ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А04-732/2023 от 20.09.2023 АС Дальневосточного округа

43/2023-22187(1)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2023 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Филимоновой Е.П.

судей Меркуловой Н.В., Никитиной Т.Н. 

при участии:

от Администрации Сковородинского муниципального округа Амурской  области: представитель не явился; 

от Управления Федерального казначейства по Амурской области:

ФИО1, представитель по доверенности от 09.01.2023 № 23-19-11/3;  

от публично-правовой компании «Фонд развития территорий»:  представитель не явился; 

рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц- связи судебном заседании кассационную жалобу Администрации  Сковородинского муниципального округа Амурской области 

на решение от 17.04.2023, постановление Шестого арбитражного  апелляционного суда от 13.07.2023 

по делу № А04-732/2023 Арбитражного суда Амурской области

по заявлению Администрации Сковородинского муниципального округа  Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 676014,  Амурская область, Сковородинский муниципальный округ, <...>) 

к Управлению Федерального казначейства по Амурской области 

(ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 675004, <...>) 


третье лицо публично-правовая компания «Фонд развития территорий»  (ОГРН: 5177746100032, ИНН: 7704446429, адрес: 115088, г. Москва, вн.тер.г.  муниципальный округ Южнопортовый, ул. Шарикоподшипниковская, д. 5) 

о признании незаконным представления в части

УСТАНОВИЛ:

Администрация Сковородинского муниципального округа (далее – администрация) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с  заявлением к Управлению Федерального казначейства по Амурской области  (далее - УФК по Амурской области, управление) о признании пунктов 3, 5  описательной части представления от 09.01.2023 № 2313-47/23-71,  вынесенного УФК по Амурской области незаконными; о признании абзаца 2  резолютивной части этого представления, в части возврата средств в сумме 

Решением суда от 17.04.2023, оставленным без изменения  постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2023,  в удовлетворении заявленных требований отказано. 

 Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами,  администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит  решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда  отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы  заявитель приводит доводы о несоответствии выводов судов фактическим  обстоятельствам дела и неправильном применении норм материального  права. Указывает, что включение жилых помещений в региональную  адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда  расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных  прав собственников помещений при переселении их из аварийного  жилищного фонда по сравнению с положениями части 8 статьи 32  Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс), а  исключение жилого помещения из указанной программы, осуществленное с  нарушением положений статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185- ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального  хозяйства» (далее - Федеральный закон № 185-ФЗ) может привести к  нарушению прав граждан, являющихся собственниками данного помещения. 

 Представитель управления в судебном заседании выразил несогласие  с кассационной жалобой, просил решение суда и постановление 


апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без  удовлетворения. 

Публично-правовая компания «Фонд развития территорий» извещена  надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы,  однако явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила. 

Судебное заседание проведено в порядке статьи 153.1 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) путем  использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного  суда Амурской области. 

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,  заслушав представителя управления, проверив в порядке и пределах статей  284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального  права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд  Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения  кассационной жалобы. 

Как следует из материалов дела, на основании приказа от 21.10.2022

 № 370 (в редакции приказа управления от 29.03.2022 № 123), в отношении  администрации проведена выездная внеплановая проверка использования  средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию  жилищно-коммунального хозяйства на реализацию федерального проекта  «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания  жилищного фонда» и проведение капитального ремонта многоквартирных  домов, а также использования средств государственной корпорации - Фонда  содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства,  сформированных за счет средств Фонда национального благосостояния, на  предоставление займов юридическим лицам в целях реализации проектов по  строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры,  результаты которой отражены в акте от 02.12.2022. Данным приказом  установлен проверяемый период с 01.01.2017 по истекший период 2022 года  (пункт 2), срок проведения проверки 27 рабочих дней с 26.10.2022 (пункт 5). 

По результатам проведенной проверки администрации направлено  представление от 09.01.2023 № 23-13-47/23-71 (далее - представление). 

Согласно пункту 3 представления, администрацией в нарушение  пункта 5 части 2, части 6 статьи 16 Федерального закона № 185-ФЗ, разделов  3, 6, 7 региональной адресной программы «Переселение граждан из  аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период  2019 - 2025 годов», утвержденной постановлением Правительства Амурской  области от 29.03.2019 № 152 (далее – Региональная программа № 152)  завышена расселяемая площадь аварийного жилого помещения,  расположенного по адресу: <...> на 64,3 кв. 


