АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
сентября 2022 года № Ф03-4328/2022
Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2022 года .
Полный текст постановления изготовлен сентября 2022 года .
председательствующего судьи Луговой И.М.,
судей: Михайловой А.И., Черняк Л.М.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Новый город» - представитель не явился;
от Государственной жилищной инспекции Амурской области - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Амурской области
на решение от 19.04.2022, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2022
по делу № А04-1157/2022 Арбитражного суда Амурской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Новый город» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, адрес: 676455, <...>)
к Государственной жилищной инспекции Амурской области (ОГРН: <***>, ИНН:<***>, адрес: 675004, <...>)
о признании недействительным предписания
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «УК «Новый город» (далее – заявитель, общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Амурской области (далее – инспекция) о признании недействительным предписания от 29.11.2021 №1036-л.
Решением суда от 19.04.2022, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2022, требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, инспекция обратилась в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Инспекция в жалобе настаивает на законности предписания от 29.11.2021. По мнению инспекции, в действиях общества имеются признаки нарушения требований жилищного законодательства Российской Федерации, а именно требований Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Закон № 209-ФЗ), части 10.1 статьи 161 ЖК РФ. Отмечает, что при осуществлении инспекцией проверки исполнения спорного предписания, установлено, что оно исполнено обществом не в полном объёме.
Общество отзыв не представило, извещенное в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку представителей в судебное заседание. Как и инспекция, не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для её удовлетворения.
Из материалов дела судами установлено, что общество осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными жилыми домами на территории г. Свободного Амурской области в соответствии с лицензией от 15.05.2018 № 028 000223.
На основании распоряжения от 24.11.2021 № 1036-л инспекцией в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка.
В ходе контрольных мероприятий, результаты которых оформлены актом от 29.11.2021 № 1036-л, инспекцией установлено, что в нарушение требований Закона № 209-ФЗ, части 10.1 статьи 161 ЖК РФ, пункта 8 раздела 10 Приказа от 29.02.2016 № 74/114/ пр «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Приказ № 74/114/пр) управляющая компания не разместила информацию о состоянии расчетов управляющей организации с ресурсоснабжающими организациями, информацию о состоянии расчетов управляющей организации с потребителями коммунальных услуг, а также информацию о состоянии расчетов управляющей организации за жилое помещение с собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах; в отношении многоквартирных домов находящихся на управлении (отсутствует размещение лицевых счетов), расположенных по адресам: <...> Октября, д. 11 (95,5%), ул. 50 лет Октября, д. 12 (95,1%), ул. 50 лет Октября, д. 19 (96,7%), ул. Комарова, д. 25 (96,6%), ул. Октябрьская, д. 55 (91,8%), ул. Мухина, д. 17 (97,1%), ул. Ленина, д. 19 (96,6%), ул. Ленина, д. 36 (92,1%), ул. Октябрьская, д. 30 (97,5%), ул. Октябрьская, д. 44 (98,6%), ул. Вокзальная, д. 52 (97,5%), ул. 50 лет Октября, д. 1 (93,9%), ул. 50 лет Октября, д. 9 (91,2%), ул. Орджоникидзе, д. 76 (98,3%), пер. Зеленый, д. 11 (95,1%), ул. Кручинина, д. 3 (95,9%), ул. Школьная, д. 66 (95,8%), ул. Карла Маркса, д. 2 (76,4%), ул. 50 лет Октября, д. 21 (92,4%), ул. Михайло-Чесноковская, д. 4/1 (77,1%) и выставлении платежных документов за предыдущий расчетный период в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам: <...> (50%), ул. Чехова, д. 35 (50%), ул. Комарова, д. 25 (50%), ул. Кручинина. д. 3 (48.6%), пер. Зеленый, д. 11 (48%), ул. Ленина, д. 19 (48,2%), ул. Ленина, д. 36 (50%), ул. Ленина, д. 103 (49,6%), ул. Кирова, д. 95 (49,7%), ул. Школьная, д. 66 (48,9%), ул. Карла Маркса, д. 2 (48,1%), ул. Екимова, д. 58 (50%), ул. Мухина, д. 17 (49,3%), пер. Механический, д. 4 (50%), ул. Парниковая, д. 14 (50%), ул. Октябрьская, д. 30 (49,4%), ул. Октябрьская, д. 37 (50%), ул. Октябрьская, д. 44 (49,6%), ул. Вокзальная, д. 52 (49,4%), ул. Днепровского, 36 (46,6%), пер. Кирпичный, д. 77 (49,3%), ул. 50 лет Октября, д. 1 (47,7%), ул. 50 лет Октября, д. 9 (47,5%), ул. 50 лет Октября, д. 11 (48%), ул. 50 лет Октября, д. 12 (48,4%), ул. 50 лет Октября, д. 19 (48,7%), ул. 50 лет Октября, д. 21 (46,9%), ул. Орджоникидзе, д. 4 (50%), ул. Орджоникидзе, д. 76 (49,6%), пер. Механический, д. 4 (50%), ул. Михайло-Чесноковская, д. 4/1 (39,8%).
