ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-12438/2021 от 06.10.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

06 октября 2022 года

Дело №

А05-12438/2021

 Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе                  председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,

 рассмотрев 03.10.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников недвижимости «Штурманская-1» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.01.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2022 по делу                                 № А05-12438/2021,

у с т а н о в и л:

 Товарищество собственников недвижимости «Штурманская-1», адрес: 163038,                  <...>, пом. 2-Н, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Товарищество), обратилось в Исакогорский районный суд г. Архангельска                   с заявлением к Государственной жилищной инспекции Архангельской области,                 адрес: 163072, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Инспекция), и государственному жилищному инспектору ФИО1  (далее – Инспектор) о признании недействительным предписания от 07.07.2021 № 09-09/325.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена прокуратура города Архангельска, адрес: 163069, <...>.

 Определением Исакогорского районного суда г. Архангельска от 24.09.2021                  по делу № 2а-828/2021 дело передано на рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.              

 Решением суда первой инстанции от 14.01.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 28.04.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.

 В кассационной жалобе Товарищество просит отменить состоявшиеся судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку суды пришли к ошибочному выводу о том, что спорное здание является многоквартирным домом (далее - МКД). В здании  не зарегистрировано право собственности ни на одну квартиру либо комнату, здание не включено в перечень всех МКД, расположенных на территории Архангельской области. Ссылка суда на технический паспорт здания общежития является некорректной, поскольку объект, на который ранее был составлен паспорт, в настоящее время не существует как объект недвижимости. Постановления о переходе здания в МКД уполномоченным органом не выносилось. Поскольку здание               не является МКД, Инспекция не имела законных оснований для проведения проверки и вынесения оспариваемого предписания, что влечет его недействительность.

Стороны и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направили, что в соответствии с             частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.

Дополнительные доказательства, представленные в суд кассационной инстанции, не принимаются и не рассматриваются (глава 35 АПК РФ).  

 Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

 Как установлено судами и следует из материалов дела,  по обращению гражданина – собственника жилого помещения, расположенного по                               адресу: <...>, по вопросу правильности начисления платы за содержание и коммунальные услуги на основании распоряжения                                         от 09.06.2021 № 09-01/818 Инспекцией проведена внеплановая документарная  проверка в отношении Товарищества.

 В ходе проведения проверки установлены нарушения Товариществом требований Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ  «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Закон № 209-ФЗ), Состава,  сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.02.2016 № 74/114/пр (далее – Приказ № 74/114/пр), а именно: на официальном сайте в сети «Интернет», определенном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти dom.gosuslugi.ru, не размещена информация, определенная пунктом 1 раздела 10 Приказа № 74/114/пр (субъект проверки не зарегистрирован в государственной информационной системе                жилищно-коммунального хозяйства (далее – ГИС ЖКХ): не размещена информация о Товариществе, включающая сведения о МКД, управление которыми осуществляет Товарищество).

 Инспектором 07.07.2021 составлен акт № 09-08/850 проверки соблюдения законодательства в сфере размещения в ГИС ЖКХ информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления МКД.

 На основании указанного акта 07.07.2021 вынесено предписание № 09-09/325                 об устранении выявленных нарушений, которым предписано до 20.08.2021 разместить информацию, включающую сведения о МКД, управление которыми осуществляет Товарищество; до 23.08.2021 представить отчет об исполнении предписания                            с приложением подтверждающих документов.   

 Товарищество, не согласившись с предписанием, обратилось в суд.

 Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.

 Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.

 Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.

 В соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации               (далее – ЖК РФ) и Положением о государственной жилищной инспекции Архангельской области, утвержденным постановлением администрации Архангельской области                      от 07.06.2007 № 110-па, Инспекция осуществляет региональный государственный жилищный надзор.

  В силу пункта 2 части 1 статьи 6 Закона № 209-ФЗ в ГИС ЖКХ должна размещаться информация о лицах, осуществляющих деятельность по оказанию услуг по управлению МКД, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества, по предоставлению коммунальных услуг.

 В соответствии со статьей 1 Закона № 209-ФЗ данный Закон регулирует отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации ГИС ЖКХ, в том числе сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении.

 Целью Закона № 209-ФЗ является создание правовых и организационных основ для обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций информацией о жилищно-коммунальном хозяйстве.

 Как определено в статье 2 Закона № 209-ФЗ, ГИС ЖКХ – единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в МКД, работах по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.