м. в связи с включением в муниципальную адресную программу  «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории  города Сковородино на период 2019-2025 годов», утвержденную  постановлением администрации г. Сковородино от 25.07.2019 № 445,  площади квартиры № 1 по данному адресу, при отсутствии оснований для  расселения из нее граждан в соответствии со статьями 32, 84, 85, 86, 89  Жилищного кодекса; оплата за счет средств Фонда расходов, связанных с  приобретением жилого помещения по муниципальному контракту от  27.04.2020 № 0123300019720000030, на сумму 4 067 500,14 руб., переданного  впоследствии в собственность Сковородинского муниципального района с  целью расселения граждан из аварийного жилого помещения,  расположенного по адресу: г. Сковородино, ул. Василевского, д. 8, кв. 1, при  отсутствии оснований для расселения с данного аварийного адреса граждан,  в связи с тем, что фактически граждане в аварийном жилом помещении не  проживали, при этом оно находилось в собственности Сковородинского  муниципального района со статусом - служебное жилое помещение, а также  приобретенное в соответствии с указанным контрактом жилое помещение  предоставлено в дальнейшем гражданину, ранее проживающему на условиях  договора социального найма в аварийном жилом помещении по адресу: 

<...>, признанном аварийным  23.04.2020, не соответствует целям и задачам Региональной программы 

 № 152, на реализацию которой в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 16  Федерального закона № 185-ФЗ за счет средств Фонда предоставлена  финансовая поддержка. 

В пункте 5 представления отражено, что администрацией в нарушение  части 6 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ, пунктов 3,  10, 11 Порядка предоставления и расходования субсидий из областного  бюджета бюджетам муниципальных образований на обеспечение  мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда,  являющегося приложением № 11 к государственной программе Амурской  области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения  Амурской области», утвержденной постановлением Правительства Амурской  области от 25.09.2013 № 446, раздела 7 региональной программы № 152,  пунктов 1.3.1, 2.3.1 Соглашения о направлении в бюджет муниципального  образования город Сковородино Сковородинского района субсидии на  реализацию II этапа Региональной программы № 152 от 01.11.2019 № 7/1  (далее – Соглашение № 7/1), за счет средств Фонда содействия  реформированию жилищно-коммунального хозяйства, на основании  муниципального контракта от 27.04.2020 № 0123300019720000030  произведена оплата расходов, связанных с приобретением жилого  помещения на сумму 4 067 500,14 руб., переданного впоследствии в  собственность Сковородинского муниципального района с целью расселения  граждан из аварийного жилого помещения, расположенного по адресу: 

<...>, при отсутствии оснований для 


расселения с данного аварийного адреса граждан в соответствии со статьями  32, 84, 85, 86, 89 Жилищного кодекса, поскольку фактически граждане в  аварийном жилом помещении не проживали, при этом оно находилось в  собственности Сковородинского муниципального района со статусом -  служебное жилое помещение, при этом приобретенное в соответствии с  указанным контрактом жилое помещение предоставлено в дальнейшем  гражданину, ранее проживающему на условиях договора социального найма  в аварийном жилом помещении по адресу: г. Сковородино, ул. Пионерская,  д. 13А, кв.1, признанном аварийным 23.04.2020, что не соответствует задачам  указанной региональной программы, на реализацию которой в соответствии  с пунктом 1 части 2 статьи 16 Федерального закона № 185-ФЗ за счет средств  Фонда предоставлена финансовая поддержка. 

Также согласно абзацу 2 резолютивной части предписания  администрации указано принять меры по устранению нарушений, указанных  в пунктах 4-5 настоящего предписания, обеспечив возврат средств в суммах  328 076 руб., 4 067 500,14 руб. в доход бюджета Амурской области для  последующего возврата в Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, с учетом требований, установленных ст. 23.1  Федерального закона № 185-ФЗ и правилами возврата финансовой  поддержки, предоставленной за счет средств государственной корпорации -  Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства,  утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от  30.12.2009 № 1134 в срок до 03.04.2023. 

Администрация, не согласившись с п.п. 3, 5 описательной части,  абзацем 2 резолютивной части представления УФК по Амурской области от  09.01.2023 № 23-13-47/23-71, в части возврата средств в сумме 

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды правомерно  руководствовались следующим. 

Статьей 14 Федерального закона № 185-ФЗ установлен перечень  условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда,  одним из которых является наличие региональной адресной программы по  переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в  соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, - в случае  подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств  Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда. 

Согласно п. 3. 10, 11 Порядка предоставления и расходования субсидий  из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на  обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного 


жилищного фонда, являющегося Приложением № 11 к государственной  программе Амурской области «Обеспечение доступным и качественным  жильем населения Амурской области», утвержденную постановлением  Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 446, субсидия  предоставляется бюджетам муниципальных образований в целях долевого  софинансирования расходов по переселению граждан из аварийного  жилищного фонда. 

