ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
10 апреля 2018 года | г. Вологда | Дело № А05-10310/2017 | |
Резолютивная часть постановления объявлена апреля 2018 года .
В полном объеме постановление изготовлено апреля 2018 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующегоЗориной Ю.В., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Орловой Ю.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью «Шадреньга» ФИО1 по доверенности от 12.07.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Шадреньга» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 декабря 2017 года по делу № А05-10310/2017 (судья Звездина Л.В.),
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Шадреньга» (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 165150, <...>; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к администрации муниципального образования «Шадреньгское» (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 165120, <...>; далее - администрация) о признании незаконным отказа в предоставлении земли.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области (далее – министерство).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 22 декабря 2017 года по делу № А05-10310/2017 в удовлетворении исковых требований обществу отказано.
Общество не согласилось с судебным актом и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на то, что спорный земельный участок используется истцом по прямому назначению – для сельскохозяйственного производства; в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) сведения о наличии решения об изъятии данного участка для государственных и муниципальных нужд отсутствовали, поэтому приведенные администрацией в отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка основания не подтверждены. По мнению апеллянта, решение Совета депутатов муниципального образования «Шадреньгское» от 22.03.2017 № 26 о резервировании участков принято с нарушением закона и юридической силы не имеет, поскольку оно не опубликовано в средствах массовой информации, в частности, в газете «Вельские вести».
В судебном заседании апелляционного суда представитель истца поддержал доводы жалобы.
Ответчик и третье лицо отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Ответчик и третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, общество является сельскохозяйственной организацией и фактически использует земли, входящие в земельный участок с кадастровым номером 29:01:0200000:4238.
Общество 13.04.2017 обратилось с заявлением в администрацию муниципального образования «Вельский муниципальный район» с просьбой предоставить в аренду сроком на 4 года земельный участок с кадастровым номером 29:01:000000:4238 для сельскохозяйственного производства на основании подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), пункта 8 статьи 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Указанное заявление общества 25.04.2017 направлено в администрацию для рассмотрения и принятия по существу вопроса решения.
Письмом администрации от 04.05.2017 № 02-02/255 обществу отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка со ссылкой на пункты 7 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ (т.е. по причине резервирования участка для муниципальных нужд, а также по причине изъятия участка для муниципальных нужд и указания в заявлении цели предоставления такого земельного участка, несоответствующей целям, для которых такой земельный участок был изъят).
Полагая такой отказ незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска.
Апелляционный суд находит выводы суда, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, верными.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
При этом в силу положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 указанного Кодекса обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующий орган, который его принял.
Из смысла части 1 статьи 198 и статьи 201 АПК РФ вытекает, что ненормативный правовой акт, решение органов местного самоуправления могут быть признаны недействительными при наличии одновременно двух условий: если они не соответствуют закону или иному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
По целевому назначению земли подразделяются на категории. Земли сельскохозяйственного назначения и земли населенных пунктов являются самостоятельными категориями земель (подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 7 ЗК РФ).
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (статья 77 ЗК РФ).
Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (статья 83 ЗК РФ).
Согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В соответствии с пунктом 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.
Пунктом 1 статьи 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является: 1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; 2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
На основании пункта 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Закон № 172-ФЗ) перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в частности, с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Статьей 8 Закона № 172-ФЗ предусмотрено, что установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Из совокупности приведенных норм права суд первой инстанции пришел к верному выводу, что утверждение генерального плана, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является не только установлением границ населенных пунктов, но и переводом земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 12.05.2017 земельный участок, имеющий кадастровый номер 29:01:0200000:4238, расположен по адресу: Архангельская область, Вельский муниципальный район, сельское поселение «Шадреньгское». Площадь участка составляет 296 574 кв. м, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, граница земельного участка состоит из 10 контуров. Правообладателем данного земельного участка является муниципальное образование «Шадреньгское» (том 1, листы 20-21).
Данный участок был выделен в счет невостребованных земельных долей, поставлен на кадастровый учет 13.02.2016, право муниципальной собственности на него было зарегистрировано 17.03.2016.
Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования «Шадреньгское» Вельского муниципального района Архангельской области утверждены решением Собрания депутатов муниципального образования «Вельский муниципальный район» от 07.12.2016 № 447 и вступили в силу с момента их принятия (том 1, лист 26).
В Правилах землепользования и застройки МО «Шадреньгское» отражен состав земель населенных пунктов и зонирование территории, при этом для каждой зоны установлен градостроительный регламент.
Материалами дела подтверждается, что запрашиваемый обществом земельный участок частично отнесен к зоне Ж-1 - зона застройки индивидуальными жилыми домами, которая выделяется для размещения для обеспечения правовых условий формирования жилых районов из отдельно стоящих индивидуальных жилых домов и блокированных жилых домов с минимально разрешенным набором услуг местного значения (том 2, листы 77-80).
Из анализа основных, условно разрешенных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства зоны Ж-1 вытекает, что использование земельного участка в зоне Ж-1 для сельскохозяйственного производства не регламентировано.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правильно заключил, что с момента утверждения Генерального плана муниципального образования «Шадреньгское» и Правил землепользования и застройки муниципального образования «Шадреньгское», то есть с 07.12.2016, земельный участок с кадастровым номером 29:01:0200000:4238 стал частично располагаться в границах земель населенных пунктов, предназначенных под жилищную застройку, следовательно, переведен из земель сельскохозяйственного назначения.
Арбитражным судом Архангельской области установлено, что Советом депутатов муниципального образований «Шадреньгское» принято решение от 22.03.2017 № 26, в соответствии с которым земельные участки, включенные в границы населенных пунктов, зарезервированы на три года под следующие виды использования: участок у деревни ФИО3 - для выделения под личное подсобное хозяйство многодетным семьям; участки в деревнях Александровская, Березнинская, ФИО2, ФИО3 - под выделение под личное подсобное хозяйство; участок в деревне Леушинская - под огородничество (том 1, лист 27).
Согласно пункту 7 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования.
Общество обратилось с заявлением в администрацию муниципального образования «Вельский муниципальный район» с просьбой предоставить в аренду сроком на 4 года земельный участок с кадастровым номером 29:01:000000:4238 площадью 249 000 кв. м для сельскохозяйственного производства 13.04.2017, то есть тогда, когда спорный земельный участок уже частично был переведен из земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов и зарезервирован на 3 года под виды использования, предусмотренные для земель населенных пунктов.
Кроме того, из письма Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» от 12.09.2017 № 04-06/1455 следует, что земельный участок с кадастровым номером 29:01:000000:4238 является многоконтурным и состоит из 10 контуров.
В соответствии с выпиской из Правил землепользования и застройки муниципального образования «Шадреньгское» спорный земельный участок располагается на землях следующих категорий земель: 29:01:000000:4238 (контур 1, 3, 7) - земли лесного фонда; 29:01:000000:4238 (контур 2, 5, 6, 9, 9, 10) - земли населенных пунктов.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу, что использование данного земельного участка для сельскохозяйственного производства в существующих границах было невозможно, а срок, на который он зарезервирован, меньше срока, на который общество просило предоставить земельный участок в аренду.
Заявитель не оспаривал факт того, что запрашиваемый им земельный участок частично отнесен к зонам застройки индивидуальными жилыми домами (зона Ж-1), однако считал решение от 22.03.2017 26 о резервировании земельных участков не вступившим в законную силу, поскольку ответчиком был нарушен порядок опубликования этого акта, поскольку опубликование было осуществлено только в одном, а не в двух печатных изданиях.
Суд первой инстанции не согласился с позицией заявителя с учетом следующего.
Решением Совета депутатов муниципального образования «Шадреньгское» от 13.09.2012 № 147 утверждено Положение о порядке опубликования (обнародования) нормативных правовых актов органов самоуправления муниципального образования «Шадреньгское» (далее - Положение № 147), согласно которому способом ознакомления с нормативными правовыми актами является, в частности, их размещение в местах, установленных согласно приложению № 1.
