ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-10407/19 от 27.05.2020 АС Архангельской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

03 июня 2020 года

г. Вологда

Дело № А05-10407/2019

Резолютивная часть постановления объявлена мая 2020 года .

В полном объёме постановление изготовлено июня 2020 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Алимовой Е.А. и                  Болдыревой Е.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Левшиной С.С.,

при участии от публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» Гоман Е.С. по доверенности от 29.01.2020 № 26-20, от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску Малыгина О.В. по доверенности от 31.12.2019 № 2.5-16/51227,                                                                 

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции и системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Архангельской области апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 27 ноября 2019 года по делу № А05-10407/2019 ,

у с т а н о в и л:

публичное акционерное общество «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ОГРН 1024701893336, ИНН 4716016979; адрес: 117630, Москва, улица Академика Челомея, дом 5а; далее – ПАО «ФСК ЕЭС», общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску (ОГРН 1042900051094, ИНН 2901061108; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, улица Логинова, дом 29; далее – инспекция, налоговый орган) от 26.02.2019 № 2.18-15/24501 о привлечении к ответственности за совершения налогового правонарушения.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 27 ноября                2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, впоследствии дополненной, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права, считает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела. Указывает на то, что основным видом деятельности заявителя является передача электрической энергии (код по ОКВЭД 40.10.2), следовательно заявитель относится к категории налогоплательщиков, которой налоговым законодательством предоставлены преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками по уплате налога на имущество (пункт 3 статьи 380 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ)). Считает, что спорные объекты основных средств заявителя (всего 12 объектов) входят в состав энергетических производственно-технологических комплексов, а конструктивная связь спорных объектов основных средств заявителя с линиями энергопередачи влияет на функциональную способность линий энергопередачи передавать электрическую энергию, поскольку при отсутствии спорных объектов основных средств заявителя линий энергопередачи не могут быть использованы.Полагает, что инспекция пришла к необоснованному выводу о неправомерном применении заявителем льготы по налогу на имущество организаций в соответствии с пунктом 3 статьи 380 НК РФ. Ссылается на то, что согласно абзацу одиннадцатому статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон № 35-ФЗ) к объектам электросетевого хозяйства отнесены линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование. Настаивает на том, что группа таких спорных основных средств, как здание насосной пожаротушения из секций БМЗ-Н-6 М (инвентарный номер 0300-2-11-07852), здание насосная пожаротушения (инвентарный номер 0300-2-11-07858), здание насосной № 1 (инвентарный номер 0300-2-11-07859), пожарные резервуары ПС Коноша (инвентарный номер 0300-2-12-12765), пожарный водоем (инвентарный номер 0300-2-12-12767), пожарный водопровод (инвентарный номер 0300-2-12-12768), сети противопожарного водопровода (инвентарный номер 0300-2-12-12769), входит в состав трансформаторных подстанций и, по мнению заявителя, без указанных объектов невозможен процесс передачи электроэнергии. Указанная группа спорных объектов основных средств является объектами пожарной безопасности, наличие которых на подстанции – это обязательное условие эксплуатации подстанций. Факт того, что указанные спорные объекты входят в состав подстанций, налоговый орган не оспаривает. Также настаивает на том, что Перечнем имущества, относящегося к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 504 (далее – Перечень имущества № 504), помимо непосредственно самих линий энергопередачи включает в себя сооружения и оборудование, которое осуществляет свои функции в общем едином процессе передачи и распределения электроэнергии. К таким сооружениям и оборудованию, по мнению апеллянта, относится группа принадлежащих ему следующих объектов: водопровод (инвентарный номер 0300-2-12-12731), радиомачта (инвентарный номер 0300-2-12-12772), сети электроосвещения подстанции (инвентарный номер 0300-2-14-35614), ремонтно-механические мастерские столярных изделий (далее – РММ) (инвентарный номер 0300-2-11-12773), сети наружной хозфекальной канализации (инвентарный номер 0300-2-12-12775). Таким образом, как считает податель жалобы, все спорные объекты, в отношении которых обществом заявлена льгота по налогу на имущество за 2017 году, относятся к объектам, поименованным в Перечне имущества № 504. Считает, что позиция налогового органа, согласно которой объекты основных средств должны непосредственно (функционально) участвовать в процессе передачи электрической энергии, не соответствует пункту 3 статьи 380 НК РФ и Перечню № 504.

Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы и требования апелляционной жалобы и дополнений к ней.

Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу, дополнениях к нему и её представитель в судебном заседании доводы жалобы отклонили, просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу и доводы жалобы , проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации общества по налогу на имущество организаций за 2017 год, представленной налогоплательщиком 29.03.2018,                        в которой ПАО «ФСК ЕЭС» исчислена сумма налога в отношении имущества, среднегодовая стоимость за налоговый период которого составила 1 758 507 774 руб. (стоимость имущества по состоянию на 31.12.2017 – 1 782 393 702 руб.) по пониженной налоговой ставке в размере 1,6 %.

По результатам камеральной налоговой проверки указанной декларации налоговым органом составлен акт от 12.07.2018 № 6599 и принято решение от 26.02.2019 № 2.18-15/24501 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 10 100 руб. 20 коп., заявителю доначислен налог на имущество организаций за 2017 год в сумме 50 501 руб. и пени по указанному налогу в размере 6 417 руб. 41 коп.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 15.05.2019 № 2.18-15/24501 решение инспекции отменено в части доначисления заявителю налога на имущество организаций за 2017 год, начисления соответствующих сумм пеней и штрафа в связи с отказом ПАО «ФСК ЕЭС» в применении пониженной налоговой ставки в размере 1,6 % в отношении водоотвода с площадки ПС 220 кВ «Урдома» (инвентарный номер 0300-2-12-12730) и сетей дренажной канализации (инвентарные номера 0300-2-12-33016, 0306-2-12-05083). В остальной части решение инспекции (в отношении 12 объектов основных средств) оставлено без изменения.

Таким образом, с учетом частичной отмены вышестоящим налоговым органом оспариваемого решения заявителю остался доначисленным налог на имущество организаций за 2017 год в размере 46 527 руб., пени по указанному налогу в сумме 5 912 руб. 16 коп., штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 9 305 руб. 40 коп.

Основанием для доначисления налога в указанной сумме послужил вывод инспекции о неправомерном применении налогоплательщиком пониженной налоговой ставки, предусмотренной пунктом 3 статьи 380 НК РФ, в отношении следующих 12 объектов основных средств: водопровод, здание насосной пожаротушения из секций БМЗ-Н-6 М, здание насосной пожаротушения, здание насосной № 1, пожарные резервуары ПС Коноша, пожарный водоем, пожарный водопровод, радиомачта, сети противопожарного водопровода, сети электроосвещения подстанции, ремонтно-механические мастерские столярных изделий, сети наружной хозфекальной канализации.

Как утверждает налоговый орган, указанные объекты непосредственно не участвуют в процессе передачи электрической энергии, не относятся к линиям энергопередачи и не могут быть квалифицированы в качестве сооружений, являющихся их неотъемлемой частью.

Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.

Апелляционная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, поскольку доводы заявителя, приведенные в апелляционной жалобе, оценены и получили надлежащую правовую оценку в силу следующего.

На основании пункта 1 статьи 373 НК РФ плательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 названного Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 374 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный налоговый период) объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.

В силу статьи 373 НК РФ общество является плательщиком налога на имущество организаций.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать их в меньшем размере (пункт 1 статьи 56 названного Кодекса).

Установление в налоговом законе налоговой льготы предполагает, что наряду с общим порядком налогообложения существует и специальный, в результате которого налогоплательщик, применяющий льготу, получает определенные преимущества по сравнению с другими плательщиками налога в виде снижения или смягчения налогового бремени.

