ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А04-2844/2021 от 25.08.2022 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-4655/2022

31 августа 2022 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2022 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Иноземцева И.В.

судей Волковой М.О., Жолондзь Ж.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайленко Т.Н.

при участии в заседании:

от государственного казенного учреждения управление автомобильных дорог Амурской области «Амурупрадор»: ФИО1, представитель по доверенности от03.06.2022

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного казенного учреждения управление автомобильных дорог Амурской области «Амурупрадор»

на решение от 14.06.2022

по делу № А04-2844/2021

Арбитражного суда Амурской области

по иску государственного казенного учреждения управление автомобильных дорог Амурской области «Амурупрадор» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 675004, <...>)

к обществу с ограниченной ответственностью «Магистраль» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 675011, Амурская область, ш. Благовещенск, ул. Октябрьская, д. 180, оф. 1)

о взыскании 610 013, 65 руб.

УСТАНОВИЛ:

государственное казенное учреждение управление автомобильных дорог Амурской области «Амурупрадор» (далее – ГКУ «Амурупрадор», истец) обратилось в Арбитражный суд Амурской области к обществу с ограниченной ответственностью «Магистраль» (далее – ООО «Магистраль», ответчик) с исковыми требованиями, уточненными при рассмотрении дела в суде в порядке статьи 49 Арбитражного кодекса Российской Федерации о взыскании неустойки по государственному контракту на выполнение работ от 24.12.2019 № Ф.2019.003710 за период с 16.04.2020 по 05.11.2020 в размере 568 961, 27 руб., почтовых расходов в размере 93 руб. По иску возбуждено дело № А04-4770/2021.

Так же ГКУ «Амурупрадор» обратилось в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением к ООО «Магистраль» о взыскании неустойки по государственному контракту на выполнение работ от 24.12.2019 № Ф.2019.003710 за период с 06.11.2020 по 21.12.2020 в размере 41 052, 38 руб. По иску возбуждено дело № А04-2844/2021.

Определением Арбитражного суда Амурской области от 16.12.2021 дела № А04-4770/2021 и № А04-2844/2021 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, присвоен номер № А04-2844/2021.

Решением Арбитражного суда Амурской области от 14.06.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с решением суда, истец обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.

В обоснование доводов жалобы ссылается на неправильное применение судом норм постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 № 783. Указывает, на отсутствие основания списания начисленной неустойки, поскольку не имело места фактическое завершение исполнение контракта в 2020 году, а также дополнительным соглашением от 21.12.2020 № 3 к контракту стороны изменили цену контракта и объем работ.

Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2022 апелляционная жалоба принята к производству, дело к судебному разбирательству назначено на 25.08.2022 в 12 часов 00 минут, информация об этом размещена публично на сайте арбитражного суда в сети Интернет.

ООО «Магистраль» направило отзыв на апелляционную жалобу, со ссылкой на правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19.04.2022 № 302-ЭС21-25561 о наличии оснований, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 № 783 для списания начисленных неустоек, что учтено судом при рассмотрении иска заказчика о взыскании штрафных санкций.

В судебном заседании апелляционной инстанции проведенного путем использования системы видеоконференц-связи представитель истца поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просила решение отменить, принять новый судебный акт.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебное заседание проводилось в отсутствии ответчика.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом, между ГКУ «Амурупрадор» (государственный заказчик) и ООО «Магистраль» (подрядчик) заключен государственный контракт на выполнение работ от 24.12.2019 № Ф.2019.003710, в соответствии с которым подрядчик принимает на себя обязательства на выполнение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Амурской области, а государственный заказчик обязуется осуществить приемку выполненных работ и оплатить их в соответствии с условиями настоящего контракта.

В состав работ по контракту входят работы по ремонту и содержанию участка автомобильной дороги «Благовещенск - Гомелевка», км 21+890 – км 24+100.

Объем работ по контракту определен в части ремонта - в соответствии с проектной документацией, утвержденной приказом ГКУ «Амурупрадор» от 18.11.2019 № 332 - од (далее - проектная документация), сметным расчетом стоимости работ по ремонту автомобильной дороги (приложение № 1.1); в части содержания - в соответствии со сметным расчетом стоимости работ по содержанию автомобильной дороги (приложение № 1.2).

Сроки выполнения работ: начало - с момента заключения контракта, окончание - 15.12.2023. Первый этап исполнения контракта (по ремонту): начало - с момента заключения контракта, окончание - 15.10.2020. Второй этап исполнения контракта (по содержанию): начало - 16.10.2020, окончание -15.12.2023 (пункт 1.2).

Место выполнения работ: Амурская область, Тамбовский район, автомобильная дорога «Благовещенск - Гомелевка», км 21+890 - км 24+100 (пункт 1.3).

Состав работ, которые должен выполнить подрядчик определяются на основании сметных расчетов стоимости работ (приложения № 1.1 и № 1.2 к контракту). Работы выполняются в соответствии с Техническим заданием (приложения № 2.1 и 2.2 к контракту), требованиями нормативных документов при выполнении работ (приложения № 3.1 и 3.2 к контракту), проектом производства работ (далее - ППР) и проектом содержания автомобильных дорог (далее - ПСАД) (п. 1.5).

