ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
21 марта 2018 года | г. Вологда | Дело № А05-12494/2017 | |
Резолютивная часть постановления объявлена марта 2018 года .
В полном объёме постановление изготовлено марта 2018 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сусловой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Отделстрой» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 05 декабря 2017 года по делу № А05-12494/2017 (судья Шишова Л.В.),
у с т а н о в и л:
государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 163000, <...>; далее – управление, УПФ) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением о взыскании с акционерного общества «Отделстрой» (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 163000, <...>; далее – общество, АО «Отделстрой») 1000 рублей финансовой санкций за представление неполных сведений за январь 2017 года, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 05 декабря 2017 года по делу № А05-12494/2017 исковые требования удовлетворены.
Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает отсутствие оснований для привлечения к ответственности в связи с самостоятельным выявлением и устранением допущенной ошибки.
Управление в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, обществом в фонд 13.02.2017 представлена исходная форма СЗВ-М за январь 2017 года, в которой содержались сведения на 60 застрахованных лиц.
Впоследствии 12.04.2017 обществом в фонд предъявлена дополнительная форма СЗВ-М за январь 2017 года на 2 застрахованных лиц (Наконечную Л.В. и ФИО1), индивидуальные сведения относительно которых не были приведены в поданных 13.02.2017 в фонд сведениях за январь 2017 года.
В связи с выявленным нарушением фондом составлен акт от 13.04.2017 № 10/562-161, а также с учетом возражений общества принято решение от 31.05.2017 № 10/562-161 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за предоставление страхователем неполных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, в отношении двух застрахованных лиц в виде штрафа в размере 1000 руб.
Общество обратилось в ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Архангельской области с жалобой на решение фонда от 31.05.2017 № 10/562-161. Жалоба общества оставлена ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Архангельской области без удовлетворения, о чем общество уведомлено письмом от 14.07.2017 № 10/8815.
Во исполнение решения от 31.05.2017 № 10/562-161 в адрес общества фондом 07.07.2017 направлено требование от 03.07.2017 № 10/562-161 об уплате финансовых санкций.
Поскольку штраф обществом в добровольном порядке не уплачен, фонд обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу положений части 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Закона № 27-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона № 27-ФЗ, статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» ответчик является страхователем по данному виду страхования, согласно пункту 2 статьи 14 данного Закона обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно части 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 этой статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно части 2 статьи 8 Закона № 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.
При этом страхователь представляет сведения на 25 и более работающих у него застрахованных лиц (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, который устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации.
Для подачи рассматриваемых сведений используется форма «Сведения о застрахованных лицах» (форма СЗВ-М), утвержденная постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п (далее – постановление № 83п).
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
С учетом положений пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ общество обязано было представить сведения за январь 2017 года не позднее 15.02.2017 в отношении всех застрахованных лиц.
Предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ сведения по форме СЗВ-М за январь 2017 года в отношении 60 застрахованных лиц представлены обществом 13.02.2017, то есть в установленный законом срок.
Вместе с тем, как было указано ранее, 12.04.2017 страхователем предъявлены сведения по форме СЗВ-М за январь 2017 года еще на 2-х застрахованных лиц, в отношении которых сведения 13.02.2017 не представлялись.
Отчетность, представляемаяпо формеСЗВ-М,утверждена постановлением № 83п, в соответствии с которым в поле «Тип формы» предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов: «исхд», «доп» и «отмн»:
- код «исхд» (исходная форма) указывается при первичной подаче формы
СЗВ-М за данный отчетный период;
- код «доп» (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- код «отмн» (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Общество полагает, что отсутствуют основания для привлечения его к ответственности по статье 17 Закона № 27-ФЗ, поскольку ошибки им выявлены самостоятельно и устранены путем направления в фонд дополняющей формы СЗВ-М.
Сведения о дополнительных двух застрахованных лицах (Наконечной Л.В. и ФИО1) обществом 12.04.2017 действительно направлены с кодом «доп».
Однако из приведенных положений постановления № 83п следует, что дополняющая форма подлежит предоставлению с целью дополнения сведений относительно уже поданных сведений о конкретных застрахованных лицах за отчетный период.
Статьей 17 Закона № 27-ФЗ установлена ответственность за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.
Из буквального толкования названной нормы следует, что она предусматривает ответственность за различные правонарушения: непредставление сведений в установленный срок, представление неполных сведений, представление недостоверных сведений.
При этом под непредставлением сведений в установленный срок следует понимать непредставление сведений в отношении всех или части застрахованных лиц; представление неполных сведений – это представление не всех сведений в отношении одного застрахованного лица; представление недостоверных сведений – представление сведений, не соответствующих действительности.
В рассматриваемом случае общество, не представив до 15.02.2017 за январь 2017 года сведения в отношении двух застрахованных лиц, совершило такое правонарушение как непредставление сведений в установленный срок.
При этом под исправлениями сведений, исходя из нормы пункта 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н (далее – Инструкция № 766н) понимаются: случаи ошибочного искажения сведений, которые уже были представлены в фонд; выявление ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки контролирующим органом.
Согласно пункту 39 Инструкции № 766н в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Вместе с тем, из буквального толкования названного пункта Инструкции № 766н следует, что от ответственности страхователь может быть освобожден в случае предоставления уточненных (исправленных) индивидуальным сведений, то есть уточнений (исправлений) относительно уже представленных сведений в отношении конкретного лица.
В рассматриваемом случае имеет место дополнительное представление сведений еще на 2 застрахованных лиц, информация о которых ранее не была предъявлена.
Следовательно, положения пункта 39 Инструкции № 766н для освобождения страхователя от ответственности в рассматриваемом случае не могут быть применены.
Представление сведений в отношении не всех застрахованных лиц не
может быть квалифицировано как представление неполных сведений, как ошибочно отразил фондв своем решении, вместе с тем, данный вывод не свидетельствует о неправомерности привлечения страхователя к ответственности по статьи 17 Закона № 27-ФЗ, поскольку этой же нормой установлена и ответственность за непредставление сведений в установленный срок, что имело место в рассматриваемом случае.
Таким образом, материалами дела подтверждается факт нарушения обществом пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, поэтому заявитель был обоснованно привлечен к ответственности в виде финансовой санкции, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ. Размер штрафа определен фондом в размере 1000 руб. (500 руб. * 2 застрахованных лиц, в отношении которых сведения представлены не были к установленному сроку) с учетом санкции названной статьи.
Нарушения процедуры привлечения заявителя к ответственности судом не установлено. Обстоятельств, которые бы свидетельствовали об отсутствии вины общества, судом не установлено.
Оснований для вывода о его несоразмерности назначенному правонарушению, а также о несоблюдении принципа справедливости не усматривается.
В связи с изложенным требования фонда правомерно удовлетворены судом в заявленном размере.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Иных, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта доводов, апелляционная жалоба заявителя не содержит.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Оснований для отмены судебного акта не усматривается.
Руководствуясьстатьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Архангельской области от 05 декабря 2017 года по делу № А05-12494/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Отделстрой» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Н.В. Мурахина |
Судьи | А.Ю. Докшина Н.Н. Осокина |