Таким образом, с правовой точки зрения, налоговая льгота – это специальная норма, которая может применяться лишь при наличии установленных законодательством условий, которые не подлежат расширительному толкованию.

Положения статьи 23 НК РФ во взаимосвязи с нормами подпункта 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ предоставляют налогоплательщику возможность реализовать свое право на налоговую льготу при условии, что он представит доказательства, подтверждающие основания, с которыми налоговое законодательство связывает наличие у налогоплательщика права на льготу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 380 НК РФ ставки по налогу на имущество устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2.2 %, если иное не предусмотрено статьей 380 настоящего Кодекса.

Как установлено судом, статьей 2 Закона Архангельской области                              от 14.11.2003 № 204-25-03 «О введении в действие на территории Архангельской области налога на имущество организаций в соответствии с частью 2 НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Архангельской области» общая ставка по налогу на имущество установлена в размере 2.2 %.

При этом согласно пункту 3 статьи 380 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2017 году) налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 году 0,4 %, в 2014 году - 0,7 %, в 2015 году - 1,0 %, в 2016 году - 1,3 %, в 2017 году - 1,6 %, в 2018 году - 1,9 %.

Суд обоснованно отметил, что право на применение пониженной налоговой ставки возникает у организации при соблюдении одновременно следующих условий: имущество относится к одной из категорий, указанных в пункте 3 статьи 380 НК РФ; имущество поименовано в Перечне № 504; имущество учтено на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

При этом расширительное толкование правовой нормы, предусматривающей пониженную налоговую ставку, недопустимо.

В названном выше Перечне указан код ОКОФ и наименование имущественного объекта. Также Перечень содержит столбец «Примечание», в котором имеется краткая характеристика имущественных объектов.

Налогоплательщиком заявлена льгота согласно разделу Перечня № 504 «Имущество, относящееся к линиям энергопередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью», а именно пониженная налоговая ставка по налогу на имущество в размере 1,6  % в отношении объектов, которые, как утверждает налогоплательщик, относятся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

В указанном разделе поименовано имущество и сооружения линий энергопередачи, относящиеся в равной мере как к объектам электроэнергетики, так и к объектам системы теплоснабжения.

Так, согласно Перечню в разделе «Имущество, относящееся к линиям энергопередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью» поименованы, в частности, сооружения электроэнергетики (код ОКОФ 12 4521010), здания электрических и тепловых сетей (код ОКОФ 11 4521012); сооружения - металлические конструкции (код ОКОФ 12 2811000), аппаратура электрическая низковольтная (до 1000 В) (выключатели, контакторы, рубильники, реле управления и защиты, пускатели, коммутаторы, усилители магнитные, дроссели управления, панели распределительные, щитки осветительные, устройства катодной защиты) (код ОКОФ 14 3120020).

Применение пониженной налоговой ставки законодатель связывает с принадлежностью объектов основных средств к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, а не с теми данными, которые указаны в учете налогоплательщика (в инвентарных карточках). ОКОФ применяется для выполнения статистических задач, а не регулирует вопросы налогообложения.

При этом само по себе присвоение имуществу кода ОКОФ, отмеченного в Перечне, не означает, что у налогоплательщика автоматически возникает право на применение льготы в отношении данного имущества.

Как верно отмечено судом, обязательным условием для отнесения имущества к льготируемому является наличие технологической связи между данным имуществом и линией энергопередачи (оборудованием, имуществом), а также фактическое использование льготируемого имущества в передаче энергии (тепла).

С учетом условий пункта 1 статьи НК РФ о применении институтов, понятий и терминов гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемых в указанном кодексе, в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено этим кодексом, суды решили, что понятие поскольку понятие «линии энергопередачи» в налоговом законодательстве отсутствует, для уяснения этого понятия необходимо руководствоваться понятиями и терминами гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации.