Согласно пункту 3.1 контракта, с учетом дополнительного соглашения от 21.12.2020, общая стоимость работ по контракту (по тексту - цена контракта) составляет 43 211 005, 40 руб., НДС не облагается.

Цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения контракта, включает в себя прибыль подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов подрядчика, связанных с выполнением обязательств по контракту.

Цена контракта является твердой, определяется на весь срок исполнения контракта и может быть изменена, только в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения, государственных и муниципальных нужд».

Стоимость работ, выполняемых подрядчиком по годам (годовой лимит финансирования) и по этапам исполнения контракта, составляет:

- первый этап исполнения контракта (по ремонту): 2020 г. - 41 129 425, 40 руб. в ценах 2020 года. Итого цена 1 этапа 41 129 425, 40 руб.;

- второй этап исполнения контракта (по содержанию): 2020 год – 277 340 руб. в ценах 2020 года, 2021 год – 577 980 руб. в ценах 2021 года, 2022 год – 600 520 руб. в ценах 2022 года, 2023 год – 625 740 руб. в ценах 2023 года, 2021 году – 577 980 руб. в ценах 2021 года.

Итого цена 2 этапа 2 081 580 руб. (цена этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт).

Годовой лимит финансирования определяется в соответствии с расчетом начальной (максимальной) цены контракта с учетом понижающего коэффициента. *- стоимость работ определяется по формуле: 41 959 046,00 * понижающий коэффициент; **- стоимость работ определяется по формуле: 277 340,00 * понижающий коэффициент; *** - стоимость работ определяется по формуле: 577 980,00 * понижающий коэффициент, **** - стоимость работ определяется по формуле: 600 520,00 * понижающий коэффициент, ***** - стоимость работ определяется по формуле: 625740,00 * понижающий коэффициент. Понижающий коэффициент - коэффициент снижения начальной (максимальной) цены контракта к цене контракта, предложенной подрядчиком в ходе проведения аукциона.

Согласно пункту 3.2 контракта оплата выполненных работ, в случае принятия государственным заказчиком решения о выплате аванса в порядке, предусмотренном пунктом 3.6 настоящего контракта, производится государственным заказчиком после подписания сторонами актов о приемке выполненных работ и справок о стоимости выполненных работ и затрат в размере 70 (семьдесят) процентов от объема средств, указанных в справке (ах) о стоимости выполненных работ и затрат; оставшиеся 30 (тридцать) процентов стоимости выполненных и принятых работ подлежат зачету в счет выданного аванса.

Основанием для оплаты работ являются оформленные в установленном порядке акт(ы) о приемке выполненных работ и справка(и) о стоимости выполненных работ и затрат, которые подписываются государственным заказчиком и подрядчиком или его представителем, уполномоченным на то надлежащим образом оформленной доверенностью. В случае создания государственным заказчиком приемочной комиссии акт(ы) о приемке выполненных работ подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается государственным заказчиком (пункт 3.4).

Оплата выполненных работ производится государственным заказчиком в безналичной форме в течение 30 (тридцати) дней со дня подписания государственным заказчиком акта(ов) о приёмке выполненных работ и справки(ок) о стоимости выполненных работ и затрат по реквизитам, указанным в разделе 19 контракта (пункт 3.5).

Государственный заказчик производит авансирование выполнения работ по контракту в размере 30 % (тридцать) процентов размера цены соответствующего этапа. Выплата аванса при исполнении контракта, заключенного с подрядчиком, снизившим цену контракта на 25 % и более по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, не допускается. Зачет аванса производится государственным заказчиком при приемке выполненных работ вплоть до полного его погашения (пункт 3.6).

В течение 30 рабочих дней со дня принятия положительного решения на выплату аванса, государственный заказчик перечисляет на счет подрядчика, сумму аванса (пункт 3.6.5).

Подрядчик обязан использовать аванс только для выполнения работ по настоящему контракту и освоить (отработать) сумму аванса до окончания сроков выполнения работ, установленных пунктом 1.2 настоящего контракта. Подтверждением факта освоения подрядчиком аванса является подписание сторонами документов о приемке выполненных работ на соответствующую сумму (пункт 3.6.6).

В случае имеющихся неоплаченных неустоек (штрафов, пеней), предусмотренных разделом 9 настоящего контракта, государственный заказчик удерживает сумму неустойки (штрафа, пени) из суммы, подлежащей оплате за выполненные работы. Оплата по контракту в указанном случае осуществляется на основании представляемых подрядчиком для оплаты документов, указанных в пункте 3.4 контракта, при этом в акте о приёмке выполненных работ указываются: сумма, подлежащая оплате в соответствии с условиями заключенного контракта; размер неустойки (штрафа, пени), подлежащий удержанию; основания применения и порядок расчета неустойки (штрафа, пени); итоговая сумма, подлежащая оплате подрядчику по контракту (пункт 3.8).

