может определяться исходя из объема фактического потребления соответствующей услуги на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета, однако не должен превышать размера норматива потребления данных услуг.
При изложенном суды пришли к единому мнению о соответствии оспариваемого предписания нормам действующего законодательства, об отсутствии нарушений прав и законных интересов заявителя и, как следствие, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются судом кассационной инстанции как основанные на неверном толковании норм материального права.
Поскольку нормы материального права правильно применены к установленным по делу обстоятельствам; нарушений, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов, судами не допущено, обжалуемые судебные акты не подлежат отмене, а кассационная жалоба – удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.04.2022, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2022 по делу № А04-1028/2022 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья И.В. Ширяев
Судьи И.М. Луговая
А.И. Михайлова