Субъектами, размещающими информацию в системе (далее – поставщики информации), являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, иные лица, которые обязаны в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в системе.

Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в ГИС ЖКХ информации о деятельности по управлению МКД товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление МКД (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной  политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.

 В соответствии с пунктом 1 раздела 10 Приказа № 74/114/пр размещению в системе подлежит информация о товариществе, включая в том числе сведения о МКД, управление которым осуществляет товарищество.

 Согласно протоколу общего собрания собственников помещений от 19.12.22014  № 1 принято решение утвердить способ управления домом в форме управления товариществом собственников недвижимости, создать Товарищество и утвердить его устав. Согласно уставу Товарищество является добровольным объединением собственников жилых и нежилых помещений дома, создано в целях совместного управления комплексом недвижимого имущества дома, в том числе обеспечения надлежащего технического, противопожарного, экологического, санитарного состояния общего имущества дома, обеспечения коммунальными услугами собственников жилых и нежилых помещений (пункт 2.1 устава).

 В соответствии с пунктом 2.2 устава Товарищество осуществляет следующие виды деятельности: управление домом, выполнение работ и услуг по содержанию и ремонту, в том числе капитальному, реконструкции помещений, строительству зданий и сооружений, заключение договоров энергоснабжения, с целью обеспечения коммунальными услугами собственников жилых и нежилых помещений дома, проведение мероприятий, направленных на обеспечение выполнения всеми собственниками помещений обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества дома в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество, проведение мероприятий по благоустройству и озеленению придомовой территории.

Согласно материалам дела проводятся общие собрания членов Товарищества, утверждаются годовые финансовые планы и отчеты, оно выставляет счета               гражданам – собственникам жилых помещений на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Согласно части 1 статьи 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).

 Перечень видов жилых помещений и признаки каждого из них определены            статьей 16 ЖК РФ.

 К жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната (пункты 1 - 3 части 1 статьи 16 ЖК РФ).

Так, жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Квартирой признается структурно обособленное помещение в МКД, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (части 1-4 статьи 16 ЖК РФ).

 Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций,  спорное здание 1989 года постройки являлось общежитием, в дальнейшем жилые комнаты 5-го этажа были переданы гражданам в долевую собственность на жилое помещение.

 Согласно поэтажным планам спорный дом является пятиэтажным, имеет коридорную систему и состоит из жилых комнат, которые выходят на общий коридор, идущий вдоль этажа. На каждом из пяти этажей имеются места общего пользования: коридоры, души, туалеты, бытовые комнаты, умывальни, шкафы, кухни и подсобные помещения. Названные помещения не являются часть коммунальной квартиры в смысле, придаваемом частью 1 статьи 41 ЖК РФ.

 Согласно техническому паспорту общая площадь спорного дома составляет                   4419,4 кв.м, из нее: а) жилые помещения: общая площадь квартир – 3927,7 кв.м (количество комнат 150), в том числе жилая площадь – 2367,70 кв.м, б) нежилые помещения – 332,9 кв.м.

 Согласно имеющемуся в материалах дела договору купли-продажи от 16.07.2015 в пользование и владение гражданина перешло жилое помещение – комната № 514, площадью 30,7 кв.м.

 При таких обстоятельствах на Товарищество  распространяется обязанность по размещению информации в ГИС ЖКХ.

 Оспариваемое предписание не возлагает на Товарищество не предусмотренных законодательством обязанностей и не нарушает его прав и законных интересов.

 Позиция, занятая Товариществом, фактически исключает спорный объект из публичных целей и задач ведения ГИС ЖКХ.

 Полномочия Инспекции на выдачу оспариваемого предписания проверены и подтверждены нижестоящими судами.

 Таким образом, обжалуемые судебные акты являются правильными, нарушений норм материального и процессуального права судами не допущено, оценка доказательств произведена судами с учетом требований статей 9, 65 - 71, 200 АПК РФ.

 Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе              их относимости, допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции», часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).

 Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

 решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.01.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2022                 по делу № А05-12438/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу товарищества собственников недвижимости «Штурманская-1» - без удовлетворения.

 Возвратить товариществу собственников недвижимости «Штурманская-1»,              адрес: 163038, <...>, пом. 2-Н, ОГРН <***>, ИНН <***>, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче кассационной жалобы платежным поручением                        от 27.06.2022 № 143.                                       

Председательствующий

В.М. Толкунов

Судьи

О.А. Алешкевич

Л.Б. Мунтян