За счет резерва средств на непредвиденные работы и затраты принимаются и оплачиваются дополнительные работы и затраты, возникшие в процессе выполнения работ на объекте. На основании акта на выполнение дополнительных работ, подписанного сторонами по форме согласно приложению № 12 к контракту, локальных смет, с учетом снижения цены контракта по результатам аукциона, утвержденных в установленном порядке и подписанных актов о приемке выполненных работ и справок о стоимости выполненных работ и затрат. Дополнительные работы и затраты сверх средств, предусмотренных на непредвиденные работы и затраты, не принимаются и не оплачиваются. В случае отсутствия дополнительных работ оплата за счет резерва средств на непредвиденные работы и затраты не производится. При этом стоимость контракта уменьшается на сумму резерва средств на непредвиденные работы и затраты, что оформляется дополнительным соглашением к контракту в соответствии с пунктом 3.11 контракта (пункт 3.9).

Государственный заказчик вправе изменить по согласованию с подрядчиком не более чем на десять процентов объем выполняемых работ. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта, пропорционально дополнительному объему работы исхода из установленной в контракте цены единицы работы, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренного контрактом объема работы стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы работы (пункт 3.10).

По соглашению сторон цена контракта может быть снижена без изменения предусмотренных контрактом объема и качества выполняемой работы, и иных условий контракта (пункт 3.11).

В прядке пункта 4.1, в течение 5 рабочих дней с момента подписания контракта, подрядчик представляет государственному заказчику на согласование ППР, разработанный в соответствии МДС 12-81.2007, на основании Проектной документации, сметного расчета стоимости работ по ремонту автомобильной дороги (приложение № 1.1 к контракту), технического задания (приложение № 2.1 к контракту), перечня нормативных документов при выполнении работ (приложение № 3.1 к контракту). ППР должен содержать следующие документы: график поступления на объект строительных конструкций, изделий и материалов (с указанием организации поставщика, карьера, месторождения); график потребности в рабочих кадрах; график потребности в основных строительных машинах; технологические карты, определяющие состав операций, требования к качеству, трудоемкость, ресурсы и мероприятия по безопасности на технологические процессы по видам работ, согласно сметного расчета стоимости работ; технологическая карта на геодезические разбивочные работы при ремонте автомобильных дорог; схемы организации движения и ограждения мест выполнения работ; мероприятия по охране труда и безопасности; карты (схемы) на контроль качества работ; технологический регламент на приготовление асфальтобетонной смеси с указанием исходных материалов, порядка технологических операций при производстве асфальтобетонной смеси, состава применяемого оборудования и метрологического обеспечения, а также порядка приемки и контроля качества асфальтобетонной смеси; перечень исполнительной производственнотехнической документации, составляемой в процессе выполнения работ, пояснительная записка. Рабочие чертежи в составе ППР и исполнительной документации оформляются в соответствии с ГОСТ Р 21.1101-2013 и ГОСТ 21.701-2013.

Государственный заказчик в течение 5 рабочих дней с даты получения ППР, ПСАД рассматривает и согласовывает ППР, ПСАД или направляет мотивированный отказ в их согласовании. Мотивированный отказ от согласования ППР, ПСАД должен содержать: выявленные недостатки; основания несоответствия представленного ППР, ПСАД контракту, действующему законодательству, нормативным документам (указанным в Приложениях № 3.1,3.2 к контракту); перечень необходимых доработок и исправлений; срок устранения недостатков (пункт 4.3).

Начальный и конечный сроки выполнения работ, указанные в пункте 1.2 контракта, а также промежуточные сроки выполнения объемов работ, определенные графиком выполнения работ (приложение №№ 4.1 и 4.2 к контракту), является исходными для определения имущественных санкций в случаях нарушения указанных сроком подрядчиком (пункт 4.8).

Разделом 7 контракта установлен порядок промежуточной приемки выполненных работ для контроля заходом работ и их оплаты.

Подрядчик не позднее 16 числа текущего месяца направляет государственному заказчику сообщение (уведомление) о готовности к сдаче работ, выполненных в отчетном периоде (с 16 числа предыдущего месяца по 15 число текущего месяца), и прилагает к указанному уведомлению исполнительную производственно-техническую документацию (пункт 7.1.2).

Государственный заказчик (приёмочная комиссия) осуществляет приемку предъявленных подрядчиком выполненных работ с составлением акта о приемке выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ и затрат, подписанных руководителем подрядчика, либо представителем, уполномоченным на подписание на основании доверенности (пункт 7.1.3).

Для проверки выполненных подрядчиком работ, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условия контракта государственный заказчик проводит экспертизу в порядке, предусмотренном статьей 94 Федерального закона о контрактной системе (пункт 7.1.4).

Согласно пункту 7.1.7 контракта приемка выполненных работ, включая проведение предварительных испытаний (экспертизы) и оформление результатов приемки, осуществляется в период с 16 по 25 число текущего месяца.

Работы считаются принятыми со дня подписания государственным заказчиком (приемочной комиссией) акта(ов) о приемке выполненных работ (пункт 7.1.13).