В соответствии с абзацем десятым статьи 3 Закона № 35-ФЗ под услугами по передаче электрической энергии понимается комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.

К объектам электросетевого хозяйства отнесены линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование (абзац одиннадцатый статьи 3 Закона № 35-ФЗ).

Из положений пункта 3 статьи 380 НК РФ, Перечня № 504, Закона № 35-ФЗ, отраслевых нормативных правовых актов и стандартов следует, что законодатель предусмотрел применение пониженной налоговой ставки в отношении не всего имущества субъектов электроэнергетики, которыми в силу статьи 3 Закона № 35-ФЗ являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии (мощности), энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии (мощности), а только имущества, непосредственно участвующего в процессе передачи электрической энергии и обязательно указанного в Перечне № 504.

При этом само по себе присвоение имуществу кода в соответствии с кодами Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94 (с 01.01.2017 - ОК 013-2014 (СНС 2008)) (далее – код ОКОФ), отмеченного в Перечне № 504, не означает, что у налогоплательщика автоматически возникает право на применение льготы в отношении данного имущества.

Имущество, используемое в производстве электрической энергии, несмотря на связь этого процесса с процессом передачи энергии, не может быть отнесено к подлежащему налогообложению по льготным ставкам, предусмотренным пунктом 3 статьи 380 НК РФ.

Согласно ГОСТ 19431-84 «Государственный стандарт Союза ССР. Энергетика и электрификация. Термины и определения», утвержденному постановлением Госстандарта СССР от 27.03.1984 № 1029, энергоснабжение (электроснабжение) - это обеспечение потребителей энергией (электрической энергией). При этом потребителями признаются предприятие, организация, территориально обособленный цех, строительная площадка, квартира, у которых приемники электрической энергии присоединены к электрической сети и используют электрическую энергию.

Электростанция - это энергоустановка или группа энергоустановок для производства электрической энергии или электрической энергии и тепла. Подстанцией электрической является электроустановка, предназначенная для преобразования (изменения рода тока, напряжения, частоты или числа фаз) и распределения электрической энергии.

Под линией электропередачи (ЛЭП) понимается электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии на расстояние.

Линия электропередачи (ЛЭП) - это электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии на расстояние (пункт 34 ГОСТ 19431-84).

Линией электропередачи (ЛЭП) называется электроустановка, состоящая из проводов, кабелей, изолирующих элементов и несущих конструкций, предназначенная для передачи электрической энергии между двумя пунктами энергосистемы с возможным промежуточным отбором (ГОСТ 24291-90).

Согласно пунктам 2.4.2 и 2.5.2 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 20.05.2003 № 187, воздушной линией электропередачи является устройство для передачи и распределения электроэнергии по изолированным или неизолированным проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным линейной арматурой к опорам, изоляторам или кронштейнам, к стенам зданий и к инженерным сооружениям.

В частности, в Перечне № 504 в разделе «Имущество, относящееся к линиям энергопередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью» предусмотрены такие объекты, как трансформаторные подстанции комплектные и блочные (код ОКОФ 14 3115020)

Согласно пункту 4.2.6 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 20.06.2003 № 242 (далее – Правила № 242) трансформаторная подстанция – это электроустановка, предназначенная для приема, преобразования и распределения энергии и состоящая из трансформаторов, распределительных устройств, устройств управления, технологических и вспомогательных сооружений.

В соответствии с пунктом 1.2.1 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 19.06.2003 № 229 (далее – Правила № 229), полностью законченные строительством электростанции, котельные (паровые и водогрейные), объекты электрических и тепловых сетей, а также в зависимости от сложности энергообъекта их очереди и пусковые комплексы должны быть приняты в эксплуатацию в порядке, установленном действующими правилами.

