ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-10627/15 от 24.05.2016 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

24 мая 2016 года                                                                      Дело № А05-10627/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Асмыковича А.В., Самсоновой Л.А.,

рассмотрев 24.05.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 02.12.2015 (судья Быстров И.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2016 (судьи Виноградова Т.В., Докшина А.Ю., Ралько О.Б.) по делу № А05-10627/2015,

у с т а н о в и л:

Открытое акционерное общество «Архангельская областная энергетическая компания» (место нахождения: <...>;    ОГРН <***>; ИНН <***>; далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным требования Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (место нахождения: <...>; ОГРН <***>;             ИНН <***>;  далее – Министерство) от 20.08.2015 № 203/06-04/5982 в части предложения возместить в областной бюджет необоснованно полученную субсидию на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на электрическую энергию, вырабатываемую децентрализованными источниками электроснабжения, за 2013 год в размере 1 179 919 руб. 49 коп. и за 2014 год в размере 525 837 руб. 67 коп.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены религиозная организация «Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» (место нахождения: Архангельская обл., пос. Соловецкий; ОГРН <***>; ИНН <***>), федеральное государственное бюджетное учреждение «Администрация морских портов Западной Арктики» (место нахождения: <...>; ОГРН <***>; ИНН <***>), федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник» (место нахождения: Архангельская обл., пос. Соловецкий; ОГРН <***>; ИНН <***>), общество с ограниченной ответственностью «Мега-Строй» (место нахождения:    <...>; ОГРН <***>;                ИНН <***>), открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» (место нахождения: Санкт-Петербург, ул. Достоевского, д. 15; ОГРН <***>; ИНН <***>).

Решением суда первой инстанции от 02.12.2015 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 11.03.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, требование является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании Законов Архангельской области от 17.12.2012 № 603-36-ОЗ «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» (далее – Закон о бюджете на 2013 год) и от 19.12.2013 № 59-4-ОЗ «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (далее – Закон о бюджете на 2014 год) между Министерством и Обществом заключены договоры от 29.12.2012 № 01-Э на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на электрическую энергию, вырабатываемую децентрализованными источниками энергоснабжения в 2013 году и от 20.01.2014 № 1-Э на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на электрическую энергию, вырабатываемую децентрализованными источниками энергоснабжения, согласно которым Обществу в соответствии с разделом 2 Порядков предоставления в 2013 и в 2014 годах субсидий юридическим лицам (за исключением государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг (приложение 17 к Закону о бюджете на 2013 год и приложение 18 к Закону о бюджете на 2014 год соответственно; далее – Порядок предоставления субсидий в 2013 году, Порядок предоставления субсидий в 2014 году соответственно) предоставляется субсидия на возмещение убытков (недополученных доходов), возникающих в результате государственного регулирования тарифов на электрическую энергию, вырабатываемую децентрализованными источниками энергоснабжения.

Согласно пункту 1.3 договоров объем субсидий, относящийся к группе потребителей «население», и потребителей, приравненных к этой категории, рассчитывается как произведение разницы между экономически обоснованным тарифом на электрическую энергию, отпускаемую Обществом в технологически изолированных территориальных энергетических системах на розничных рынках на территории Архангельской области (без НДС), и тарифом на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории «население» (без НДС), утвержденным агентством по тарифам и ценам Архангельской области, и количества электрической энергии, потребленной населением, и потребителями, приравненными к категории «население».

Объем субсидий, относящийся к группе потребителей «прочие потребители», рассчитывается как произведение разницы между экономически обоснованным тарифом на электрическую энергию (без НДС) и тарифом на электрическую энергию, отпускаемую Обществом в технологически изолированных территориальных энергетических системах на розничных рынках на территории Архангельской области для прочих потребителей (без НДС), применяемых в расчетах за электрическую энергию по договорам энергоснабжения, утвержденными агентством по тарифам и ценам Архангельской области, и количества электрической энергии, потребленной прочими потребителями.

Министерство на основании распоряжения от 13.07.2015 № 352-р провело плановую камеральную проверку в Соловецком филиале Общества по вопросам соблюдения условий, целей и порядка предоставления указанной субсидии за 2013 - 2014 годы, в ходе которой выявило и зафиксировало в акте от 12.08.2015 № 203/01-23-100 завышение потребности в субсидии за 2013 год на сумму 1 179 919 руб. 49 коп. и за 2014 год на сумму 525 837 руб. 67 коп. исходя из того, что тарифы для категории «население» применены по объемам электрической энергии, поставленной в жилые помещения, принадлежащие юридическим лицам.