В соответствии с пунктом 9.3.1 контракта, в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства, обязательства, предусмотренного п. 14.3.1 настоящего контракта), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнений подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, государственный заказчик направляет подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

В порядке пункта 9.3.2 контракта пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом (в том числе обязательства, предусмотренного пунктом 14.3.1 настоящего контракта), начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком, за исключением случаев, если законодательством Российской Федераций установлен иной порядок начисления пени.

В соответствии с графиком выполнения работ подрядчик обязан был выполнить работы: в период с 24.12.2019 по 15.04.2020 на сумму 1 948 720, 92 руб.; с 16.04.2020 по 15.05.2020 на сумму 3 115 231, 76 руб.; с 16.05.2020 по 15.06.2020 на сумму 5 697 787, 55 руб.; с 16.06.2020 по 15.07.2020 на сумму 14 146 384, 13 руб.; с 16.07.2020 по 15.08.2020 на сумму 13 554 370, 60 руб.; с 16.08.2020 по 15.09.2020 на сумму 2 400 405, 60 руб.; с 16.09.2020 по 15.10.2020 на сумму 1 096 145, 44 руб.

В процессе исполнения контракта между сторонами велась следующая переписка.

Письмом от 25.12.2019 подрядчик запросил у заказчика аванс (получено письмо 28.12.2019), однако в срок, предусмотренный пунктом 3.6.2 контракта (государственный заказчик рассматривает заявку на выплату аванса в течение 20 рабочих дней со дня ее получения), заявка не была рассмотрена, письмо об отказе в предоставлении аванса и запросе дополнительных документов направлено заказчиком в адрес подрядчика 18.02.2020.

Письмом от 17.01.2020 подрядчик просит предоставить информацию по ГРО и вызвать специалиста в соответствии с пунктом 5.1.2. контракта. Ответа от заказчика, информации не поступило, обязательства заказчика по пункту 5.1.2 контракта не исполнены.

Письмом от 21.01.2020 подрядчик в связи с выявлением несоответствий в проекте просил собрать технический совет. 28.01.2020 от заказчика поступил ответ о том, что по результату рассмотрения будет назначено время проведения совещания.

Письмом от 28.01.2020 подрядчик, в связи с выявлением несоответствий в проекте запросило информацию у заказчика. Ответ поступил 08.06.2020 с информацией о проведении совещания 10.06.2020.

Письмом от 24.03.2020 подрядчик уведомил заказчика о приостановки работ в связи с распространением COVID-19.

Письмом от 26.03.2020 подрядчик просил заказчика провести сметный расчет конструкции дорожной одежды нового типа, согласованного тех советом от 19.03.2020. Ответа не поступило.

Письмом от 20.04.2020 подрядчик направил заказчику расчеты конструкции дорожной одежды.

Письмом от 24.04.2020 подрядчик просил об явке уполномоченного представителя заказчика. Ответ не получен.

Письмом от 29.04.2020 подрядчик уведомил заказчика о трудностях и препятствия возникших не по вине подрядчика, а именно, об ограничениях движения по мосту через р. Зея и введенном ЧС на данном участке (постановление администрации г. Благовещенска №1290 от 27.04.2020). Ответ поступил 08.06.2020 с информацией о проведении совещания 10.06.2020.

Письмом от 06.05.2020 подрядчик направил на согласование рецепты АБС. Ответ не получен.

Письмом от 07.05.2020 заказчик направил на согласование рецепты АБС. Ответ не получен.

Письмом от 14.05.2020 подрядчик в связи с введенными ЧС на мосту через р. Зея просил согласовать альтернативный вариант применения материала для отсыпки обочин с изменением стоимости транспортировки. Ответ поступил 08.06.2020 с информацией о проведении совещания 10.06.2020.

Письмом от 26.06.2020 подрядчик просил заказчика указать места установки опор электроосвещения, поскольку в проекте данной информации нет. Ответ не получен.

28.07.2020 между сторонами подписан акт № 1 на непредвиденные расходы.

Письмом от 31.07.2020 подрядчик уведомил о начале работ по устройству выравнивающего слоя АГБ, поскольку в конструктив внесены изменения, техническим советом заказчика, без предоставленных документов невозможно будет провести сдачу выполненных работ. Ответ не получен.

Письмом от 06.08.2020 подрядчик повторно запросил у заказчика координаты установки опор освещения. Ответ не получен.

Письмом от 21.08.2020 подрядчик повторно запросил решение технического совета по изменению конструктива на дорожной одежды. Ответ не получен.

Письмом от 04.09.2020 подрядчик повторно запросил у заказчика предоставить решение технического совета. Ответ не получен.

Письмом от 11.09.2020 подрядчик повторно запросил у заказчика предоставить решение технического совета. Ответ не получен.

Письмом от 21.09.2020 подрядчик просит предоставить дополнительное соглашение к контракту на основании результатов технического совета.

Дополнительно соглашение № 2 к контракту подписано сторонами 23.09.2020.

