43/2023-22187(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Хабаровск
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2023 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Филимоновой Е.П.
судей Меркуловой Н.В., Никитиной Т.Н.
при участии:
от Администрации Сковородинского муниципального округа Амурской области: представитель не явился;
от Управления Федерального казначейства по Амурской области:
ФИО1, представитель по доверенности от 09.01.2023 № 23-19-11/3;
от публично-правовой компании «Фонд развития территорий»: представитель не явился;
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц- связи судебном заседании кассационную жалобу Администрации Сковородинского муниципального округа Амурской области
на решение от 17.04.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2023
по делу № А04-732/2023 Арбитражного суда Амурской области
по заявлению Администрации Сковородинского муниципального округа Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 676014, Амурская область, Сковородинский муниципальный округ, <...>)
к Управлению Федерального казначейства по Амурской области
(ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 675004, <...>)
третье лицо публично-правовая компания «Фонд развития территорий» (ОГРН: 5177746100032, ИНН: 7704446429, адрес: 115088, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Южнопортовый, ул. Шарикоподшипниковская, д. 5)
о признании незаконным представления в части
УСТАНОВИЛ:
Администрация Сковородинского муниципального округа (далее – администрация) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Амурской области (далее - УФК по Амурской области, управление) о признании пунктов 3, 5 описательной части представления от 09.01.2023 № 2313-47/23-71, вынесенного УФК по Амурской области незаконными; о признании абзаца 2 резолютивной части этого представления, в части возврата средств в сумме
Решением суда от 17.04.2023, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильном применении норм материального права. Указывает, что включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс), а исключение жилого помещения из указанной программы, осуществленное с нарушением положений статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185- ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон № 185-ФЗ) может привести к нарушению прав граждан, являющихся собственниками данного помещения.
Представитель управления в судебном заседании выразил несогласие с кассационной жалобой, просил решение суда и постановление
апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Публично-правовая компания «Фонд развития территорий» извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила.
Судебное заседание проведено в порядке статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Амурской области.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя управления, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 21.10.2022
№ 370 (в редакции приказа управления от 29.03.2022 № 123), в отношении администрации проведена выездная внеплановая проверка использования средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на реализацию федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» и проведение капитального ремонта многоквартирных домов, а также использования средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, сформированных за счет средств Фонда национального благосостояния, на предоставление займов юридическим лицам в целях реализации проектов по строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры, результаты которой отражены в акте от 02.12.2022. Данным приказом установлен проверяемый период с 01.01.2017 по истекший период 2022 года (пункт 2), срок проведения проверки 27 рабочих дней с 26.10.2022 (пункт 5).
По результатам проведенной проверки администрации направлено представление от 09.01.2023 № 23-13-47/23-71 (далее - представление).
Согласно пункту 3 представления, администрацией в нарушение пункта 5 части 2, части 6 статьи 16 Федерального закона № 185-ФЗ, разделов 3, 6, 7 региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019 - 2025 годов», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 29.03.2019 № 152 (далее – Региональная программа № 152) завышена расселяемая площадь аварийного жилого помещения, расположенного по адресу: <...> на 64,3 кв.
м. в связи с включением в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Сковородино на период 2019-2025 годов», утвержденную постановлением администрации г. Сковородино от 25.07.2019 № 445, площади квартиры № 1 по данному адресу, при отсутствии оснований для расселения из нее граждан в соответствии со статьями 32, 84, 85, 86, 89 Жилищного кодекса; оплата за счет средств Фонда расходов, связанных с приобретением жилого помещения по муниципальному контракту от 27.04.2020 № 0123300019720000030, на сумму 4 067 500,14 руб., переданного впоследствии в собственность Сковородинского муниципального района с целью расселения граждан из аварийного жилого помещения, расположенного по адресу: г. Сковородино, ул. Василевского, д. 8, кв. 1, при отсутствии оснований для расселения с данного аварийного адреса граждан, в связи с тем, что фактически граждане в аварийном жилом помещении не проживали, при этом оно находилось в собственности Сковородинского муниципального района со статусом - служебное жилое помещение, а также приобретенное в соответствии с указанным контрактом жилое помещение предоставлено в дальнейшем гражданину, ранее проживающему на условиях договора социального найма в аварийном жилом помещении по адресу:
<...>, признанном аварийным 23.04.2020, не соответствует целям и задачам Региональной программы
№ 152, на реализацию которой в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 16 Федерального закона № 185-ФЗ за счет средств Фонда предоставлена финансовая поддержка.