Субсидия расходуется муниципальными образованиями на  предоставление жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в  многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая  многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных  средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пункте  2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации  (далее – ГрК РФ), и (или) строительство таких домов; выплату лицам, в чьей  собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный  жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в  соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса

Из материалов дела следует, что в целях реализации Федерального  закона № 185-ФЗ утверждена региональная программа № 152,  государственным заказчиком которой является Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области (далее – Министерство). 

На основании абзаца 4 раздела 8 Региональной программы № 152  государственный заказчик программы - Министерство заключает с  муниципальными образованиями соглашения о предоставлении субсидий  бюджетам муниципальных образований на выполнение мероприятий по  переселению граждан из аварийного жилищного фонда. 

Между Министерством и администрацией заключено Соглашение

от 01.11.2019 № 7/1 о направлении в бюджет муниципального образования  город Сковородино Сковородинского района субсидии на реализацию II  этапа Региональной программы № 152. 

Согласно пункту 1.2 Соглашения № 7/1 предметом данного  Соглашения является предоставление финансовой поддержки за счет  субсидии бюджету муниципального образования в сумме 198 229 776 руб., в  том числе поступившей от Фонда в сумме 192 282 883 руб. и средств  областного бюджета в сумме 5 946 893 руб. на обеспечение мероприятий по  переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках  Региональной программы. 

На основании пункта 1.3.1 Соглашения № 7/1 заключение  муниципальных контрактов (договоров) осуществляется, в том числе на  приобретение жилых помещений в многоквартирных домах в целях 


реализации II этапа программы переселения граждан из аварийного  жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017 и включенного в  Региональную программу № 152. 

Пунктом 2.3.1 Соглашения № 7/1 предусмотрена обязанность  администрации обеспечить результативность, эффективность и целевой  характер использования финансовой поддержки. 

Предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда - это  представление Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской  Федерации на безвозвратной и безвозмездной основе, в том числе на  переселение граждан из аварийного жилищного фонда (пункт 4 статьи 2  Федерального закона № 185-ФЗ). 

При этом цель Региональной программы № 152 финансовое и  организационное обеспечение переселения граждан из аварийных  многоквартирных домов в муниципальных образованиях, признанных  таковыми до 1 января 2017 года в установленном порядке в связи с  физическим износом в процессе их эксплуатации, собственники помещений в  которых проявили готовность участвовать в программе. Финансирование  Региональной программы № 152 осуществляется за счет средства Фонда,  областного и местных бюджетов. 

Площадь аварийного жилищного фонда, из которого подлежат  переселению граждане по II этапу Региональной программы, и на которые  доводится субсидия, составляет не менее 2 916,00 кв. м. (пункт 1.4  Соглашения № 7/1). 

В 2020-2022 годах в Соглашение № 7/1 вносились изменения,  оформленные соответствующими дополнительными соглашениями, которые  являются его неотъемлемой частью. 

Дополнительным соглашением от 24.08.2022 № 01-39-4188 внесены  изменения: пункт 1.4. изложен в новой редакции: площадь аварийного  жилищного фонда, подлежащего расселению в рамках II этапа программы,  составляет не менее 3 018,95 кв. м. 

Согласно приложению № 1 к Региональной программе № 152 (в  редакции от 11.08.2022) по аварийному многоквартирному дому,  расположенному по адресу: <...>,  обозначена общая площадь жилых помещений, подлежащая расселению – 

Механизм реализации вышеуказанных программ предполагает  оказание организационной и финансовой поддержки муниципальным  образованиям Амурской области на переселение граждан из аварийных 


жилых помещений, в соответствии со статьями 86, 89 Жилищного кодекса,  занимающих жилые помещения в аварийных домах на праве собственности  или по договорам социального найма. При этом о специализированном  жилищном фонде в адресной программе не указывается. 

Пунктом 1 частью 1 статьи 92 Жилищного кодекса, к жилым  помещениям специализированного жилищного фонда (далее -  специализированные жилые помещения) относятся: служебные жилые  помещения. 

В силу статьи 93 Жилищного кодекса, служебные жилые помещения  предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых  отношений с органом государственной власти, органом местного  самоуправления, государственным или муниципальным унитарным  предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с  прохождением службы, в связи с назначением на государственную  должность Российской Федерации или государственную должность субъекта  Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в  органы государственной власти или органы местного самоуправления. 