Письмом от 19.10.2020 подрядчик информирует заказчика об увеличении объёмов работ и сроков исполнения работ. Ответ не получен.

Письмом от 19.11.2020 подрядчик запросил на предоставление в адрес подрядчика согласованного протокола технического совета.

Письмом от 26.11.2020 подрядчик направил повторный запрос - предоставление в адрес подрядчика согласованного протокола технического совета. Ответ не получен.

В результате исполнении контракта подрядчиком допущено нарушение сроков выполнения работ, предусмотренных графиком выполнения работ и условий контракта:

- согласно акту по форме № КС-2 от 30.04.2020 подрядчиком выполнена часть работ, которые предусмотрены графиком к выполнению в период с 24.12.2019 по 15.04.2020 на сумму 189 524, 84 руб., (пункты 1, 2, 3, 4, 2.1 графика выполнения работ), а также часть работ, которые должны быть выполнены в период с 16.09.2020 по 15.10.2020 на сумму 27 426, 90 руб. (пункты 6.1.2, 6.1.3 графика выполнения работ);

- согласно акту по форме № КС-2 от 15.06.2020 подрядчиком выполнена часть работ, которые предусмотрены графиком к выполнению в период с 16.04.2020 по 15.05.2020 на сумму 33 960, 50 руб., (пункты 2.5.2 графика выполнения работ), а также часть работ, которые должны быть выполнены в период с 24.12.2019 по 15.04.2020 на сумму 1 442 943, 42 руб., (пункты 2.2, 2.3, 2.5.1 графика выполнения работ), а также часть работ, которые должны быть выполнены в период с 16.07.2020 по 15.08.2020 на сумму 70 812, 76 руб., (пункты 4.2.1, 4.2.2 графика выполнения работ);

- согласно акту по форме № КС-2 от 09.07.2020 подрядчиком выполнена часть работ, которые предусмотрены графиком выполнения работ в период с 24.12.2019 по 15.04.2020 на сумму 316 252,66 руб., (пункты 2.2, 2.3, 2.4, 2.5.1 графика выполнения работ), а также часть работ, которые должны быть выполнены в период с 16.04.2020 по 15.05.2020 на сумму 27 453,23 руб., (пункты 2.5.2 графика выполнения работ);

- согласно акту по форме № КС-2 от 30.09.2020 подрядчиком выполнена часть работ, которые предусмотрены графиком к выполнению в период с 16.05.2020 по 15.06.2020 на сумму 3 053 818,03 руб., (пункты 2.6, 2.7, 2.8 графика выполнения работ).

- согласно акту по форме № КС-2 от 12.10.2020 подрядчиком выполнена часть работ, которые должны быть выполнены в период с 16.06.2020 по 15.07.2020 на сумму 5 537 562,76 руб., (пункты 3.1, 3.2.2, 3.2.3, 3.2.4 графика выполнения работ);

- согласно акту по форме № КС-2 от 02.11.2020 подрядчиком выполнена часть работ, которые должны быть выполнены в период с 16.06.2020 по 15.07.2020 на сумму 9 299 145,18 руб., (пункты 3.1, 3.2.2, 3.2.3, 3.2.4 графика выполнения работ);

- согласно акту по форме № КС-2 от 05.11.2020 подрядчиком выполнены работы на сумму 13 456 060,34 руб., которые должны быть выполнены в период с 16.06.2020 по 15.07.2020 на сумму 155 182,77 руб., (пункт 3.3 графика выполнения работ), а также часть работ, которые должны быть выполнены в период с 16.07.2020 по 15.08.2020 на сумму 13 300 877,57 руб. (пункт 3.4 графика выполнения работ);

- согласно акту №2 по форме № КС-2 от 11.12.2020 подрядчиком выполнены работы, которые предусмотрены графиком к выполнению в период с 16.08.2020 по 15.09.2020 на сумму 444 688 руб. (непредвиденные работы и затраты пункт 1 Локальной сметы №11, п. 1-3 Локальной №12).

- согласно акту №1 по форме № КС-2 от 11.12.2020 подрядчиком выполнены работы, которые предусмотрены графиком к выполнению в период с 16.07.2020 по 15.08.2020 на сумму 3 427 802,93 руб. (пункт 3.5 графика выполнения работ);

- согласно акту №1 по форме № КС-2 от 15.12.2020 подрядчиком выполнены работы, которые предусмотрены графиком к выполнению в период с 16.07.2020 по 15.08.2020 на сумму 1 393 777,02 руб. (пункты 4.2.5, 4.2.6, 4.2.7, 5.2.1, 5.2.2, 5.2.3, 5.2.5, 5.2.6, 5.2.7 графика выполнения работ), а так же работы, которые предусмотрены графиком к выполнению в период с .2020 по 15.09.2020 на сумму 987 189,30 руб. (пункты 6.2.1, 6.4.2-6.4.4, 6.4.6, 6.4.8, 6.4.9, 6.4.11, 6.4.12, 6.5.1, 6.5.9, 7.1, 7.2, 7.3, 7.4 графика выполнения), а также работы, которые предусмотрены графиком к выполнению в период с 16.09.2020 по 15.10.2020 на сумму 1 096 145,44 руб. (пункты 7.5-7.10 графика выполнения работ);