Требованием от 20.08.2015 № 203/06-04/5982 Министерство предложило Обществу в течение 15 дней со дня его предъявления возвратить в областной бюджет необоснованно полученные средства субсидии.

Общество, не согласившись с требованием, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности применения льготного тарифа для населения по объемам электрической энергии, поставленной в жилые помещения, принадлежащие юридическим лицам, заявление удовлетворил.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемым в соответствии с ним нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ).

Как предусмотрено подпунктом «б» пункта 1 статьи 8 Закона о бюджете на 2013 год, подпунктом «б» пункта 1 статьи 8 Закона о бюджете на 2014 год, в 2013 и в 2014 годах из областного бюджета юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на электрическую энергию, вырабатываемую децентрализованными источниками электроснабжения.

В силу пункта 2.4 Порядка предоставления субсидий в 2013 году объем субсидии рассчитывается как произведение разницы между экономически обоснованным тарифом на электрическую энергию (без НДС) и отпускным тарифом на электрическую энергию (без НДС), утвержденными агентством по тарифам и ценам для конкретных категорий потребителей, на количество электрической энергии, потребленной каждой группой потребителей.

Энергоснабжающие организации представляют в Министерство расчет фактической потребности в средствах на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на электрическую энергию, вырабатываемую децентрализованными источниками электроснабжения, за фактически принятое абонентом-потребителем количество электрической энергии в соответствии с данными бухгалтерского учета в рамках заключенных между ними договоров энергоснабжения с отражением объемов потребления электрической энергии по категориям потребителей по каждому тарифу с учетом льгот (подпункт «а» пункта 2.10 Порядка предоставления субсидий в 2013 году).

Порядком предоставления субсидий в 2014 году предусмотрено, что объем субсидий, относящийся к группе потребителей «население» и приравненных к этой категории, рассчитывается как произведение разницы между экономически обоснованным тарифом на электрическую энергию, отпускаемую энергоснабжающими организациями в технологически изолированных территориальных энергетических системах на розничных рынках на территории Архангельской области (без НДС), и тарифом на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории «население» (без НДС), утвержденными агентством по тарифам и ценам, и количества электрической энергии, потребленной населением и потребителями, приравненными к категории «население» (пункт 2.5); энергоснабжающие организации представляют в Министерство расчет фактической потребности в средствах субсидий на основании сведений о фактически потребленном абонентом-потребителем объеме электрической энергии в соответствии с данными бухгалтерского учета в рамках заключенных между ними договоров энергоснабжения с отражением объемов потребления электрической энергии по категориям потребителей по каждому тарифу с учетом льгот (подпункт «а» пункта 2.12).

Согласно подпункту 3 пункта 49 Порядка осуществления финансового контроля исполнительными органами государственной власти Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 18.02.2014 № 58-пп, по результатам рассмотрения акта проверки должностное лицо главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств областного бюджета, рассмотревшее акт проверки, направляет требование о возврате субсидии объекту финансового контроля, если выявлено нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидии.

В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что основанием для направления Министерством Обществу требования от 20.08.2015 № 203/06-04/5982 послужило неправомерное применение тарифа для населения в отношении объема электрической энергии, поставленной в жилые помещения, принадлежащие юридическим лицам.

В силу части 1 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилое помещение предназначено для проживания граждан.

Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения (часть 1 статьи 158 ЖК РФ), при этом неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами жилых помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 11 статьи 155 ЖК РФ).

В силу пункта 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2, к тарифной группе «население» относятся не только граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, но и приравненные к населению категории потребителей, которым электроэнергия поставляется по регулируемым ценам (тарифам).

Исходя из того, что в соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 06.03.2012 № 14340/11, критерием отнесения потребителей к группе «население» является использование электрической энергии на коммунально-бытовые нужды, а также в связи с непредставлением Министерством вопреки части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств использования электроэнергии, подаваемой в спорные жилые помещения, в иных целях суд первой инстанции удовлетворил заявленные Обществом требования, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.

При этом судами указано, что ни Порядками предоставления субсидий в 2013 и 2014 годах, ни указанными договорами от 29.12.2012 № 01-Э и от 20.01.2014    № 1-Э предоставление субсидии энергоснабжающей организации не поставлено в зависимость от того, заселены соответствующие жилые помещения или нет.

Доводы Министерства, приведенные в кассационной жалобе, рассмотрены судами двух инстанций и отклонены, получив надлежащую правовую оценку.

Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 02.12.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2016 по делу № А05-10627/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области – без удовлетворения.

Председательствующий                                                                        О.А. Алешкевич

Судьи                                                                                                       А.В. Асмыкович

                                                                                                                 Л.А. Самсонова