АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
марта 2015 года №Ф03-213/2015
Резолютивная часть постановления от 26 февраля 2015 года. Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2015 года.
Председательствующего судьи: Трофимовой О.Н.
Судей: Голикова В.М., Панченко И.С.
при участии:
от заявителя: министерства здравоохранения Амурской области - представитель не явился;
от ООО «Стандарт» - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Стандарт»
на решение от 25.09.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2014
по делу №А04-5808/2014
Арбитражного суда Амурской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Белоусова Ю.К., в апелляционном суде судьи: Харьковская Е.Г., Балинская И.И., Швец Е.А.
по заявлению министерства здравоохранения Амурской области
к обществу с ограниченной ответственностью «Стандарт»
о привлечении к административной ответственности
Министерство здравоохранения Амурской области (ОГРН <***>, место нахождения: 675023, <...>, далее - министерство здравоохранения, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Стандарт» (ОГРН <***>, место нахождения: 676680, <...>, далее - общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 25.09.2014, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2014, заявленные министерством здравоохранения требования удовлетворены: общество привлечено к ответственности по указанной выше норме права, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе общества, которое просит их отменить, полагая, что судами не дана оценка следующим обстоятельствам: что проверка осуществлялась без уведомления общества о времени и месте ее проведения; срокам привлечения к административной ответственности; что установлен факт оказания медицинских услуг не директором, а работником общества, имеющим высшее медицинское образование; не установлен факт возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан со стороны директора.
Министерство здравоохранения отзыв на жалобу не представило, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, как и общество, хотя они надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения жалобы.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлялся перерыв с 18.02.2015 до 26.02.2015.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, общество в соответствии с лицензией от 07.12.2012 №ЛО-28-01-000731 осуществляет медицинскую деятельность: при осуществлении доврачебной медицинской помощи по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), сестринскому делу; при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе при осуществлении специализированной медицинской помощи по терапии, ультразвуковой диагностике.
Административным органом проведена выездная внеплановая проверка (приказ №936 от 14.07.2014 о проведении проверки на основании поступившей информации от управления автодорожного надзора по Амурской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта №У-ВЗ/1856 от 01.07.2014, копия приказа получена 15.07.2014) соответствия осуществляемой обществом медицинской деятельности установленным лицензионным требованиям и условиям. В результате проверки установлено, что директор общества, являющегося медицинской организацией, не имеет высшего медицинского образования и сертификата специалиста по организации здравоохранения и общественному здоровью.
Нарушение зафиксировано в акте проверки от 12.08.2014.
По данному факту министерством здравоохранения в отношении общества 12.08.2014 составлен протокол №25 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Министерство здравоохранения обратилось с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в арбитражный суд, который удовлетворил заявленные требования, поскольку пришел к выводу о наличии в его действиях состава вменяемого административного правонарушения. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом. При этом суды правомерно руководствовались следующим.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к названной статье, понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») является лицензируемым видом деятельности.
Подпунктами «в», «г» пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года №291, предусмотрено, что лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, являются:
наличие, в том числе у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье";
наличие у лиц, указанных в подпункте «в» настоящего пункта, стажа работы по специальности: не менее 5 лет – при наличии высшего медицинского образования; не менее 3 лет – при наличии среднего медицинского образования.
В соответствии с пунктом 6 указанного Положения осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами «а», «б» и «в(1)» пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
В силу части 11 статьи 19 названного Федерального закона исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается Положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что в нарушение приведенных выше норм права директор общества, являющегося медицинской организацией, ФИО1 не имеет высшего медицинского образования и сертификата специалиста по организации здравоохранения и общественному здоровью.
Поскольку несоблюдение установленного Положением о лицензировании медицинской деятельности требования о наличии у соответствующих руководителей, ответственных за осуществление медицинской деятельности, высшего медицинского образования и сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье», как обоснованно указали обе судебные инстанции, создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан и, следовательно, является грубым нарушением лицензионных требований при ведении медицинской деятельности, то привлечение общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, является правомерным.
С учетом изложенного, суды также пришли к выводу об отсутствии оснований для применения к спорным правоотношениям положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Нарушений административным органом порядка и срока привлечения общества к административной ответственности судами не установлено.
Довод заявителя жалобы об отсутствии события правонарушения в связи с недоказанностью, по его мнению, того, что допущенное обществом нарушение лицензионных требований повлекло за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, подлежит отклонению, поскольку объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, состоит в самом факте нарушения лицензионных требований, влекущего наступление угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, что не требует установления конкретных случаев предотвращения непосредственного причинения вреда гражданам.
Доводы жалобы выводов судов не опровергают, а сводятся к переоценке установленных ими обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, в связи с чем жалоба общества удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.09.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2014 по делу №А04-5808/2014 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья: О.Н. Трофимова
Судьи: В.М. Голиков
И.С. Панченко