- согласно акту №2 по форме № КС-2 от 18.12.2020 подрядчиком выполнены работы, которые предусмотрены графиком к выполнению в период с 16.08.2020 по 15.09.2020 на сумму 87 396,68 руб. (непредвиденные работы и затраты);

- согласно акту №1 по форме № КС-2 от 21.12.2020 подрядчиком выполнены работы, которые предусмотрены графиком к выполнению в период с 16.08.2020 по 15.09.2020 на сумму 163 681,26 руб. (пункты 6.3.1-6.3.6 графика выполнения работ).

Количество дней просрочки выполнения работ по контракту составляет:

- по работам, выполнение которых предусмотрено календарным планом в период с 24.12.2019 по 15.04.2020 на сумму 189 524,84 руб. - с 16.04.2020 по 30.04.2020 - 15 дней; (акт по форме КС-2 от 30.04.2020),

- по работам, выполнение которых предусмотрено календарным планом в период с 16.04.2020 по 15.05.2020 (с учётом того, что 16.05.2020 выпало на выходной день и, как следствие последний день исполнения обязательств - 18.05.2020), на сумму 33 960,50 руб.- с 19.05.2020 по 15.06.2020 - 28 дней; (акт по форме № КС- 2 от 15.06.2020),

- по работам, выполнение которых предусмотрено календарным планом в период с 24.12.2019 по 15.04.2020 на сумму 1 442 943,42 руб. - с 16.04.2020 по 15.06.2020 - 61 день; (акт по форме № КС-2 15.06.2020),

- по работам, выполнение которых предусмотрено календарным планом в период с 24.12.2019 по 15.04.2020 на сумму 316 252,66 руб. - с 16.04.2020 по 09.07.2020 - 85 дней; (акт по форме № КС-2 от 09.07.2020),

- по работам, выполнение которых предусмотрено календарным планом в период с 16.04.2020 по 15.05.2020 (с учётом того, что 16.05.2020 выпало на выходной день и, как следствие последний день исполнения обязательств - 18.05.2020), на сумму 27 453,23 руб. - с 19.05.2020 по 09.07.2020 - 52 дня; (акт по форме № КС-2 от 09.07.2020),

- по работам, выполнение которых предусмотрено календарным планом в период с 16.04.2020 по 15.05.2020 (с учётом того, что 16.05.2020 выпало на выходной день и, как следствие последний день исполнения обязательств - 18.05.2020), на сумму 3 053 818,03 руб. - с 19.05.2020 по 30.09.2020 - 135 дней; (акт по форме № КС-2 от 30.09.2020),

- по работам, выполнение которых предусмотрено календарным планом в период с 16.05.2020 по 15.06.2020 на сумму 5 537 562,76 руб. - с 16.06.2020 по 12.10.2020 - 119 дней; (акт по форме № КС-2 от 12.10.2020),

- по работам, выполнение которых предусмотрено календарным планом в период с 16.06.2020 по 15.07.2020 на сумму 9 299 145,18 руб. - с 16.07.2020 по 02.11.2020 - 110 дней; (акт о по форме № КС-2 от 02.11.2020),

- по работам, выполнение которых предусмотрено календарным планом в период с 16.06.2020 по 15.07.2020 на сумму 155 182,77 руб. - с 16.07.2020 по 05.11.2020 - 113 дней; (акт по форме № КС-2 от 05.11.2020),

- по работам, выполнение которых предусмотрено календарным планом в период с 16.07.2020 по 15.08.2020 (с учётом того, что 16.08.2020 выпало на выходной день и, как следствие последний день исполнения обязательств - 17.08.2020), на сумму 13 300 877,57 руб. - с 18.08.2020 по 05.11.2020 - 80 дней; (акт по форме № КС-2 от 05.11.2020).

Таким образом, по состоянию на 05.11.2020 подрядчиком выполнены работы на сумму 33 454 960,62 руб., работы на сумму 8 504 085,38 руб. в соответствии с государственным контрактом № Ф.2019.003710 от 24.12.2019 подрядчиком не сданы, а именно:

- за период с 16.06.2020 по 15.07.2020 на сумму 14 146 384,13 руб. - 155 182,77 руб. - 9 299 145,18 руб. = 4 692 056,18 руб., количество дней просрочки с 16.07.2020 по 05.11.2020 – 113 дней.

- за период с 16.07.2020 по 15.08.2020 на сумму 13 554 370,60 руб. - 70 812, 76 руб. (работы выполнены за период с 24.12.2019 по 15.04.2020 акт о приемке выполненных работ по форме № КС-2 от 30.04.2020) - 13 300 877,57 руб. = 182 680,27 руб., (с учётом того, что 16.08.2020 выпало на выходной день и, как следствие последний день исполнения обязательств - 17.08.2020), количество дней просрочки с 18.08.2020 по 05.11.2020 – 80 дней.