В пункте 5 представления отражено, что администрацией в нарушение части 6 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ, пунктов 3, 10, 11 Порядка предоставления и расходования субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, являющегося приложением № 11 к государственной программе Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 446, раздела 7 региональной программы № 152, пунктов 1.3.1, 2.3.1 Соглашения о направлении в бюджет муниципального образования город Сковородино Сковородинского района субсидии на реализацию II этапа Региональной программы № 152 от 01.11.2019 № 7/1 (далее – Соглашение № 7/1), за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, на основании муниципального контракта от 27.04.2020 № 0123300019720000030 произведена оплата расходов, связанных с приобретением жилого помещения на сумму 4 067 500,14 руб., переданного впоследствии в собственность Сковородинского муниципального района с целью расселения граждан из аварийного жилого помещения, расположенного по адресу:
<...>, при отсутствии оснований для
расселения с данного аварийного адреса граждан в соответствии со статьями 32, 84, 85, 86, 89 Жилищного кодекса, поскольку фактически граждане в аварийном жилом помещении не проживали, при этом оно находилось в собственности Сковородинского муниципального района со статусом - служебное жилое помещение, при этом приобретенное в соответствии с указанным контрактом жилое помещение предоставлено в дальнейшем гражданину, ранее проживающему на условиях договора социального найма в аварийном жилом помещении по адресу: г. Сковородино, ул. Пионерская, д. 13А, кв.1, признанном аварийным 23.04.2020, что не соответствует задачам указанной региональной программы, на реализацию которой в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 16 Федерального закона № 185-ФЗ за счет средств Фонда предоставлена финансовая поддержка.
Также согласно абзацу 2 резолютивной части предписания администрации указано принять меры по устранению нарушений, указанных в пунктах 4-5 настоящего предписания, обеспечив возврат средств в суммах 328 076 руб., 4 067 500,14 руб. в доход бюджета Амурской области для последующего возврата в Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, с учетом требований, установленных ст. 23.1 Федерального закона № 185-ФЗ и правилами возврата финансовой поддержки, предоставленной за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 № 1134 в срок до 03.04.2023.
Администрация, не согласившись с п.п. 3, 5 описательной части, абзацем 2 резолютивной части представления УФК по Амурской области от 09.01.2023 № 23-13-47/23-71, в части возврата средств в сумме
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды правомерно руководствовались следующим.
Статьей 14 Федерального закона № 185-ФЗ установлен перечень условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, одним из которых является наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Согласно п. 3. 10, 11 Порядка предоставления и расходования субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного
жилищного фонда, являющегося Приложением № 11 к государственной программе Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области», утвержденную постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 446, субсидия предоставляется бюджетам муниципальных образований в целях долевого софинансирования расходов по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Субсидия расходуется муниципальными образованиями на предоставление жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), и (или) строительство таких домов; выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса.
Из материалов дела следует, что в целях реализации Федерального закона № 185-ФЗ утверждена региональная программа № 152, государственным заказчиком которой является Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области (далее – Министерство).
На основании абзаца 4 раздела 8 Региональной программы № 152 государственный заказчик программы - Министерство заключает с муниципальными образованиями соглашения о предоставлении субсидий бюджетам муниципальных образований на выполнение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Между Министерством и администрацией заключено Соглашение
от 01.11.2019 № 7/1 о направлении в бюджет муниципального образования город Сковородино Сковородинского района субсидии на реализацию II этапа Региональной программы № 152.
Согласно пункту 1.2 Соглашения № 7/1 предметом данного Соглашения является предоставление финансовой поддержки за счет субсидии бюджету муниципального образования в сумме 198 229 776 руб., в том числе поступившей от Фонда в сумме 192 282 883 руб. и средств областного бюджета в сумме 5 946 893 руб. на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках Региональной программы.
На основании пункта 1.3.1 Соглашения № 7/1 заключение муниципальных контрактов (договоров) осуществляется, в том числе на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах в целях
реализации II этапа программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017 и включенного в Региональную программу № 152.
Пунктом 2.3.1 Соглашения № 7/1 предусмотрена обязанность администрации обеспечить результативность, эффективность и целевой характер использования финансовой поддержки.
Предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда - это представление Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации на безвозвратной и безвозмездной основе, в том числе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда (пункт 4 статьи 2 Федерального закона № 185-ФЗ).
При этом цель Региональной программы № 152 финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов в муниципальных образованиях, признанных таковыми до 1 января 2017 года в установленном порядке в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, собственники помещений в которых проявили готовность участвовать в программе. Финансирование Региональной программы № 152 осуществляется за счет средства Фонда, областного и местных бюджетов.
Площадь аварийного жилищного фонда, из которого подлежат переселению граждане по II этапу Региональной программы, и на которые доводится субсидия, составляет не менее 2 916,00 кв. м. (пункт 1.4 Соглашения № 7/1).
В 2020-2022 годах в Соглашение № 7/1 вносились изменения, оформленные соответствующими дополнительными соглашениями, которые являются его неотъемлемой частью.
