ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-10944/2021 от 18.04.2022 АС Архангельской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

22 апреля 2022 года

г. Вологда

Дело № А05-10944/2021

Резолютивная часть постановления объявлена апреля 2022 года .

В полном объёме постановление изготовлено апреля 2022 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Селивановой Ю.В., судей Алимовой Е.А.,               Мурахиной Н.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания                     Парфеновой А.С.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Нефтяная топливная компания» ФИО1 по доверенности от 16.09.2021,                     от администрации городского округа Архангельской области «Котлас»                 ФИО2 по доверенности от 14.09.2021,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Нефтяная топливная компания» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 23 декабря 2021 года по делу № А05-10944/2021,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Нефтяная топливная компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 162394, <...> здание 6б; далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к администрации городского округа Архангельской области «Котлас» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 165300, Архангельская область, Котласский район, город Котлас, площадь Советов, дом 3; далее – администрация) о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство от 21.06.2021                № 01-19/2375 и об обязании администрации выдать разрешение на строительство объекта «АЗС №7 в г. Котлас» на земельном участке с кадастровым номером 29:24:040105:2354, расположенном по адресу: <...>.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 23.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права и несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Указывает, что суд первой инстанции при принятии решения применил статью 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), недействующую с 01.01.2012.

Представитель общества доводы апелляционной жалобы в судебном заседании поддержал.

Администрация в отзыве на апелляционную жалобу и ее представитель в судебном заседании просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, общество 15.06.2021 обратилось в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта «АЗС № 7 в г. Котлас» на земельном участке с кадастровым номером 29:24:040105:2354, расположенном по адресу: <...>.

По результатам рассмотрения заявления администрацией принято решение об отказе в выдаче разрешения на строительство от 21.06.2021               № 01-19/2375 со ссылкой на часть13 статьи 51 ГрК РФ. Отказ мотивирован тем, что часть сооружений, входящих в состав АЗС, а именно:  аварийный резервуар, объемом 10 куб.м; накопительная емкость хоз-бытовых стоков, объемом 10 куб.м; установка для очистки поверхностных вод от нефтепродуктов расположены в границах минимальных отступов от границ земельного участка, указанных на чертеже и в разделе 2.3.1 градостроительного плана земельного участка от 22.07.2019  № 29-303-28-2019, в пределах которых не допускается строительство объектов капитального строительства.

Не согласившись с решением администрации от 21.06.2021 № 01-19/2375, общество оспорило его в судебном порядке.

Решением суда первой инстанции от 23.12.2021 в удовлетворении требований отказано.

Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.

Согласно положениям пункта 5 части 3 статьи 8 ГрК РФ, подпункта 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.

Часть 1 статьи 51 ГрК РФ определяет, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Согласно части 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 данной статьи, несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения (часть 13 статьи 51 ГрК РФ).

Из норм, содержащихся в пункте 4 статьи 2 и части 1 статьи 51 указанного Кодекса, следует, что при выдаче разрешения на строительство подлежит установлению допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с ограничениями, установленными земельным и иным законодательством Российской Федерации (определение Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2018                   № 310-КГ17-15291).

В силу пункта 2 части 1 статьи 38 ГрК РФ предельные размеры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений.

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 57.3 ГрК РФ в градостроительном плане земельного участка содержится информация о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства.

Из материалов дела следует, что общество владеет земельным участком с кадастровым номером 29:24:040105:2354, расположенном по адресу: <...>, на основании договора аренды от 30.05.2019 № 4436. Вид разрешенного использования земельного участка – объекты придорожного сервиса.

Заявителю выдан градостроительный план земельного участка                 № 29-303-28-2019, согласно чертежу, пункту 2.3.1 которого размещение объекта допускается с учетом минимальных отступов от границ земельного участка, составляющих 6 метров от красной линии, совпадающей с западной, южной и восточной стороны с границами земельного участка (т. 1, л.д. 54–57).