Согласно материалам дела, договор служебного найма расторгнут  25.10.2021, в период с 01.02.2021 по 14.02.2022 в спорном жилом помещении  никто не проживал в связи с признанием жилого дома аварийным и  подлежащим сносу. 

Между тем доказательств того, что жилое помещение на момент  включения в Региональную программу № 152 было переведено из категории  служебного в фонд социального использования, в материалы дела не  представлено. 

С учетом установленного управлением факта неправомерного  включения спорного жилого помещения в программу, предоставленная  финансовая поддержка в целях предоставления администрации  Сковородинского района жилого помещения пригодного для проживания,  обеспечивает имущественные интересы района, но не приводит к улучшению  условий проживания (посредством переселения) конкретных категорий  граждан. 

Судами установлено, что жилое помещение, приобретенное  администрацией г. Сковородино в рамках II этапа (этап 2021-2022 гг.)  Региональной программы № 152, расположенное по адресу: <...> предоставлено по договору социального найма  от 17.03.2022 гражданину ФИО2, ранее проживающему на  условиях договора социального найма в аварийном жилом помещении,  расположенном по адресу: <...>,  признанном аварийным 23.04.2020 (то есть после 1 января 2017 года), 


следовательно, управление пришло к обоснованному выводу, что гражданин  переселен в новое жилое помещение не в рамках Региональной программы   № 152. 

Таким образом, по верному выводу судов, и вопреки утверждению  администрации, оплата за счет средств Фонда расходов, связанных с  приобретением жилого помещения по муниципальному контракту от  27.04.2020 № 0123300019720000030, на сумму 4 067 500,14 руб., переданного  впоследствии в собственность Сковородинского муниципального района с  целью расселения граждан из аварийного жилого помещения,  расположенного по адресу: <...>, при  отсутствии оснований для расселения с данного аварийного адреса граждан,  поскольку фактически граждане в аварийном жилом помещении не  проживали, при этом оно находилось в собственности Сковородинского  муниципального района со статусом - служебное жилое помещение, а также  приобретенное в соответствии с указанным контрактом жилое помещение  предоставлено в дальнейшем гражданину, ранее проживающему на условиях  договора социального найма в аварийном жилом помещении по адресу: <...>, признанном аварийным  23.04.2020, не соответствует целям и задачам Региональной программы 

 № 152, на реализацию которой в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 16  Федерального закона № 185-ФЗ за счет средств Фонда предоставлена  финансовая поддержка и противоречит приведенному правовому  регулированию. 

Поскольку спорное жилое помещение имело статус  специализированного, цели расходования средств Фонда, установленные  частью 6 статьи 16 Федерального закона № 185-ФЗ не соблюдены. 

Довод заявителя кассационной жалобы о преюдициальном значении  решения Сковородинского районного суда Амурской области от 10.02.2017,  оставленным без изменения апелляционным определением судебной  коллегии по административным делам Амурской области от 11.05.2017, по  делу № 2а-37/2017, которым суд обязал администрацию заключить с  администрацией Сковородинского района соглашение о предоставлении  другого жилого помещения, либо расчета выкупной стоимости жилья в  порядке, предусмотренном частью 7 статьи 32 ЖК РФ взамен жилых  помещений: квартиры № 1 и квартиры № 26 дома 8 по ул. Василевского, 

г. Сковородино, в течение одного месяца вступления решения суда в  законную силу, был предметом рассмотрения и надлежащей правовой оценки  в судах обеих инстанций и обоснованно отклонен. 

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства  по правилам главы 7 АПК РФ, учитывая фактические обстоятельства, а  также положения вышеупомянутых правовых норм, суды пришли к  обоснованному выводу о законности предписания в оспариваемой части. 


Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы  судов, основаны на неверном толковании норм действующего  законодательства, свидетельствуют о несогласии администрации с той  оценкой, которую судебные инстанции дали фактическим обстоятельствам,  направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что  противоречит положениям статьи 286 АПК РФ

Выводы судов в соответствии со статьей 71 АПК РФ сделаны на основе  полного и всестороннего исследования доказательств по делу, с правильным  применением норм материального права. Нарушений норм процессуального  права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены  судебных актов, кассационной инстанцией не установлено. 

При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не  подлежит. 

Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд  Дальневосточного округа 

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 17.04.2023, постановление Шестого арбитражного  апелляционного суда от 13.07.2023 по делу № А04-732/2023 Арбитражного  суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу – без  удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может  быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской  Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в  порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий судья Е.П. Филимонова

Судьи Н.В. Меркулова

 Т.Н. Никитина