ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-11613/20 от 09.04.2021 АС Архангельской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

16 апреля 2021 года

г. Вологда

Дело № А05-11613/2020

Резолютивная часть постановления объявлена апреля 2021 года .

В полном объёме постановление изготовлено апреля 2021 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Потеевой А.В., судей Тарасовой О.А. и Фирсова А.Д. при ведении протокола секретарем судебного заседания Саркисян Р.А.,

при участии ФИО1, от налогового органа ФИО2 по доверенности от 11.01.2021,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 января 2021 года по делу № А05-11613/2020,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (ОГРН <***>; далее – инспекция) о признании незаконными действий инспекции по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) в отношении общества с ограниченной ответственностью «Приморский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат» (ОГРН <***>; далее – общество) записи:

- от 24.07.2020 за государственным регистрационным номером (далее – ГРН) 2202900131685 об исключении из ЕГРЮЛ и возложении обязанности на инспекцию исключить из ЕГРЮЛ раздел «Сведения о прекращении юридического лица» и запись от 24.07.2020 ГРН 2202900131685 «Исключение из ЕГРЮЛ юридического лица в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности» и восстановить в ЕГРЮЛ в отношении Общества раздел «Сведения о состоянии юридического лица» и запись ГРН 2132932019460 от 16.05.2013;

- от 12.01.2018 ГРН 2182901036712 «Сведения недостоверны (результаты проверки достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице)» в разделе «Сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица» и возложении обязанности на инспекцию исключить из ЕГРЮЛ данную запись;

- от 29.08.2017 ГРН 2172901218631 в разделе «Сведения об участниках/учредителях юридического лица» и о возложении обязанности на  инспекцию исключить из ЕГРЮЛ данную запись;

- от 17.03.2020 ГРН 2202900044477 «Сведения недостоверны (результаты проверки достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице)» в разделе «Место нахождения и адрес юридического лица» и возложении обязанности на инспекцию исключить из ЕГРЮЛ названную запись.

Решением суда от 25 января 2021 года заявленные требования удовлетворены частично; признаны незаконными действия инспекции по внесению в ЕГРЮЛ записей от 24.07.2020, 12.01.2018, 29.08.2017; на инспекцию возложена обязанность устранить допущенные нарушения, а также восстановить запись от 16.05.2013. В удовлетворения остальной части заявления отказано.

Инспекция обжаловала решение в части признания незаконными ее действий в апелляционном порядке, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Считает, что срок ликвидации юридического лица, установленный пунктом 6 статьи 57 Федерального закона от 08.02.1998
№ 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон
№ 14-ФЗ), не распространяется на спорные правоотношения, поскольку запись о начале ликвидации общества внесена 16.05.2013, а данное положение закона вступило в силу с 01.09.2017. Кроме того, у налогового органа отсутствовали основания для устранения записи о недостоверности сведений о руководителе общества. Заявление ФИО1 в инспекцию от 09.04.2019, в котором сообщалось о возложении на него полномочий директора общества, было оформлено не по установленной форме, поэтому в регистрации данных изменений отказано. Просит решение в оспариваемой части отменить и в удовлетворении требований истца отказать.

ФИО1 в отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании отклонил аргументы налогового органа. Считает, что выводы суда соответствуют действующему законодательству и представленным в дело доказательствам.

Заслушав объяснения сторон исследовав материалы дела, апелляционная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как видно из материалов дела, общество зарегистрировано в ЕГРЮЛ с присвоением ОГРН <***>.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 26.03.2019 общество находится в стадии ликвидации, о чем внесена запись от 16.05.2013 ГРН 2132932019460.

Участником общества и его руководителем, а затем и ликвидатором  являлся ФИО1.

29.08.2017 инспекция внесла запись в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений об участнике общества ФИО1 ГРН 2172901218631.

Территориальный налоговый орган в адрес общества, его участника и руководителя направил уведомление от 28.11.2017 № 2.5-21/1/20767 о недостоверности внесенных в реестр сведений о руководителе общества и необходимости представления достоверных данных и лице, имеющем право действовать без доверенности от имени общества.

В связи с неисполнением данного уведомления 28.12.2017 территориальный налоговый орган представил в инспекцию как регистрирующий орган заявление о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, относительно руководителя общества.

12.01.2018 инспекция внесла запись в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений о ликвидаторе общества ФИО1 ГРН 2182901036712.

Также территориальным налоговым органом проведена проверка достоверности сведений об адресе местонахождения общества: <...>. В ходе осмотра 17.01.2020 установлено, что по указанному адресу общество не располагается, отсутствуют вывески, таблички, почтовый ящик (протокол № 2.8-12/4613).

Регистрирующим органом 27.01.2020 в адрес общества и ФИО1 направлено уведомление № 2.9-221/02398 о необходимости представления достоверных сведений об адресе юридического лица.

В связи с тем, что истребуемые сведения и подтверждающие документы не представлены, инспекция 17.03.2020 внесла в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) общества ГРН 2202900044477.

В дальнейшем 23.03.2020 инспекция приняла решение № 253 о предстоящем исключении общества как недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в связи с наличием в реестре недостоверных сведений о нем, и с момента внесения такой записи прошло более шести месяцев (запись от 25.03.2020 ГРН 2202900051693).