Дополнительным соглашением от 24.08.2022 № 01-39-4188 внесены изменения: пункт 1.4. изложен в новой редакции: площадь аварийного жилищного фонда, подлежащего расселению в рамках II этапа программы, составляет не менее 3 018,95 кв. м.
Согласно приложению № 1 к Региональной программе № 152 (в редакции от 11.08.2022) по аварийному многоквартирному дому, расположенному по адресу: <...>, обозначена общая площадь жилых помещений, подлежащая расселению –
Механизм реализации вышеуказанных программ предполагает оказание организационной и финансовой поддержки муниципальным образованиям Амурской области на переселение граждан из аварийных
жилых помещений, в соответствии со статьями 86, 89 Жилищного кодекса, занимающих жилые помещения в аварийных домах на праве собственности или по договорам социального найма. При этом о специализированном жилищном фонде в адресной программе не указывается.
Пунктом 1 частью 1 статьи 92 Жилищного кодекса, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся: служебные жилые помещения.
В силу статьи 93 Жилищного кодекса, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно материалам дела, договор служебного найма расторгнут 25.10.2021, в период с 01.02.2021 по 14.02.2022 в спорном жилом помещении никто не проживал в связи с признанием жилого дома аварийным и подлежащим сносу.
Между тем доказательств того, что жилое помещение на момент включения в Региональную программу № 152 было переведено из категории служебного в фонд социального использования, в материалы дела не представлено.
С учетом установленного управлением факта неправомерного включения спорного жилого помещения в программу, предоставленная финансовая поддержка в целях предоставления администрации Сковородинского района жилого помещения пригодного для проживания, обеспечивает имущественные интересы района, но не приводит к улучшению условий проживания (посредством переселения) конкретных категорий граждан.
Судами установлено, что жилое помещение, приобретенное администрацией г. Сковородино в рамках II этапа (этап 2021-2022 гг.) Региональной программы № 152, расположенное по адресу: <...> предоставлено по договору социального найма от 17.03.2022 гражданину ФИО2, ранее проживающему на условиях договора социального найма в аварийном жилом помещении, расположенном по адресу: <...>, признанном аварийным 23.04.2020 (то есть после 1 января 2017 года),
следовательно, управление пришло к обоснованному выводу, что гражданин переселен в новое жилое помещение не в рамках Региональной программы № 152.
Таким образом, по верному выводу судов, и вопреки утверждению администрации, оплата за счет средств Фонда расходов, связанных с приобретением жилого помещения по муниципальному контракту от 27.04.2020 № 0123300019720000030, на сумму 4 067 500,14 руб., переданного впоследствии в собственность Сковородинского муниципального района с целью расселения граждан из аварийного жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, при отсутствии оснований для расселения с данного аварийного адреса граждан, поскольку фактически граждане в аварийном жилом помещении не проживали, при этом оно находилось в собственности Сковородинского муниципального района со статусом - служебное жилое помещение, а также приобретенное в соответствии с указанным контрактом жилое помещение предоставлено в дальнейшем гражданину, ранее проживающему на условиях договора социального найма в аварийном жилом помещении по адресу: <...>, признанном аварийным 23.04.2020, не соответствует целям и задачам Региональной программы
№ 152, на реализацию которой в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 16 Федерального закона № 185-ФЗ за счет средств Фонда предоставлена финансовая поддержка и противоречит приведенному правовому регулированию.
Поскольку спорное жилое помещение имело статус специализированного, цели расходования средств Фонда, установленные частью 6 статьи 16 Федерального закона № 185-ФЗ не соблюдены.
Довод заявителя кассационной жалобы о преюдициальном значении решения Сковородинского районного суда Амурской области от 10.02.2017, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурской области от 11.05.2017, по делу № 2а-37/2017, которым суд обязал администрацию заключить с администрацией Сковородинского района соглашение о предоставлении другого жилого помещения, либо расчета выкупной стоимости жилья в порядке, предусмотренном частью 7 статьи 32 ЖК РФ взамен жилых помещений: квартиры № 1 и квартиры № 26 дома 8 по ул. Василевского,
г. Сковородино, в течение одного месяца вступления решения суда в законную силу, был предметом рассмотрения и надлежащей правовой оценки в судах обеих инстанций и обоснованно отклонен.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 АПК РФ, учитывая фактические обстоятельства, а также положения вышеупомянутых правовых норм, суды пришли к обоснованному выводу о законности предписания в оспариваемой части.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, свидетельствуют о несогласии администрации с той оценкой, которую судебные инстанции дали фактическим обстоятельствам, направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
Выводы судов в соответствии со статьей 71 АПК РФ сделаны на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу, с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.04.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2023 по делу № А04-732/2023 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Е.П. Филимонова
Судьи Н.В. Меркулова
Т.Н. Никитина