Согласно пункту 1.2.2 Правил № 229 пусковой комплекс должен включать в себя обеспечивающую нормальную эксплуатацию при заданных параметрах часть полного проектного объема энергообъекта, состоящую из совокупности сооружений и объектов, отнесенных к определенным энергоустановкам либо к энергообъекту в целом (без привязки к конкретным энергоустановкам). В объеме, предусмотренном проектом для данного пускового комплекса, должна быть обеспечена пожарная безопасность.

Согласно пунктом 1.2.6 Правил № 229 перед пробным пуском должны быть выполнены условия для надежной и безопасной эксплуатации энергообъекта, в том числе введены в действие системы пожарной сигнализации и пожаротушения, аварийного освещения, вентиляции; смонтированы и налажены системы контроля и управления; получены разрешения на эксплуатацию энергообъекта от органов государственного контроля и надзора.

В соответствии с пунктом 23.1 Правил пожарной безопасности для энергетических предприятий РД-153.-34.0-03.301-00 (ВППБ 01-02-95*) противопожарное водоснабжение относится к одному из основных устройств пожаротушения на объекте и включает в себя: водоисточники (пруды, реки, специальные емкости и др.); насосные станции, сеть трубопроводов по территории с установкой гидрантов (наружный противопожарный водопровод), а также сеть трубопроводов в зданиях и сооружениях с пожарными кранами (внутренний противопожарный водопровод).

Согласно пункту 12.1 Рекомендаций по технологическому проектированию подстанций переменного тока с высшим напряжением                      35-750 кВ, утвержденными приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 288, (далее – Рекомендации), подстанция оснащается средствами связи, обеспечивающими текущие и перспективные потребности систем автоматического и автоматизированного управления оборудованием подстанции в нормальных и аварийных режимах.

Согласно пункту 12.2 Рекомендаций требуемый объем средств передачи информации определяется с учетом обеспечения энергетических объектов необходимыми средствами связи для решения задач диспетчерского, технологического, административно-хозяйственного управления, системной автоматики и релейной защиты, а также ремонтно-эксплуатационного обслуживания.

В соответствии с пунктом 4.2.133 Правил № 242 защита ОРУ 35 кВ и выше от прямых ударов молнии должна быть выполнена отдельно стоящими или установленными на конструкциях стержневыми молниеотводами. Рекомендуется использовать защитное действие высоких объектов, которые являются молниеприемниками (опоры ВЛ, прожекторные мачты, радиомачты и т.п.).

Согласно пункту 16.1.1 Рекомендаций на ПС, имеющих постоянный дежурный персонал, и на ПС с «дежурством на дому» при расположении жилого дома вблизи ПС предусматривают хозяйственно-питьевой водопровод и хозяйственно-фекальную канализацию с подключением к существующим сетям, а при отсутствии сетей предусматривают простейшие очистные сооружения (септик, хлораторная, поля фильтрации, установки для полной биологической очистки или водонепроницаемый выгреб) по согласованию с органами санитарного надзора. При невозможности сооружения хозяйственно-питьевого водопровода используются водозаборные скважины, шахтные колодцы.

В соответствии с пунктом 4.11 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Минтруда России от 24.07.2013               № 328н, не допускаются работы в неосвещенных местах. В темное время суток при производстве переключений на ПС должна быть обеспечена освещенность распределительных устройств.

В соответствии с приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 01.08.2007 № 295 в состав единых производственно-технологических комплексов организаций, являющихся субъектами естественных монополий топливно-энергетического комплекса, для осуществления основной производственной деятельности и обеспечения непрерывного производственного процесса снабжения потребителей топливно-энергетическими ресурсами, в составе подстанции электрической предусмотрено освещение подстанции, электроснабжение собственных нужд электростанции.

