ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-11919/19 от 23.12.2020 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

23 декабря 2020 года

Дело №

А05-11919/2019

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Серовой В.К., судей Боглачевой Е.В. и Старченковой В.В.,

рассмотрев 23.12.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Няндомское водопроводно-канализационное хозяйство» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 11.02.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2020 по делу № А05-11919/2019,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Няндомское водопроводно-канализационное хозяйство», адрес: 164200, Архангельская обл., г. Няндома, ул. Строителей, д. 20А, пом. 5, ОГРН 1182901018926, ИНН 2918012028 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с Архангельской области в лице Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, адрес: 163004, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 49, ОГРН 1042900022626, ИНН 2901127253 (далее - Министерство), 1 033 078 руб. 95 коп. в возмещение убытков, возникших в результате государственного регулирования тарифов на водоотведение.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Агентство по тарифам и ценам Архангельской области (далее – Агентство), муниципальное казенное унитарное предприятие «Расчетно-кассовый центр жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «Няндомский муниципальный район» (далее – Предприятие).

Решением суда первой инстанции от 11.02.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.07.2020, иск удовлетворен частично, с Министерства в пользу Общества взыскано 1 001 578 руб. 16 коп. в возмещение убытков. В удовлетворении остальной части иска отказано.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить принятые по делу судебные акты в части отказа в удовлетворении части исковых требований и принять по делу новый судебный акт - о полном удовлетворении исковых требований.

Податель жалобы указывает, что Общество предоставляет услуги исключительно по водоотведению, а не по вывозу жидких бытовых отходов (ЖБО). Представители истца не поясняли, что Общество принимало в рассматриваемый период в централизованную систему водоотведения жидкие бытовые отходы и что происходило накопление жидких бытовых отходов в многоквартирных домах.

Податель жалобы ссылается на то, что суд первой инстанции смешивает два понятия - ЖБО и сточные воды, что противоречит законодательству Российской Федерации.

Кроме того, податель жалобы отмечает, что сам факт отсутствия присоединения выгребных ям к централизованной системе водоотведения с учетом вывоза жидких фракций и помещения их в очистные сооружения, присоединенные к централизованной системе водоотведения, не исключает оценки таких жидких фракций как сточных вод со всеми вытекающими из этого последствиями.

В отзыве на кассационную жалобу Министерство просит оставить в силе обжалуемые судебные акты, считая их обоснованными и законными. 

Общество, Министерство, Агентство и Предприятие о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба на основании части 3 статьи 284 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Общество является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей водоотведение на территории муниципального образования «Няндомское» муниципального образования «Няндомский муниципальный район».

Постановлением администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» от 29.01.2019 № 41 Общество назначено гарантирующим поставщиком.

Согласно постановлению администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» от 22.11.2019 № 746 постановление от 29.01.2019 № 41 дополнено пунктом 4, следующего содержания: «Данное постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и применяется к правоотношениям, возникшим с 29.12.2018».

Между муниципальным образованием «Няндомское» муниципального образования «Няндомский муниципальный район» (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды объектов водоотведения от 29.12.2018, в соответствии с пунктом 1.1 которого арендодатель обязуется передать во временное владение и пользование (аренду) принадлежащую ему на праве собственности систему коммунальной инфраструктуры, для оказания услуг по водоотведению (канализационные сети, очистные сооружения, земельные участки, необходимыми для их эксплуатации), на территории муниципального образование «Няндомское», указанное в приложении № 1, являющемся неотъемлемой частью настоящего договора, а арендатор использует данное имущество в производственных целях и уплачивает арендодателю арендную плату в соответствии с условиями настоящего договора.

Сторонами 29.12.2018 подписаны акты приема-передачи имущества как приложение № 2 к указанному договору.

Общество 04.02.2019 обратилось в Агентство с заявлением об установлении тарифов на водоотведение от 31.01.2019.

Постановлением Агентства от 28.02.2019 № 14-в/2 утверждена производственная программа и установлены тарифы на услуги водоотведения, оказываемые Обществом на территории муниципального образования «Няндомское» муниципального образования «Няндомский муниципальный район» (далее – Образование), в соответствии с которым Обществу с 01.03.2019 по 30.06.2019 установлен тариф на услуги водоотведения для потребителей, приравненных к населению в размере 41,35 руб./куб.м, тариф для прочих потребителей составил 55,00 руб./куб.м без НДС.

Между Министерством и Обществом (получатель) заключен договор на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на услуги водоотведения для населения и потребителей, приравненных к населению от 29.03.2019 № 72-В (далее – Договор).

