Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-175/2021
19 февраля 2021 года
г. Хабаровск
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усенко Ж.А.
судей Дроздовой В.Г., Жолондзь Ж.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России; от общества с ограниченной ответственностью "Полигон": представители не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России
на решение от 07.12.2020
по делу № А04-7687/2020
Арбитражного суда Амурской области
по иску Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России (ОГРН <***>, ИНН <***>);
к обществу с ограниченной ответственностью "Полигон" (ОГРН <***>, ИНН <***>)
об урегулировании разногласий к договору
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее - истец, ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ») обратилось в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Полигон» (далее – ответчик, ООО «Полигон») об урегулировании разногласий по договору № 3130 от 16.07.2020, предлагает принять спорные положения договора в следующей редакции:
пункт 4: «Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами 01 июня 2020 г.»;
пункт 5: «Под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему договору осуществляется за фактически оказанные услуги, по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке льготного тарифа на услугу регионального оператора в размере 369,34 (трехсот шестидесяти девяти рублей) 34 коп. (без НДС) за 1 куб.м. Цена договора является твёрдой, определяется на весь срок исполнения договора и составляет 102 491,85 (Сто две тысячи четыреста девяносто один) руб. 85 коп. НДС не облагается, в связи с применением региональным оператором упрощенной системы налогообложения (п. 2 ст. 346. 11 НК РФ). Оплата производится за счет средств от приносящей доход деятельности»;
пункт 6: «Региональный оператор до 5 числа месяца, следующего за расчетным, направляет в адрес потребителя счет на оплату, счет-фактуру, акт оказанных услуг в расчетном периоде одним из следующих способов, позволяющим подтвердить их получение потребителем:
- почтовое отправление с описью вложения на почтовый адрес потребителя;
- письмом на электронный почтовый ящик потребителя (zhky_vvo_gks7_dp@mil.ru).
Потребитель обязан в течение 5 (пяти) дней с момента получения рассмотреть, подписать и вернуть в адрес Регионального оператора один экземпляр акта оказанных услуг, либо направить мотивированный отказ от его подписания.
Если в течение 5 (пяти) дней с момента получения потребитель не направил в адрес регионального оператора обоснования своего отказа, претензии по объему и качеству оказанных услуг, акт выполненных работ считается согласованным и подписанным обеими сторонами и подлежит оплате в полном объеме.
Порядок оплаты оспариваемой части определяется соглашением сторон, а в случае не достижения такого соглашения - в судебном порядке.
В случае изменения установленного тарифа на единую услугу регионального оператора, цена договора и размер ежемесячной платы подлежит изменению с даты вступления в действие утверждаемого тарифа на услугу регионального оператора»;
пункт 12: «Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов и периодичности вывоза твердых коммунальных отходов»;
- пункт 27: «Настоящий договор вступает в силу с даты подписания и распространяет свое действие на срок с 01.06.2020 г. по 31.12.2020 г.»
- приложение №1 «Информация по предмету договора»: «Исключить адреса: с.Среднебелое, ул.Г. ФИО1, 6, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>».
Ответчик в ходе судебного разбирательства согласился исключить из договора дома, расположенные по адресам: с.Среднебелое, ул.Г. ФИО1, 6, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>.
Таким образом, судом разрешен спор в отношении пунктов 4, 5, 6, 12, 27 договора № 3130 от 16.07.2020.
07.12.2020 судом принято решение об урегулировании разногласий, возникших у сторон при заключении договора № 3130 от 16.07.2020 следующим образом:
Пункт 4 договора «Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами- 01 января 2020 года».