Исходя из пункта 17.1 Рекомендаций, подстанции могут быть обеспечены ремонтно-эксплуатационными пунктами (РЭП) или зданиями вспомогательного назначения (ЗВН) для обеспечения ремонта и технического обслуживания подстанции, группы подстанций или прилегающего узла электросетей, а для крупных подстанций 500-750 кВ также здания производственно-бытового назначения, в которых предусматриваются кабинеты для медперсонала, душевые, сауны, тренажеры и медицинская аппаратура.

Согласно пункту 2.1.1 Правил № 229 для обеспечения надлежащего эксплуатационного и санитарно-технического состояния территории, зданий и сооружений энергообъекта должны быть выполнены и содержаться в исправном состоянии: сети водопровода, канализации, дренажа; источники питьевой воды, водоемы и санитарные зоны охраны источников водоснабжения.

Согласно пункту 17.10 Рекомендаций ремонт и техническое обслуживание ПС осуществляется, как правило, централизованно специализированными бригадами: с РПБ (ремонтно-производственная   база),   РЭП   (ремонтно-эксплуатационный   пункт) ПЭС (предприятие   электрических   сетей),   РЭС (район электрических сетей); с базовой ПС (подстанция) группы ПС.

В обоих случаях для обслуживания ПС предусматриваются производственные помещения в ОПУ, а также используются передвижные ремонтные мастерские службы или группы ПС. В случае, когда данная ПС является базовой для группы ПС, не имеющих РПБ, на ней предусматривается ЗВН. На ПС 220-750 кВ с объемом работ по техническому обслуживанию и ремонту в 800 усл. ед. и более могут быть организованы местные специализированные бригады. В этом случае на ПС также предусматривается ЗВН, в состав помещений которого входит мастерская по ремонту выключателей и другого оборудования, оснащенная грузоподъемным механизмом.

Судом первой инстанции установлено, что согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, основным видом деятельности ПАО «ФСК ЕЭС» является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям (ОКВЭД 35.12).

Из материалов камеральной налоговой проверки следует, что в подтверждение заявленной пониженной налоговой ставки налогоплательщиком был представлен перечень имущества, по которому применена пониженная налоговая ставка.

В данном перечне отражены: инвентарный номер, наименование основного средства, код по ОКОФ (общероссийский классификатор основных фондов), функциональное назначение основного средства.

В рассматриваемом случае ПАО «ФСК ЕЭС» отнесены:

- к зданиям электрических и тепловых сетей (код ОКОФ 11 4521012) –  здание насосной пожаротушения из секций БМЗ-Н-6 М (инвентарный номер 0300-2-11-07852), здание насосной № 1 (инвентарный номер 0300-2-11-07859), ремонтно-механические мастерские столярных изделий (инвентарный номер 0300-2-11-12773), здание насосной пожаротушения (инвентарный номер 0300-2-11-07858);

- к сооружениям электроэнергетики (код ОКОФ 12 4521010) – пожарные резервуары ПС Коноша (инвентарный номер 0300-2-12-12765), пожарный водоем (инвентарный номер 0300-2-12-12767), пожарный водопровод (инвентарный номер 0300-2-12-12768), сети наружной хозфекальной канализации (инвентарный номер 0300-2-12-12775), сети противопожарного водопровода (инвентарный номер 0300-2-12-12769), водопровод (инвентарный номер 0300-2-12-12731);

- к сооружениям - металлическим конструкциям (код ОКОФ                            12 2811000) – радиомачта стальная (инвентарный номер 0300-2-12-12772);

- к аппаратуре электрической низковольтной (до 1000 В) (код ОКОФ              14 3120020) – сети электроосвещения подстанции (инвентарный номер 0300-2-14­35614).

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы, то есть определенные преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере, при наличии оснований и в порядке, установленных законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 23, пунктом 1 статьи 80 данного Кодекса налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронном виде и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Следовательно, налогоплательщик, претендующий на применение льготы, обязан направить в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию и подтвердить право на льготу, представив доказательства, подтверждающие наличие у него права на налоговую льготу.