Данное решение опубликовано в «Вестнике государственной регистрации» часть 2 № 12(779) от 25.03.2020/3038.

14.07.2020 инспекция приняла решение № 253И об исключении общества из ЕГРЮЛ в связи с наличием в реестре недостоверных сведений о нем, о чем 24.07.2020 внесена запись ГРН 22029000131685.

ФИО1 не согласился с действиями налогового органа по внесению указанных записей и обратился в суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя частично, отказав в требовании о признании недействительной записи от 17.03.2020 ГРН 2202900044477 «Сведения недостоверны (результаты проверки достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице)» в разделе «Место нахождения и адрес юридического лица» и возложении обязанности на инспекцию исключить из ЕГРЮЛ названную запись.

Инспекция не согласилась с обжалуемым решением в части признания незаконными ее действий по внесению в ЕГРЮЛ записи об исключении общества из ЕГРЮЛ, возложении обязанности исключить данные сведения и восстановить их, а также записи о недостоверности сведений о лице, имеющем право действовать без доверенности и возложении обязанности исключить данную запись.

Поскольку в апелляционном порядке обжалуется только часть решения и лица, участвующие в деле не заявили возражений, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части на основании части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ).

Положениями статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) закреплен принцип публичной достоверности ЕГРЮЛ, в соответствии с которым данные государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления (пункт 1); лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам (пункт 2); регистрирующий орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в ЕГРЮЛ (пункт 3).

На основании пункта 6 статьи 11 Закона № 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами «в», «д» и (или) «л» пункта 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в ЕГРЮЛ), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее – уведомление о недостоверности).

В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.

В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.

Согласно подпункту «б» пункта 5 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ наличие в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи является основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном статьей 21.1, пунктом 7 статьи 22 настоящего Закона.

При этом из смысла и содержания указанных норм права следует, что исключение юридического лица из ЕГРЮЛ является правом регистрирующего органа; наличие совокупности признаков, изложенных в подпункте «б» пункта 5 статьи 21.1 указанного закона не влечет безусловное (обязательное) исключение из реестра лиц.

Исключение данных лиц из реестра не направлено на прекращение деятельности тех юридических лиц, которые фактически осуществляют свою деятельность, находятся по юридическому адресу. В связи с этим исключение из реестра организаций, в отношении которых имеется запись о недостоверности сведений, но которые фактически осуществляют деятельность и с которыми есть возможность поддержания связи (получение ими необходимой корреспонденции, выход на связь исполнительного органа, сдача необходимой отчетности), не допускается.

В данном случае основанием исключения общества из ЕГРЮЛ послужил вывод инспекции о непредставление им достоверных сведений о руководителе и участнике общества, запись в отношении которых об их недостоверности, внесена в ЕГРЮЛ в течение более чем шести месяцев.

Однако до принятия регистрирующим органом решения от 23.03.2020
№ 253 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ и решения от 14.07.2020 № 253И об исключении общества из ЕГРЮЛ, генеральный директор общества ФИО1 04.04.2019 (вх. 320017А) обратился в налоговый орган с заявлениями по форме № Р13001 и № Р15001 о внесении изменений и об отмене принятого решения о ликвидации юридического лица.

Инспекция решением от 04.04.2019 № 3200218А отказала в регистрации изменений в связи с несоблюдением нотариальной формы представленных документов.

09.04.2019 ФИО1 обратился в регистрирующий орган с заявлением по форме Р14001 для включения сведений о лице, имеющим право действовать от имени юридического лица без доверенности в отношении генерального директора ФИО1, подлинность подписи заявителя засвидетельствована в нотариальном порядке.

Регистрирующий орган решением от 09.04.2019 № 3200225А отказал в государственной регистрации изменений, поскольку в ЕГРЮЛ отсутствуют сведения об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица.

В связи с этим решением единственного участника общества от 11.04.2019 № 80 процедура ликвидации возобновлена.

В соответствии с пунктом 6 статьи 57 Закона № 14-ФЗ срок ликвидации общества, установленный его участниками или органом, принявшим решение о ликвидации общества, не может превышать один год, а в случае, если ликвидация общества не может быть завершена в указанный срок, этот срок может быть продлен в судебном порядке, но не более чем на шесть месяцев.

В отсутствии сведений о ликвидации юридического лица по истечении указанных сроков регистрирующий орган обязан внести запись ЕГРЮЛ о прекращении ликвидации. Инспекция указанную обязанность в отношении общества не исполнила.

Кроме того, как следует из материалов дела, общество не прекращало ведение деятельности, за 2018 - 2020 годы им сдана налоговая и бухгалтерская отчетность, связь с юридическим лицом осуществлялась, о чем свидетельствует переписка налогового органа с обществом.

Таким образом, на момент исключения из ЕГРЮЛ общество являлось действующим юридическим лицом, сведения об участнике общества и его руководителе являлись достоверными. Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.

Обстоятельства дела исследованы судом полно и всесторонне, нормы права применены судом правильно, их нарушения не допущено. При таких обстоятельствах судебный акт в обжалуемой части подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 января 2021 года по делу № А05-11613/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

     А.В. Потеева

Судьи

     О.А. Тарасова

     А.Д. Фирсов