Пункт 5 договора «Под расчётным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определённой в пределах утверждённого в установленном порядке льготного тарифа на услугу регионального оператора в размере 369,34 руб.(трёхсот шестидесяти девяти рублей 34 коп, (без НДС) за 1 м3 твёрдых коммунальных отходов и составляет:
Для объекта, расположенного в <...> руб. 24 коп.;
Для объекта, расположенного в <...> рублей;
Для объекта, расположенного в Амурской области, Благовещенский район, с. Среднебелое, ул. Ленина, 11- 8983,83 рублей;
Для объекта, расположенного в <...> рублей;
Для объекта, расположенного в <...> рублей;
Для объекта, расположенного в <...> рублей;
Для объекта, расположенного в <...> рублей;
Для объекта, расположенного в Амурской области, Благовещенский район, с. Среднебелое, ул. Ленина, 7 -387,44 рублей;
Для объекта, расположенного в Амурской области, Благовещенский район, с. Среднебелое, ул. Строителей,5 - 425,11 рублей;
Для объекта, расположенного в Амурской области, г. Благовещенск, ул. Б. Хмельницкого, 5 – 3 143, 08 рублей.
Пункт 6 договора «Потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами».
Пункт 12 договора «Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» следующим способом: расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов».
Пункт 27 договора «Договор заключается на срок с 01.01.2020 по 31.12.2020».
Из приложения №1 «Информация по предмету договора» исключить адреса: с.Среднебелое, ул.Г. ФИО1, 6, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>.
Не согласившись с решением суда, в Шестой арбитражный апелляционный суд обратилось ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ» с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение суда в полном объеме и принять по делу новый судебный акт. В жалобе приводит доводы о необходимости считать датой оказания услуг и начале срока действия договора 01.06.2020 ввиду получения проекта договора 26.05.2020, о необходимости учета отходов исходя из фактического объема накопления ТБО ввиду низкой заселенности жилого фонда военного городка с.Среднебелая; об обязании регионального оператора направлять счета на оплату учреждению, что соответствует положениям ст.ст. 783, 720, 753 ГК РФ; о необходимости ведения учета отходов расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров на основании п.5 Правил № 505.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2021 апелляционная жалоба принята к производству с назначением судебного заседания на 16.02.2021.
В судебное заседание заявитель апелляционной жалобы и представитель ООО «Полигон» не явились.
ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ» ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В силу п.3 статьи 156 АПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей сторон.
Проверив в порядке и пределах статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применение судом норм материального права и соблюдение процессуальных норм, апелляционная инстанция приходит к следующему.
Между Министерством ЖКХ Амурской области и ООО "Полигон" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны "КластерN 4 (г. Благовещенск, Благовещенский район, Ивановский район, Тамбовский район) Амурской области от 14.05.2018 (далее - Соглашение).
В соответствии с пунктом 1.2. ООО "Полигон" присвоен статус регионального оператора сроком на 10 лет.
На основании пункта 1.3. Соглашения региональный оператор обеспечивает осуществление деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение) в соответствии с территориальной схемой, Региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Амурской области на период 2018 - 2028 годов, утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 08.11.2017 N 527 (далее - региональная программа), нормативными правовыми актами Российской Федерации Амурской области и настоящим соглашением.
Региональный оператор обязан заключить договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов по форме и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, не вправе допускать нарушения графика вывоза твердых коммунальных отходов из мест сбора и накопления более 38 процентов от общего количества вывозов твердых коммунальных отходов согласно графика в год (пункты 3.4, 3.5 Соглашения).
В соответствии с п. 23. Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами» и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641" в целях обеспечения сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, на основании договора на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов по цене, определенной сторонами такого договора, за исключением случаев, когда цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов.
Согласно Постановлению Правительства Амурской области от 24 августа 2017 года №408 региональный оператор по обращению с ТКО на территории Амурской области осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п. 8(4) Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами» и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. №641" основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент ее заключения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (пункт 2 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (пункт 1 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (пункт 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по спору, возникшему при заключении или изменении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении заключить договор указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор.
Как следует из материалов дела, 26.05.2020 региональным оператором в адрес ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России был направлен проект договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами №3130 на 2020 год.
Договор №3130 был подписан обеими сторонами с протоколом разногласий.
Региональный оператор рассмотрел протокол разногласий и направил в адрес истца протокол согласования разногласий.
Истцом на протокол согласования разногласий в адрес ответчика был направлен протокол урегулирования разногласий к протоколу согласования разногласий к протоколу разногласий к договору №3130 на оказание услуг по обращению с ТКО.