- за период с 16.08.2020 по 15.09.2020 на сумму 2 400 405,60 руб., количество дней просрочки с 16.09.2020 по 05.11.2020 – 51 день.

- за период с 16.09.2020 по 15.10.2020 на сумму 1 096 145,44 руб. -27 426,90 руб. (работы выполнены за период с 16.09.2020 по 15.10.2020 акт о приемке выполненных работ по форме № КС-2 от 30.04.2020) = 1 068 718,54 руб., количество дней просрочки с 16.10.2020 по 05.11.2020 – 21 день.

- за период с 16.05.2020 по 15.06.2020 на сумму 5 697 787,55 руб. - 5 537 562,76 руб. (работы выполнены за период с 16.05.2020 по 15.06.2020 акт о приемке выполненных работ по форме № КС-2 от 12.10.2020) = 160 224,79 руб., количество дней просрочки с 16.06.2020 по 05.11.2020 – 143 дня.

Кроме того, количество дней просрочки выполнения работ по контракту:

- по работам, выполнение которых предусмотрено графиком выполнения забот в период с 16.08.2020 по 15.09.2020 на сумму 444 688,00 рублей с 06.11.2020 по 11.12.2020 составляет - 36 дней (акт по форме № КС-2 от 11.12.2020);

- по работам, выполнение которых предусмотрено графиком выполнения забот в период с 16.07.2020 по 15.08.2020 на сумму 3 427 802,93 рублей с 06.11.2020 по 11.12.2020 составляет -36 дней (акт по форме № КС- 2 от 11.12.2020);

- по работам, выполнение которых предусмотрено графиком выполнения забот в период с 16.07.2020 по 15.08.2020 на сумму 1 393 777,02 рублей с 06.11.2020 по 15.12.2020 составляет - 40 дней (акт по форме № КС-2 от 15.12.2020);

- по работам, выполнение которых предусмотрено графиком выполнения забот в период с 16.08.2020 по 15.09.2020 на сумму 987 189,30 рублей с 06.11.2020 по 15.12.2020 составляет - 40 дней (акт по форме № КС-2 от 15.12.2020);

- по работам, выполнение которых предусмотрено графиком выполнения забот в период с 16.09.2020 по 15.10.2020 на сумму 1 096 145,44 рублей с 06.11.2020 по 15.12.2020 составляет - 40 дней (акт по форме № КС-2 от 15.12.2020);

- по работам, выполнение которых предусмотрено графиком выполнения забот в период с 16.08.2020 по 15.09.2020 на сумму 87 396,68 рублей с 06.11.2020 по 18.12.2020 составляет - 43 дня (акт по форме № КС-2 от 18.12.2020);

- по работам, выполнение которых предусмотрено графиком выполнения забот в период с 16.08.2020 по 15.09.2020 на сумму 163 681,26 рублей с 06.11.2020 по 11.12.2020 составляет - 46 дней (акт по форме № КС-2 от 21.12.2020).

Претензией от 12.11.2020, направленной ответчику, указано о просрочке исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, начислена неустойка по 05.11.2020.

11.12.2020 между сторонами подписан акт № 2 на непредвиденные расходы. Дополнительное соглашение № 3 по данным вопросам подписано сторонами 21.12.2020.

Претензией от 07.06.2021, направленной ответчику, указано о просрочке исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, начислена неустойка по 21.12.2020, претензии оставлены без удовлетворения.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, заслушав представителей истца и изучив материалы дела, апелляционный суд приходит к следующим выводам.

Сложившиеся правоотношения сторон регламентируются параграфов 1,3 главой 37 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), положениями Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе), общими нормами об исполнении обязательств.

В соответствии с пунктом 1 статьи 763 Гражданского кодекса подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения муниципальных нужд, осуществляются на основе муниципального контракта на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд.

В соответствии со статьей 758 Гражданского кодекса по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.

В соответствии с нормами пункта 1 статьи 760 ГК РФ обязанностью подрядчика является согласование готовой технической документации с заказчиком, передача заказчику готовой технической документации и результатов изыскательских работ.

В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, гак и промежуточных сроков выполнения работы.

Согласно пункту 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

Согласно пункту 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться, в том числе неустойкой.

Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Согласно части 4 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности, в том числе, исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с частью 6 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного удержания), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

В силу пункта 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Банка России от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.

В соответствии с пунктом 9.3.1 контракта, в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства, обязательства, предусмотренного п. 14.3.1 настоящего контракта), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнений подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, государственный заказчик направляет подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

В порядке пункта 9.3.2 контракта пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом (в том числе обязательства, предусмотренного пунктом 14.3.1 настоящего контракта), начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком, за исключением случаев, если законодательством Российской Федераций установлен иной порядок начисления пени.

Истцом заявлено требование о взыскании неустойки за просрочку выполнения работ по 1 этапу контракта за период с 16.04.2020 по 05.11.2020 в размере 568 961, 27 руб., за период с 06.11.2020 по 21.12.2020 в размере 41 052, 38 руб.

