ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-12579/2022 от 21.12.2023 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

21 декабря 2023 года

Дело №

А05-12579/2022

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Лущаева С.В., Соколовой С.В.,

рассмотрев 14.12.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области решение Арбитражного суда Архангельской области от 15.05.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2023 по делу № А05-12579/2022,

у с т а н о в и л:

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области «Коношская центральная районная больница», адрес: 164010, Архангельская обл., раб. пос. Коноша, Октябрьский пр-кт, д. 105, корп. 1, ОГРН 1032901820247,
ИНН 2912003154 (далее – Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным акта Территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области, адрес: 163000, г. Архангельск, пр-кт Чумбарова-Лучинского, д. 39, корп. 1, ОГРН 1022900520422, ИНН 2901010086 (далее – Фонд), от 14.10.2022 № 12/82 в части признания использованным не по целевому назначению средств территориальной программы обязательного медицинского страхования в размере 20 786 684,71 руб.

К участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество «Страховая компания «СОГАЗ-Мед», адрес: 107045, Москва, Уланский пер., д. 26, пом. 3.01,
ОГРН 1027739008440, ИНН 7728170427.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 15.05.2023, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2023, заявленные требования удовлетворены частично: оспариваемый акт признан недействительным в части требования о перечислении использованных не по целевому назначению средств территориальной программы обязательного медицинского страхования в размере 873 794,14 руб. (по эпизоду приобретения основных средств стоимостью свыше ста тысяч рублей за единицу (2020 год)), 41 180,22 руб. (по эпизоду выплат за увеличение объема работы за оказание помощи сторонней организации (2021 год)), штрафа в размере, превышающем 8717 руб.; в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано. На Фонд возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Учреждения.

В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также на нарушение судами норм материального права, просит решение и постановление отменить в части признания недействительным акта проверки в части требования о перечислении использованных не по целевому назначению средств территориальной программы обязательного медицинского страхования в размере 873 794,14 руб. (по эпизоду приобретения основных средств стоимостью свыше ста тысяч рублей за единицу (2020 год)) и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в названной части. По мнению подателя жалобы, суды не дали надлежащей оценки первичным бухгалтерским документам о передаче в собственность имущества, постановке на бухгалтерский учет основных средств. Суды проигнорировали доводы Фонда о том, что в рассматриваемом случае Учреждением заключен договор аренды с условием выкупа предмета аренды, которое представляет собой, по сути, условие договора купли-продажи.

Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Законность судебных актов в обжалуемой части проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Фонд на основании приказа от 21.09.2022
№ 729-О в период с 03.10.2022 по 14.10.2022 провел выездную проверку использования средств, направленных на реализацию территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее – ОМС), в Учреждении за период с 01.01.2020 по 31.12.2021, по результатам которой составил акт от 14.10.2022
№ 12/82.

В ходе проверки Фонд выявил факты нецелевого использования Учреждением средств ОМС в размере 23 690 271,46 руб. (в 2020 году - 21 238 748,71 руб.; в 2021 году - 2 451 522,75 руб.), а также неэффективного использования средств ОМС в размере 290 226,08 руб. (за 2020 год - 105 759,19 руб.; за 2021 год - 184 466,89 руб.) и предложил в течение 10 рабочих дней со дня его предъявления перечислить на лицевой счет Фонда использованные не по целевому назначению средства Территориальной программы ОМС в размере 23 690 271,46 руб. (КБК 39511610100090000140), штраф в размере 2 369 027,15 руб. (КБК 39511607090090000140), а в случае неисполнения требования в течение 10 рабочих дней со дня предъявления уплатить в бюджет Фонда пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.

Посчитав изложенные в акте от 14.10.2022 № 12/82 выводы Фонда о нецелевом расходовании средств ОМС в общей сумме 20 786 684,71 руб. необоснованными, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования частично, признав акт Фонда от 14.10.2022 № 12/82 недействительным в части требования о перечислении использованных не по целевому назначению средств территориальной программы обязательного медицинского страхования в размере 873 794 руб. 14 коп. (по эпизоду приобретения основных средств стоимостью свыше ста тысяч рублей за единицу (2020 год)), 41 180,22 руб. (по эпизоду выплат за увеличение объема работы за оказание помощи сторонней организации (2021 год)), штрафа в размере, превышающем 8717 руб.

Суд апелляционной инстанции, проверив по жалобе Фонда выводы суда первой инстанции по эпизоду приобретения основных средств стоимостью свыше ста тысяч рублей за единицу, оставил решение суда в этой части без изменения.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права по эпизоду приобретения основных средств стоимостью свыше ста тысяч рублей за единицу, соответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены судебных актов в обжалуемой части и удовлетворения кассационной жалобы.

В части 1 статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) определено, что расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В силу требований статей 38, 47 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Таким образом, использование средств внебюджетных фондов можно расценивать как нецелевое исключительно в случае использования их на цели, не соответствующие условиям и назначениям получения.

Согласно пункт 5 части 2 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 326-ФЗ) медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования - что является целевым использованием средств.

Возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется медицинской организацией на основании полученного акта в порядке, определенном Законом
№ 326-ФЗ.

В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона № 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.

Как следует из статьи 30 Закона № 326-ФЗ, оплата медицинской помощи по ОМС осуществляется по тарифам, установленным тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, и профессиональными союзами медицинских работников.