С учетом положений п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", вышеуказанных норм Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что спорный договор является публичным, в связи с чем преддоговорной спор в отношении такого договора подлежит разрешению судом вне зависимости от согласия сторон.
При разрешении спорных пунктов договора судом установлено, что фактически к оказанию услуг по вывозу ТКО в отношении спорных объектов региональный оператор приступил с 01.01.2020, следовательно, срок действия договора, в случае направления его проекта позднее, распространяется на тот период, на который приходится начало оказания услуг, независимо от даты направления проекта договора. При этом, заявитель апелляционной жалобы не обосновал, чем конкретно нарушены его права в случае закрепления соответствующего условия в договоре.
В связи с чем, пункт 4 и пункт 27 договора правомерно принят судом в редакции ответчика «Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами - 01 января 2020 года», «договор заключается на срок с 01.01.2020 по 31.12.2020».
В пункте 5 договора истец просит установить твердую цену договора на весь срок его исполнения в сумме 102 491, 85 рублей без учета НДС в связи с применением ответчиком упрощенной системы налогообложения (п.2 ст. 11 НК РФ), определив, что оплата осуществляется за счет средств от приносящей доход деятельности.
Разрешая спор в данной части, суд указал на отсутствие в деле доказательств того, что ответчик применяет упрощенную систему налогообложения (данный факт ООО «Полигон» отрицает), указал на отсутствие между сторонами спора в отношении стоимости вывоза 1 куб.м. ТКО, следовательно, цена договора может быть изменена при изменении объектов - потребителей услуги.
Принимая пункта 6 договора в редакции регионального оператора,
суд правомерно исходил из того, что данное условие должно соответствовать требованиям законодательства и условиям типового договора, устанавливающим периодичность и порядок внесения платы за данный вид услуг. Обязанность направления региональным оператором счетов на оплату условия типового договора не содержат, в связи с чем доводы апелляционной жалобы в данной части подлежат отклонению судом апелляционной инстанции. Ссылка в жалобе на положения ст.ст. 783,720,753 ГК РФ неприменима к спорным правоотношениям. Обязанность по оплате оказанных услуг в данном случае не обусловлена встречной обязанностью по выставлению счета. Договор в данном случае содержит все необходимые условия для своевременной оплаты услуг.
При разрешении спора в части урегулирования разногласий по п.12 договора (об учете объема и (или) массы ТКО и принятии указанного пункта в редакции ответчика, суд пришел к правомерным выводам, с которыми соглашается апелляционный суд.
В силу части 1 статьи 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие указанное решение, вправе в любой момент принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с абзацем первым пункта 148 (30) Правил предоставления коммунальных услуг N 354.
В соответствии с п. 148 (30) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9 (1) приложения № 2 к настоящим правилам. В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 9 (1) приложения № 2 к настоящим правилам.
Постановлением Правительства Амурской области от 25.02.2019№ 58 установлено, что на территории Амурской области оплата коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется потребителями исходя из общей площади жилого помещения в соответствии с абзацем вторым п.148 (30) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
В связи с чем, требование истца о необходимости учета объема и массы твердых бытовых отходов исходя из количества и объема контейнеров необоснованно.
В пункте 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.07.2016 N 505 (далее - Правила N 505) определено, что коммерческий учет ТКО осуществляется: а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления; исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения. Коммерческий учет ТКО в соответствии с третьим абзацем подпункта "а" пункта 5 Правил N 505, то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления, осуществляется только при раздельном накоплении ТКО (пункт 8 Правил N 505). Доказательств осуществления раздельного накопления ТКО истец не представил.
С учетом изложенного, п. 12 договора правомерно принят судом в редакции ответчика «Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» следующим способом: расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Ввиду того, что услуги по обращению с ТКО в отношении объектов, расположенных по адресам: с.Среднебелое, ул.Г. ФИО1, 6, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, ответчиком не оказываются и ответчик согласился с исключением указанных объектов, указанные объекты исключены из Приложения № 1 к договору.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
При принятии решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, подлежащие применению, нормы материального права правильно применены судом первой инстанции, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 07.12.2020 по делу А04-7687/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Ж.А. Усенко
Судьи
В.Г. Дроздова
Ж.В. Жолондзь