Таким образом, в силу положений статьи 65 АПК РФ именно на налогоплательщика возлагается обязанность по доказыванию всех обстоятельств, с которыми закон связывает предоставление налоговой льготы, и по представлению доказательств в обоснование правомерности применения им такой льготы.

При этом арбитражный суд, рассматривая дело о правомерности применения налоговой льготы, проверяет вопрос о праве налогоплательщика на применение налоговой льготы в полном объеме, с учетом всех обстоятельств дела в их совокупности (части 1 и 2 статьи 71 АПК РФ).

Таким образом, обстоятельством, подлежащим доказыванию в рассматриваемом случае, является не физическое (территориальное) расположение спорных объектов, а то, что процесс распределения и передачи электроэнергии невозможен без использования данного имущества.

Вопреки доводам подателя жалобы, в данном случае с учетом бремени доказывания общество в целях обоснованности применения пониженной ставки должно доказать наличие технологической связи между данным имуществом и линией энергопередачи, имуществом, относящемся в соответствии с Перечнем № 504 к линиям энергопередачи, а также фактическое использование имущества в передаче энергии.

При этом заявитель последовательно в судах первой и апелляционной инстанции настаивает на том, что объекты пожарной безопасности, средства связи, сети электроосвещения подстанции, водопровод, сети наружной хозфекальной канализации, ремонтно-механические мастерские столярных изделий сооружены в соответствии с Правилами № 229 и Рекомендациями, являются неотъемлемой частью трансформаторных подстанций и без данных объектов эксплуатация оборудования электрических сетей запрещена.

Вместе с тем данные доводы получили надлежащую правовую оценку в решении суда первой инстанции, с которой апелляционная коллегия согласна.

Как верно отмечено судом, анализ вышеуказанных нормативных положений свидетельствует о том, что объекты пожарной безопасности, сети освещения, водопровод, радиомачта, ремонтная мастерская, хозяйственно-фекальная канализация не предназначены для обеспечения непрерывного производственного процесса передачи электрической энергии.

Функциональным назначением спорных объектов подстанций является пожаротушение, молниеотвод, передача информации с подстанции, ремонт оборудования электроустановок, санитарно-бытовые цели.

Сам по себе факт того, что спорные объекты: радиомачта, здания насосной пожаротушения, здание насосной № 1, пожарные резервуары, пожарный водоем, пожарный водопровод, сети противопожарного водопровода, ремонтно-механические мастерские столярных изделий, сети наружной хозфекальной канализации, водопровод, сети электроосвещения, входят в состав трансформаторных подстанций, которым общество обосновывает наличие у него права на применение льготы, не может являться основанием для отнесения спорных объектов к льготируемому имуществу, поскольку данные объекты не связаны с процессом передачи электрической энергии или ее распределением, что прямо следует из функционального назначения данных объектов.

Как установлено в ходе проверки, согласно представленным инвентарным карточкам присвоенные обществом спорным объектам коды ОКОФ соответствуют их функциональному назначению: зданиям насосной присвоен код ОКОФ 210.00.11.10.911 «Здания производственного назначения, не включенные в другие группировки», водопроводам - код ОКОФ 220.41.20.20.759 «Водопровод», пожарному резервуару, пожарному водоему -код ОКОФ 220.41.20.20.904 «Резервуары железобетонные наземные и подземные», радиомачте стальной - код ОКОФ 220.25.11.22.130 -«радиомачты отдельно стоящие», сети наружной хозфекальной канализации - код ОКОФ 220.41.20.20.763 «Канализация». Зданию РММ столярных изделий Обществом присвоен код ОКОФ 210.00.11.10.780 «Здания электрических и тепловых сетей».

Вместе с тем, согласно представленному техническому паспорту на здание ремонтно-механические мастерские столярных изделий назначение здания соответствует его наименованию - ремонтная мастерская столярных изделий.