По результатам проверки инспекцией выдано предписание от 29.11.2021 №1036-л, которым обществу предписано в срок до 28.01.2022 разместить информацию о состоянии расчетов управляющей организации с ресурсоснабжающими организациями, информацию о состоянии расчетов управляющей организации с потребителями коммунальных услуг, информацию о состоянии расчетов управляющей организации за жилое помещение с собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах, в отношении многоквартирных домов, находящихся на управлении, а также выставить платежные документы за предыдущий расчетный период в отношении многоквартирных домов, расположенных по указанным выше адресам.
Не согласившись с предписанием от 29.11.2021, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд, который, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о незаконности оспариваемого ненормативного правового акта.
Выводы суда первой инстанции поддержаны судом апелляционной инстанции.
Суд округа соглашается с судами, которые в данном случае исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в МКД, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления МКД одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в МКД, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 названного Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 указанного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с положениями части 1 статьи 157.2 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в следующих случаях:
1) при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса;
2) при прекращении заключенных в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (далее также - договор ресурсоснабжения) вследствие одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации от исполнения договора ресурсоснабжения по основанию, предусмотренному частью 2 настоящей статьи - при наличии у лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в определенной данной частью статьи размере;
3) если между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией заключены договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
Анализ буквального содержания приведенных статей Кодекса позволяет прийти к выводу о том, что по общему правилу при выборе собственниками МКД в качестве способа управления управляющей организации, последняя в силу закона несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает ее: заключать с РСО договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства МКД; требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги.
Данный правовой подход содержится в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 № 310-КГ14-8259, от 08.08.2016 № 305-ЭС16-4138.
Иными словами, при наличии в МКД управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвует управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг и РСО как поставщик. Абонентом (потребителем) по договору энергоснабжения и, соответственно, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы является управляющая компания. В свою очередь, потребители коммунальных услуг оплачивают эти услуги исполнителю.
Вместе с этим, из этих же положений Кодекса следует, что законодательство допускает возможность ограничения обязательств управляющей компании по оплате объема и стоимости коммунального ресурса, подаваемого в МКД, при наличии предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличии договора ресурсоснабжения, предусмотренного частью 17 статьи 12 указанного Федерального закона, а также в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 ЖК РФ.
В соответствии с частью 10.1 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе.
Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен Федеральным законом.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, устанавливают порядок, состав, способы, сроки и периодичность размещения в ГИС ЖКХ информации поставщиками информации, обязательное размещение которой предусмотрено Федеральным законом, в системе, а также адрес официального сайта системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункты 2, 11 части 3 статьи 7 Закона № 209-ФЗ).
Порядок и способы размещения информации, ведения реестров в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, доступа к системе и информации, размещенной в ней, установлены Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.12.2015 № 589/944/пр (далее – Приказ № 589/544/пр), технологическими инструкциями и руководством пользователя, которые опубликованы на сайте http://dom.gosuslugi.ru в разделе «Регламенты и инструкции».
Пунктами 2 и 3 Приказа № 589/944/пр определено, что система ГИС ЖКХ имеет открытую часть, свободный доступ к которому имеет неограниченный круг лиц, и закрытую часть для разных категорий пользователей, доступ к которой ограничен.
Поставщики информации обеспечивают полноту, достоверность, актуальность информации и своевременность ее размещения в системе (часть 3 статьи 8 Закона № 209- ФЗ).
В соответствии с частью 19 статьи 7 Закона № 209-ФЗ лица, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 11, 22, 24, 25, 27, 31, 33, 40 части 1 статьи 6 этого закона.
В системе должна размещаться информация о состоянии расчетов потребителей с лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, с лицами, осуществляющими предоставление коммунальных услуг, с лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома (пункт 33 части 1 статьи 6 Закона № 209-ФЗ).
Информация, подлежащая размещению в системе лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, к которой, в числе прочего, отнесена информация о состоянии расчетов лиц, осуществляющих предоставление коммунальных услуг и (или) приобретающих коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями (по каждому договору), а также информация о состоянии расчетов потребителей (собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме, жилого дома (домовладения)) с ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими предоставление коммунальных услуг, содержится в Разделе 8 Приказа № 74/114/ пр.