Согласно части 7 статьи 35 Закона № 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.

В соответствии с разделом VIII Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 22.12.2020 № 911-пп, структура тарифа на оплату медицинской помощи по ОМС в рамках Территориальной программы включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других организациях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу, за исключением расходов на капитальный ремонт и приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью свыше 100 тыс. рублей.

По обжалуемому эпизоду Фонд пришел к выводу о нецелевом расходовании Учреждением средств ОМС в размере 873 794,14 руб. на приобретение основных средств стоимостью свыше ста тысяч рублей за единицу (2020 год).

Суды установили, что Учреждение и ООО «Медик-А» заключили контракт от 21.08.2017 № 73774 на оказание услуг по аренде анализаторов для клинико-диагностической лаборатории с последующим выкупом. В соответствии с пунктом 1.4 контракта срок аренды оборудования составлял 36 месяцев.

Согласно пункту 4.1 контракта выкупная стоимость оборудования равна сумме арендных платежей по контракту.

В дополнительном соглашении от 09.01.2018 № 1 стороны согласовали цену контракта в размере 873 794,14 руб.

По акту приема-передачи арендуемое оборудование передано Учреждению. Услуги аренды оплачивались последним на основании универсальных передаточных документов, счетов.

По окончании срока аренды Учреждением составлены акты о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений):

от 11.09.2020 № 00000000001 на объект основных средств «Анализатор полуавтоматический биохимический Clima МС-15 с принадлежностями», стоимость приобретения (договорная стоимость) которого составила 454 372,97 руб.;

от 11.09.2020 № 00000000002 на объект основных средств «Анализатор гематологический автоматический Medonic серии М, модель М20 с принадлежностями», стоимость приобретения (договорная стоимость) которого составила 419 421,17 руб.

Установив данные обстоятельства, Фонд пришел к выводу о том, что Учреждение произвело расходы за счет средств ОМС на приобретение основных средств стоимостью свыше 100 000 руб. за единицу, что является нарушением требований пункта 7 статьи 35 Закона № 326-ФЗ, раздела VIII Территориальной программы на 2020 год, а также раздела III Тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования Архангельской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов от 30.12.2019.

Проверяя выводы Фонда в этой части, судебные инстанции правомерно учли, что согласно подпункту 1) пункта 186 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 № 108н (далее – Правила
№ 108н), тариф на оплату медицинской помощи включает в себя в том числе расходы на арендную плату за пользование имуществом, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу в соответствии с частью 7 статьи 35 Закона № 326-ФЗ.

В силу статьи 7 статьи 35 названного Закона структура тарифа на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования включает в себя, в том числе, расходы на арендную плату за пользование имуществом, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.

Согласно пункту 10 Тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования Архангельской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов от 30.12.2019 структура тарифа на оплату медицинской помощи также включает в себя расходы на арендную плату за пользование имуществом.

При этом, как правильно отметили суды, законодательством и нормативными актами субъекта Российской Федерации не установлены какие-либо ограничения по размеру расходов на арендную плату за пользование имуществом в рамках базовой ОМС.

Договор лизинга является разновидностью договора аренды, следовательно, общие нормы договора аренды применяются и к договору лизинга в части, не противоречащей положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) о финансовой аренде (лизинге) (статья 625 ГК РФ).

В соответствии со статьей 665 ГК РФ по договору лизинга лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей.

Предметом договора финансовой аренды могут быть любые непотребляемые вещи, используемые в целях ведения предпринимательской деятельности, кроме земельных участков и других природных объектов (статья 666 ГК РФ).

На основании пункта 1 статьи 607 ГК РФ под непотребляемой вещью понимают вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования, например предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и др.

Таким образом, медицинские организации вправе приобретать оборудование по договору лизинга.

При этом расходы медицинской организации на расчеты по договору лизинга по аренде оборудования за счет средств ОМС будут являться целевыми, так как согласно пункту 192 Правил № 108н в расчет тарифов ОМС включаются затраты медицинской организации, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги). Согласно пункту 194 упомянутых Правил к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).

В частности, в силу пункта 195 Правил № 108н в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются в том числе затраты на содержание объектов движимого имущества. В соответствии с пунктом 204 Правил № 108н к затратам на содержание объектов движимого имущества отнесены затраты на арендную плату, в том числе на финансовую аренду объектов (лизинг).

В составе платежей по спорному контракту от 21.08.2017 № 73774 указана стоимость переданного в лизинг имущества, превышающая 100 000 руб., вместе с тем изложенное, как верно указали суды, не изменяет квалификации названного контракта именно как договора аренды, а не договора купли-продажи. При этом в силу специфики данного договора право собственности на предмет лизинга возникло у лизингополучателя (Учреждения) только после выплаты всех лизинговых платежей.

На основании изложенного суды признали необоснованным вывод Фонда о нецелевом использовании Учреждением средств ОМС в размере 873 794,14 руб.

Доводы кассационной жалобы выводы судебных инстанций не опровергают, а сводятся к иной правовой квалификации заключенного договора.

Поскольку фактические обстоятельства установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для изменения или отмены судебных актов в обжалуемой части.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 15.05.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2023 по делу № А05-12579/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Е.Н. Александрова

Судьи

С.В. Лущаев

С.В. Соколова