ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-10206/03-17 от 22.04.2004 АС Северо-Западного округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирилловой И.И., судей Афанасьева С.В. и Кустова А.А.,

рассмотрев 19.04.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу ИМНС РФ по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 16.12.03 по делу № А05-10206/03-17 (судья Трубина Н.Ю.),

у с т а н о в и л:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам Российской Федерации по городу Архангельску (далее – Инспекция) обратилась  в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Торгово-промышленная компания «ВИТМАР» (далее – Общество), Жданюку Валерию Ростиславовичу, Шевцову Евгению Александровичу, Левановой Марии Евгеньевне, Елисееву Виталию Михайловичу  о ликвидации Общества.

Решением от 16.12.03 в удовлетворении иска отказано.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.   

В кассационной жалобе  Инспекция просит решение отменить, ликвидировать Общество.

По мнению подателя жалобы, в соответствии с пунктом 3 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц»    Инспекция вправе обратиться с иском о ликвидации Общества, не представившего сведения о себе в установленные указанным законом порядке и сроки.

Участники процесса извещены о времени и месте рассмотрения дела, но представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, решением Регистрационной палаты мэрии города Архангельска от 27.06.2000 № 5573 зарегистрирован устав Общества и выдано свидетельство о государственной регистрации.

Бухгалтерский баланс на 01.01.02 представлен Обществом 08.08.02 (л.д. 7).

Задолженность по обязательным платежам в бюджеты разных уровней с учетом пеней и штрафов составляет 56 019 руб. 18 коп.

Согласно справке Инспекции от 22.09.03 № 09-03/СЗ-293 в едином государственном реестре юридических лиц сведения об обществе в реестр не включены, основной государственный номер не присвоен в связи с невыполнением исполнительным органом Общества требований, установленных пунктом 3 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц».

Исполнительные органы Общества по юридическому адресу отсутствуют.

Инспекция обратилась в суд с настоящим иском в соответствии с пунктом 3 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц».

В обоснование своего требования Инспекция указала, что уполномоченное лицо Общества, зарегистрированного до вступления в силу указанного закона, не представило в течение шести месяцев со дня вступления закона в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "д", "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц».

Невыполнение указанного требования является основанием принятия судом решения о ликвидации такого юридического лица на основании заявления регистрирующего органа.

Кроме того, исковые требования были мотивированы тем, что Общество не представляет в налоговые органы бухгалтерскую отчетность.

Отказывая в иске, суд первой инстанции сослался на то, что деятельность Общества прекращена, имеется  задолженность по налогам, организация отвечает признакам отсутствующего должника и не может быть ликвидирована в порядке статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Однако суд первой инстанции не привел в решении доказательства, подтверждающие факт прекращения Обществом деятельности, в связи с чем этот вывод суда является недостаточно обоснованным.

Факт непредставления баланса, на что сослался суд, сам по себе не свидетельствует о прекращении Обществом деятельности, а может служить основанием для вывода о нарушении юридическим лицом требований закона, если иные доказательства не позволяют признать названный факт одним из доказательств прекращения юридическим лицом деятельности. Такими иными доказательствами могут быть, в частности, данные (справки) банков, в которых были открыты счета юридического лица, о закрытии счетов либо о том, что банковские операции по ним не проводились или не проводятся в течение последних 12 месяцев; сведения (документы) из государственной налоговой службы о неисполнении юридическим лицом обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; документальное подтверждение того, что органы юридического лица выбыли с последнего известного места их нахождения, и новый их адрес неизвестен.

В материалах дела отсутствуют данные о движении денежных средств по счетам Общества, данные о состоянии его расчетного счета.

Наличие задолженности по уплате налогов само по себе не исключает возможности продолжения Обществом деятельности с уклонением от уплаты налогов.

Судом первой инстанции установлено, что органы Общества выбыли с последнего известного места их нахождения, но наличие или отсутствие данных о новом адресе не проверялось.

В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Грубым нарушением закона признается в соответствии с пунктом 3 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» непредставление уполномоченным лицом юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу указанного закона, в течение шести месяцев со дня вступления в силу указанного закона в регистрирующий орган сведений, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц».

Прекращение юридическим лицом своей деятельности не позволяет сделать вывод об осуществлении ее с нарушениями закона, поскольку такие нарушения возможны только в процессе деятельности, но не в случае ее прекращения.

Суд первой инстанции правильно исходил из того, что отсутствие деятельности свидетельствует об отсутствии нарушений при ее осуществлении. Однако в связи с этим по делу должно быть достоверно установлено, прекратило ли Общество свою деятельность, что судом первой инстанции не сделано.

Кроме того, в соответствии с пунктом 10 Информационного письма при наличии проверенных данных о фактическом прекращении юридическим лицом деятельности и отсутствии сведений о месте нахождения его органа и учредителей вопрос о ликвидации этого юридического лица должен решаться в соответствии с законодательством о банкротстве.

Согласно пункту 4.2. устава учредителями Общества являются Жданюк В. Р., Шевцова Е.А., Леванова М. Е., Елисеев В. М.

В соответствии с ответами Адресного бюро УВД города Архангельска на запрос Инспекции установлены адреса учредителей Общества.

Как видно из уведомлений суда, почтовые отправления получены Елисеевым В.М. и Левановой М.Е. лично, почтовые отправления, направленные Жданюк В. Р. м Шевцовой Е.А., возвращены, причиной невручения указано, что адресат выбыл.

Таким образом, суд не установил, отсутствуют или нет сведения о месте нахождения учредителей Общества, на которых в соответствии со статьей 61  Гражданского кодекса Российской Федерации может быть возложена обязанность по ликвидации Общества.

С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что решение подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

При новом рассмотрении дела суду надлежит установить наличие либо отсутствие оснований для ликвидации Общества в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» и пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, проверить, имеется ли возможность возложения обязанности по ликвидации на учредителей Общества, или ликвидация Общества должна осуществляться в порядке, установленном законодательством о банкротстве.

В случае если имеются основания для вывода о том, что Общество должно ликвидироваться вследствие признания его банкротом (пункт 4 статьи 61, статья 65 Гражданского кодекса Российской Федерации), то суду следует учесть, что процесс банкротства является одним из способов ликвидации юридического лица, а потому заявленное в данном деле требование о ликвидации, если оно должно быть рассмотрено в деле о банкротстве, подлежит в силу пункта 4 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оставлению без рассмотрения. Рассмотрение требования Инспекции о ликвидации Общества по существу с принятием решения об отказе в иске лишает Инспекцию возможности обратиться в суд повторно с тем же требованием в случае, если процесс банкротства не закончится ликвидацией Общества, а производство по делу о банкротстве будет прекращено по иным основаниям.

Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 16.12.03 по делу № А05-10206/03-17 отменить.

Передать дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Председательствующий                                                        И.И. Кириллова

Судьи                                                                              С.В. Афанасьев

                                                                                         А.А. Кустов

                                                                                      2.2.2.2; 5.5.2