В данном приложении определены 4 места размещения указанных актов (помещение администрации, библиотеки, дом культуры). Кроме этого, пунктом 2.1.4 приложения определено, что официальное опубликование в средствах массовой информации осуществляется в районной газете «Вельские вести» (том 2, листы 1-4).
В последующем решением Совета депутатов муниципального образования «Шадреньгское» от 06.03.2013 № 27 определен порядок обнародования муниципальных правовых актов муниципального образования «Шадреньгское», согласно которому опубликование нормативных правовых актов Совета депутатов муниципального образования «Шадреньгское» и главы муниципального образования «Шадреньгское» осуществляется главой этого муниципального образования путем подписания и направления в течение 14 рабочих дней для официального опубликования в следующие печатные издания: 1) газета «Вельские вести», 2) газета «Вестник Шадреньги».
При этом обнародование муниципальных правовых актов осуществляется согласно Положению о порядке опубликования (обнародования) нормативных правовых актов органов самоуправления муниципального образования «Шадреньгское», утвержденному решением Совета депутатов муниципального образования «Шадреньгское» от 13.09.2012 № 147 (том 1, лист 135).
Арбитражным судом Архангельской области с достоверностью установлено, что решение от 22.03.2017 № 26 о резервировании земельных участков опубликовано в газете «Вестник Шадреньги» за март 2017 года (том 1, лист 138) и обнародовано согласно Положению № 147, что подтверждается журналом учета регистрации размещения муниципальных правовых актов и официальной информации органов местного самоуправления муниципального образования «Шадреньгское», комиссионным актом от 30.03.2017 № 3 (том 1, листы 146-148).
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.
Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу, что достаточным для признания акта официально опубликованным является опубликование его в любом из печатных изданий (газета «Вельские вести» или газета «Вестник Шадреньги»), поскольку оба периодических издания являются общедоступными, в связи с чем нормативный акт, опубликованный в любом из этих изданий, становится доступным для всеобщего сведения.
Довод заявителя о том, что ответчик не опубликовал в средствах массовой информации в установленный пунктом 5.1 статьи 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» двухнедельный срок информацию о возникновении у администрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок, что повлекло за собой нарушение прав общества на получение информации и реализации права на землю, необходимую для сельскохозяйственной деятельности, суд первой инстанции справедливо отклонил с учетом того, что общество все же обратилось к ответчику с заявлением о предоставлении в аренду спорного земельного участка, а обращение к администрации за пределами шестимесячного срока с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок не являлось основанием для отказа обществу в предоставлении спорного земельного участка в аренду.
Поскольку с 07.12.2016, то есть с момента утверждения Генерального плана и Правил землепользования и застройки муниципального оразования «Шадреньгское», земельный участок с кадастровым номером 29:01:0200000:4238 стал частично располагаться в границах земель населенных пунктов, ссылка заявителя на то обстоятельство что на момент обращения общества к ответчику с заявлением об аренде спорного земельного участка последний по данным Росреестра относился к категории земель сельскохозяйственного назначения и имел вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, не влияет на суть спора.
Кроме того, земельного участка с площадью, категорией и видом разрешенного использования, о которых просил заявитель, в момент его обращения у администрации не было.
Довод общества о том, что спорный земельный участок относится к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям на территории Архангельской области, и его использование возможно только для целей ведения сельского хозяйства, материалами дела не подтвержден.
Судом первой инстанции учтен довод общества о том, что у администрации отсутствовали основания мотивировать отказ в аренде земельного участка пунктом 23 статьи 39.16 ЗК РФ, поскольку в данном случае факт изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд отсутствовал. Вместе с тем ссылка администрации в оспариваемом решении на пункт 23 статьи 39.16 ЗК РФ не может свидетельствовать о незаконности этого решения в целом.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.
В жалобе истцом не приводится убедительных доводов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта, судом при рассмотрении спора не допущено.
В свете изложенного апелляционная жалоба истца удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 декабря 2017 года по делу № А05-10310/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Шадреньга» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Ю.В. Зорина |
Судьи | А.Я. Зайцева А.В. Романова |