Проектной документацией в составе объекта «АЗС № 7 г. Котлас» предусмотрено размещение зданий и сооружений и оборудования:

1. Здание операторской;

2. Навес над РТК;

3. Резервуар топлива (бензин АИ-95), объемом 25 куб.м;

4. Резервуар топлива (бензин АИ-92), объемом 25 куб.м;

5. Резервуар дизельного топлива, объемом 25 куб.м;

6. Аварийный резервуар, объемом 10 куб.м;

7. ТРК;

8. Накопительная емкость хоз-бытовых стоков, объем 10 куб.м;

9. Площадка для слива топлива;

10. Установка для очистки поверхностных вод от нефтепродуктов;

11. Флагшток;

12. Стелла;

13. Площадка мусоросборников;

14. Технологический отсек с системой переключения между приемом аварийных проливов и ливневой канализацией;

15. Дизель-контейнерная э/станция. 

Из графической части проектной документации («Схема расположения зданий и сооружений АЗС» л. 8, «Схема расположения фундаментов л. 36, «Проекта организации строительства» л.2) усматривается, что  аварийный резервуар, объемом 10 куб.м; накопительная емкость хоз-бытовых стоков, объем 10 куб.м; установка для очистки поверхностных вод от нефтепродуктов расположены в границах минимальных отступов от границ земельного участка, в пределах которых не допускается строительство объектов капитального строительства, что не соответствует градостроительному плану земельного участка  от 22.07.2019 № 29-303-28-2019.

Доводы заявителя о том, что данные сооружения объектами капитального строительства не являются, подлежат отклонению.

Согласно пункту 10 статьи 1 ГрК РФ в качестве объекта капитального строительства закон определяет здание, строение, сооружение и объекты, строительство которых не завершено.

Некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений) (пункт 10.2 статьи 1 ГрК РФ).

Согласно статье 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.

 Из проектной документации усматривается, что  планируемая к размещению АЗС предназначена для заправки транспортных средств нефтепродуктами, деятельность которой регулируется ГОСТ Р 58404-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Станции и комплексы автозаправочные. Правила технической эксплуатации», утвержденным и введенным в действие Приказом Росстандарта от 25.04.2019 № 167-ст (далее – ГОСТ Р 58404-2019). 

В соответствии с пунктом 3.1.1 ГОСТ Р 58404-2019 АЗС является имущественный комплекс, предназначенный для заправки транспортных средств нефтепродуктами через топливораздаточные и маслораздаточные колонки, а также для продажи фасованных нефтепродуктов, продовольственных и промышленных товаров, в том числе автомобильных принадлежностей и запасных частей.

Проектной документацией (т. 3, л. 43–45; т. 2, л. 113–127) для сооружений: аварийного резервуара, объемом 10 куб.м; накопительной емкости хоз-бытовых стоков, объемом 10 куб.м; установки для очистки поверхностных вод от нефтепродуктов предусмотрено возведение монолитного железобетонного фундамента.

Поскольку указанные сооружения имеют прочную связь с землей и входят в состав АЗС как комплекса, эксплуатация АЗС без которых не предусмотрена, то при их строительстве должны соблюдаться минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство.

Между тем из представленной проектной документации следует, что требование градостроительного плана земельного участка к минимальным отступам от границ земельного участка при  размещении АЗС обществом не соблюдено.

Следовательно,  у администрации имелись предусмотренные частью 13 статьи 51 ГрК РФ основания для отказа заявителю в выдаче разрешения на строительство.

Отсутствие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство не являлись, вместе с тем выводы суда первой инстанции в мотивировочной части решения об отсутствии заключения государственной экспертизы проектной документации не привели к принятию неправильного решения.

При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд 

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельской области от 23 декабря 2021 года по делу № А05-10944/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Нефтяная топливная компания» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.

Председательствующий

Ю.В. Селиванова

Судьи

Е.А. Алимова

Н.В. Мурахинана