В соответствии с пунктом 5.2 раздела 8 Приказа № 74/114/пр лица, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, размещают в ГИС ЖКХ информацию о состоянии расчетов потребителей (собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме, жилого дома (домовладения)) с ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими предоставление коммунальных услуг: начислено денежных средств по каждому жилому (нежилому) помещению в многоквартирном доме, жилому дому (домовладению); поступило денежных средств, задолженность/переплата по оплате коммунальных услуг (по каждому жилому помещению в многоквартирном доме, жилому дому (домовладению), а в отношении нежилых помещений – по каждому договору); задолженность/переплата по уплате неустойки (штрафа, пени); поступило денежных средств в счет уплаты неустойки (штрафа, пени).
Для управляющих организаций предусмотрена обязанность по размещению информации состоянии расчетов управляющей организации, товарищества, кооператива с ресурсоснабжающими организациями, информация о состоянии расчетов управляющей организации, товарищества, кооператива с потребителями коммунальных услуг, а также информация о состоянии расчетов управляющей организации, товарищества, кооператива за жилое помещение с собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах (пункт 8 раздела 10 Приказа № 74/114/пр).
Признавая незаконным предписание от 29.11.2021, судами установлено, что инспекцией не учтено, что в соответствии с пунктом 2, 17 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» собственники помещений всех спорных многоквартирных домов, находящихся в управлении у общества заключили прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных услуг.
Факт принятия собственниками помещений всех многоквартирных домов, находящихся в управлении у общества, решений о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных услуг, подтвержден представленными обществом протоколами внеочередных общих собраний и инспекцией не опровергнут.
Доказательств заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных услуг для МКД, указанных в оспариваемом предписании с управляющей компанией, а также доказательства того, что при проведении проверки инспекция запрашивала у общества сведения о заключении прямых договоров собственников МКД с ресурсоснабжающими организациями, материалы дела не содержат.
Следовательно, по верным выводам судов, обязанность по размещению информации, предусмотренной пунктами 1. 2, 6, 7, 11, 22. 24. 25. 27. 31, 33, 40 части 1 статьи 6 Закона № 209-ФЗ возложена на лиц, осуществляющих поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг для МКД, а не на управляющую компанию, в чьем управлении находятся такие дома.
Таким образом, в данном случае требования предписания о размещении обществом информации о состоянии расчетов управляющей организации с ресурсоснабжающими организациями, информацию о состоянии расчетов управляющей организации с потребителями коммунальных услуг предъявлены к ненадлежащему лицу, поскольку применительно к изложенным выше нормам права, заявитель по настоящему делу не является исполнителем коммунальных услуг для жителей, указанных в предписании МКД.
Так же судами учтено, что исходя из норм Закона № 209-ФЗ, процент размещенных лицевых счетов зависит от количества поставщиков жилищно-коммунальных услуг по дому и размещенной ими информации, которая может быть, как более, так и менее 100 %.
Между тем, данные обстоятельства инспекцией при проведении проверки не выяснялись, инспекция ограничилась мониторингом показателей в процентном соотношении размещенных лицевых счетов, выставленных платежных документов за предыдущий расчетный период.
Полнота, достоверность, актуальность информации, предусмотренная частью 3 статьи 8 Закона № 209-ФЗ, не может рассматриваться как значение показателя размещения равного 100 %, поскольку нормативного требования по размещению лицевых счетов со значением, равным 100 % и определяющим полноту, достоверность и актуальность информации, не установлено.
Судами отмечено, что процентный показатель является взаимозависимым, в том числе, от информации, размещенной всеми поставщиками жилищно-коммунальных услуг, и не свидетельствует о наличии недостоверности информации, при её внесении отдельными поставщиками ресурса, при значении, равном менее 100 %.
Кроме того, суд округа соглашается с выводами судов о том, что оспариваемое предписание, наряду с его незаконностью, также является неисполнимым, поскольку содержит общую формулировку о необходимости размещения в целом информации в полном объеме, то есть указанные нарушения имеют абстрактный характер, без конкретизации – без обозначения адресов домов и номеров помещений.
Доводы кассационной жалобы инспекции, относящие к периоду времени после даты оспариваемого предписания, судом округа не рассматриваются, как не имеющие отношения к предмету спора и оспариваемым судебным актам.
Поскольку судами правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов не выявлено, кассационная жалоба - удовлетворению, а судебные акты – отмене, не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.04.2022, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2022 по делу № А04-1157/2022 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья И.М. Луговая
Судьи А.И. Михайлова
Л.М. Черняк