В силу пункта 1.1 Договора предметом настоящего договора является предоставления получателю из областного бюджета в 2019 году субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению, в соответствии с Порядком предоставления субсидий.

В январе и феврале 2019 года Общество осуществляло водоотведение в отношении объектов, находящихся на территории Образования.

По расчету Общества в результате не возмещенной разницы в тарифах за период с января по февраль 2019 года ему причинены убытки в размере 1 033 078 руб. 95 коп.

Письмом от 10.04.2019 № 97 Общество обратилось в Министерство с заявлением о возмещении убытков, связанных с государственным регулированием тарифов на водоснабжение и водоотведение за указанный период.

Письмом Министерства от 25.04.2019 № 203/06-09/3134 Обществу в предоставлении субсидий было отказано со ссылкой на отсутствие в течение указанного Обществом периода установленных Агентством тарифов для Общества на услуги водоотведения.

Поскольку данные убытки Обществу не возмещены, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

Суды первой и апелляционной инстанций исковые требования удовлетворили частично.

Проверив законность принятых при рассмотрении дела судебных актов и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Западного округа пришел к следующим выводам.

Правоотношения сторон регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ) и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила № 644).

В соответствии со статьей 2 Закона № 416-ФЗ водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод; транспортировка воды (сточных вод) - перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей; централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.

Статьей 7 Закона № 416-ФЗ установлены общие правила осуществления водоотведения с использованием централизованных систем водоотведения, что предусматривает заключение соответствующих договоров.

В силу части 1 статьи 14 Закона № 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент - соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.

В соответствии с частью 2 статьи 14 закона № 416-ФЗ к договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), если иное не установлено этим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.

Пунктом 1 статьи 779 ГК РФ установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

На основании пункта 2 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Разделом 5 Правил № 644 поименованы виды централизованных систем водоотведения, а также указаны особенности приема в них сточных вод.

Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают с гарантирующими организациями договоры водоотведения. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией (часть 5 статьи 7 Закона № 416-ФЗ).

Согласно подпункту «в» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, под водоотведением понимается отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.

Учитывая изложенное, суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу, что необходимым условием для оказания услуг водоотведения населению (жильцам многоквартирных домов) является наличие в многоквартирном доме внутридомовой инженерной сети, присоединенной к централизованным сетям ресурсоснабжающей организации, при этом при централизованной канализации транспортировка сточной воды осуществляется до очистных сооружений с использованием канализационных сетей. Очистка септиков (выгребов) в данном случае не является услугой по водоотведению.

В пункте 2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 № 155, дается понятие твердых и жидких бытовых отходов, под которыми понимаются отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и другие).

То есть фекальные отходы нецентрализованной канализации относятся к жидким бытовым отходам.

Из подпункта «д» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, следует, что обеспечение сбора и вывоза твердых и жидких бытовых отходов, образующихся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме, является составной частью деятельности по содержанию общего имущества, осуществляемой названными в пункте 16 Правил лицами (в зависимости от способа управления многоквартирным домом).

Согласно пункту 26 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» работы по обеспечению вывоза бытовых отходов, в том числе откачке жидких бытовых отходов (вывоз бытовых сточных вод из выгребных ям, септиков, находящихся на придомовой территории) включены в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в качестве работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме.

На основании пункта 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов.

Поскольку спорные многоквартирные жилые дома оборудованы выгребными ямами, в которых накапливаются ЖБО, эти дома не присоединены к централизованной системе водоотведения, то суды обоснованно отклонили довод истца о том, что в рассматриваемом случае в отношении населения, проживающего в спорных жилых домах, имело место оказание услуги водоотведения Обществом.

Доводы, приведенные Обществом в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены судами.

Иное толкование подателем жалобы действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.

Оснований для отмены судебных актов, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ не установлено.

Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).

Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки доказательств (обстоятельств, выводов судов) и отмены обжалуемых судебных актов.

В связи с тем, что при принятии кассационной жалобы к производству Обществу была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины и его жалоба оставлена без удовлетворения, с Общества следует взыскать в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины, предусмотренной подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 11.02.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2020 по делу № А05-11919/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Няндомское водопроводно-канализационное хозяйство» - без удовлетворения.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Няндомское водопроводно-канализационное хозяйство», адрес: 164200, Архангельская обл., г. Няндома, ул. Строителей, д. 20А, пом. 5, ОГРН 1182901018926, ИНН 2918012028, в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.

Председательствующий

В.К. Серова

Судьи

Е.В. Боглачева

 В.В. Старченкова