Судом установлено, что исходя из экспликации к поэтажному плану   строения, здание не используется для размещения объектовэлектрического хозяйства общества, участвующих в процессе передачи электрической энергии потребителям.

Доказательств возможности учета данного объекта как здания электрических и тепловых сетей, применительно к назначению здания, его техническим характеристикам и осуществляемой в здании деятельности, обществом не представлено.

Функциональным назначением спорных объектов подстанций является пожаротушение, молниеотвод, передача информации с подстанции, ремонт оборудования электроустановок, санитарно-бытовые цели.

Таким образом, в силу своего функционального назначения и наименования, объекты пожарной безопасности, сети освещения, водопровод, радиомачта, ремонтная мастерская, хозяйственно-фекальная канализация не предназначены для обеспечения непрерывного производственного процесса передачи электрической энергии.

Кроме того, вопреки доводам подателя жалобы, ни один из спорных 12 объектов не поименован в Перечне № 504 в разделе «Имущество, относящееся к линиям энергопередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью», являющемся исчерпывающим.

Между тем расширительное толкование правовой нормы, предусматривающей налоговую льготу, недопустимо.

Судом обоснованно учтено, что сам по себе факт того, что спорные объекты: радиомачта, здания насосной пожаротушения, здание насосной № 1, пожарные резервуары, пожарный водоем, пожарный водопровод, сети противопожарного водопровода, ремонтно-механические мастерские столярных изделий, сети наружной хозфекальной канализации, водопровод, сети электроосвещения, входят в состав трансформаторных подстанций, которым общество обосновывает наличие у него права на применение льготы, не может являться основанием для отнесения спорных объектов к льготируемому имуществу, поскольку данные объекты не связаны с процессом передачи электрической энергии или ее распределением, что прямо следует из функционального назначения данных объектов.

Таким образом, обществом не доказано одновременное соблюдение условий, необходимых для применения пониженной налоговой ставки в отношении спорного имущества.

При этом судом апелляционной инстанции отказано в удовлетворении ходатайства общества о назначении по делу строительно-технической экспертизы, поскольку данное ходатайство заявлено в нарушение положений статьи 268 АПК РФ, так как в суде первой инстанции такого ходатайства общество не заявляло.

Кроме того, применительно к наименованию и функциональному назначению спорных объектов, апелляционная коллегия считает, что в данном случае не требуется каких-либо специальных познаний для разрешения настоящего спора.

Апелляционной коллегией также не принимается ссылка подателя жалобы на то, что, поскольку по итогам проведенных налоговых проверок налоговых деклараций по налогу на имущество организаций за налоговые периоды, истекшие до 2017 года, налогоплательщику не было отказано в применении пониженной ставки по данному налогу, предусмотренной пунктом 3 статьи 380 НК РФ, то привлечение налогоплательщика к ответственности неправомерно.

Отсутствие со стороны налогового органа претензий при исчислении налога на имущество организаций за налоговые периоды, предшествовавшие рассматриваемому периоду, не может служить безусловным основанием для признания правомерным применения обществом льготы по указанному налогу в отношении спорного имущества (12 объектов) за 2017 год, а также освобождения налогоплательщика от ответственности.

В связи с этим следует признать, что суд первой инстанции правомерно согласился с доводами налогового органа по основаниям, подробно изложенным в обжалуемом решении, которые нормативно и документально заявителем не опровергнуты.

Спор по размеру доначисленного налога на имущество, начисленных пеней отсутствует.

При этом ссылка подателя жалобы на судебную практику, приведенную в апелляционной жалобе и дополнениях к ней, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку данные судебные акты не имеют преюдициального значения для настоящего спора.

С учетом вышеизложенного в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции отказано правомерно.

Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены определения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. относятся на подателя жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельской области от 27 ноября             2019 года по делу № А05-10407/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.

Председательствующий                                                                А.Ю. Докшина

Судьи                                                                                             Е.А. Алимова

                                                                                                        Е.Н. Болдырева