Всего неустойка составила 610 013, 65 руб.

Материалами дела подтвержден факт просрочки исполнения обязательства ответчиком, неустойка начислена правомерно.

Ответчиком данный факт не оспорен.

Вместе с тем, в силу части 42.1 статьи 112 Федерального закона № 44-ФЗ (в редакции Федерального закона от 23.04.2018 № 108-ФЗ) начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 2020, 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 № 783 утверждены Правила осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020, 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом (далее - Правила № 783), которыми определен порядок и случаи осуществления заказчиком списания сумм таких неустоек (штрафов, пеней).

В соответствии с Правилами № 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме.

В соответствии с пунктом 2 Правил № 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, по которым в 2015, 2016, 2020, 2021 годах изменены по соглашению сторон условия о сроке исполнения контракта, и (или) цене контракта, и (или) цене единицы товара, работы, услуги, и (или) количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактами.

Согласно подпункту «а» пункта 3 Правил № 783, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).

В силу положений части 6.1 статьи 34, части 42.1 статьи 112 Федерального закона № 44-ФЗ и указанных Правил № 783 правила о списании неустоек носят императивный характер, соответственно, списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, является обязанностью государственного (муниципального) заказчика и не зависит от его волеизъявления.

Правомерно начисленная неустойка по контракту в размере 610 013,65 руб. не превышает 5 процентов цены контракта.

В силу пункта 11 Правил № 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения и осуществляется заказчиком на основании решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), указанного в пункте 9 настоящих Правил, в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения.

Согласно данному пункту Правил начисление в рассматриваемом деле неустойки за нарушение, допущенное в 2019 году, не препятствует применению указанных Правил и списанию неустойки, учитывая, что фактическое завершение исполнения контракта было 2020

Следовательно, предусмотренная частью 42.1 статьи 112 Федерального закона № 44-ФЗ мера государственной поддержки должна быть к ответчику применена.

Списание, рассрочка начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при определенных условиях является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по государственным (муниципальным) контрактам. В связи с этим суд, рассматривая иск заказчика о взыскании с поставщика (подрядчика, исполнителя) указанных штрафных санкций, обязан проверить соблюдение истцом требований приведенного законодательства.

Несовершение заказчиком действий по сверке задолженности с исполнителем не может служить основанием для неприменения правил о списании или предоставлении отсрочки.

При рассмотрении иска заказчика о взыскании штрафных санкций по государственному контракту суд вправе самостоятельно устанавливать наличие оснований для применения мер государственной поддержки.

Данный правовой подход изложен в пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года, и неоднократно применен Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в принятых судебных актах (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2018 № 308-ЭС18-8107 по делу № А32-24683/2017).

Довод заявителя жалобы о том, что дополнительным соглашением от 21.12.2020 № 3 изменена цена контракта, и объем работ проверен и отклонен апелляционным судом.

Данное обстоятельство не является препятствием для списания неустойки, поскольку в указанной ситуации применением судом положений подпункта «а» пункта 2 Правил № 783 в части запрета списания неустойки по формальным лишь основаниям не соответствует существу Правил № 783, которые направлены на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015, 2016, 2020 годах путем финансовой поддержки поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

При этом изменение условий контракта по настоящему делу не связано с невозможностью подрядчика надлежащим образом исполнить обязательства по контракту, а обусловлено снижением цены контракта, в связи с отсутствием потребности в привлечении резерва средств на непредвиденные работы и затраты.

Кроме того, суд учитывает, что дополнительное соглашение к контракту подписано после исполнения первого этапа контракта подрядчиком.

Таким образом, наличие дополнительного соглашения об изменении цены контракта, не исключает в рассматриваемом случае списание неустойки в соответствии Правилами № 783, положения которых направлены на поддержку подрядчиков по государственным и муниципальным контрактам, поскольку изменение условий обусловлено соблюдением заказчиком требований статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, заключалось в его интересах и не связано с неправомерными действиями подрядчика.

Довод заявителя жалобы, что договор ответчиком полностью не исполнен, признан судом апелляционной инстанции несостоятельным, поскольку спорный контракт является смешанным, то есть содержит в себе два самостоятельных вида работ: ремонт и содержание дороги, следовательно, учитывая установление отдельных сроков и стоимости работ для каждого этапа, подлежит применению мера ответственности за каждый вид работ, исходя из их стоимости.

Учитывая, что неустойка начислена по обязательствам подрядчика, которые фактически исполнены в 2020 году, при этом существенных изменения в контракт не вносились, а сумма начисленной пени не превышает 5% от цены контракта, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для списания неустойки в соответствии с вышеизложенными правилами.

В этой связи оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, по содержащимся в ней доводам, не имеется.

Решение суда, принято при правильном установлении всех обстоятельств, имеющих значение дела, и норм материального права, отмене не подлежит.

В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды.

Руководствуясь статьями 258, 268 –272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 14.06.2022 по делу № А04-2844/2021 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

И.В. Иноземцев

Судьи

М.О. Волкова

Ж.В. Жолондзь